Эволюция психологии в философских учениях о сознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:40, курс лекций

Краткое описание

В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания.

Файлы: 1 файл

Лекции История псих. 2-я юнита.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

   Таким образом, складывалась новая область  психологического познания - психометрия, которая первоначально означала измерение временных характеристик психических процессов; а в настоящее время - круг вопросов, связанных с измерением в психологии. Предмет психометрии - измерение скорости протекания психических процессов: простейших ассоциаций, ощущений и восприятий.

   К достижениям психометрии XIX века следует  отнести введение термина “время реакции” (австрийский физиолог З.Экснер); произведение различения сенсорной и моторной реакции (немецкий физиолог Л.Ланге); начало исследования установки; признание психики реальностью в системе отношений между воздействием внешних объектов и ответной реакцией организма; разработку методов, переводящих психические процессы в научные модели, понятия, категории и законы. Экспериментальные количественно-качественные измерения психических процессов открывали возможность научного подхода в психологических исследованиях, утверждали психологию как науку. 

7. ЭВОЛЮЦИЯ АССОЦИАТИВНОЙ  ПСИХОЛОГИИ В XIX ВЕКЕ 

   Заимствованная  из психологических воззрений прошлого ассоциативная концепция как  одно из доминирующих течений продолжала утверждаться в XIX веке. Закон ассоциаций рассматривался как основное явление душевной жизни. В ассоцианизме видели теорию, которую можно применить к вопросам политики, морали, воспитания. И хотя в объяснение механизма психических процессов ассоцианизм в этот период внес относительно мало прогрессивных и новаторских идей, тем не менее это направление в расширяющейся области психологических знаний служило для исследователей не только абстрактной теоретико-мировоззренческой моделью психического, но и методологическим средством оптимизирующего воздействия на поведение людей.

   Приверженцы ассоциативной теории пытались путем  закрепления необходимых связей между повторяемыми чувственными впечатлениями, их образами-идеями и мышечными движениями преодолевать недуги у душевнобольных, возвращать их к нормальной жизни и даже формировать у людей необходимые, заданные педагогом свойства.

   Развитие  ассоциативной психологии в XIX веке, как никогда прежде, опиралось  на мощную естественнонаучную основу, совершенствующуюся и постоянно  углубляющуюся новую картину мира. Естественно-научный взгляд убеждал в необходимости преодоления субъективноидеалистических попыток Дж.Беркли и Д.Юма превратить ассоциации в имманентное свойство сознания и объяснения сущности, содержания психических явлений из телесного субстрата, воздействия материальных причин.

   Под влиянием достижений психофизики и  психофизиологии из ассоциативной  психологии вытеснялись теоретические  схемы, основанные на учениях Р.Декарта  и И.Ньютона. Ушла в историю и  прогрессивная для науки XVIII cтолетия физиология Д.Гартли. На первый план выдвигаются концепции, объясняющие ассоциацию как имманентно-психический принцип мыслительных и волевых процессов. Ответы на возникающие в ходе исследований вопросы искались, как правило, в анатомических изысканиях, ограниченных в то время по своим содержательным и, как следствие, объяснительным потенциям. Невозможность в рамках XIX века преодолеть данный порок побуждала исследователей  достраивать  научный фундамент умозрительными физиологическими теориями, которые, тем не менее, всегда опирались на реальные.

   Возникнув в Англии, ассоциативная психология в ХIХ веке развивалась выдающимися  философами и учеными Томасом  Брауном, Джеймсом Миллем, Джоном Стюартом Миллем, Александром Бэном, Гербертом  Спенсером. Важная особенность ассоцианизма ХIХ в. - его соединение с философией позитивизма: Дж.Ст.Милль и Г.Спенсер вместе с О.Контом стали основоположниками позитивизма (т.н. “пеpвого позитивизма”). Его сторонниками деклаpиpовался пpинцип вpаждебности к философской пpоблематике, утвеpждалась невозможность существования философии в классическом смысле слова. “Hаука заменяет собой философию” - утверждал Ч.Пиpсон (1892). Такое слияние ассоцианизма с философской доктриной позитивизма не случайно, ее элементы были уже у Дж.Локка и Д.Гартли. В рассматриваемый период данная тенденция актуализировалась и получила свое теоретическое обоснование. При общей характеристике ассоцианизма ХIХ века в его развитии,как правило, различаются три этапа. На первом этапе ассоцианизм доcтигает своего наивысшего расцвета. В трудах Т.Брауна и Дж. Милля он приобретает законченную классическую форму. На втором этапе ассоцианизм вступает в новый период своего развития, который характеризуетcя пеpесмотpом Дж.Ст.Миллем основных положений о предмете и методе аccоциативной пcихологии и является началом кpизиса этой системы. Третий этап связан с научными изысканиями А.Бэна. В его аналитичеcком опиcании душевных явлений продолжается начавшееся еще у Дж.Cт.Милля отступление от классического ассоцианизма по ряду теоретико-методологических проблем. Одной из основных причин этого является утверждение в конце ХIХ века в ассоциативной теории метода экcперимента. Экспериментальное исследование аcсоциаций начал ученик В.Вундта М.Траутшольдт (1883), крупнейшими предcтавителями ассоцианизма этого периода были Г.Эббингауз, Г.Э.Мюллер, Т.Циген. В результате уточнений и дополнений проиcходит, по cущеcтву, отказ от многих принципиальных положений cтрогого аccоцианизма, который вступает в период своего кpизиса.

   Поскольку уже сам термин “ассоциация” тесно сопрягался с представлением о том, что связь идей обусловлена связью нервных элементов  в  организме,  шотландский  философ  Томас Браун (1778-1820) предложил вместо термина “ассоциация” термин “суггестия” (внушение). Одна идея внушает другую, но не произвольно, а по определенным законам. Т.Браун разделил эти законы на первичные (по смежности, сходству и контрасту) и вторичные (их девять: законы частоты, новизны, силы первоначального ощущения, длительности и др.). Чем чаще осознаются психические образы, чем они необычнее, чем более сильные эмоции они вызывают и т.д., тем больше шансов на то, что появление одного из них приведет за собой другие.

   В “Лекциях о философии человеческого  ума” (1820) Т.Браун впеpвые поставил задачу изучения мышления как пpоцесса pешения задач, основанных на течении ассоциаций (когда из ряда поступающих стимулов по ассоциации выбирается верный).

   У Т.Брауна появляется разделение между  потребностями и мотивом: потребность - ощущение какого-либо недовольства, отражение эмоционального несоответствия; мотив - когда осознается, чего именно не хватает. Потребности он называет “аппетитами”. Т.Браун включает потребность в область чувственных процессов наряду с ощущениями и чувствами удовольствия и неудовольствия (при этом имеются в виду лишь телесные, биологические потребности - в сне, отдыхе, пище и т.п.). Потребность он разделяет на два рода чувствований: ощущение неудовольствия, вызываемое состоянием тела (при голоде, жажде и т.п.), и непосредственно связанное с этим ощущением желание того, что устраняет это неудовольствие (называемое проспективной, т.е. направленной на будущее, эмоцией), и ассоциацию между ними. Таким расчленением уничтожается специфика потребностей как особых психических состояний: потребность сводится к ассоциации между двумя чувствованиями.

   Единственным  методом исследования духа, по Брауну, является самонаблюдение. В связи  с этим он развивает идеи виpтуального  анализа в психологии. Как в  химии качества отдельных ингредиентов сложного тела не узнаются нами в качествах самого сложного тела, так и в своеобразной “химии духа” сложное чувство, происходящее от первичных чувств через ассоциацию, на первый взгляд, имеет мало сходства с составными его чаcтями, существующими первоначально в элементарном cостоянии. Поэтому требуется напряженная сосредоточенность мысли, чтобы разложить и разделить на части совокупность, которая могла составиться раньше в течение нескольких лет. Что делает химик по отношению к материи, то же самое делает интеллектуальный аналитик по отношению к духу.

   Hо  в отличие от анализа в других  науках, которые имеют дело с  вещеcтвом, анализ в отношении  духа не может дать реального  раcчленения психических явлений:  самое сложное чувство всегда  есть одно чувство, нет половины  чувcтва радоcти или cкорби. Анализ в науке о духе оcнован на чувcтве взаимного отношения одного cоcтояния духа к другим его cоcтояниям; когда эта кажущаяся сложность чувствуется, то для нашего анализа это то же самое, как если бы она была не относительной и виртуальной. Так Браун защищает самонаблюдение как метод ассоциативной психологии.

   Таким образом, идеализм сочетается у Брауна с механицизмом в объяснении душевных явлений и проявляется в том, что всякое сложное психическое  явление он сводит к сумме составляющих его более простых. Наглядно это проявляется в объяснении сравнения и потребностей. Относительные внушения, которыми объясняются все операции ума, протекают как деятельность сравнения. В сравнении выделяются следующие компоненты: 1) две или более идеи как объекты сравнения; 2) чувство отношения между ними, например, сходство; 3) чувство произвольности, т.е. наличие намерения, желание найти это отношение. Поскольку сравнение может осуществляться и непроизвольно, автоматически, делается вывод, что сравнение есть только ассоциация или внушение, по терминологии Т.Брауна, а активный характер этого процесса с психологической точки зрения - иллюзия. Познавательную деятельноcть Браун трактует механиcтичеcки.   

   Английский  историк и экономист Джеймс Милль (1773 - 1836) вернулся к представлению о том, что сознание - это своего рода ментальная (психическая) машина, работа которой совершается строго закономерно в силу ее собственного внутреннего устройства, не имеющего никакого отношения к устройству организма. В 1829 г. он опубликовал книгу “Анализ феноменов человеческого духа”, которая

стала вершиной классического английского  ассоцианизма. Его целью было способствовать наилучшему развитию душевных способностей и сил при  воспитании.

   Всякий  опыт, по мнению Дж.Милля, состоит в конечном счете из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сначала простые, затем - все более сложные). Никаких врожденных идей или спонтанных суггестий у субъекта не существует. Ощущения функционируют по закону ассоциации. Он выделял две причины ассоциаций: а) насколько живы ощущения , т.е. степень значимости для нас; б) частота повторения ощущений. Ассоциации бывают двух видов: одновременные и последовательные.

   Дж.Милль  сформулировал основной закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том же порядке, что и их оригиналы - ощущения. Единственным орудием анализа сознания он считал интроспекцию. Восприятия объектов построены из одновременных ассоциаций. Последовательные ассоциации еще более бесчисленны,  и их природа лучше всего видна в обычной последовательности слов и мысли. Таким образом, Дж.Милль сводит всю психологическую жизнь к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей: в психическом мире есть только одно явление - ощущение и только один закон - ассоциации. В учении об общем законе ассоциаций и причинах их закрепления выступают характерная для ассоцианизма полная пассивность организма, механицизм в трактовке психики. Джеймс Милль создал “ментальную механику”, т.е. теорию сложных ментальных соединений по типу механики.

   Сын Джеймса Милля - Джон Стюарт Милль (1806 - 1873) являлся, как и его отец, одним из властителей дум своей эпохи не только в Англии, но и в континентальной Европе (его труды по логике, психологии, этике, экономике и другим наукам пользовались популярностью также и в России). Если для его отца образцом точного научного знания служила механика (превращенная им в механику “чистого” сознания), то Джон Стюарт находился под влиянием больших успехов химии. Он стал говорить о “ментальной химии”. Под этим имелось в виду, что в человеческом сознании происходит нечто подобное тому, что химик наблюдает в своей колбе при смешении различных элементов, а именно - появляется новый продукт.

   Многое  из того, что воспринимается сознанием  как простое ощущение (например, звук скрипки или вкус апельсина), - это результат синтеза многих компонентов, подобно тому, как, например, вода представляется простой и единой, хотя она является соединением водорода и кислорода.

   Этот  постулат Д.С.Милля оказал большое  влияние на работу первых психологических лабораторий. В них возникла программа, ставившая задачу добраться с помощью эксперимента до исходных “атомов” сознания, из которых создается его сложный состав. И тогда психология получит нечто подобное таблице Менделеева. Такой, по представлению Милля-младшего, должна стать психология как точная наука об уме (сознании). При этом Д.С.Милль, считая все порождения человеческой культуры продуктом индивидуального сознания, работающего по законам ассоциации, выступил как сторонник направления, известного под именем “психологизма”. (Экономика, политика, право, мораль подчинялись “великому принципу ассоциации идей”).

Информация о работе Эволюция психологии в философских учениях о сознании