Эволюция психологии в философских учениях о сознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:40, курс лекций

Краткое описание

В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания.

Файлы: 1 файл

Лекции История псих. 2-я юнита.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

   Как родоначальник английского  эмпиризма (направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания), Ф.Бэкон признавал ведущую роль в методе за опытом. Опыты должны ставиться по определенному логическому приему. Так родилась формула нового научного метода: “логика + эксперимент”. Но в выборе логических приемов в “Новом органоне” Ф.Бэкон отдал пальму первенства индукции (от лат. “inductio” - выведение), то есть толкованию множества эмпирических данных, позволяющему сделать их обобщение для предсказания (прогнозирования) явлений и тем самым овладеть их ходом.

   Новая идея в методологии, исходившей из познания причин вещей с помощью индукции и опыта, стимулировала развитие научной психологической мысли. Ф.Бэкон пытается изгнать из картин человека и его души схоластически “скрытые качества” и утвердить универсальный методологический подход объяснения и познания, основанный на механицизме - соединении, сцеплении, разделении, расчленении, группировке, комбинировании, классификации и т.д.

   Методологические  вопросы науки, в  том числе психологии, Ф.Бэкон излагает в тесной связи  с учениями о человеке, о познании им внешнего мира и овладении  силами природы. Антропологичность (антропология- комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека и человеческого общества ) психологии - отличительная черта его учения о душе. В этом Ф.Бэкон поистине первый.

   Так, он классифицирует науки по различиям  познающих способностей человека, с  учетом практических потребностей применения знаний и различий в приемах исследования (в свою очередь, эти основания  определяются особенностями познаваемых  объектов). Такой “психологический подход” был заимствован французскими энциклопедистами.

   Ф.Бэкон  развивает идею единой науки о  человеке. Прежняя наука, по его оценке, есть схоластика, голый эмпиризм или  догматизм. Скептически относясь к  старому, он пишет о новой области знания: “Эта наука для человека составляет цель всех наук и в то же время лишь часть самой природы”. Тем самым выдвигается задача комплексного изучения человека. Ключ к классификации знаний о нем состоит в тезисе о формах исследования: “формы” теоретически исследуются рассудком; “природы” описываются памятью; плоды человеческого творчества - посредством способности воображения. (Подробности его классификации можно найти во второй книге сочинения “О достоинстве и преуспеянии наук”.)

   В четвертой книге сочинения “О достоинстве и приумножении наук” дается довольно подробная классификация учения о человеке. К наукам о теле отнесены атлетика, медицина, косметика, учение о наслаждениях. Науки о душе включают учения о “боговдохновенной душе”, о “чувствующей душе”, учение “о субстанции и способностях души”.

   Интересно, что Бэкон считал политику и психологию составными частями философской  антропологии, причем речь шла и  об индивидуальной, и о социальной психологии, которые впервые в  Англии были прорекламированы как науки. Включение психологии в состав “первой философии” означало, что философия должна изучать не только внешний мир, но и процессы, происходящие в сознании человека, в том числе не только мышление.

   Ф.Бэкон  формирует новую линию исследования души как “самой простой  “собственно гражданской истории”.

   Изложению социально-психологических идей посвящено  значительное число работ ученого, которые носят, как правило, рекомендательный характер с целью оптимизации  существующего общественного устройства. Так, в эссе “О новшествах” мыслитель высказался о том, что преобразования должны происходить “исподволь и незаметно”. В “Новом органоне” он утверждает, что “в гражданских делах даже изменения к лучшему вызывают опасения смуты”, а внезапные нововведения есть одна из причин мятежей.

   В трудах Ф.Бэкона содержится утверждение  о том, что по причине инертности дворянства и его многочисленности государство беднеет, воинский дух  падает, народ становится “слабым  и малодушным”, “делается тупым  и забитым”. В эссе “О смутах и  мятежах” он обвиняет уже народ в разрушительных инстинктах, а в эссе “Об Орфее” характеризует население как сосуд разнузданного хаоса и вакхических зверств. 

   Ф.Бэкон  рекомендует в отношении народных масс проводить двойственную политику. Простонародье следует “успокоить” поощряющими реформами, обещаниями и иллюзиями, но в то же время запугать кровопролитными репрессиями. Как только эти меры оказываются исчерпанными, государь должен раздавить мятежников “Этной”* своего испепеляющего гнева.

   В достижении целей расширения границ государства Бэкон предлагает все время поддерживать воинственный дух нации. Долгий мир, по его мнению, развращает нравы, а “справедливая и почетная” война является “целительным упражнением”.

   Свой  идеал общественных отношений и  форм общения Ф.Бэкон изложил в незавершенной утопии “Новая Атлантида”, написаной в 1623 и опубликованной после смерти автора в 1627 году. На описываемом острове Бенсалем практически вся власть принадлежит правителям - “мудрецам”. Все научные достижения острова связаны с “домом Соломона” - образцом коллективой организации научной деятельности (прообразом академий наук). Среди членов “дома” - собиратели “опытов”, теоретики, ученые-разведчики. Завоевания островитян в науке, действительно, велики. Здесь мы находим попытки моделирования человеческого поведения, экспериментальную фонотеку, психофизиологию зрительных иллюзий с ее эффектами практического применения, оживление животных, секрет вечной жизни и многое другое. Отношения же обитателей острова складываются через призму их научных потенций и реальных достижений.

   Таким образом, в основу взаимоотношений  между людьми Ф.Бэкон  вкладывает не идеологические идеалы, а результаты научно-технического прогресса. Поэтому данное произведение отнюдь не принадлежит к “социалистической” или “коммунистической” традиции (как у Т.Мора и Т.Кампанеллы) и не выдвигает каких-либо социально-политических требований или претензий. Наоборот, весь пафос “Новой Атлантиды” проникнут верой в силу человеческого разума, на основе которого только и возможно установление оптимальных отношений в обществе.

   Фрэнсиса  Бэкона по праву считают  основателем науки  Нового времени. Выдающийся мыслитель проложил “мостик” между наукой средневековья - Возрождения и научной мыслью Просвещения. Им основаны традиции эмпиризма и методологии опытно-экспериментирующей науки. Предложенная английским ученым классификация знаний была принята французскими энциклопедистами.

   Ф.Бэкон  дал обоснование  нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм “знание - сила” в течение всех последующих столетий является символом науки. Ф.Бэкон впервые применил индуктивный метод не к абстракциям, а к эмпирическому исследованию. С этого времени все науки, опирающиеся на эмпирические исследования, используют метод, разработанный великим мыслителем. 

   Деятельность  Ф.Бэкона оказала сильное влияние  на общую духовную атмосферу, в которой  формировалась наука XVII века, особенно в Англии. Бэконовский призыв обратиться к опыту и эксперименту стал лозунгом основателей Лондонского естественнонаучного общества, куда вошли многие творцы новой науки. Мировоззренческие и научные позиции определили содержание психологических концепций не только современных Ф.Бэкону, но и последующих поколений ученых целой эпохи.

   В своем длительном научно-исследовательском  поиске Ф.Бэкон приходит к значимым для дальнейшей эволюции психологии результатам. В первую очередь, они заключаются в признании объективности существующего мира и возможности познания его человеком. Исходным элементом этого познания являются чувства, действующие по принципу отражения. Но всего познания они не обеспечивают - данные чувств должны подвергаться обработке разумом. В этой связи утверждается необходимость единства опыта и рассудка. Все препятствия познания (врожденные и приобретенные) могут и должны быть преодолены. На этой основе возможно достижение объективной истины. Орудием познания выступает метод - “самая важная проблема из всех существующих”.

   Дальнейшая  разработка проблем была возможна в рамках несколько иной плоскости - механики как ведущей отрасли математики и нового естествознания.

   Последующие поколения ученых обязаны Ф.Бэкону тем, что он призвал  их на путь исследования фактов. Призыв к разработке метода новой науки был услышан через труды и сочинения выдающегося мыслителя. 

   Рене  Декарт (1596-1650) - выдающийся французский ученый, основатель механистической физиологии и психологии. Наиболее значимые труды для психологии: “Страсти души” (1649), “Человек” (1642), “Начала философии” (1644), “Рассуждение о методе” (1637).

   Главное, что сближало Ф.Бэкона и Р.Декарта - разработка проблем методологии  исследования. Однако путь, избранный  французским ученым, был отличен  от метода, предложенного Ф.Бэконом. Метод Р.Декарта называют рационалистическим. Ибо, не умаляя роли опытно-экспериментальных исследований в естественных науках, приоритет отдавался деятельности ума, который направляет и сами опыты. 

   Рационализм Р.Декарта основывается на применении следующих  методов познания:

   - математического (попытке всеобщей математизации научного знания);

   - дедукции (действии ума от предпосылок к следствию, от общего к частному);

   - интеллектуальной интуиции (представление в уме фундаментальных истин, не

   вызывающих  сомнений). Интеллектуальная интуиция у Р.Декарта начинается с систематического сомнения, используемого как методический прием в целях научного исследования. Это сомнение во всем, в чем можно заподозрить недостоверность.

   На  основании данных исходных посылок  французский мыслитель  формулирует правила своего метода:

   1) очевидности: принимай за истинное все то, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению. Тем самым интуиция провозглашается исходным моментом познания и рационалистическим критерием истины как состояние умственной самоочевидности - врожденной идеи. “...Восприятие может быть ясным, но не отчетливым, оно не может быть отчетливым, не будучи тем самым и ясным.” Именно Декарт впервые в истории науки стал отличать по существу рациональное созерцание (интуицию) от чувственного;

   2) дедукции: дели каждую сложную вещь, ради успеха ее изучения, на более простые составляющие, т.е. на не поддающиеся делению умом части. “Мы разделяем все, что может быть нами познаваемо, на простые положения и вопросы”;

   3) индукции: в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей к вещам более сложным, трудным для понимания. “Только из самых простых и наиболее доступных вещей должны выводиться самые сокровенные истины”;

   4) энумерации: “полноты” и “структуры”, т.е. полного перечисления, обзоров, классификации, проводимых до полной индукции и ведущих к полноте знаний. Классификация вещей, понятий, утверждений, проблем и задач заключает предмет исследования в “строгие границы” и размещает его “по соответствующим классам”. 

   Свою  научную систему Р.Декарт начинает с критики, которая носит форму  универсального сомнения (вспомним Сократа: “Подвергай все сомнению!”) - сомнения не только в истинности, но и вообще в реальном существовании мира: “... никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью”.  

   Научное знание, как его  предвидит Декарт, это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины.

   Основу - фундамент картезианской (декартовской) психологии составляют два суждения:

    1) все сущее разделено на две  субстанции: телесную и духовную;

     2) сознание противоположно телу.

Информация о работе Эволюция психологии в философских учениях о сознании