Эволюция психологии в философских учениях о сознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:40, курс лекций

Краткое описание

В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания.

Файлы: 1 файл

Лекции История псих. 2-я юнита.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

   Продукт чувственного познания, по Т.Гоббсу, - “идеи”, “фантомы (призраки)”, “фантасмы”, которые он приравнивает к образу материального объекта. Получив “идеи”, люди обозначают их знаками. Гоббс оставляет оригинальное, по меркам современности, учение о знаках, их структуре (материал и значение), классификации (сигналы, метки, знаки и т.д.) и роли в познании. При этом он не ограничивает значение знаков познавательными функциями, о чем будет сказано ниже. 

   Воображение есть ... ослабленное ощущение и присуще людям и многим другим животным во сне и наяву”, иллюзорный плод произвольного духовного творчества.  

   Представление - “это ослабленное ощущение, когда желаем обозначить саму вещь (...вообразить саму ее)”. Представления возникают из ощущений по закону инерции в виде ослабленного следа. Представления образуют цепь мыслей в том же порядке, в каком сменялись ощущения.

    

   Памятью называется желание “выразить факт ослабления и обозначить, что ощущение поблекло, устарело и отошло в прошлое”. 

   Таким образом, в теории познания Т.Гоббсом утверждается генетический подход, который в XVII веке толковался в смысле последовательной формально-логической конструкции - “метод, согласно которому следует начинать с определений и исключения многозначности”.

   Т.Гоббс  является одним из основателей идеи о равенстве способностей людей. По способностям и “по крови” люди от рождения равны и “печати” сословности на них нет. То же можно сказать о потребностях и страстях. “Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей...”. Различия в физической силе и уме между людьми не таковы, “чтобы один человек мог претендовать на какое-нибудь благо для себя, на которое другой не мог бы претендовать с таким же правом. Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение наших целей”. Таким образом, у человека нет врожденных преимуществ друг перед другом, различия возникают прижизненно; различия ума существуют в виде активности и пассивности. “Причины различий ума кроются в страстях, ибо мысли играют по отношению к желаниям роль разведчиков и лазутчиков, ищущих путей к желанным целям.” Но бывают различия в их воспитании и телесном устройстве, отсюда - различия в “объектах страстей”. 

   Т.Гоббс  сделал набросок учения об ассоциативных  связях в мышлении. Исходным послужил тезис о том, что мысль “может переходить от одной вещи почти к любой другой”. Ученый предложил классификацию случаев сцепления образов сознания друг с другом - типов “переходов мысли”. Объяснительным принципом ассоциаций служил закон механического сцепления психических элементов по смежности. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. 

   Четвертую главу “Левиафана” Т.Гоббс назвал “О речи”. Общее употребление речи состоит в том, чтобы перевести  нашу мысленную речь в словесную. Речь представляется как результат общения (филогенеза) и процесса освоения исторического опыта человечества: “Дети ... вовсе не одарены способностью к рассуждению до тех пор, пока они не получили способности речи; тем не менее они называются разумными созданиями в силу очевидной возможности обладать способностью к рассуждению в будущем”.

   Центральным нервом  материализма Гоббса явились социально-психологические  проблемы.

   В вопросах относящихся  к политическое психологии четко просматриваются концепции двух состояний во взаимоотношениях людей:

  естественного состояния - “анархии и взаимной вражды”, когда во взаимоотношениях люди стремятся к собственной пользе, ради чего вынуждены приносить окружающим только вред. Всеобщим принципом в “естественном состоянии” является “война против всех”. Выход из этого состояния подсказывает разум: поиск “подходящих условий мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению”. Результат такого соглашения - государство, в котором осуществляется “владычество разума, мир, безопасность, блаженство, благолепие, общество, изысканность, знания, благосклонность”;

  общественного состояния людей, когда продолжают действовать естественные законы, однако в модифицированном виде. “Пламя страстей никогда не просветляет разума”, но они смогли подтолкнуть человека к поиску и принятию мудрого решения. В результате такого “порыва” человек становится социальным существом, создается язык и система знаков - речь, сделавшая возможной заключение договора. В такой интерпретации антропологии Т.Гоббса просматривается вывод о том, что люди сформировали себя своей собственной деятельностью. Получается, что человеческая мысль создала государство. 

   В теории государства, особенно  активно  разрабатываемой  Т.Гоббсом, значителен социально-психологический  компонент. Им формулируется концепция социальных установлений, выдвинуты идеи психологии “толпы” и правителя. Особое значение придается психологическим аспектам в решении проблемы управления. 

   Бенедикт  Спиноза (1632-1677) - нидерландский философ-материалист. За религиозное свободомыслие отлучен от еврейской общины. Создатель геометрического метода в философии и психологии. Целью знания считал завоевание господства человека над природой и достижение совершенства. Показал, как возможна в условиях необходимости человеческая свобода. Психология Б.Спинозы - шаг в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения, рациональная линия в его трактовке. 

   При жизни опубликованы “Основы философии  Декарта” (1663), анонимно издан “Богословско-политический трактат” (1670); после смерти: “Этика” (первая рукопись - 1663), “Трактат об усовершенствовании  разума”(1662),  неоконченный  “Политический  трактат”(1675-1677), “Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье” (1660).  

   В основе учения Б.Спинозы - пантеизм, представление о слиянии Бога и природы, которые вечны и существуют в соответствии с объективными закономерностями. Сущность субстанции - существование. Мышление и протяжение - суть атрибуты субстанции, а единичные вещи, как мыслящие существа, так и протяженные предметы - это модусы (видоизменения) субстанции.

   Отсюда  утверждается методологический монизм - неразрывность сенсорного восприятия, эмоции и мышления. Поэтому психология должна включать душу в контекст механической науки, но сохранять ее внутреннюю активность.

   В этой связи человек  рассматривается  как целостное  телесно-духовное существо. Человек - не есть “государство в государстве”, скорее, он полностью включен в одно государство - природу; он не есть нарушение в единстве природы, следовательно, нет такой области, в которой человек обладает абсолютной властью или “свободой воли”. Способность человека к глупости или пороку также не выходит за пределы естественной науки.

   В теории страстей Б.Спиноза  выдвигает методологическое требование: аффекты  должны рассматриваться посредством рациональной науки таким же образом, как и другие естественные явления. Аффекты и эмоции, по оценке мыслителя,- естественные явления, неразрывно связанные с природой. Аффектом он называет то, что происходит внутри нас либо вне нас (поскольку оно изменяет нашу способность к действию, увеличивая или уменьшая ее), это - изменения жизненной активности человека, усиливающие или уменьшающие ее. Выделяются три основных аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Аффекты разных людей имеют индивидуальные черты и уникальны в соответствии со своей сущностью.

   Все аффекты вводят человека в заблуждение  и ставят его в зависимость  от вещей: “Человеческое бессилие в  укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему.” Отсюда человеческое рабство - в силе страстей над познанием. Но только познание обусловливает наше могущество. С его помощью определяется истинная природа вещей.

   Но  одного познания недостаточно: из укрощения  аффектов не возникает блаженства. При познании высшего рода (второго  и третьего) возникает новый, особый аффект, высшее удовлетворение - блаженство, интеллектуальная любовь к миру. Возникновение этого аффекта и составляет условие обуздания страстей. Тем самым утверждается мысль о необходимости аффекта и интеллекта.

   Таким образом, свобода состоит не в  том, чтобы следовать своим аффектам, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости. Свобода как идеал человеческой жизни есть плод познания:”Если же путь, который я показал... и кажется трудным, однако все же его можно найти.”

   Весь  мировой процесс, согласно Б.Спинозе, совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля не в состоянии ничего изменить. Более того, он вообще не признает такой способности, как воля: человеческая душа - явление не самостоятельное (не субстанция, а лишь модус мышления, т.е. его проявление). Поэтому “воля и разум - одно и то же”. Отсюда вывод: человек способен только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовывать с ним свою жизнь. В этом близость учения Б.Спинозы к древним стоикам. “Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать,”- в этом тезисе кредо спинозовской этики. 

   Теорию  познания Б.Спиноза развивал ради построения этического учения и, в частности, для решения ее центрального вопроса о соотношении свободы и необходимости. Ключом к разрешению этой проблемы явилось разграничение между субстанциональным и модальным состояниями, из которого следовало, что “свободна” только природа - Бог. У всего производного от них, в том числе у человека (как особого модуса), свободы быть не может. Человек - это “духовный автомат”,- рассуждает Спиноза: чувствовать себя “свободным” он может подобно “свободно” падающему камню. Единственное, что может сделать человек, - это принять, осмыслить и истолковать внешние воздействия и зависимость как свое добровольное решение. Поэтому зло есть недостаток добра - плод недостаточных знаний, ошибок. Отсюда разбираться в людях следует, опираясь на объективные знания (как математик исследует геометрические структуры).

   Формула, предложенная мыслителем: “Свобода человека - это его внутренняя, им познанная и  принятая необходимость”,- всей полноты задачи не решает. Поэтому идеал Спинозы не столько в приобщении к природе, сколько в активной свободе, предполагающей познание человека, структуры его ума, связей с окружающим миром. Это предполагает проведение исследований в специальных областях знаний (механике, медицине, психологии и т.д.), постановку экспериментов и их аналитическую обработку. 

   В его главном труде - “Этике” - сделана  попытка построить  психологическое  учение о человеке как целостном  существе. В нем Спиноза поставил задачу объяснить все многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждалось, что существуют три побудительные силы:

   а) влечение, которое, относясь и к душе, и к телу, есть “не что иное, как самая

   сущность  человека”,       

   б) радость 

   в) печаль.

   Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится все многообразие эмоциональных  состояний. Причем радость увеличивает  способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает. 

   Джон  Локк (1632-1704) - английский философ-просветитель, врач, педагог, крупный политический деятель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Оказал огромное влияние на развитие научной мысли XVIII века. Основоположник эмпирической психологии и ассоцианизма (Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.) в психологии.

   Основные  труды: “Опыт о человеческом разуме” (1690), “О пользовании разумом” (1706), “Разумность христианства” (1695), “Два трактата о государственном правлении” (1690), “Мысли о воспитании” (1693).

   Джон  Локк в качестве основных требований своего метода провозгласил следующие  положения:

   “Во-первых, я исследую происхождение тех  идей, или понятий ..., которые человек  замечает и сознает наличествующими  в своей душе, а затем те пути, через которые разум получает их.

   Во-вторых, я постараюсь показать, к какому познанию приходит разум через эти идеи, а также показать достоверность, очевидность и объем этого познания.

   В-третьих, я исследую природу и основания  веры или мнения. Под этим я разумею  наше согласие с каким-нибудь предположением, как истинным, хотя относительно его  истинности мы не имеем достоверного знания; здесь же мы будем иметь случай исследовать основания и степень согласия”.

   В “Опытах” Локк пишет, что “первый шаг к разрешению различных вопросов, которые человеческая душа способна исследовать, состоит в обследовании нашего собственного разума, изучении его сил и усмотрении того, к каким вещам он способен”. Душа у него выступает как пассивная, но способная к восприятию среды, не имеющая врожденных идей (сравнивал душу с чистой доской). “Разум, подобно глазу, дает нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимая сам себя: необходимо искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его своим собственным объектом”.

Информация о работе Эволюция психологии в философских учениях о сознании