Эволюция психологии в философских учениях о сознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:40, курс лекций

Краткое описание

В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания.

Файлы: 1 файл

Лекции История псих. 2-я юнита.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

   До  Декарта вся деятельность по восприятию и обработке психического “материала”  считалась производимой душой, черпающей  свою энергию за пределами вещного, земного мира. Теперь же доказывалось, что: а) телесное устройство и без души способно успешно справляться с задачей обработки результатов психических действий; б) душа не только не лишается ее прежней царственной роли во Вселенной, но возводится в степень субстанции, равноправной великой субстанции природы. 

   Сотворенный мир Декарт делит  на два рода субстанций - духовные и материальные. Духовная субстанция имеет в себе изначально присущие ей врожденные идеи (Бога, чисел, фигур, некоторых понятий и аксиом). Признание Декартом врожденных идей далеко не тождественно признанию рациональной интуиции. Ибо здесь два различных вопроса: 1) существуют ли доопытные истины (проблема априоризма)? и 2) способен ли разум мыслить истины без доказательства (проблема познания)?

   В состав врожденных идей французский  ученый включил ряд категорий: бытия, Бога, существования понятий, числа, фактов сознания, свободы воли и другие. Врожденными он счел некоторые суждения-аксиомы: “из ничего не бывает ничего”, “у всякой вещи есть причина”, “сомнение есть акт мышления” и др. Из небольшого перечисления нетрудно подметить, что идея врожденности сама по себе не была абсурдной: человечество в своем развитии всегда опирается на опыт прошлых поколений, а часть этого “знания” получает при рождении в виде задатков, способностей, определенного набора безусловных рефлексов, которые сами по себе не есть знание, но могут и должны быть истолкованы как информация. 

   В психологическом  учении Р.Декарт осуществил поворот от души к  сознанию, заключающийся  в выдвижении следующих  положений:

   1. Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное знание, какое только

   может быть у субъекта о собственных  актах и состояниях, незримых ни для кого

   другого.

   2. Душа определялась по единственному  признаку - непосредственной 

   осознаваемости  своих явлений, которые в отличие от явлений природы лишены

   протяженности. Тем самым произошел поворот  в понятии о душе, ставший опорным 

   для следующей главы в истории  построения предмета психологии. Отныне этим

   предметом становится сознание.

   Декартовский  метод, учение о душе и теле основываются на его сомнениях в достоверности чувственного мира. “Но столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение: я мыслю, следовательно, я существую, истинно, и что поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто методически располагает свои мысли”.

   Таким образом, Р.Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания “Я” и обращается к рассмотрению только своих мыслей - субъективных состояний. Сознание в этой связи, - то, что выступает в самонаблюдении. Впрочем, как в случае с душой, понятие о которой претерпело сложнейшую эволюцию, понятие о сознании, как мы увидим, меняло свой облик. Однако прежде чем это произошло, оно должно было быть “изобретено”.

   “Под  словом мышление (“сogitatio”),- пишет Р.Декарт,- я разумею все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой,и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить”.

   Детерминистская концепция поведения Р.Декарта отражена:

   а) в учении о рефлексе как закономерном двигательном ответе организма на внешнее  физическое раздражение (он объяснял это возможностью перемещения особо малых частиц-”животных духов” по особым трубочкам-нервам от мозга к соответствующему мускулу);

   б) в учении о “страстях души”  как психических состояниях, испытываемых телесным органом души - эпифизом.

   При всей ошибочности понимания Р.Декартом сути процессов передачи нервных возбуждений общая концепция трансляции оказалась чрезвычайно плодотворной.     

   Принцип “автоматизма тела”  привел к концепции рефлекса. Понятие о рефлексе стало фундаментальным для физиологии и психологии. Открытие рефлекса сопряжено с принципиальным для понимания прогресса научного знания вопросом о соотношении теории и опыта (эмпирии). Достоверное знание об устройстве нервной системы и ее отправлениях было в те времена ничтожно. Декарту эта система виделась в форме “трубок”, по которым проносятся легкие воздухообразные частицы. (Он называл их “животными духами”.)

   Декартова схема рефлекса полагала, что внешний импульс приводит эти “духи” в движение, занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Горячий предмет, обжигая руку, вынуждает ее отдернуть. Происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Появившийся после Декарта термин “рефлекс” и означал отражение.

   Одно  из важных для психологии сочинений  Декарта называлось “Страсти души”. “Страсть” и слово “душа” наделены у Декарта особым смыслом. Под “страстями” подразумевались не сильные и длительные чувства, а “страдательные состояния души”, - все, что они испытывают, когда мозг сотрясают “животные духи” (прообраз нервных импульсов), которые приносятся туда по нервным “трубкам”.  

   Иначе говоря, не только такие  мышечные реакции, как  рефлексы, но и различные  психические состояния  возникают автоматически, производятся телом, а не душой.    Таким образом, по Декарту, страсти - восприятия и чувства, эмоциональные состояния, движущие “машиной тела”, вызываемые, в свою очередь, каким-либо движением “духов” (в основном из-за воздействия внешних предметов). Страсти - это продукт двоякой природы человека. Они возникают в шишковидной железе от взаимодействия желаний духовной субстанции и движений субстанции телесной. Это столкновение превращается в столкновение и борьбу между страстями, поэтому страсти могут приносить пользу и вред.

   Р. Декарт ставил вопрос о воспитании страстей. Средства воспитания - опыт, разум и воля. Разум - это знание и оценка жизни. Воля - возможность отделения “животных духов” от вредного предмета, его перенацеливание. Опыт учит поступать в жизни согласно определенным правилам, а практика обдумывания своих действий позволит в неожиданных ситуациях поступать однозначно.

   Декарт  возражает против преувеличенных представлений  о роли чувственного опыта в познании. Он замечает, что сущности вещей  мы воспринимаем не посредством ощущений, а с помощью разума, ограничивать который “только тем, что видят глаза, значит, наносить ему великий ущерб”.

   Отдавая должное ощущениям, Декарт признавал  три вида идей в  познавательных процессах: врожденные, привходящие из чувственного опыта и “изобретенные” - произведенные мыслительной деятельностью человека.

   Идеи  чувственного опыта обладают несомненными достоинствами: их наглядность по-своему “интуитивна” и они убедительны. Ученый явился создателем величественной картины саморазвивающейся Вселенной.  Природа, по Декарту, безгранично совершенствуется и усложняется. Всюду происходит прогресс на основе всеобщих естественных законов. Развиваются вещества, планеты, страсти людей и их души. Провозглашая идею развития в познании, он приходит к выводу, что природу материальных тел “гораздо легче познать, видя их постепенное возникновение, чем рассматривать их как совершенно готовые”. В письме к Мерсенну (20 февраля 1639 г.) Декарт высказал мысль о необходимости приложения идеи прогресса к животному миру. Тем самым он первым среди ученых XVII века встал на путь естественного историзма.

   Моральный идеал Р.Декарта заключался в  земном счастье, которое состоит  в ясном самосознании и покое - равновесии мыслящей души. В этом смысле цель жизни - это “душевное довольство”. Для достижения этого состояния разум должен при помощи знания подчинить себе страсти и заняться своей естественной деятельностью - познанием. Таким образом, по Декарту, процесс мышления - моральная деятельность не только по результату, но и по содержанию, т.к. питается самой возвышенной страстью - восхищением и радостным удивлением перед истиной. Такую истину французский мыслитель искал всю жизнь. Он был убежден, что реальное благо основано на истинном знании, а все пороки и зло происходят от невежества, истина же очищает от всякого зла. Знание истины несет с собой свободу духа, устраняя каприз и произвол. 

   Освобождение  живого тела от души было поворотным событием в научных поисках реальных причин всего, что совершается в живых  системах, в том числе возникающих  в них психических эффектов. Через всю историю психологии проходит контроверза (разногласие, расхождение, спорный случай, вопрос) души и тела. Декарт, подобно множеству своих предшественников (от древних анимистов, Пифагора и Платона), их противопоставил.

   Но  им была создана новая форма дуализма. Оба члена отношения - и тело, и душа - приобрели содержание, неведомое прежним эпохам:

   а) вводились критерии для выделения  психики - внутреннего мира человека, открытого для самонаблюдения и  имеющего особое духовное бытие;                         

     б) обосновывался новый метод:  требование обращения к разуму  и самосознанию исходя из принципа  очевидности; 

   в) раскрывался механизм психической  жизни - рефлекс;

     г) противопоставлялась психика  телу и всему внешнему материальному  миру; их абсолютная разнородность (дуализм) - главный пункт учения Р.Декарта. 

   Томас Гоббс (1588-1679) - выдающийся английский философ-материалист. Наиболее основательно и глубоко из всех мыслителей XVII века поставил проблему единства эмпирического и рационалистического методов познания. Родоначальник семиотики - науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем; основоположник социологии нового времени; продолжатель учения Ф.Бэкона и систематизатор науки. 

   С Т.Гоббса начинается бессубъектная психология, в которой сознание рассматривается как картина механического сплетения содержаний.

   Понятие “личность” не имеет психологической  нагрузки и вводится лишь для определения  ее вменяемости при рассмотрении действий.

   Т.Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром.

   За  основу познания был  принят опыт. Рационализму противопоставлен эмпиризм. Под девизом опыта  возникла эмпирическая психология.

   Т.Гоббсом  написаны сочинения: “Элементы естественного и политического закона” (1640), “О гражданине” (1642), “Левиафан” (1651), “О теле” (1655), “О человеке” (1658), “Бегемот”(1662).

   Т.Гоббс  продолжает  традиции скептицизма  Нового времени: прежде следует “удостовериться  в нашем собственном незнании”, чтобы расчистить почву познания. Его отличала жесткая логика мышления: “Метод должен соответствовать порядку творения вещей”.

   Человек, по его мнению, есть промежуточное звено  между природой и  обществом. Поэтому он рассматривает его сущность в двух аспектах: как тело природы и как конструктора социальных тел. “Природа человека есть сумма его природных способностей и сил, таких, как способность питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум и т.д. Эти способности мы единодушно называем природными, и они содержатся в определении человека как одаренного разумом животного. Соответственно двум основным частям, из которых состоит человек, я различаю в нем два вида способностей - физические и духовные. (...) Что касается духовных способностей, то таких существует две: способность познания, воображения или представления, и способность к волевым движениям”.

   Соотношение физиологических  и психических  процессов в человеке Т.Гоббс понимал  материалистически. Отрицая провозглашенную Р.Декартом независимую от телесного органа духовную субстанцию, он утверждал необходимость наличия у любого рода деятельности реального телесного субъекта. Таким образом, мыслит только материя - телесный организм. 

   Психика - это тень реальных материальных процессов, подчинена законам природы. Всю психику Т.Гоббс сводил к образам: начало всем представлениям дает ощущение, память - представление, отошедшее в прошлое, мышление - течение образов в соответствии с правилом ассоциаций. Сознание - параллельно возникающее проявление этих движений.

Информация о работе Эволюция психологии в философских учениях о сознании