Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:40, курс лекций
В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания.
Религию Л.Фейербах называет “бессознательным самосознанием” человека, ибо “божественная троица” проявляется в человеке и даже над индивидуальным человеком в виде единства разума, любви и воли. “В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового”.
Девизом
к психологическим воззрениям Л.Фейербаха
можно считать его выражение о
том, что “ в психологии нам влетают в
рот жареные голуби, в наше сознание и
чувства попадают только заключения, а
не посылки, только результаты, а не процессы
организма... Но из того, что мышление для
меня не мозговой акт, отличный и независимый
от мозга, не следует, что и само по себе
оно не мозговой акт. Напротив, что для
меня или субъективно есть чисто духовный
нечувственный акт, то само по себе или
объективно есть материальный чувственный
акт”.
6.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ В ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Влияние естественных наук на развитие психологии имело и имеет исторически сложившуюся почву в форме достижений выдающихся ученых, естествоиспытателей, мыслителей прошлого и современности. Постоянная “подпитка”, “подкрепление” процесса развития психологического знания естественно-научными открытиями, гениальными догадками является закономерностью истории становления психологии как науки.
Среди
основателей естественно-
Накопленный
огромнейший эмпирический материал
нуждался в обобщении и анализе, объяснении,
систематизации и структурировании. Решение
этой задачи было возможно силами и средствами
новой области знаний, способной обосновать
закономерные связи произведенных естественнонаучных
открытий и психических процессов, протекающих
у человека. Складывались предпосылки
построения нового научного предмета,
отличного от физиологии. Такой областью
знаний стала психология.
6.1.
Содержание эволюционных
естественнонаучных
концепций XIX века
Учение
английского натуралиста Чарльз
1) идею естественно-эволюционного происхождения человека. Дарвинизм опровергал библейский догмат о том, что все виды живых существ раз и навсегда сотворены Богом. Человек создан не по образу и подобию Божьему, но является выходцем из обезьяньего стада;
2) принцип биологического детерминизма. В основе воссозданной величественной картины развития живой природы лежало новое объяснение причинных факторов этого развития, то есть биологического детерминизма.
Новый подход к психической жизни вводил новые объяснительные начала. К ним Ч.Дарвин относил следующие:
а) естественный отбор. Ученый указывал на естественный отбор как на фактор выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию среде. В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффективно приспособиться. Опорным в этой объяснительной схеме является фактор наследственности. Те животные формы, которые выжили в борьбе за существование, передают свои свойства потомству. Между особями, образующими данный вид, существуют биологически предопределенные различия. Без изменчивости не было бы и развития. Выживают же те, кому удалось лучше приспособиться - адаптироваться;
б) целесообразность. Ч.Дарвин дал точное научное объяснение целесообразности, не обращаясь к понятию о врожденной цели. Это нововведение произвело переворот не только в биологии, но и в психологии;
в) адаптация. Поскольку естественный отбор отсекает все не нужное для жизни, то он истребил бы и психические функции, если бы они не способствовали приспособлению. Это побудило рассматривать психику как элемент адаптации организма к окружающей среде. Психика не могла более представляться изолированным “островом духа”. Определяющим для психологии взамен отдельного организма становится отношение “организм - среда”. Это порождало новый системный стиль мышления, который в дальнейшем привел к выводу, что предметом психологии должно быть не сознание индивида, но его поведение во внешней среде, изменяющей (детерминирующей) организм и психический склад индивида;
г) окружающая среда. Среда провозглашалась силой, способной не только вызывать, но и видоизменять жизнедеятельность. Живой организм есть продукт взаимодействия со средой, причем жизнь вида посредством механизма наследственности является важной детерминантой жизни особи;
д) индивидуальные вариации психического. Понятие об индивидуальных вариациях является непременной составной частью эволюционной теории Ч.Дарвина. Следовательно, к ним относятся и вариации в сфере психики. Это придало мощный импульс разработке нового направления в психологии, предметом которого стало изучение индивидуальных различий между людьми, обусловленных законами наследственности. Это направление, инициатором создания которого стал кузен Ч.Дарвина Фрэнсис Гальтон, превратилось в разветвленную ветвь дифференциальной психологии;
е) преемственность психики животного и человека. Дарвинизм стимулировал изучение психики животных, став основанием еще одного нового направления в науке - зоопсихологии. Отвергнув версию о непроходимой пропасти между человеком и животным, эволюционная биология стала предпосылкой широкого изучения с помощью объективных экспериментальных методов механизмов психической регуляции поведения на таких объектах, как животные (белые крысы, собаки, обезьяны и др.);
ж) инстинкты: проблемы разума и эмоций. Ч.Дарвин подверг специальному анализу инстинкты как побудительные силы поведения. С фактами в руках он подверг критике версию об их разумности. Вместе с тем без этих слепых побуждений, корни которых уходят в историю вида, организм не может выжить. Инстинкты связаны с эмоциями. К ним Дарвин также подошел не с точки зрения их осознания субъектом, а опираясь на объективные наблюдения за выразительными движениями. Некогда эти движения имели практический смысл, о чем напоминают сжатие кулаков или оскал зубов у современного человека. Были времена, когда эти агрессивные реакции означали готовность к борьбе. Традиционная психология считала чувства элементами сознания. Теперь же эмоции, захватывающие индивида, выступили в качестве феноменов, которые, хотя и являются психическими, однако первичны по отношению к его сознанию.
Дарвинизм послужил толчком к истолкованию в XIX - начале XX веков психических проявлений у животных по аналогии с психикой человека, развитию сравнительной психологии . Одним из первых направлений в этой области был антропоморфизм (Дж.Романес). Среди других зоо- и биопсихологических изысканий XIX - начала XX веков выделялись:
- окрытие “закона Ллойда Моргана” (1894): не приписывать животному высшие психические способности, если его поведение можно объяснить механизмами более низкого уровня; введение термина “обучение путем проб и ошибок” для обозначения формы научения у животных;
- формирование механистического направления: обоснование отсутствия у животных психики (Ж.Фабр, Ж.Леб; школа “объективной сравнительной психологии” в лице А.Бете, Т.Беера, Э.Циглера, И.Иксюкуля);
- отвержение теории тропизмов и рассмотрения поведения простейших как механический результат прямого воздействия внешнего раздражителя. Обнаружение американским натуралистом и зоологом Г.Дженнингсом элементарных форм научения у простейших;
- создание Э.Торндайком, автором книг “Ум животных” (1898), “Ум обезьяны” (1901), экспериментальной техники в сравнительной психологии (“метод проблемного ящика и лабиринта”). Был сделан вывод: животные решают задачи только путем случайных проб и ошибок. Сформулированы законы научения: эффекта (закрепляется реакция, сопровождаемая удовлетворением от “награды”), упражнения (реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения), готовности (упражнения изменяют готовность синапсов - областей контактов нервных клеток - к проведению нервных импульсов и способствуют более легкому установлению связи, созданию новых путей), сдвига;
-
разработка в 1900 году В.Смоллом
лабиринтной модели поведения
и Р.Йерксом метода
- возникновение новой отрасли - детской психологии. В 1876 году И.Тэн опубликовал “Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде”, в 1877 году Ч.Дарвин - “Биографический очерк одного ребенка”. Появляются исследования в форме описаний наблюдений за развитием детей (В.Прейер, Дж.Селли, В.Штерн, К.Гросс, К.К.Бюллер и др.), теория рекапитуляции Ст.Холла и Дж.Болдуина - перенесенный в детскую психологию и эмбриологию биогенетический закон дарвиниста Э.Геккеля;
-
выдвижение концепции
первобытного анимизма (Э.Тейлор, Дж.Фрезер),
утверждающей тождество умственного механизма
современного и первобытного человека.
6.2.
Развитие психофизиологии
В начале ХIХ столетия стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим для нее служило “анатомическое начало”. Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Физиология переводила на язык опыта умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи.
Психофизиология
является областью междисциплинарных
исследований на стыке психологии и нейрофизиологии,
направленных на изучение психики в единстве
с ее нейрофизиологическим субстратом.
В начале ХIХ столетия стали складываться
новые подходы к психике. Отныне не механика,
а физиология стимулировала рост психологического
знания. Имея своим предметом особое природное
тело, физиология превратила его в объект
экспериментального изучения. На первых
порах руководящим для нее служило “анатомическое
начало”. Функции (в том числе психические)
исследовались под углом зрения их зависимости
от строения органа, его анатомии. Психофизиология
переводила на язык опыта умозрительные,
порой фантастические воззрения прежней
эпохи. В становлении этой отрасли знания
огромную роль сыграла плеяда выдающихся
ученых.
Альберт фон Галлер (1708-1777) - швейцарский естествоиспытатель, врач и поэт, один из основоположников экспериментальной физиологии. Почетный член Петербургской Академии наук. Автор классической книги “Элементы физиологии” в восьми томах (1757-1766). Сделал значимые для науки выводы об автономном характере мышечной сократимости. А.Галлер ввел понятия “мышечная сила” (аналог механической), объединяя в нем раздражимость и нервную силу, установил существование собственных законов нервной деятельности, не зависимых от души как нематериального начала. Ему принадлежит идея локализации психических функций в отделах головного мозга, откуда берут начало соответствующие нервы. Но его нейрофизиология имеет дело только с ощущениями и движениями: “Душа не имеет ничего общего с телом, кроме ощущения и движения”.
Учение
А.Галлера устанавливало “
Информация о работе Эволюция психологии в философских учениях о сознании