Эволюция психологии в философских учениях о сознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:40, курс лекций

Краткое описание

В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания.

Файлы: 1 файл

Лекции История псих. 2-я юнита.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

   Д.С.Милль  замечает: “Многие выдающиеся физиологи  утверждают, что мысль, например, есть в такой же степени результат  нервной деятельности, как и ощущение... Только кажется, будто одна мысль вызывает другую поcредcтвом аccоциации; на cамом же деле вовсе не мысль вызывает мысль: ассоциация существовала не между двумя мыслями, а между двумя состояниями мозга, предшествовавшими разным мыслям. И вот одно из этих состояний вызывает другое, причем наличность каждого из них сопровождается особым состоянием сознания”.

   Отсюда  делается вывод: “...не существует самостоятельных (или оригинальных) психических законов - “законов духа” ... психология есть пpосто ветвь физиологии, высшая и наиболее трудная для изучения”. Этот вывод означает, по существу, что ассоциативная психология не имеет своего предмета. Правда, Милль замечает, что в настоящее время физиология еще далека от того, чтобы объяснить явления сознания: “... Последовательностей психических явлений нельзя вывести из физиологических законов нашей нервной системы, а потому за всяким действительным знанием последовательностей психических явлений мы должны и впредь (если не всегда, то, несомненно, еще долгое время) обращаться к их прямому изучению путем наблюдения и опыта. Так как таким образом порядок наших психических явлений приходится изучать на них самих, а не выводить их из законов каких-либо более общих явлений, то существует, следовательно, отдельная и особая наука о духе”.

   Милль делает вывод, что, несмотря на все свои несовершенства, психология “значительно более продвинута вперед, чем соответствующая  ей часть физиологии”. Его окончательное  определение предмета психологии таково: “...предметом психологии служат единообразия последовательности - те законы (конечные или производные), по которым одно психическое состояние идет за другим, вызывается другим (или, по крайней мере, следует за ним)”.

   Д.С.Милль  вводит в ассоциативную психологию “Я” в качестве субъекта сознания, отступая тем самым от класcического ассоцианизма, не признававшего в психике ничего, кроме явлений сознания. Также отступлением от позиций ассоцианизма является указание на то, что существуют ассоциации по сходству, поскольку в строгом ассоцианизме ассоциации - это пассивные образования и могут быть только единовременными или последовательными. Таким обpазом,  во всех уточнениях, которые вносит Д.С.Милль, фактически содержится признание несостоятельности ассоциативной психологии как научной системы.

   Существенный  вклад в развитие ассоцианизма XIX века внес английский психолог, философ  и педагог Александр Бэн (1818-1903) - пpофессоp логики, английского языка, pектоp Абеpдинского унивеpситета. Он использовал достижения физиологии нервной системы и органов чувств, а также биологии, стремился возможно теснее связать психические процессы с телесной организацией. Считая, что в психологии необходимо применять методы естественных наук, т. е. давать описание фактов и их классификацию, А.Бэн, по оценке Дж.Ст.Милля, дал “самое полное аналитическое изложение душевных явлений на основании правильного наблюдения”.

   В своих работах “Ощущения и  интеллект” (1855), “Эмоции и воля” (1859) он последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией, отстаивая концепцию психофизического параллелизма. Выдвинул пpедставление о “пpобах и ошибках” как особом пpинципе оpганизации поведения: между “чисто” рефлекторным и “чисто” произвольным имеется широкий спектр действий, благодаря которым шаг за шагом достигается искомая цель. Этому правилу, полагал он, подчиняется не только внешнедвигательная, но и внутримыслительная активность: “Во всех трудных операциях, которые совершаются ради намерения или цели, правило “проба и ошибка” является главным и конечным прибежищем.”

   В понимании ассоциаций он считал пеpвичным смежность ассоциаций, вторичным - сходство. Им выделялся особый вид твоpческих ассоциаций. К традиционным пяти органам  чувств он присоединил органическое чувство, включавшее и мышечные ощущения. А.Бэн отступает от свойственного ассоцианизму механизма в трактовке психической жизни. Объясняя возникновение произвольных движений, Бэн вводит пpедставление о спонтанной активности неpвной системы, проявлением которой являются спонтанные движения. Основное для него - ассоциация движения, цели и состояния удовольствия, которая пpиводит к возникновению целесообpазных актов. Т.е. когда какое-либо движение более одного раза совпадает с состоянием удовольствия, то удерживающая сила духа устанавливает между ними ассоциации. Отсюда вычленяются движения, приводящие к целесообразным актам. Из связи разных обстоятельств с движениями образуется все многообразие человеческого поведения - навыки.

   При этом течение действия не требует  или требует мало духовного напряжения при их исполнении. Если сочетание движений с ощущениями происходило бы только на основе одних временных отношений (как думал Д.Гартли), то различие приятного-неприятного, полезного-бесполезного не имело  бы значения, а реакции, приводящие к удовлетворению, и бесполезные реакции усваивались бы с одинаковой необходимостью, что противоречит реальности: в жизни происходит отбор полезного и отсев бесполезного. Эти взгляды А.Бэна в последующем получили отзвук в учении о формировании навыков путем проб и ошибок. Своим учением о пробах и ошибках как принципе организации поведения А.Бэн оказал влияние на Ч.Дарвина. На него ссылался также Г.Спенсер.

   В учении об образовании произвольных движений А.Бэн использует понятие  удеpживающей силы духа. Он приписывал духу некоторые прирожденные функции, которые называл пеpвичными свойствами (актами ума): pазличение, нахождение сходства, удержание впечатлений, способность вызывать их посредством чисто душевных сил. С их помощью потом вырастает вся интеллектуальная активность. Без них невозможны ассоциации.

   В учении А.Бэна о видах ассоциаций продолжается его отступление от позиций ассоциативной психологии. Так, он вводит творческие ассоциации как способность ума составлять новые комбинации, отличные от каких-либо добытых опытом, т.е. распространяет термин “ассоциация” на явления, которые не объяснимы с его помощью. Он трактует открытия в науках, художественное творчество и т.п. как ассоциативные процессы, что противоречит пониманию ассоциации как комбинации прежних впечатлений.

   Если  в Англии главным объектом психологической мысли, опирающейся на законы ассоциаций, служило сознание, то в Германии в этот период наиболее популярным стало учение о бессознательной динамике психических представлений. Его автором выступил философ и педагог И.Гербарт (1776 - 1841). Считая, как и все ассоцианисты, что в душе нет ничего изначального, что она возникает из первоэлементов, он называл их не идеями, а представлениями. Если идеи считались фактами сознания, то представления, по Гербарту, вытесняясь из сознания, образуют огромную массу элементов бессознательной психики. Эта масса была названа апперцептивной (“апперцепция” от лат. “аd” - к, “perceptio” - восприятие).

   Каждое  новое представление находится  под давлением этой массы и  удерживается благодаря ей. Незнакомое вводится в ум посредством уже знакомого. Этот постулат Гербарт положил в основу своей педагогической системы, нашедшей немало сторонников. Кроме того, он предпринял попытку вывести математические формулы, по которым представления теснят друг друга, выталкиваются из сознания и вновь захватывают его. Он надеялся, опираясь на это учение о “статике и динамике представлений”, придать психологии характер точной, опытной науки.

   Его главный труд так и назывался  “Психология, по-новому основанная на метафизике, опыте и математике”. Ряд установок Гербарта - возвращение к понятию о бессознательной психике (впервые оно было предложено Лейбницем), соотнесение его с апперцептивной массой, определяющей успех представлений в борьбе за “жизненное пространство” сознания, а также уверенность в том, что и к психологии применима математика, - явились попыткой перевести принципы, подобные ассоцианизму, на новый язык. Не механика, не химия, а математика, обобщающая динамику психических элементов, способна, согласно Гербарту, объяснить, как из этих элементов складывается опыт индивида.

   Между тем глубинные изменения в  стиле научного мышления вели к дальнейшей трансформации ассоцианизма. И старший, и младший Милли, и Гербарт  искали закономерности психики в  пределах индивидуальной жизни. У Миллей она ограничивалась сознанием субъекта. Гербарт решительно расширил ее за счет бессознательной психики.

   Герберт Спенсер (1820 - 1903), следуя доминировавшей в Англии традиции, был приверженцем ассоцианизма. Однако последний претерпел в труде Г.Спенсера “Основы психологии” (1855) существенную трансформацию. В нем жизнь определялась как “непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним”. Происходящее внутри организма (стало быть, и сознание) может быть понято только в системе его отношений к внешней среде. Отношения же - это не что иное, как адаптации. С этой точки зрения должны быть поняты и ассоциации как связи между элементами психической жизни.

   Во  всей своей прежней истории психология, если и искала телесный субстрат ассоциаций (от Аристотеля до Д.Гартли), то обращалась только к одному направлению, а именно - физиологическому. Строились различные предположения о процессах внутри организма, проекцией которых становятся связи между психическими явлениями. Принцип адаптации требовал “покинуть” изолированный организм и искать “корень” ассоциаций в том, что происходит во внешнем мире, к которому организм повседневно приспосабливается.

   Чтобы выжить, организм вынужден устанавливать  связи между объектами этого  мира и своими реакциями на них. Случайные, несущественные для выживания связи он игнорирует, а связи, необходимые для решения этой задачи, прочно фиксирует, сохраняет “про запас”, на случай новых конфронтаций со всем, что может угрожать его существованию. Но очевидно, что адаптация в данном случае означает не только приспособление к новым ситуациям органов чувств как источников информации о том, что происходит вовне (на манер того, как, например, изменяется чувствительность глаза в темноте). Утверждался новый вид ассоциаций - между внутренними психическими образами и реализующими адаптацию целостного организма мышечными действиями.

   Здесь свершился крутой поворот в движении психологической мысли. Из “поля  сознания” она устремилась в  “поле поведения”. Отныне не физика и химия, как прежде, а биология становится путеводной звездой в разработке ассоциативной доктрины, обретающей, как мы увидим, новый облик в бихевиоризме и рефлексологии. Спенсер стоял у истоков того пути, по которому продвигались Сеченов, Торндайк, Павлов, Бехтерев, Уотсон и другие пионеры объективной психологии.

   Прежде  чем были изобретены объективные  методы изучения целостного поведения, научно-психологическая мысль добилась крупных успехов в экспериментальном  анализе деятельности органов чувств. Эти успехи были связаны с открытием  закономерной, математически исчислимой зависимости между объективными физическими стимулами и производимыми ими психическими эффектами - ощущениями. Именно это направление сыграло решающую роль в превращении     психологии в самостоятельную экспериментальную науку.

   Таким образом, взгляды Г.Спенсера представляют разновидность ассоцианизма на эволюционной основе - т.н. эволюционный ассоцианизм. Соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, он сформулировал общий закон эволюции, который распространил на всю Вселенную - неорганичеcкую природу, органичеcкую природу (биология и пcихология), надорганическую природу, т.е. социальную жизнь. Этот закон гласит: повсюду во Вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, т.е. характеризуетcя концентрацией; от однородного к разнородному, т.е. характеризуется дифференциацией; от неопределенного к определенному - индивидуальному. Этот закон продолжает идею прогресса, которую развивали выдающиеся мыслители до Г.Спенсера - Г.Лейбниц, Г. Гегель. Однако в отличие от них он основывается на данных наук - геологии, ботаники, физиологии, психологии, эстетики, морали, лингвистики, истории и др.

   Закон эволюции Г.Спенсер применяет и  к пониманию психики, считая, что  психику можно понять исключительно  только через анализ ее развития. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда - это не только сила, пускающая в ход по типу механического толчка внутриорганические процессы, но и способная видоизменять  жизнедеятельность, так что постепенно возрастает cложность приспособления к среде.

   Г.Спенсер  разработал систему психологических  понятий, соответствующих эволюционной теории. “Психологию отличает от других наук, на которых она базируется, то, что каждое из ее положений охватывает в одно и то же время как связанные между собой внутренние явления, так и связанные между собой внешние явления, к которым они относятся.” Предмет психологии “не есть отношение между внутренними явлениями, не есть также соотношение между внешними явлениями, но есть отношение между этими двумя отношениями.”

   Человеческую  психику Г.Спенсер рассматривает  в основных понятиях биологической  эволюции, хотя и подчеркивает, что  человек, в отличие от животных, существует не только в природной, но и в надорганической, т.е. социальной, среде и вынужден приспосабливаться к ней. Социальная эволюция, по Г.Спенсеру, составляет часть эволюции вообще, поэтому законы и механизмы приспособления человека к социальной среде только усложняются благодаря появлению новых факторов - языка, общества, материального производства, науки, нравственных и эстетических категорий и др. По сравнению с эволюцией в животном мире процесс приспоcобления у человека качественно не меняется. Г.Cпенсер сохраняет понятие о двух формах опыта - индивидуальном и наследственном (видовом).

Информация о работе Эволюция психологии в философских учениях о сознании