Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:40, курс лекций
В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания.
Наличие зла оправдывается в связи с необходимостью развития и познания. Преодоление собственного несовершенства во власти человека: зло есть недостаток знаний и побеждается просвещением. Отсутствие знания ведет к ошибкам, совершаются они по причине злоупотребления людьми способностью свободно выбирать. Лейбниц считает что без свободы воли каждый поступок человека был бы предопределен.
У человека разумного и образованного случайности в поведении играют незаметную роль. Его свобода представляется деятельностью, направляемой обоснованными мотивами: “Тем больше свободы, чем больше бывает действия на основании мотива; тем больше несвободы, чем больше происходит действия из аффектов души”. Поэтому человек - не игрушка в руках необходимости, а сознательный и активный ее реализатор.
Идеи Лейбница изменили и расширили представление о психическом. Его понятия о бессознательной психике, “малых перцепциях” и апперцепции прочно вошли в научное знание о предмете психологии.
Велики заслуги Лейбница в теоретическом и прикладном естествознании как ученого нового типа, организатора науки, борца за связь теории и практики. Ф.Энгельс справедливо подметил, что немецкий мыслитель рассыпал вокруг себя “гениальные идеи, без заботы о том, припишут ли заслугу окрытия этих идей ему или другим”. Так сложилось (особенно в психологии), что многие идеи Лейбница заимствовали “корифеи” психологии, но не воздали должное его гениальным мыслям (например, феноменология, на базе которой в XIX веке оформилась психологическая наука, эволюционизм и т.д.)
В
психологических
воззрениях им был
сделан грандиозный
шаг от структуры
психического мира к
системе. Психологическая
система Лейбница -
классический пример
тесной и неразрывной
связи теории познания
и методологии наук,
с запросами и опытом
естествознания. Эта система как и все
мировоззрение ученого напоминала картину
единого и восходящего движения: “Все
стремится к совершенству”. Смысл динамизма
этой системы Лейбниц видел в развитии
познания и просвещении. Оригинален взгляд
Г.Лейбница на человека. Начиная с юношеской
диссертации 1663 года, он всегда придерживался
“принципа индивидуализации”, ибо “индивидуальность
заключает в себе бесконечность”. Опредмечивание
духа человека в предметной деятельности
не только не мешает, но и выступает необходимым
условием его существования. Просвещенный
разум неистребим - он вечен, а подлинное
бессмертие людей заключается в их знаниях,
передаваемых обществу. Общество представлено
Лейбницем хором монад-людей, в котором
развитие индивидуальностей способствует
развитию и благу всех.
2. ФОРМИРОВАНИЕ АССОЦИАТИВНОЙ
ПСИХОЛОГИИ В XVIII ВЕКЕ
В XVIII веке в Западной Европе нарастал процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Произошла индустриальная революция, которая превратила Англию в могущественную державу. Глубокие политико-экономические изменения привели к революции во Франции. Расшатывались феодальные устои в Германии. Эти социальные сдвиги укрепляли, в противовес клерикализму(политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. ), всесилию церкви, новые идеологические подходы. Расширялось и крепло движение, названное Просвещением.
Как писал Н. В. Гоголь, Просвещение означает стремление силой познания просветить насквозь все сушествующее. Мыслители, представлявшие это течение, считали главной причиной всех человеческих бед невежество, религиозный фанатизм. Они требовали вернуться к естественной неиспорченной природе человека, покончить с суевериями, со слепой религиозной верой, утвердить в умах людей взамен ложного знания научное, проверенное опытом и разумом. Предполагалось, что следуя этим путем, удастся избавиться от социальных бедствий и пороков с тем, чтобы повсеместно воцарились добро и справедливость. Эти идеи приобретали в различных странах различную тональность соответственно своеобразию их общественно-исторического развития. В русле обозначенных тенденций развивался ассоцианизм.
Ассоциативная психология как одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциаций, имеет многовековые традиции. Сам термин “ассоциация” (от позднелат. соединение) означает связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Он был введен Дж.Локком в 1698 г. и обозначал “неверные и неестественные сочетания идей”.
Первые правила ассоциаций и возможные сферы их действия были сформулированы еще индийскими, египетскими и месопотамскими мыслителями древности. Аристотель понимал под ассоциацией возникновение в сознании какого-либо образа без обычно вызывающего его раздражителя. В XVII в. Т.Гоббс выдвинул положение о том, что связи идей осуществляются по тем же законам механики, что и взаимодействие живого организма с физическим миром. Б.Спиноза сформулировал закон ассоциаций: “Если человеческое тело подверглось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других”.
В XVIII веке, возникают направления ассоциативной психологии:
естественно-научное (Д.Гарли и Д.Пристли связывали возникновение ассоциаций с взаимодействием организма и внешней среды)
и идеалистическое (Дж.Беркли и Д.Юм рассматривали ассоциации как связь феноменов внутри сознания субъекта).
Благодаря научной деятельности представителей этих направлений к концу XVIII века утвердилось воззрение, согласно которому:
а) психика построена из
б) сложные психические образования (представления, чувства, мысли) вторичны и возникают посредством ассоциаций;
в) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;
г) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения в опыте.
В
утверждении такого понимания ассоциативной
психологии основополагающую роль сыграли
выдающиеся мыслители XVIII века.
Джордж Беркли (1685-1753) - английский философ-идеалист. К основным сочинениям ученого относятся “Опыт новой теории зрения” (1709), “Трактат о началах человеческого знания” (1710), “Три разговора между Гиласом и Филанусом” (1713), “Алсифон, или мелкий философ” (1732), “Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований” (1744).
В основе его теоретической концепции - отрицание “великого механического начала”. Принимал за первичное- феномены сознания. Главным аргументом был эмпиризм - учение о том, что источником знания служит чувственный опыт, образуемый ассоциациями. Понятие об опыте в различных научных контекстах меняло свой облик. По Дж.Беркли, опыт - это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные и др. Вещи есть комбинация ощущений или идей: “На самом деле объект и ощущение одно и то же”.
Согласно Дж.Беркли, пространство - продукт взаимодействия ощущений. Одни ощущения (например, зрительные) связаны с другими (например, осязательными), и весь этот комплекс ощущений люди считают вещью, данной им независимо от сознания, тогда как “быть - значит быть в восприятии”. Поэтому ученый делает выводы: а) человек воспринимает только свои, единичные идеи (ощущения): “Все, что существует, единично”; б) существование вещей состоит из воспринимаемости. Отсюда: существовать - значит быть воспринимаемым; в) идеи усваиваются бестелесной субстанцией (человеческой душой): у человека существует лишь способность “воображать или представлять себе идеи единичных, воспринятых ... вещей и разнообразно сочетать и делить их” г) душа обладает: разумом - способностью воспринимать идеи и волей - способностью в определенных пределах вызывать или воздействовать на них.
Эти выводы неотвратимо склоняли к солипсизму (от лат. “solus” - единственный и “ipse” - сам) - к отрицанию любого бытия кроме собственного сознания. Чтобы выбраться из этой ловушки и объяснить, почему у различных субъектов возникают восприятия одних и тех же внешних объектов, Беркли апеллировал к особому божественному сознанию, которым наделены все люди.
“Богословское новаторство” Беркли заключалось в том, что он шел от чувственных вещей и индивидуального сознания к Богу, а не наоборот: “Чувственные вещи реально существуют; а если они существуют реально, они необходимо воспринимаются конечным духом; поэтому бесконечный дух или Бог существует”.
Отсюда
следует, что идеи потенциально вечно
существуют в божественном уме, а актуально
- в человеческом разуме. Поэтому познание
чувственное недостаточно, чтобы “узрить
иной мир, стоящий выше чувственного”,
“только интеллект и разум - единственно
подлинные руководители на пути к истине”.
Дэвид Юм (1711-1776) - английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал принципы новоевропейского агностицизма (направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта.). Предшественник позитивизма (направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.) XIX-XX веков. Учение Д.Юма завершает развитие эмпирической традиции в британской научной мысли XVIII века.
Создатель оригинальной скептической науки, фундаментом которой являются радикальный феноменолизм - субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов, агностицизм и как их важнейшая основа - психологизм теории познания.
Основные сочинения Д. Юма: “Трактат о человеческой природе”(1739), “Исследование о человеческом познании”(1748), “История Англии”(1762), “Эссе”(1741), “Естественная история религии”(1755).
В своей теоретической концепции Д.Юм провозглашает, что вопрос о реальности физического мира теоретически неразрешим, хотя на практике в этом сомневаться не приходится. Люди полагают, что эти объекты являются причиной возникающих у них впечатлений и идей. Следуя чисто психологическому - интроспективному способу исследования, субстанция есть удобная фикция воображения. Отсюда субъект и его душа - это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений. “Духовной субстанции” не существует, т.к. ее невозможно обнаружить с помощью впечатлений.
Задача знания, по Д.Юму, - руководство для практической жизни. Единственный предмет знания - объекты математики. Остальные факты не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта: действительность - лишь поток впечатлений, которые неизвестны и непостижимы.
Принцип ассоциаций и виды ассоциативных связей описываются психологическим механизмом.
Выделяются типы ассоциаций: по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинности, по контрасту. Принцип ассоциаций Д.Юм возводит в ранг объяснительного принципа (по аналогии с законом гравитации Ньютона), но причины “притяжения” в человеческом мире, как и телесном, непознаваемы.
Учение об аффектах (сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, может быть как положительным, так и отрицательным) Д.Юма включает ряд положений:
- волей человека руководят лишь аффекты;
- аффект может быть преодолен не разумом, а лишь другим аффектом;
- разум является “рабом аффекта”.
Под аффектом ученый понимал “сильную и ощутимую эмоцию нашего духа, возникающую, когда перед нами предстает некоторое благо, или зло, или какой-нибудь объект, который в силу изначального строения наших способностей в состоянии вызвать в нас стремление к себе”.
Существуют следующие виды аффектов:
- спокойные (чувство прекрасного или безобразного);
- бурные (любовь, ненависть, печаль, радость);
- особый вид - аффект “симпатии” (человеческие существа по природе сходны).
Мыслителем высказана идея социальной обусловленности аффектов: “Мы не можем испытывать ни одного желания, не имеющего отношение к обществу... Всякое удовольствие ослабевает, если наслаждаться им в одиночестве, а всякое страдание становится жестоким и невыносимым”.
Информация о работе Эволюция психологии в философских учениях о сознании