Эволюция психологии в философских учениях о сознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:40, курс лекций

Краткое описание

В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания.

Файлы: 1 файл

Лекции История псих. 2-я юнита.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

   Знания  и умения, приобретенные в опыте, закрепляясь в органичеcкой структуре  мозга, частично передаются по наследству. К ним относятся те формы сознания, пространство и время, по вопросу  о происхождении которых спорили эмпиристы и априористы.

   По  Г.Спенсеру, каждое поколение от рождения имеет знания о пространстве и  времени, но они были приобретены  в течение длительного периода, через который прошло развитие человечества. Значит, нет абсолютно прирожденного. Так Г.Спенсер спорит с И.Кантом. Но неправильна, с точки зрения Г.Спенсера, и позиция Дж.Локка,  согласно которой знание исчерпывается только индивидуальным опытом. Здесь игнорируется психическое развитие, которое происходило вместе с развитием нервной системы. Сознание не чистый лист. Оно полно ассоциаций, которые являются результатом действия закона наследственности. Так Г.Спенсер примиряет априоризм и эмпиризм.

   В процессе развития общества психика  человека развивается: возрастает роль мышления по сравнению c восприятием и действием, а в нем конкретные понятия сменяются абстрактными. Эти идеи Спенсера являютcя прогрессивными, однако само понимание развития и его механизмов отмечено печатью натурализма и биологизации человека.

   Биологизация  в понимании законов развития человеческой психики привела Г.Спенсера к некоторым откровенно реакционным расистским выводам. “...Европеец наследует двадцатью кубическими дюймами мозгу больше, чем папуас... такие способности, как способность к музыке, почти не существующие у многих низших человеческих рас, становятся врожденными у рас более высоких; вследствие этого-то и происходит, что от дикарей, не способных сосчитать числа своих пальцев и говорящих языком, состоящим только из существительных и глаголов, выходят путем долгого развития наши Ньютоны и Шекспиры”.

   И.М.Сеченов  высоко оценил значение учения Спенсера о развитии психики, назвав его “первой  серьезной и систематически проведенной  попыткой объяснить психическую  жизнь не только со стороны содержания, но и со стороны прогрессивного развития из общих начал органической эволюции”. Г.Спенсер справедливо подчеркивает, что вся предшествующая ассоциативная психология замыкалась внутри организма, считала единственным путем его изучения установление связи между нервными процессами и психическими. В отличие от этого в психологии Г.Спенсера психика берется в ее отношении к внешней среде и получает реальную функцию в осуществлении связи организма со средой. Эти положения Г.Спенсера развивали в американской психологии В.Джеймс, психологи-функционалисты, бихевиористы.

   Таким образом, к достоинствам ассоциативной  психологии следует отнести защиту идеи опытного происхождения индивидуального  сознания и безграничной воспитуемости  человека. Такая позиция прогрессивна, она создала научную базу для педагогики, открыла широкие перспективы для разработки путей обучения и воспитания. К тому же в рамках материалистического направления ассоцианизма, начиная с Д.Гартли, возникла задача изучения материальных основ психики, решение которой стало одним из магистральных путей в психологии.

   В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так  и принципов (законов) образования  ассоциаций, выявлены условия образования  и сохранения ассоциаций. Эти данные повлияли на понимание научения, процесса приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма. Поэтому аccоциативная психология имеет и прикладное значение. Аccоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкое применение  в клинической практике (Р.Зоммер, Э. Крепелин, З. Фрейд, К. Юнг и др.). В педагогике используются данные о роли повторения, о способах заучивания и др.

   Вместе  с тем, несмотря на серьезные и  неоспоримые достижения, ассоцианизм, развиваясь, все более обнаруживал  свою теоретическую несостоятельность. Это направление было замкнуто в сознании и не открывало путей для его объективного исследования. “Чистая психология сознания” - так называл английскую психологию Эд.Гартман в своей книге “Современная психология”.

   С.Л.Рубинштейн по этому поводу проницательно замечал, что ассоциация - это вообще не механизм, а явление, конечно, фундаментальное. Но как явление оно само требует объяснения. Ассоциативную психологию отличает описательность, она не имеет средств для объяснения душевной жизни, что признавал еще Д. Юм: ассоциация - это “некоторого рода притяжение, которое, как нам кажется, производит в духовном мире столь же необычайные действия, как и в мире еcтеcтвенном, и проявляетcя в cтоль же многих и разнообразных формах. Его дейcтвия вcегда очевидны; но что каcаетcя до его причин, то они по большей чаcти неизвестны и должны сводиться на первичные свойства человечеcкой природы, на объяcнение которых я не претендую”.

Информация о работе Эволюция психологии в философских учениях о сознании