Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:54, реферат
После Февральской революции в России установилось двоевластие – своеобразное переплетение диктатуры буржуазии и революционно-демократической диктатуры рабочих и крестьян. В организации верховной власти выявились две линии. Первая – линия буржуазии стремившаяся сконцентрировать законодательную и исполнительную власть в руках Временного правительства, не допустить созыва Учредительного собрания или парламента, политический состав которых трудно было предвидеть. Другая линия - это линия трудящихся масс, которые хотели бы закрепить демократические завоевания революции путем созыва Учредительного собрания.
Целью работы проанализировать деятельность Временного правительства и органов местного самоуправления.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Образование Временного Правительства……………………………………4
1.1. Возникновение советов……………………………………………………...7
2. Местные органы самоуправления в период февраля – октября 1917 года………………………………………………………………………………12
2.1. Советы на местах……………………………………………………..........15
Заключение……………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………………..20
Правовая система России после революции претерпела небольшие изменения. Особенно заметны они в сфере государственного права. Временному правительству пришлось санкционировать завоеванные народом в боях демократические права, свободы, которые теперь стали осуществляться без всяких ограничений. Издание избирательных законов для выборов в Учредительное собрание и органы местного самоуправления внесло принципиальные изменения в избирательное право, построенное теперь на основе наиболее передовых для своего времени принципов буржуазной демократии. Но исторические часы этой демократии в России были уже сочтены.
2. Местные органы самоуправления в период февраля – октября 1917 года.
При проведении реформы местного самоуправления
в современной России определенный интерес
представляет исторический опыт подобной
реформы Временного правительства в период
февраля–октября 1917 г. Именно тогда в
стране впервые стали создаваться бессословные
органы земского и городского самоуправления
с широкими полномочиями.
Упраздненные должности
и учреждения правительственного аппарата
на местах были заменены губернскими,
городскими и уездными комиссарами Временного
правительства и их аппаратом (канцеляриями).
Циркулярным распоряжением Временного
правительства от 5 марта временно обязанности
этих комиссаров до выборов новых органов
самоуправления возлагались на председателей
губернских и уездных земских управ и
городских голов, которые были избраны
еще при старом режиме.
Первое
время права комиссаров не были регламентированы.
Созданное в марте 1917 г. при Министерстве
внутренних дел Особое совещание
по местным реформам ввиду сложности
работы только к сентябрю подготовило
Проект положения о комиссарах, согласно
которому компетенция комиссаров напоминала
компетенцию губернаторов и исправников.
В первые же дни февраля
повсеместно самочинно, без всякого указания
из центра, стали возникать организации,
получившие общее название общественных
комитетов. В отличие от Советов они объединяли
умеренные элементы и заявляли о своей
поддержке Временного правительства.
Эти организации, именовавшиеся в советской
литературе не иначе как “буржуазно-помещичьи”
или “мелкобуржуазные”, имели гораздо
большее распространение и признание,
нежели Советы рабочих, крестьянских и
прочих депутатов.
В короткое время вся страна покрылась сетью подобных комитетов. В сельских обществах и волостях образовывались сельские и волостные комитеты, избираемые на сходах жителей; уездные комитеты по большей части избирались косвенным путем – представителями волостных комитетов; губернские общественные комитеты создавались путем кооптации в их состав представителей всевозможных самодеятельных организаций, в том числе и Советов.
Общественные комитеты на время стали главными органами местной администрации, заменив собой старые земства. Они демонстрировали приверженность новому строю и высокую степень самоорганизации, создавая из своей среды бюро, комиссии, заведовавшие отдельными отраслями управления.
Подобные органы, при всей их привлекательности, тем не менее, не могли служить постоянным источником власти ввиду их импровизированного характера. И если большевики после победы провозгласили Советы постоянной и единственной основой государственной жизни, то только потому, что они вовсе не собирались передавать им какую-либо власть.
Органы местного самоуправления, которые сохраняли прежнее название, наделялись правом управления всеми делами местного значения. Их компетенция расширялась за счет сужения полномочий органов центральной власти на местах.
В ведение местного самоуправления была полностью передана охрана общественного порядка, органы которой приобретали характер муниципальной милиции. Определение состава и численности милиции вверялось уездным земским собраниям и городским думам. Начальники милиции избирались и увольнялись городскими и уездными земскими управами.
Элементом земского самоуправления стала волость и, таким образом, местное самоуправление получило завершенный характер. До описываемой реформы волостная организация оставалась сословной, крестьянской, сильно зависимой от правительственной власти в лице земских начальников. Учитывая, что в волостях проживала основная часть населения государства, организация волости на принципах самоуправления становилась событием большой политической важности.
Ведомству
волостного земства подлежали в
пределах волости дела местного хозяйства
и управления. Административная зависимость
волостных земств состояла в том, что
уездный комиссар мог ревизовать их деятельность.
Земским учреждениям
было предоставлено право объединяться
в союзы. 1 июня 1917 г. Временное правительство
приняло Положение о Всероссийском Земском
Союзе. Союз этот мог осуществлять мероприятия,
вызываемые потребностями общеземского
характера, а также войной и ее последствиями.
В состав Земского Союза входили все земства,
которые принимали решение о своем вхождении
в Союз и делали взнос в средства Союза.
Всероссийский Земский Союз был вправе
учреждать коммерческие предприятия,
открывать учебные заведения лечебные
и просветительские учреждения, издавать
и распространять печатные произведения,
осуществлять иные мероприятия по соглашению
с правительственными властями.
15 апреля 1917 г. был принят самый
главный документ — постановление “О
производстве выборов гласных городских
дум и об участковых городских управлениях”.
Документ содержит указания о численности
гласных, поименный перечень муниципалитетов
453 городов России, которых необходимо
избрать на основе всеобщего избирательного
права. Правом участия в выборах наделялись
граждане обоего пола всех национальностей
и вероисповеданий, достигшие ко времени
составления избирательных списков 20
лет. В законе подчеркивалось, что “лица,
состоящие на военной службе, принимают
участие в выборах на общем основании”.
Таким образом, впервые в России правом
полного и равного голоса наделялись женщины
и военнослужащие. Отменялись национальные
и имущественные цензы, отвергался даже
ценз оседлости, свойственный муниципальному
избирательному праву многих стран. Выборы
в волостные и уездные земства были прямые,
избрание гласных губернских (областных)
земств, как и прежде, осуществлялось опосредованным
образом – уездными земскими собраниями
и городскими думами. В губернское земское
собрание, в отличие от прежней практики,
разрешалось избирать лиц, не состоявших
членами уездных и городских самоуправлений.
Реформу местного самоуправления
в России предполагалось завершить зимой
1917 – весной 1918 г. Принять стабильное законодательство
о местном самоуправлении должно было
Учредительное Собрание России. Избирательная
система была демократизирована.
2.2.
Советы на местах
Февральская
буржуазно-демократическая
С
первых дней существования Временное
правительство повело лихорадочную
работу по закреплению своего политического
господства, оставив почти нетронутым
весь государственный аппарат как в центре,
так и на местах, рассчитывая приспособить
его без каких-либо серьезных реформ к
обслуживанию интересов нового правящего
класса в России.13
Однако широкое распространение
получили советы различных уровней, среди
которых преобладали советы рабочих и
солдатских депутатов.
Советы рабочих и солдатских
депутатов - это выборные политические
организации рабочих и солдат России,
возникшие в ходе Февральской революции
1917.
С марта по октябрь 1917 г. число местных Советов возросло с 600 до 1429. В их составе большинство надлежало эсерам и меньшевикам, программы которых соответствовали настроениям населения России. По инициативе Петроградского Совета 27 марта — 3 апреля было проведено российское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов, принявшее решение о необходимости созыва первого Всероссийского съезда Советов. Выборы на съезд проходили в острой борьбе между большевиками и эсеро-меньшевистскими соглашателями.
Выступая на съезде, В. И. Ленин в ответ на заявление меньшевика И. Г. Церетели о том, что в России нет политической партии, которая была бы готова взять власть в свои руки, сказал: «Я отвечаю: "Есть! Ни одна партия от этого отказываться не может, и наша партия от этого не отказывается: каждую минуту она готова взять власть целиком"» Большевики предложили проект резолюции об отношении к Временному правительству: «Констатируя... полный крах политики соглашения с капиталистами, Съезд признает единственным выходом переход всей государственной власти в руки Всероссийского Совета Р. С. и К. Д.»
Съезд принял решения об одобрении внутренней и внешней политики Временного правительства, о подготовке Учредительного собрания, о созыве Всероссийских съездов Советов не реже одного раза в три месяца, избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) во главе с меньшевиком Н.С. Чхеидзе.
ВЦИК
- высший законодательный, распорядительный
и контролирующий орган государственной
власти РСФСР в 1917-1937.
В России после Февральской
революции возникли фабрично-заводские
комитеты (фабзавкомы). Говоря о становлении
после февраля 1917 г. советской государственности,
все внимание обычно сосредоточивают
именно на Советах, даже больше того –
на Советах рабочих и солдатских депутатов.
Но верно понять природу Советов нельзя
без рассмотрения их низовой основы, системы
трудового самоуправления, которая сразу
же стала складываться на промышленных
предприятиях.
Фабзавкомы, в организации которых большую роль сыграли Советы, быстро сами стали опорой Советов. Прежде всего, именно фабзавкомы финансировали деятельность Советов, перечисляя им специально выделенные с предприятий «штрафные деньги», а также 1% дневного заработка рабочих. В условиях революционной разрухи их деятельность была так очевидно необходима для предприятий, что владельцы в общем шли на сотрудничество
По своему охвату функции фабзавкомов были столь широки, что они сразу стали превращаться в особую систему самоуправления, организованного по производственному признаку.
На составе Советов сказался порядок их образования: крупные заводы избирали по одному депутату на тысячу рабочих, мелкие - по одному депутату от предприятия.
Реформируя
органы городского самоуправления, Временное
правительство стремилось подорвать
влияние городских Советов, особенно
тех, во главе которых стояли большевики.
К тому времени в крупных городах (Москве,
Петрограде и др.) наряду с городскими
Советами были образованы районные Советы,
которые являлись центрами, связывающие
городские Советы с пролетарскими массами
города. Понимая опасность со стороны
районных Советов, возглавляемых Большевиками,
Временное правительство поспешило противопоставить
им свои органы – районные думы.
Большевики исходили из того,
что рабочий класс, придя к власти, создаст
вместо старого государственного аппарата
новый, пролетарский государственный
аппарат, в том числе новые органы местного
самоуправления, являющиеся в то же время
органами государственной власти на местах.
В отдельных случаях Советы прямо выдвигали требование о ликвидации органов самоуправления. Даже часть Советов, возглавлявшихся меньшевиками, под нажимом революционных рабочих, большевиков также становилось на путь ликвидации тех органов власти местного самоуправления, которые открыто выступали против Советов и саботировали их решения.
В целом же меньшевики и эсеры пытались с самого начала Февральской революции приспособить возглавляемые ими Советы к местному аппарату контрреволюционного Временного правительства. Так, меньшевистско-эсеровское руководство Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов открыто поставило вопрос о подчинении Советов органам правительственной администрации на местах.
К концу июня 1917 года роль Советов, возглавляемых меньшевиками и эсерами, в силу их соглашательской политики становится все менее значительной. Если раньше (март-май 1917г.) Советы решительно ставили вопрос о демократизации и даже роспуске отдельных городских дум, земских собраний, то теперь Советы в большинстве случаев ограничивались лишь ходатайствами перед ними о «желательности» своего представительства в этих организациях. Советы фактически превратились в безвластные придатки правительственной администрации на местах. Их авторитет в глазах трудящихся падает.
Падение роли Советов не могло не сказаться
и на их взаимоотношениях с профессиональными
союзами. Если в первый период своего развития
советы рабочих депутатов нередко сами
организовывали профсоюзы, то во второй
период профсоюзы уже указывали Советам
на их политические ошибки в работе и отход
от классовых позиций. Только те Советы,
которыми руководили большевики, осуществляли
контроль над деятельностью городских
дум и других органов местного самоуправления.
С февраля по октябрь 1917 года
Советы в своём развитии прошли 3 этапа.
Первый этап (февраль - июль) характеризовался
двоевластием, возможностью мирного перехода
всей власти в руки Советов. Но эсеро-меньшевистские
руководители Советов в Июльские дни 1917
года добровольно передали власть буржуазии,
считая, что революция в России не может
выйти за рамки буржуазной; они рассматривали
Советы как временные организации, нужные
только до созыва Учредительного собрания.
Второй этап - после Июльского кризиса,
когда вся власть перешла в руки буржуазии,
двоевластие окончилось. Мирный переход
власти к Советам стал невозможен, т. к.
Советы превратились в придаток буржуазного
Временного правительства.
Третий
этап - от разгрома корниловского мятежа
(в сентябре) до победы Октябрьской
революции. Революционный подъём в
период борьбы с корниловщиной ускорил
процесс большевизации Советов,
трудящиеся стали заменять в Советах
дискредитировавших себя эсеров и меньшевиков
большевиками.
Заключение.