Эволюция психологии в философских учениях о сознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:40, курс лекций

Краткое описание

В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания.

Файлы: 1 файл

Лекции История псих. 2-я юнита.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

   В “Опытах” Дж. Локк выделил “шаги, которыми разум доходит до различных истин. Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пустое место, и, по мере того как разум постепенно осваивается с некоторыми из них, они помещаются в памяти и получают имена. Затем, продвигаясь вперед, разум абстрагирует их и постепенно научается употреблению общих имен. Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения. С увеличением материала, дающего разуму работу, применение его с каждым днем становится все более и более заметным. Но хотя запас общих идей и растет обыкновенно вместе с употреблением общих имен и рассуждающей деятельностью, все-таки я не вижу, как это может доказать их врожденность.”

   Таким образом, “если спросят, когда же человек начинает иметь идеи, то верный ответ, на мой взгляд, будет: “Когда он впервые получает ощущение”. Идеи в разуме одновременны с ощущением, т.е. с таким впечатлением и движением в какой-нибудь части нашего тела, которое производит в разуме некоторое восприятие.

   Отсюда, идеи возникают вследствие:

   а) действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения) или

   б) внимания, направленного на состояние  и деятельность души (идеи рефлексии). Идеи из опыта - материал для знания, но не само знание. Чтобы стать знанием, материал должен быть переработан с помощью рассудка, состоящего в сочетании, сравнении, отвлечении - абстракции.

   Знание - восприятие соответствия (несоответствия) двух идей друг другу. Достоверно умозрительное знание. Опытное знание - вероятно, т.к. в нем усмотрение соответствия идей достигается ссылкой на факты опыта. Условие знания - язык. Источниками знания являются ощущения и рефлексия.

   Опыт  у Локка распадается  на внешний и внутренний. Объект внешнего опыта - внешний мир, объект внутреннего - внутренний мир, т.е. деятельность души. Первый служит основой чувственного познания, второй - рефлексивного знания. Во второй книге “Опытов” ученый пишет: “Называя первый источник “ощущением”, я зову второй “рефлексией”, потому что он доставляет только такие идеи, которые приобретаются душою при помощи рефлексии ... о своих собственных внутренних деятельностях.”

   Продуктом рефлексии являются простые или сложные идеи как элементы “внутреннего опыта”. “Простые идеи рефлексии - это действия ума в отношении других идей” образуются двумя путями (через ощущение и рефлексию) и содержат только представление или восприятие (т.е. элементы знания). Сложные идеи образуются умом произвольно из простых идей благодаря действию механизмов: соединения, суммирования, сопоставления, сравнения, обобщения, обособления, предшествующей абстракции.

   Ассоциацию Дж.Локк определяет как неверное соединение идей, когда “идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга и, как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея...”. 

   Сознание, - пишет Дж.Локк,- есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме”. Это понятие стало краеугольным камнем психологии, названной интроспективной (от лат. “интроспекто” - смотрю внутрь). Считалось, что объектом сознания являются не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т.д.), какими они предстают “внутреннему взору” наблюдающего за ними субъекта. Из подобного отчетливо и популярно разъясненного Дж.Локком постулата возникло в дальнейшем понимание в качестве предмета психологии явлений сознания, порождаемых внешним (исходящим из органов чувств) опытом и внутренней работой собственного разума индивида.

   В работах Дж.Локка содержалась  не только сенсуалистическая критика метафизики, не только эмпирическая теория познания. Он тонко проанализировал и разработал принципы естественного права, предложив идеал, отражающий потребности новых форм отношений. К неотчуждаемым правам человека, согласно Дж.Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и совесть.

   Взгляды Дж.Локка на психический мир отражали успехи науки XVII века, его научно-технического процесса, с одной стороны, и рост самосознания человека как личности, с другой. Локковские простые идеи, из которых строится сознание, являлись подобием неделимых частиц материи (атомов, корпускул), образующих физическую природу. Недаром психологию Дж.Локка назвали “ньютоновским космосом в миниатюре”, а его самого - первой научной величиной среди плеяды английских просветителей.  

Готфрид Вильгельм Лейбниц  (1646-1716) - выдающийся немецкий философ, ученый-энциклопедист, математик, физик, изобретатель, юрист, историк, языковед. Стремился синтезировать все рациональное в науке знание. Его научная система продолжена в трудах Канта, Герберта, Вундта, Гуссерля, Уайтхеда, представителей других, в т.ч. психологических школ.    Создатель дифферинциального исчисления. Основатель математической логики.

   Основные  работы: “Рассуждения о метафизике”(1685), “Новая система природы”(1695), “Новые опыты о человеческом разуме” (1704), “Теодицея”(1710), “Монадология”(1714), “Рассуждения о благости божией, свободе человеческой и начале зла” (1710).

   У немецкого ученого вырисовалась следующая модель построения мира. Сущности - это энергия (“сублимация духа”) и дух (источник и высшее развитие энергии), они просты и неделимы. Всякий дух есть сила, а всякая сила - это субстанция. Число сил (оно может быть и бесконечным) определяет количество субстанций и их проявлений. Явления - это чувственные обнаружения духовной энергии и то, что в чувственности выступает под именем материальных, физико-динамических, геометрических и т.п. характеристик.

   Позиция Лейбница направлена на примирение рационализма с эмпиризмом. Эмпиристы считали (используя оборот Аристотеля), что сознание - это “чистая доска”, на которую органы чувств заносят свои знаки (в виде ощущений и идей). Их главная формула гласила: “Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах”. Лейбниц к этому добавил: “Кроме самого разума”.

   Общая картина мира создана с пафосом всеобщего одухотворения и пронизана натуралистическими идеями: мир представляется то цветущим, полным весеннего ликования садом, то жужжащим роем пчел, то прудом, кишащим рыбой и всякой живностью, то каплей воды, наполненной интенсивной жизнью микромира. В этом мире “все существующее взаимосвязано”, все подчинено “предустановленной гармонии”: кроме божественной предопределенности, сами по себе “все тела во Вселенной, так сказать, сочувствуют друг другу”.

   Диалектика, логика и глубоко научный стиль мышления - характеристика лучших черт его творчества.

   Принципы  метода - системы:

   1) всеобщих различий;

   2) тождественности неразличимых вещей; 

   3) всеобщей непрерывности;                    

   4) монадической дискретности;

   5) полноты;

   6) совершенства (“наилучшего”);          

   7) перехода возможного в действительное;

   8) объединенного закона тождества;

    9) достаточного основания; 

   10) всеобщей связи; 

   11) максимума и минимума (“уплотнения”  знаний). Из совокупности принципов  усматривается упорядоченность, открытость системы - возможность присоединения новых законов, основанных на неисчерпаемости потенций “рационального зерна” концепции Г.Лейбница о структуре мира.

   Научную эволюцию Г.Лейбниц  начал с механистического материализма. Неудовлетворенный пассивным характером субстанций в рамках данного мировоззрения, перешел на позиции объективного идеализма, нашедшего выражение в “монадологии”. Термин монада (от греческого “модас” - единица) использовался Г.Лейбницем с 1696 года, до него употреблялся Дж.Бруно. Каждая монада - “живое зеркало Вселенной”, своего рода “сжатая Вселенная”. Монады, по Г.Лейбницу, наделены психикой.

   Таким образом, монады предстают как неделимые, духовные субстанции, образующие умопостигаемый мир (физический космос - его производная). Их число бесконечно, каждая из них обладает восприятием и стремлением, что обеспечивает активный, подвижный и деятельный характер субстанции. Каждая монада, “наделенная” психикой, способна воспринимать происходящее во Вселенной и направлена деятельностью внутреннего начала, которое производит изменение или переход от одного восприятия к другому, - стремлением.

   Сущность  монады составляет деятельность, выражающаяся в смене внутренних состояний, которую мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Наделяя монады влечением и восприятием, Лейбниц мыслил их по аналогии с человеческой душой. Получается, что все в мире оказывается живым и одушевленным. Такое представление вряд ли выглядит абсурдным для той эпохи, поскольку мы знаем, что даже в капле воды существует бесчисленное множество “жизней”- микроорганизмов. (Поэтому не исключено, что монадология своим возникновением обязана в немалой степени окрытию микроскопа.)

   Кроме всего, монады рассматривались Лейбницем по аналогии с человеческим “Я”. Сознание истолковывалось в качестве динамических процессов, как реализация сил или законов активного оперирования идеями. Такие акценты побудили Лейбница при характеристике субстанции своей системы применять понятия, уже разработанные в античности Аристотелем и Демокритом: “энтелехия”, формальные и подлинные атомы и другие.

   Примечательно, что содержание концепции монадологии  ученый раскрывает через аналогии и  примеры из области фактов психологии личности. Как бы ни изменялась личность, она остается именно данной личностью с присущим ей сознанием. Различие монад, как и душ людей, можно объяснить по двум параметрам: во-первых, по “углу зрения” на мир, т.е. по оригинальности структуры сознания; во-вторых, по степени общего развития, совершенства и активности.   

   Движение  монады - это ее духовное развитие, а их совокупность представляет общность - “народ”, республику, где каждая из монад (душ) есть обособленный мир со своим содержанием. Это индивидуальное содержание уникально: в него не может внедриться никакое другое постороннее, не может “просочиться” вовне и тем самым утратиться. Отсюда делается вывод, что каждая монада (душа) - замкнутый космос, не имеющий окон (догадка об относительной независимости и самостоятельности человеческой психики, бесконечно больших и малых миров).

   Заявляя, что каждая монада “беременна”  всем своим будущим, Лейбниц выдвигает  другую  плодотворную  идею об их неисчерпаемости и взаимопревращаемости. Объяснение делается по аналогии с  психической жизнью людей: к ступеням монады относятся ощущение, созерцание, представление, самосознание. Стремления и восприятия - две стороны их жизни (эта идея стала центральной в системе Г.Гегеля: развитие самосознания субстанции и познание есть одно и то же).

   Плодотворной  для последующей  психологии явилась идея саморазвития монад. В развитии монад все низшее стремится к высшему, а в содержании высшего содержатся рудименты (зачатки, первооснова, недоразвитое) низшего (также необходимые для деятельности более низшего уровня). Таким образом, высшие психические функции организма могут осуществиться только на базе низших и зависимы от них.

   Лейбниц выступил защитником теории врожденных идей.

   Считал, что содержание опыта, категории, ощущения, чувства и т.д врожденные и виртуальное знание можно сделать актуальным путем напряженного внимания, воспоминания , вообще образования и воспитания. К критериям истины он относил не только чувственные формы познания действительности (ощущения “могут подсказывать и подтверждать.., но не доказывать”), но и логические правила.

   Согласно  Г.Лейбницу в душе непрерывно происходит незаметная деятельность “малых перцепций” (этим термином впервые Лейбниц обозначил неосознаваемые восприятия). Когда они осознаются, то становятся– апперцепцией (осознаваемое восприятие). Она включает внимание и память.

   Таким образом, в сознании человека непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий (“малых перцепций”),”которые недостаточно выделяются”.

   Лейбниц поставил проблему соотношения  сознательного и бессознательного состояния духа. Считал, что бессознательные состояния происходят от осознаваемого восприятия.

   Г.Лейбниц  настойчиво подчеркивал превосходства  мира, в котором мы живем со всем позитивом и негативом. Согласно его воззрениям без страданий не было бы удовольствия, без зла не было бы гармонии и только поэтому мир способен к совершенствованию.

Информация о работе Эволюция психологии в философских учениях о сознании