Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:40, курс лекций
В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания.
Эти явления осознаются субъектом благодаря тому, что он обладает от рождения особыми орудиями - априорными (предшествующими всякому опыту и независимыми от него) формами мышления, способами организации знания, категориями. Помыслить о чем бы то ни было - значит обобщить, синтезировать чувственные представления посредством категорий (таких, как причинность, время, пространство). Они фильтруют и структурируют данные нашего опыта, который без этих категорий был бы бессмысленным хаосом.
Таким
образом, проблематика научной деятельности
И.Канта очень обширна и
Отвечая на вопрос, при каких условиях возможна психология как наука, ученый пишет, что “эмпирическое учение о душе должно всегда оставаться далеким от ранга науки о природе в собственном смысле, прежде всего потому, что математика неприложима к явлениям внутреннего чувства и к их законам.” И.Кант утверждает, что в психологии невозможен эксперимент,”поскольку многообразие внутреннего наблюдения может быть здесь расчленено лишь мысленно и никогда не способно сохраняться в виде обособленных элементов, вновь соединяемых по усмотрению; еще менее поддается нашим заранее намеченным опытам другой мыслящий субъект, не говоря уже о том, что наблюдение само по себе изменяет и искажает состояние наблюдаемого предмета. Учение о душе никогда не может поэтому стать чем-то большим, чем историческое учение и - как таковое и в меру возможности - систематическое учение о природе внутреннего чувства, т.е. описание природы души, но не наукой о душе.” Разум определяется познавательной способностью человека, которая руководит деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели.
И.Кант явился основателем учения о трихометрии души. Во введении к “Критике способности суждения” он отличил познавательную способность души; способность души чувствовать удовольствие и страдание; желательную силу души. Более детально эта, перешедшая в XIX век и ставшая господствующей, классификация излагается в “Антропологии” (1798).
Учение о познании И.Канта характеризуется как априоризм. Мыслитель провозглашает: “Познание - деятельность, протекающая по своим собственным законам”. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания.
Познание, по И.Канту, начинается с воздействия предметов на нас и носит эмпирический характер. Из воздействия вещей получаем содержание познания. Условием, на котором зиждется наше опытное знание, являются формы, происходящие из самой способности познания.
В исследовании априорных форм рассудка развивается учение об апперцепции - активной силе, которая осуществляет синтез первоначально хаотических представлений. Апперцепция имеет две формы: 1) первоначальное синтетическое единство или трансцендентальное единство самосознания (для познания необходимо единство самосознания); 2) трансцендентальное единство апперцепции или объективная апперцепция, т.е. направленная на объект, она синтезирует отдельные впечатления от объекта в целостное знание, вносит единство в хаотическое многообразие чувственности и создает объект.
Психологически важные положения содержатся в учении о трансцендентальных схемах, в котором разрешается вопрос о применении категорий к эмпирической действительности, данной человеку в восприятии. Схемы - новый элемент сознания, соединяющий в себе разнородные познавательные способности. В силу этого схемы - чувственные понятия,продукт деятельности воображения. Представления Канта о схемах подтверждаются эмпирическими исследованиями в современной психологии: встречающийся в практике обучения вербализм, неспособность увидеть за какой-нибудь словесной формулировкой правила, законы, стоящую за ними реальность, преодолевается обращением к схематическим изображениям.
Учение
Канта, доказывая априорную
Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - выдающийся немецкий философ, второй после Канта представитель немецкого классического идеализма. Активный общественный деятель. Приверженец строго научного исследования явлений. Последователь субъективно-идеалистического подхода и принципа в теории познания. История человечества, по взгляду И.Фихте,- процесс развития от состояния первоначальной невинности, через всеобщее падение и испорченность, к сознательному царству разума. Основные сочинения: “Опыт критики всяческого откровения” (1792), “Наукоучение” (1794), “Назначение человека” (1800).
В качестве принципов науки И.Фихте провозглашает свободу, волюнтаризм, критицизм и очевидность. В основу его психологической концепции положено учение о субъекте деятельности - “Я”. Раскрывая его содержание, ученый обращает внимание на то, что “Я” - это есть абсолютный субъект, который наделен бесконечной активностью и творит мир. Но “Я” - не индивидуально, но и не субстанция. “Я” - это и нравственная деятельность сознания, и ограниченный человеческий субъект (эмпирическое “Я”). Поэтому субъект имеет эмпирическую природу.
Человеческое
“Я” представляется И.Фихте противопоставлением
в своих рамках (“я” - “не-я”), как
результат ограничения и противопоставления.
На основании своей концепции ученый делает
выводы, что сущностью “Я” является деятельность,
а не познание (как у И.Канта). Органом разумного
познания у личности выступает созерцание
истины умом - “интеллектуальная интуиция”.
Ее творческая способность раскрывается
в разумной воле, которая проявляет себя
в эмпирическом “Я”. Знание человека
не является целью, а провозглашается
средством господства над природой. Таким
образом, по И.Фихте, человек, личность
- это действующий субъект. А душевная
жизнь человека раскрывается из целенаправленной
деятельности “Я”.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) - немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Внес в понимание природы идею развития через противоречия. Учение мыслителя оказало огромное влияние на развитие европейской научной мысли XIX-XX веков (натурфилософов, экзистенциалистов). Автор работ: “О “Я” как принципе философии”(1795), “Идеи к философии природы” (1797), “Система трансцендентального идеализма” (1800), “Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с нею предметах” (1809) и др.
В своей теоретической концепции Ф.Шеллинг применил диалектический метод к природным процессам. Природное тело он представил продуктом деятельности динамических начал - сил, противоположно направленных. В основе живого организма заложен принцип целесообразности. Деятельность человеческого “Я” имеет теоретическую и практическую сферы. Содержание человеческой деятельности представлено психологической схемой, включающей этапы: ощущения - созерцания - представления - суждения - осознания себя самостоятельным и самодеятельным.
Ф.Шеллинг рассматривает душевную жизнь людей через призму учения о природе, целесообразно связанной с духовным. Данная связь осуществляется через процессы магнетизма, электричества, химических реакций, развития всего живого. Отсюда делается вывод о том, что человек есть связующее звено в системе “природа - дух”. Существование субъекта осуществляется в форме созерцания разумом предмета, именуемого ученым интеллектульной интуицией. Эта интуиция распространена на все ступени размышления - рефлексии. Но, по мнению ученого, интуиция есть удел немногих, избранных.
Раскрывая
проблему свободы человека, Ф.Шеллинг
связывает ее с осознанием собственной
спонтанности. Через свободные действия
проявляется закономерный процесс единства
природы и духа, субъекта и объекта, свободы
и необходимости. Открывается этот процесс
не познанию, а вере. Поэтому гарантии
исторического и нравственного прогресса,
по Ф.Шеллингу, - в Боге.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Эпиграфом к творческому гению и результатам научной деятельности великого немецкого мыслителя по праву можно отнести заслуживающее внимания выражение Ф.Энгельса: “Феноменология духа (которую можно было бы назвать параллелью эмбриологии и палеонтологии духа отображением индивидуального сознания на различных ступенях его развития, рассматриваемых как сокращенное воспроизведение ступеней, исторически пройденных человеческим сознанием), логика, философия природы, философия духа, разработанная в ее отдельных исторических подразделениях: философия истории, права, религии, история философии, эстетика и т.д.,- в каждой из этих различных исторических областей Гегель старается найти и указать проходящую через нее нить развития. А так как он обладает не только творческим гением, но и энциклопедической ученостью, то его выступление везде составило эпоху”. К его основным сочинениям можно отнести “Феноменологию духа” (1806), “Науку логики” (1816), “Энциклопедию философских наук” (1817), “Философию права” (1826).
В основу всех явлений природы и общества ученый положил абсолютное, духовное и разумное начало в трех его формах: “абсолютную идею”, “мировой разум” и “мировой дух”. В соответствии с этими компонентами Г.Гегель выделяет этапы развития абсолютной идеи. Логика - это развитие идеи в собственном лоне, в стихии чистого мышления, где идея раскрывает свое содержание в системе взаимопереходящих логических категорий. Философия природы - это развитие идеи в форме инобытия - природы, которая служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность. Философия духа - это развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”). На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.
Психология Г.Гегеля изложена в учении о субъективном духе - индивидуальном сознании. В соответствии с его концепцией индивидуальное сознание в своем развитии проходит этапы - ступени:
- дух как душа, который сплетен с телом (формы психических проявлений, обусловленные возрастными, физиологическими, национальными особенностями: ощущения, характер, темперамент). В таком контексте он выступает предметом антропологии;
- дух как сознание предстает в форме рефлексии и является предметом феноменологии духа (развитие сознания от сознания вообще, далее - к самосознанию и к разуму);
- дух как ум (теоретический дух - познание), воля (практический дух), нравственность (свободный дух) предстают предметом собственно психологии.
Тем
самым в своем учении Г.Гегель
утверждает новое понимание человеческого
сознания, которое обнаруживается не
только в слове, но и в самых
разнообразных проявлениях
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) - немецкий философ - материалист, атеист. Философские и антирелигиозные идеи Фейербаха стали исходным пунктом многих материалистических направлений, в том числе марксизма. Один из основателей антропологического материализма. К его основным трудам следует отнести “Мысли о смерти и бессмертии ...” (1830), “Критику идеализма” (1838), “О начале философии” (1841), “Сущность христианства” (1841), “Вопрос о смерти души с точки зрения антропологии” (1846), “Сущность религии” (1851), “О спиритуализме и материализме” (1866).
Характерная особенность теоретической концепции Л.Фейербаха заключается в ее антропологизме. Исходный пункт его антропологии - критика Гегеля по вопросам идеалистического понимания человеческой сущности и сведения к самосознанию; отказ от идеализма вообще (“природа составляет основу духа”); подчеркивание связи идеализма с религией и идеалистического характера гегелевской диалектики.
В антропологии Л.Фейербаха на первый план выступает проблема сущности человека, которая является единственным универсальным и высшим предметом философии. В этой связи человек предстает субъектом мышления, а не мышление является субъектом. Человек в концепции мыслителя есть абстрактный индивид, чисто биологическое существо, ибо “природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга”. Поэтому делается вывод о том, что “тщетно всякое умозрение, которое хочет выйти за пределы природы и человека”, а источник его оздоровления нужно искать только в возвращении к природе.
В теории познания Л.Фейербах утверждает эмпиризм и сенсуализм, направленные против агностицизма. Применение метода интроспекции, по его мнению, недостаточно, т.к. сознание обусловлено материальными процессами.
Информация о работе Эволюция психологии в философских учениях о сознании