Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:40, курс лекций
В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания.
Как родоначальник английского эмпиризма (направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания), Ф.Бэкон признавал ведущую роль в методе за опытом. Опыты должны ставиться по определенному логическому приему. Так родилась формула нового научного метода: “логика + эксперимент”. Но в выборе логических приемов в “Новом органоне” Ф.Бэкон отдал пальму первенства индукции (от лат. “inductio” - выведение), то есть толкованию множества эмпирических данных, позволяющему сделать их обобщение для предсказания (прогнозирования) явлений и тем самым овладеть их ходом.
Новая идея в методологии, исходившей из познания причин вещей с помощью индукции и опыта, стимулировала развитие научной психологической мысли. Ф.Бэкон пытается изгнать из картин человека и его души схоластически “скрытые качества” и утвердить универсальный методологический подход объяснения и познания, основанный на механицизме - соединении, сцеплении, разделении, расчленении, группировке, комбинировании, классификации и т.д.
Методологические вопросы науки, в том числе психологии, Ф.Бэкон излагает в тесной связи с учениями о человеке, о познании им внешнего мира и овладении силами природы. Антропологичность (антропология- комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека и человеческого общества ) психологии - отличительная черта его учения о душе. В этом Ф.Бэкон поистине первый.
Так, он классифицирует науки по различиям познающих способностей человека, с учетом практических потребностей применения знаний и различий в приемах исследования (в свою очередь, эти основания определяются особенностями познаваемых объектов). Такой “психологический подход” был заимствован французскими энциклопедистами.
Ф.Бэкон развивает идею единой науки о человеке. Прежняя наука, по его оценке, есть схоластика, голый эмпиризм или догматизм. Скептически относясь к старому, он пишет о новой области знания: “Эта наука для человека составляет цель всех наук и в то же время лишь часть самой природы”. Тем самым выдвигается задача комплексного изучения человека. Ключ к классификации знаний о нем состоит в тезисе о формах исследования: “формы” теоретически исследуются рассудком; “природы” описываются памятью; плоды человеческого творчества - посредством способности воображения. (Подробности его классификации можно найти во второй книге сочинения “О достоинстве и преуспеянии наук”.)
В четвертой книге сочинения “О достоинстве и приумножении наук” дается довольно подробная классификация учения о человеке. К наукам о теле отнесены атлетика, медицина, косметика, учение о наслаждениях. Науки о душе включают учения о “боговдохновенной душе”, о “чувствующей душе”, учение “о субстанции и способностях души”.
Интересно, что Бэкон считал политику и психологию составными частями философской антропологии, причем речь шла и об индивидуальной, и о социальной психологии, которые впервые в Англии были прорекламированы как науки. Включение психологии в состав “первой философии” означало, что философия должна изучать не только внешний мир, но и процессы, происходящие в сознании человека, в том числе не только мышление.
Ф.Бэкон
формирует новую линию
Изложению
социально-психологических идей посвящено
значительное число работ ученого,
которые носят, как правило, рекомендательный
характер с целью оптимизации
существующего общественного
В
трудах Ф.Бэкона содержится утверждение
о том, что по причине инертности
дворянства и его многочисленности
государство беднеет, воинский дух
падает, народ становится “слабым
и малодушным”, “делается тупым
и забитым”. В эссе “О смутах и
мятежах” он обвиняет уже народ в разрушительных
инстинктах, а в эссе “Об Орфее” характеризует
население как сосуд разнузданного хаоса
и вакхических зверств.
Ф.Бэкон
рекомендует в отношении
В достижении целей расширения границ государства Бэкон предлагает все время поддерживать воинственный дух нации. Долгий мир, по его мнению, развращает нравы, а “справедливая и почетная” война является “целительным упражнением”.
Свой идеал общественных отношений и форм общения Ф.Бэкон изложил в незавершенной утопии “Новая Атлантида”, написаной в 1623 и опубликованной после смерти автора в 1627 году. На описываемом острове Бенсалем практически вся власть принадлежит правителям - “мудрецам”. Все научные достижения острова связаны с “домом Соломона” - образцом коллективой организации научной деятельности (прообразом академий наук). Среди членов “дома” - собиратели “опытов”, теоретики, ученые-разведчики. Завоевания островитян в науке, действительно, велики. Здесь мы находим попытки моделирования человеческого поведения, экспериментальную фонотеку, психофизиологию зрительных иллюзий с ее эффектами практического применения, оживление животных, секрет вечной жизни и многое другое. Отношения же обитателей острова складываются через призму их научных потенций и реальных достижений.
Таким образом, в основу взаимоотношений между людьми Ф.Бэкон вкладывает не идеологические идеалы, а результаты научно-технического прогресса. Поэтому данное произведение отнюдь не принадлежит к “социалистической” или “коммунистической” традиции (как у Т.Мора и Т.Кампанеллы) и не выдвигает каких-либо социально-политических требований или претензий. Наоборот, весь пафос “Новой Атлантиды” проникнут верой в силу человеческого разума, на основе которого только и возможно установление оптимальных отношений в обществе.
Фрэнсиса Бэкона по праву считают основателем науки Нового времени. Выдающийся мыслитель проложил “мостик” между наукой средневековья - Возрождения и научной мыслью Просвещения. Им основаны традиции эмпиризма и методологии опытно-экспериментирующей науки. Предложенная английским ученым классификация знаний была принята французскими энциклопедистами.
Ф.Бэкон
дал обоснование
нового взгляда на
цель и предназначение
науки, разработал основные
принципы индуктивного
метода исследования.
Бэконовский афоризм
“знание - сила” в течение
всех последующих столетий
является символом науки.
Ф.Бэкон впервые применил
индуктивный метод не
к абстракциям, а к эмпирическому
исследованию. С этого
времени все науки, опирающиеся
на эмпирические исследования,
используют метод, разработанный
великим мыслителем.
Деятельность Ф.Бэкона оказала сильное влияние на общую духовную атмосферу, в которой формировалась наука XVII века, особенно в Англии. Бэконовский призыв обратиться к опыту и эксперименту стал лозунгом основателей Лондонского естественнонаучного общества, куда вошли многие творцы новой науки. Мировоззренческие и научные позиции определили содержание психологических концепций не только современных Ф.Бэкону, но и последующих поколений ученых целой эпохи.
В своем длительном научно-исследовательском поиске Ф.Бэкон приходит к значимым для дальнейшей эволюции психологии результатам. В первую очередь, они заключаются в признании объективности существующего мира и возможности познания его человеком. Исходным элементом этого познания являются чувства, действующие по принципу отражения. Но всего познания они не обеспечивают - данные чувств должны подвергаться обработке разумом. В этой связи утверждается необходимость единства опыта и рассудка. Все препятствия познания (врожденные и приобретенные) могут и должны быть преодолены. На этой основе возможно достижение объективной истины. Орудием познания выступает метод - “самая важная проблема из всех существующих”.
Дальнейшая разработка проблем была возможна в рамках несколько иной плоскости - механики как ведущей отрасли математики и нового естествознания.
Последующие
поколения ученых
обязаны Ф.Бэкону
тем, что он призвал
их на путь исследования
фактов. Призыв к разработке метода
новой науки был услышан через труды и
сочинения выдающегося мыслителя.
Рене Декарт (1596-1650) - выдающийся французский ученый, основатель механистической физиологии и психологии. Наиболее значимые труды для психологии: “Страсти души” (1649), “Человек” (1642), “Начала философии” (1644), “Рассуждение о методе” (1637).
Главное,
что сближало Ф.Бэкона и Р.Декарта
- разработка проблем методологии
исследования. Однако путь, избранный
французским ученым, был отличен
от метода, предложенного Ф.Бэконом.
Метод Р.Декарта называют рационалистическим.
Ибо, не умаляя роли опытно-экспериментальных
исследований в естественных науках, приоритет
отдавался деятельности ума, который направляет
и сами опыты.
Рационализм Р.Декарта основывается на применении следующих методов познания:
- математического (попытке всеобщей математизации научного знания);
- дедукции (действии ума от предпосылок к следствию, от общего к частному);
- интеллектуальной интуиции (представление в уме фундаментальных истин, не
вызывающих сомнений). Интеллектуальная интуиция у Р.Декарта начинается с систематического сомнения, используемого как методический прием в целях научного исследования. Это сомнение во всем, в чем можно заподозрить недостоверность.
На основании данных исходных посылок французский мыслитель формулирует правила своего метода:
1) очевидности: принимай за истинное все то, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению. Тем самым интуиция провозглашается исходным моментом познания и рационалистическим критерием истины как состояние умственной самоочевидности - врожденной идеи. “...Восприятие может быть ясным, но не отчетливым, оно не может быть отчетливым, не будучи тем самым и ясным.” Именно Декарт впервые в истории науки стал отличать по существу рациональное созерцание (интуицию) от чувственного;
2) дедукции: дели каждую сложную вещь, ради успеха ее изучения, на более простые составляющие, т.е. на не поддающиеся делению умом части. “Мы разделяем все, что может быть нами познаваемо, на простые положения и вопросы”;
3) индукции: в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей к вещам более сложным, трудным для понимания. “Только из самых простых и наиболее доступных вещей должны выводиться самые сокровенные истины”;
4)
энумерации: “полноты”
и “структуры”, т.е.
полного перечисления,
обзоров, классификации,
проводимых до полной
индукции и ведущих
к полноте знаний. Классификация вещей,
понятий, утверждений, проблем и задач
заключает предмет исследования в “строгие
границы” и размещает его “по соответствующим
классам”.
Свою
научную систему Р.Декарт начинает
с критики, которая носит форму
универсального сомнения (вспомним Сократа:
“Подвергай все сомнению!”) - сомнения
не только в истинности, но и вообще
в реальном существовании мира: “...
никогда не принимать за истинное ничего,
что я не познал бы таковым с очевидностью”.
Научное знание, как его предвидит Декарт, это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины.
Основу - фундамент картезианской (декартовской) психологии составляют два суждения:
1) все сущее разделено на две субстанции: телесную и духовную;
2) сознание противоположно телу.
Информация о работе Эволюция психологии в философских учениях о сознании