Эволюция психологии в философских учениях о сознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:40, курс лекций

Краткое описание

В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания.

Файлы: 1 файл

Лекции История псих. 2-я юнита.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

   Таким образом, познание, по Юму, - это ассоциация различных идей. Знание отношений причинности в окружающем человека мире устанавливается в опыте. Поясняя это положение, он приводил такой пример: если хлеб однажды насытил вас, то рождается уверенность, что подобные объекты будут вызывать те же действия. Этот вывод основан на принципе ассоциации или привычке.

   В психологической картине Д.Юма  исчезли и объекты реального  мира и активная человеческая личность, действиями которой только и возможно воссоздание связей вещей окружающего  нас мира - осталась динамика психических атомов ( сама по себе или в себе ). Тем не менее скептицизм Д.Юма пробудил многих мыслителей от “догматического сна”, заставил их задуматься о своих убеждениях, касающихся души, причинности и др. Ведь эти убеждения принимались ими на веру, без критического анализа.

   Мнение  Д.Юма о том, что понятие о  субъекте может быть сведено к  пучку ассоциаций, было направлено своим критическим острием против представления о душе как особой, дарованной Всевышним сущности, которая  порождает и связывает между  собой отдельные психические феномены. 

   Дэвид Гартли (1705-1757) - английский мыслитель,   один из основоположников ассоциативной психологии. Стремился объяснить психические процессы на основе принципов И.Ньютона. Его влияние огромно не только в психологии, но и в этике, эстетике, логике, биологии, педагогике.

   После Гартли ассоцианизм  становится господствующим направлением. Его фундаментальный научный труд - “Наблюдения над человеком” (“Размышление о человеке, его строении, его долге и упованиях”) (1749).

   Гартли одним из первых попытался применить опытно-индуктивный метод и дедуктивные приемы познания к изучению психической жизни: “Правильный метод рассуждения заключается в том, чтобы на основе некоторых отобранных, четко определенных и точно доказанных явлений открыть и установить общие законы действия, оказывающие влияние на рассматриваемый предмет, а затем объяснить и предсказать другие явления при помощи этих законов”. Гартли называет свой метод анализом и синтезом, хотя речь идет об опытно-индуктивном и гипотетико-дедуктивном методах, лежавших в основе методологии естествознания нового времени.

   Учение  о вибрациях и  ассоциациях идей Д.Гартли, с одной стороны, опирается на исследование ощущений как первичных элементов сознания, с другой стороны, призвано раскрыть общие законы психической деятельности, объяснить с их помощью все многообразие проявлений психики человека.

   По  образцу ньютоновой картины природы  Д.Гартли представил психический мир  человека продуктом работы организма  как вибраторной машины. Вибрации внешнего эфира посредством органов чувств вызывают “сначала в нервах... а затем в головном мозгу вибрации... бесконечно малых мозговых частиц”. Эти вибрации служат физиологической основой психических процессов: ощущения, восприятия, мышления; основой эмоциональных состояний; произвольных и непроизвольных движений. Различия протекания психических процессов объясняются различием вибраций (физиологически: по силе, по частоте, по месту воздействия, по направлению проникновения в мозг). Параллельно этому в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические “спутники” этих вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Таким образом, психический механизм основан на законе об ассоциациях.

   Механизм  ассоциации включает следующие этапы: вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие вибрации вещества нервов и мозга; этим вибрациям соответствуют определенные психические явления; между вибрациями устанавливается определенная связь; в последующем вызов одной вибрации повлечет за собой и вызов другой; это соответствует процессу вызывания одной идеи при помощи другой. Поэтому ассоциация является пассивным отражением нервных связей.

   Д.Гартли возвел ассоциацию во всеобщий механический закон всех форм психической  деятельности, в нечто подобное великому закону всемирного тяготения Ньютона: принцип ассоциаций распространялся на все стороны психической деятельности: сенсорную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую.

   Таким образом, учение Д.Гартли - первая материалистическая концепция бессознательного, ему принадлежит приоритет ряда идей современной психофизиологии. Мозг утверждался главным, действительным вместилищем памяти, внимания, воображения, мышления - всех умственных способностей человека. Установка на строго причинное объяснение того, как возникает и работает психический механизм, а также подчиненность этого учения решению социально-нравственных задач - все это придало схеме Д.Гартли широкую популярность. 
 
 
 
 
 

3. РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО  НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ XVIII ВЕКА 

   XVIII век вошел в историю как век Просвещения и эпоха Великой французской революции. Наиболее существенные черты французской эмпирической психологии, отличающие ее от английской, - внимание к проблеме активности человеческого сознания, указание на его обусловленность факторами общественного развития. Самыми радикальными критиками любых учений, допускающих влияние на природу и человека сил, ускользающих от опыта и разума, выступили французские мыслители. Они объединились вокруг семнадцати книг “Энциклопедии” (середина ХVIII века), освещавших новейшие достижения науки, техники и искусства (поэтому их принято называть “энциклопедистами”).

   Жюльен  Офре де Ламетри  (1709-1751) - выдающийся французский материалист, физик, медик, экспериментатор. В лице Ламетри материализм приобрел недостающее ему самосознание. Зрелость и глубина его научных обобщений в сочетании с творческими исканиями привели к перестройке мировоззрения целые поколения ученых, естествоиспытателей, убедительному обоснованию материализма  и органическому соединению его с просветительскими идеалами. Основные сочинения: “Трактат о душе” (1745), “Человек-машина”(1747), “Человек-растение” (1748) и др.

   Ж. Ламетри предложил  образ “человека-машины”. Именно так он озаглавил свой выпущенный под чужим именем трактат. Из него явствовало, что приписывать человеку душу столь же бессмысленно, как искать ее в действиях машины. Он сравнивал человека с машиной, автоматом - чувствующим, мыслящим, стремящимся к наслаждениям (под словом “машина” имел в виду материально-детерминированную систему).

   Ученый  делает вывод о  том, что:

   1) человек - машина “особого рода”,  способная “чувствовать, мыслить,  уметь отличать добро от зла...”; 

   2) “человеческое тело - это заводящая  сама себя машина, живое олицетворение  беспрерывного движения”. Источник движения - химический процесс преобразования “хилуса” (питательного сока, образующегося от переваривания организмом продуктов) в энергию, которая “механически оживляет мускулы и сердце”;

   3) в отличие от часовых механизмов  человеческое тело действует после “поломки” нескольких “пружин” и “колес” (заболевания или утраты органов).

   Таким образом, “человек-машина” и “человек-животное” - субстанционально единое, материальное существо.

   Двигают человеком чувственные потребности (в пище, наслаждениях, предметах ), от которых производны высшие удовольствия. Душа - часть организма, которая мыслит в силу особой организации мозговой ткани: “все способности души” зависят “от особой организации мозга и всего тела” и являются “результатом этой организации”. Отличие души человека от души животных - лишь в более высокой организации: растения, животные и человек образуют “лестницу с незаметными ступенями, которые природа незаметно проходит последовательно одну за другой, никогда не перепрыгивая ни через одну ступеньку.”

   Познание, начинаясь с ощущений, сводится к построению образов с помощью  воображения. Сущность познания - отражение  действительности в  сознании человека. Внешние вещи запечатлеваются в “мозговом экране”. Ж.Ламетри критиковал Р.Декарта за лишение им животных психических процессов, утверждая “одинаковую способность чувствовать как у животных, так и людей”. Не проводя четкой границы между сознанием человека и психикой животного, он указывал на “качественное превосходство человеческой души” над “душой животных”. Порядок в процессе познания вносит внимание, сообщая познанию активность.  Функции внимания - в удержании представления и в отклонении действия других.

   О методе исследования души Ж.Ламетри  пишет, что ее можно понять на основе опытов и наблюдений врачей, которые, “созерцая нашу душу, тысячи раз наблюдали ее как в низменных проявлениях, так и в ее величии”, и которые “сняли покровы с пружин, спрятанных под оболочкой, скрывающей от наших глаз столько чудес”. Но ответ на вопрос о сущности души дают не врачи, а врачи-философы, так как содержание опытов нуждается в философском обобщении, опирающемся на медицинские наблюдения. Научная постановка опыта предполагает многократность, варьированность, выверенность. 

   Этьен Бонно де Кондильяк  (1715-1780) - пропагандист опытного знания, критик метафизики и схоластики. В своих научных воззрениях опирался на ньютоновскую картину природы и локковское видение сознания. Выдающийся французский просветитель. Развил сенсуалистическую теорию познания. Один из основоположников ассоциативной психологии.

   Основные  труды: “Опыт о происхождении  человеческих знаний”(1746), “Трактат о  системе”(1749), “Трактат об ощущениях”(1754), “Курс занятий по обучению принца Пармского”(1767), “Логика”(1780).

   Э.Кондильяк  зарекомендовал себя крайним сенсуалистом. Для наглядности он предложил образ “статуи”, которая первоначально не обладает ничем, кроме способности ощущать. Стоит ей, однако, получить извне первое ощущение, хотя бы самое примитивное (напр., обонятельное), как начинает действовать вся психическая механика. Сильное ощущение порождает внимание, сравнение одного ощущения с другим становится тем фундаментальным актом, который определяет дальнейшую психическую и умственную работу. Таким образом, ученый поставил задачу: свести рефлексию к ощущению.

   В этой связи Э.Кондильяк утверждал, что вся деятельность души - это  измененные ощущения, а обязательными  эмоциональными спутниками ощущений являются удовольствие или неудовольствие. Из сравнения ощущений возникает  потребность - внутренняя неудовлетворенность, стремление получить удовольствие или избежать неудовольствия. Они (потребности) есть результат познания. На основе потребностей возникает воображение - как образ, отвечающий потребности. Коренным образом душевную жизнь меняет осязание - когда собственные внутренние состояния начинают проецироваться на внешний предмет. Мышление представляет само ощущение в различных его превращениях. Удовольствие и неудовольствие - обязательные эмоциональные спутники ощущений.

   Таким образом, Э.Кондильяк  представил деятельность души измененными ощущениями и их превращениями. Он полностью игнорирует социальную обусловленность сознания, утверждая в теории познания материалистический сенсуализм: “Человек есть не что иное, как то, что он приобрел”. 

   Клод  Андриан Гельвеций (1715-1771) - французский философ-материалист, идеолог французской буржуазии XVIII века. Первым среди французских материалистов преодолел непоследовательность теории познания Локка, придав его сенсуализму материалистический характер. Противник агностицизма. Подверг резкой критике идею существования Бога, сотворения мира и бессмертия души, но не вышел за пределы метафизического мышления - абсолютизировал законы механики. Деятельность Гельвеция сыграла значительную роль в подготовке Великой французской революции, развитии научных идей XIX века. Автор трудов “Об уме”(1758), “О человеке” (1773,посм.).

   Основной  предмет научной  деятельности К.Гельвеция - поиск ответа на вопрос: “Откуда берется  неравенство умов?” Человек рождается со способностью ощущать и сохранять ощущения - памятью. “Причина образования наших мыслей” в двух “пассивных силах”: 1) “способности получать различные впечатления” - “физической чувствительности”; 2) “способности сохранять впечатление” - памяти, как “длящемся, но ослабленном ощущении”.

   Содержание  психологической  концепции ученого  реализовано в  следующих положениях:

   - из ощущения формируются интеллектуальные способности;

   - все умственные операции сводятся к ощущениям;

   - “выносить ощущения - значит рассуждать”.

   Выполнять умственные операции, сравнивать идеи можно при наличии внимания. Внимание предполагает усилие. Делать усилие побуждает интерес. При одинаковом интересе в познании у людей возникает одинаковая способность напрягать внимание. Интерес предполагает стремление к счастью. Интерес - “пружина” человеческой деятельности. Интересы бывают трех видов: индивидов (личные, частные); социальных групп внутри общества (сообществ); общественный интерес. Счастье - физическое удовольствие, в котором начало поступков, действий, мысли и т.д.

   В этой связи К.Гельвеций ставил вопрос: “Не зависит ли неравенство умов от совершенства органов чувств?”, на который отвечал отрицательно. Интеллектуально-нравственные качества человека не являются врожденными, а  создаются обстоятельствами его  жизни, к которым относятся: разное положение людей в обществе; стремление к славе как замаскированная жажда наслаждений и др. Исходя из этого, воспитательное воздействие он возвел в степень силы, способной лепить из людей что угодно: неравенство умов можно объяснить воспитанием, воспитание делает нас тем, чем мы являемся.

Информация о работе Эволюция психологии в философских учениях о сознании