Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:40, курс лекций
В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания.
2-я ЮНИТА.
Эволюция
психологии в философских
учениях о сознании
ВЫДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ
КАК КРИТЕРИЯ ПСИХИКИ
В XVII ВЕКЕ.
В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания.
На
эту особенность XVII века обратил
внимание С.Л.Рубинштейн: “Если для
каждого этапа исторического развития
можно вскрыть преемственные связи, соединяющие
его как с прошлым, так и с будущим, то некоторые
периоды, сохраняя эти преемственные связи,
все же выступают как поворотные пункты,
с которых начинается новая эпоха; эти
периоды связаны с будущим теснее, чем
с прошлым. Таким периодом для философской
и психологической мысли было время великих
рационалистов (Р.Декарт, Б.Спиноза) и великих
эмпириков (Ф.Бэкон, Т.Гоббс), которые порывают
с традициями богословской “науки” и
закладывают методологические основы
современного научного знания”.
Переход
к новой эпохе
развития психологической
мысли, способствовали
следующие факторы:
В экономической сфере государства XVII и последующих столетий - это общества, опирающиеся на научно-технический прогресс: рост промышленного - машинного производства и градостроительства, приток новых технологий и колониальных товаров, развитие морской торговли. Искусство книгопечатания, изобретение пороха и компаса, заметил Ф.Бэкон, изменили вид земного шара и произвели три переворота: в науках, военном деле и мореплавании.
Как
следствие расширения потребностей
в рабочей силе и сырье, ведутся
колониальные войны в Индии, Юго-Восточной
Азии и Америке, в России начинается
освоение Сибири. С 1619 года в Западной
Африке начинается захват рабов. В массовом
сознании утверждается культ движения,
путешествий и миграции. Ведущими мировыми
державами выступают Англия, Франция и
Нидерланды. Соответственно именно в этих
наиболее экономически развитых странах
наблюдается взлет интеллектуальной активности,
всплеск научных открытий.
В
социально-политической
области утверждается
новое понимание государственно-правовых
проблем. В народных
массах начинают распространяться
идеи демократии, возможности
реализации единых прав
человека, национальной
независимости. Под лозунгами политических
перемен ведется длительная борьба за
независимость: Нидерландская революция
(1568-1648); с 1618 года - Тридцатилетняя война
в Европе; буржуазная революция в Англии.
Россия, где в 1613 году царем Михаилом основывается
династия Романовых, ведет войны с Польшей,
Турцией и Швецией. С конца XVII - начала
XVIII веков происходит ослабление позиций
Османской империи, вступившей в конфликт
с христианской Европой.
В
духовной сфере осуществляется
“раскрепощение” культуры,
утверждение новой системы
ценностей и веры, ориентированных
на человека. Заимствованная от античности
и Возрождения связь науки и искусств
в данную эпоху продолжает углубляться.
XVII век оказался золотым для Нидерландской
республики (Соединенных провинций). Богатое
голландское купечество покровительствовало
искусствам, наукам и техническим изобретениям.
В этот период в Голландии творили знаменитые
художники Рембрант (1606-1669), Рубенс (1577-1640),
Ван Дейк (1599-1641) и другие. Огромное влияние
на европейскую науку и культуру XVII века
оказала Франция. Двор Людовика XIV в
Версале был знаменит своим великолепием.
Литература, драматургия и музыка достигли
совершенства благодаря творчеству
Корнеля (1606-1684), Расина (1639-1699),
Мольера (1622-1673), Лафонтена (1621-1695). Развитие
искусств оказывало благотворное воздействие
на интеллектуальный климат эпохи.
Особенностями
этого периода
можно считать начатое
Возрождением утверждение
идей гуманизма (мировоззрение, в центре которого
находится идея человека как высшей ценности;
возникло как философское течение в эпоху
Возрождения),
свободомыслия и повышенного
интереса к способностям
и возможностям человека,
практическое использование
его знаний. В этой связи идеологии церкви
и феодальной знати, направленной на удержание
привилегий, противостоит позиция формирующейся
самостоятельной и инициативной личности.
И тем не менее начало XVII века “озарено”
кострами католической инквизиции: в 1600
году сожжен Джордано Бруно, в 1619 - ученый
Джулио Ванини, в 1621 - атеист Фонтанье.
Наука
XVII - XVIII столетий, занимавшая низшее место
в средневековой иерархии академического
знания, начинает выдвигаться на передний
план, становясь источником веры в
будущее.
В 1600 году вышла в свет работа английского физика Уильяма Гильберта “О магните”, содержащая идеи о необходимости использования эксперимента и количественного измерения в науках о природе.
В 1608 году голландский мастер по изготовлению линз Ганс Липершей изобретает телескоп, а позднее его соотечественник Антони ван Левенгук - первый в мире микроскоп.
В 1609 году немецкий астроном Иоганн Кеплер открывает законы движения планет относительно Солнца.
В
1628 году английский доктор Уильям Гарвей
объявляет о своем открытии циркуляции
крови в организме, а в 1661 ирландский
ученый Роберт Бойль впервые дает научное
определение химическим элементам. Наконец,
в 1665 году английский ученый Исаак Ньютон
(1643-1727) окрывает закон всемирного тяготения.
Глубокие преобразования в мировоззрении людей, связанные с открытиями в астрономии, физике, химии, биологии, медицине, а также утверждением новых опытно-экспериментальных форм исследования природных явлений, выразились в разработке новой картины психической деятельности.
Таким
образом, если в средние века психологические
взгляды “роднились”, выступали в
“союзе” с богословием и схоластикой
(естественнонаучные психологические
концепции имели статус “альтернативных”),
а в эпоху Возрождения - с искусством и
гуманитарным знанием, то теперь они опираются
на совершенно иную область знаний.
В содержательном плане особенности новой науки проявлялись,
-
во-первых, в значительном
развитии экспериментально-
-
Во-вторых, поскольку новая наука начинает
занимать ведущее место в мировоззрении,
на первый план выдвигаются
проблемы познания (исходных принципов,
методов, средств, путей, возможностей
и т.д.). А это, в свою
очередь, стимулировало
создание психологических
моделей и систем, понятийно-категориального
аппарата, объясняющих
и описывающих процесс
познания человеком
внешнего и внутреннего
мира.
Первый век Новой эпохи порождает ряд жизненно необходимых для дальнейшего развития психологического знания учений и концепций:
- открытие рефлекса и бессознательной психики,
-
создание монадологии (монадология
рассматривает атомы не в физическом, а в
метафизическом смысле. МЕТАФИЗИКА, отдел философии, занимающийся
исследованием природы и структуры мира.) как основы феноменологического
подхода (взгляд,
в соответствии с которым социальное поведение направляется субъективной
интерпретацией человеком событий окружающей
среды.) в психологии,
научное осмысление механизма ассоциаций
и многое другое. Они, в свою очередь, заложили
теоретико-методологическую и экспериментальную
основы всей последующей эволюции психологической
мысли.
В
трудах многих ученых (Ф.Бэкона, Р.Декарта,
Б.Спиноза, Т.Гоббса и др.) реализовывались
новые подходы к анализу психического
мира человека, утверждались соответствующие
времени предметная область, оригинальные
методы и объяснительные принципы психологического
знания.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - выдающийся английский ученый Нового времени, формируя новую систему знаний, основное внимание сосредоточил на создании системы научного мировоззрения.
Знание провозглашалось силой: “Мы столько можем, сколько знаем”. Его “Новый органон” открывается афоризмом: “Человек, слуга и истолкователь Природы, ровно столько совершает и понимает, сколько он охватывает в порядке природы; свыше этого он не знает и не может ничего... Два человеческих стремления - к знанию и могуществу - поистине совпадают”.
Но знание представлялось уже не откровением и не прозрением. В “Новом органоне” он подчеркивает: “Правильно полагают, что “истинное знание есть знание причин”. Конечная цель науки, по Ф.Бэкону, - это изобретения и открытия. Главная задача изобретений и открытий - конкретная польза для человека, т.е. удовлетворение потребностей, улучшение жизни, умножение власти над природой. Поэтому наука есть лишь средство, а не самоцель. Но наука в сложившемся к XVII столетию виде не способна и не в состоянии решать позитивные задачи - здание науки необходимо перестроить. Для этого ученый предлагает проделать два вида работ: критический и позитивный.
Критическая часть системы Ф.Бэкона направлена на выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению. Острие критики ученый направил против идолов - призраков и схоластического метода познания. Как осуществить познание мира? Необходимо устранить препятствия, утверждает мыслитель, и тем самым сделать душу восприимчивой к истине, “очистив площадь ума”. У Ф.Бэкона появляется термин “очищенная дощечка (tabula abrasa)” - будущая у Дж.Локка “tabula rasa”.
Критикуя прежние схоластические подходы, он обращается к исследованию механизма самой человеческой природы, что послужило источником рассуждений о “призраках (идолах)” познания, служащих помехой последнего. Человеческий разум сам ставит себе преграды и ловушки, которые необходимо преодолеть.
Ф.Бэкон пишет о четырех видах “призраков”(идолов) в познавательном процессе человека.
“Призраки рода” свойственны всему человеческому роду. Их причина: люди примешивают к природе познаваемых вещей природу собственного духа; несовершенство органов чувств человека, не способных воспринимать атомы и быстрое движение; преимущества веры, догматов и стереотипов разума, его консервативности перед научной истиной; склонность людей поддаваться влиянию только положительных фактов.
“Призраки пещеры” свойственны индивидам от природы, “воспитания и бесед с другими”. Термин заимствован у Платона, сравнивающего в седьмой книге “Государства” сознание человека с неровной стеной пещеры, на которой возникают тусклые отблески-образы происходящих событий. Предпосылки появления этих идолов те же, что и “призраков рода”, но они по-разному распределены у отдельных людей по причине многообразия и неодинаковости их интересов. Эти призраки выражают индивидуальные различия в человеческой природе, приводящие к субъективным искажениям процесса познания.
“Призраки рынка” проистекают из особенностей социальной сферы и заключаются в подверженности людей общераспространенным оценкам, взглядам, суждениям. Их причина - в дезориентирующем влиянии словесной путаницы, возникшей из схоластических форм доказательства явлений. Такой метод достижения целей познания, пишет в “Опровержении философий” Ф.Бэкон, характерен не только для торговок и демагогов, но и для многих древних и новейших философов.
“Призраки театра” производны от “идолов рынка”. Их причина кроется в искажающем воздействии ложных теорий и учений. “Призраки театра” указывают на особенность человеческой психики - слепое преклонение перед авторитетами, которые, подобно актерам в театре, подчинили себе умы зрителей.
В связи с учениями о «Призраках» Ф.Бэкон ставит проблему выбора истинного метода, вводя три возможных направления познания.
“Путь паука” - это узкий рационализм, попытка выведения истины из “чистого сознания” с пренебрежением к опыту.
“Путь муравья” - это эмпиризм. Его односторонность заключается в извлечении “практики из практики и опытов из опытов”, невозможности создания подлинной теории.
“Путь
пчелы” соединяет достоинства первых
двух и характеризуется “непрерывным
и постепенным” восхождением от ощущений
к аксиомам, от эмпирии к теории.
Такой подход закладывал
предпосылки разработки
и применения оптимальных
методов в науках о человеке
и душе в XVII веке.
Центральная часть научной системы Ф.Бэкона - учение о методе.
Метод - величайшая преобразующая сила, поскольку ориентирует теоретичекую и практическую деятельность человека, указывает кратчайший путь познания, увеличивает власть человека над силами природы.
Информация о работе Эволюция психологии в философских учениях о сознании