Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:40, курс лекций
В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания.
В “Опытах” Дж. Локк выделил “шаги, которыми разум доходит до различных истин. Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пустое место, и, по мере того как разум постепенно осваивается с некоторыми из них, они помещаются в памяти и получают имена. Затем, продвигаясь вперед, разум абстрагирует их и постепенно научается употреблению общих имен. Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения. С увеличением материала, дающего разуму работу, применение его с каждым днем становится все более и более заметным. Но хотя запас общих идей и растет обыкновенно вместе с употреблением общих имен и рассуждающей деятельностью, все-таки я не вижу, как это может доказать их врожденность.”
Таким образом, “если спросят, когда же человек начинает иметь идеи, то верный ответ, на мой взгляд, будет: “Когда он впервые получает ощущение”. Идеи в разуме одновременны с ощущением, т.е. с таким впечатлением и движением в какой-нибудь части нашего тела, которое производит в разуме некоторое восприятие.
Отсюда, идеи возникают вследствие:
а) действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения) или
б) внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии). Идеи из опыта - материал для знания, но не само знание. Чтобы стать знанием, материал должен быть переработан с помощью рассудка, состоящего в сочетании, сравнении, отвлечении - абстракции.
Знание - восприятие соответствия (несоответствия) двух идей друг другу. Достоверно умозрительное знание. Опытное знание - вероятно, т.к. в нем усмотрение соответствия идей достигается ссылкой на факты опыта. Условие знания - язык. Источниками знания являются ощущения и рефлексия.
Опыт у Локка распадается на внешний и внутренний. Объект внешнего опыта - внешний мир, объект внутреннего - внутренний мир, т.е. деятельность души. Первый служит основой чувственного познания, второй - рефлексивного знания. Во второй книге “Опытов” ученый пишет: “Называя первый источник “ощущением”, я зову второй “рефлексией”, потому что он доставляет только такие идеи, которые приобретаются душою при помощи рефлексии ... о своих собственных внутренних деятельностях.”
Продуктом рефлексии являются простые или сложные идеи как элементы “внутреннего опыта”. “Простые идеи рефлексии - это действия ума в отношении других идей” образуются двумя путями (через ощущение и рефлексию) и содержат только представление или восприятие (т.е. элементы знания). Сложные идеи образуются умом произвольно из простых идей благодаря действию механизмов: соединения, суммирования, сопоставления, сравнения, обобщения, обособления, предшествующей абстракции.
Ассоциацию
Дж.Локк определяет как неверное соединение
идей, когда “идеи, сами по себе не родственные,
в умах некоторых людей соединяются так,
что очень трудно разделить их. Они всегда
сопровождают друг друга и, как только
одна такая идея проникает в разум, вместе
с ней появляется соединенная с ней идея...”.
“Сознание, - пишет Дж.Локк,- есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме”. Это понятие стало краеугольным камнем психологии, названной интроспективной (от лат. “интроспекто” - смотрю внутрь). Считалось, что объектом сознания являются не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т.д.), какими они предстают “внутреннему взору” наблюдающего за ними субъекта. Из подобного отчетливо и популярно разъясненного Дж.Локком постулата возникло в дальнейшем понимание в качестве предмета психологии явлений сознания, порождаемых внешним (исходящим из органов чувств) опытом и внутренней работой собственного разума индивида.
В работах Дж.Локка содержалась не только сенсуалистическая критика метафизики, не только эмпирическая теория познания. Он тонко проанализировал и разработал принципы естественного права, предложив идеал, отражающий потребности новых форм отношений. К неотчуждаемым правам человека, согласно Дж.Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и совесть.
Взгляды
Дж.Локка на психический мир отражали
успехи науки XVII века, его научно-технического
процесса, с одной стороны, и рост
самосознания человека как личности,
с другой. Локковские простые идеи,
из которых строится сознание, являлись
подобием неделимых частиц материи (атомов,
корпускул), образующих физическую природу.
Недаром психологию Дж.Локка назвали “ньютоновским
космосом в миниатюре”, а его самого -
первой научной величиной среди плеяды
английских просветителей.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) - выдающийся немецкий философ, ученый-энциклопедист, математик, физик, изобретатель, юрист, историк, языковед. Стремился синтезировать все рациональное в науке знание. Его научная система продолжена в трудах Канта, Герберта, Вундта, Гуссерля, Уайтхеда, представителей других, в т.ч. психологических школ. Создатель дифферинциального исчисления. Основатель математической логики.
Основные работы: “Рассуждения о метафизике”(1685), “Новая система природы”(1695), “Новые опыты о человеческом разуме” (1704), “Теодицея”(1710), “Монадология”(1714), “Рассуждения о благости божией, свободе человеческой и начале зла” (1710).
У немецкого ученого вырисовалась следующая модель построения мира. Сущности - это энергия (“сублимация духа”) и дух (источник и высшее развитие энергии), они просты и неделимы. Всякий дух есть сила, а всякая сила - это субстанция. Число сил (оно может быть и бесконечным) определяет количество субстанций и их проявлений. Явления - это чувственные обнаружения духовной энергии и то, что в чувственности выступает под именем материальных, физико-динамических, геометрических и т.п. характеристик.
Позиция Лейбница направлена на примирение рационализма с эмпиризмом. Эмпиристы считали (используя оборот Аристотеля), что сознание - это “чистая доска”, на которую органы чувств заносят свои знаки (в виде ощущений и идей). Их главная формула гласила: “Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах”. Лейбниц к этому добавил: “Кроме самого разума”.
Общая картина мира создана с пафосом всеобщего одухотворения и пронизана натуралистическими идеями: мир представляется то цветущим, полным весеннего ликования садом, то жужжащим роем пчел, то прудом, кишащим рыбой и всякой живностью, то каплей воды, наполненной интенсивной жизнью микромира. В этом мире “все существующее взаимосвязано”, все подчинено “предустановленной гармонии”: кроме божественной предопределенности, сами по себе “все тела во Вселенной, так сказать, сочувствуют друг другу”.
Диалектика, логика и глубоко научный стиль мышления - характеристика лучших черт его творчества.
Принципы метода - системы:
1) всеобщих различий;
2)
тождественности неразличимых
3)
всеобщей непрерывности;
4) монадической дискретности;
5) полноты;
6) совершенства (“наилучшего”);
7)
перехода возможного в
8)
объединенного закона
9) достаточного основания;
10) всеобщей связи;
11) максимума и минимума (“уплотнения” знаний). Из совокупности принципов усматривается упорядоченность, открытость системы - возможность присоединения новых законов, основанных на неисчерпаемости потенций “рационального зерна” концепции Г.Лейбница о структуре мира.
Научную эволюцию Г.Лейбниц начал с механистического материализма. Неудовлетворенный пассивным характером субстанций в рамках данного мировоззрения, перешел на позиции объективного идеализма, нашедшего выражение в “монадологии”. Термин монада (от греческого “модас” - единица) использовался Г.Лейбницем с 1696 года, до него употреблялся Дж.Бруно. Каждая монада - “живое зеркало Вселенной”, своего рода “сжатая Вселенная”. Монады, по Г.Лейбницу, наделены психикой.
Таким образом, монады предстают как неделимые, духовные субстанции, образующие умопостигаемый мир (физический космос - его производная). Их число бесконечно, каждая из них обладает восприятием и стремлением, что обеспечивает активный, подвижный и деятельный характер субстанции. Каждая монада, “наделенная” психикой, способна воспринимать происходящее во Вселенной и направлена деятельностью внутреннего начала, которое производит изменение или переход от одного восприятия к другому, - стремлением.
Сущность монады составляет деятельность, выражающаяся в смене внутренних состояний, которую мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Наделяя монады влечением и восприятием, Лейбниц мыслил их по аналогии с человеческой душой. Получается, что все в мире оказывается живым и одушевленным. Такое представление вряд ли выглядит абсурдным для той эпохи, поскольку мы знаем, что даже в капле воды существует бесчисленное множество “жизней”- микроорганизмов. (Поэтому не исключено, что монадология своим возникновением обязана в немалой степени окрытию микроскопа.)
Кроме всего, монады рассматривались Лейбницем по аналогии с человеческим “Я”. Сознание истолковывалось в качестве динамических процессов, как реализация сил или законов активного оперирования идеями. Такие акценты побудили Лейбница при характеристике субстанции своей системы применять понятия, уже разработанные в античности Аристотелем и Демокритом: “энтелехия”, формальные и подлинные атомы и другие.
Примечательно, что содержание концепции монадологии ученый раскрывает через аналогии и примеры из области фактов психологии личности. Как бы ни изменялась личность, она остается именно данной личностью с присущим ей сознанием. Различие монад, как и душ людей, можно объяснить по двум параметрам: во-первых, по “углу зрения” на мир, т.е. по оригинальности структуры сознания; во-вторых, по степени общего развития, совершенства и активности.
Движение монады - это ее духовное развитие, а их совокупность представляет общность - “народ”, республику, где каждая из монад (душ) есть обособленный мир со своим содержанием. Это индивидуальное содержание уникально: в него не может внедриться никакое другое постороннее, не может “просочиться” вовне и тем самым утратиться. Отсюда делается вывод, что каждая монада (душа) - замкнутый космос, не имеющий окон (догадка об относительной независимости и самостоятельности человеческой психики, бесконечно больших и малых миров).
Заявляя,
что каждая монада “беременна”
всем своим будущим, Лейбниц выдвигает
другую плодотворную идею об их
неисчерпаемости и
Плодотворной для последующей психологии явилась идея саморазвития монад. В развитии монад все низшее стремится к высшему, а в содержании высшего содержатся рудименты (зачатки, первооснова, недоразвитое) низшего (также необходимые для деятельности более низшего уровня). Таким образом, высшие психические функции организма могут осуществиться только на базе низших и зависимы от них.
Лейбниц выступил защитником теории врожденных идей.
Считал, что содержание опыта, категории, ощущения, чувства и т.д врожденные и виртуальное знание можно сделать актуальным путем напряженного внимания, воспоминания , вообще образования и воспитания. К критериям истины он относил не только чувственные формы познания действительности (ощущения “могут подсказывать и подтверждать.., но не доказывать”), но и логические правила.
Согласно Г.Лейбницу в душе непрерывно происходит незаметная деятельность “малых перцепций” (этим термином впервые Лейбниц обозначил неосознаваемые восприятия). Когда они осознаются, то становятся– апперцепцией (осознаваемое восприятие). Она включает внимание и память.
Таким образом, в сознании человека непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий (“малых перцепций”),”которые недостаточно выделяются”.
Лейбниц поставил проблему соотношения сознательного и бессознательного состояния духа. Считал, что бессознательные состояния происходят от осознаваемого восприятия.
Г.Лейбниц настойчиво подчеркивал превосходства мира, в котором мы живем со всем позитивом и негативом. Согласно его воззрениям без страданий не было бы удовольствия, без зла не было бы гармонии и только поэтому мир способен к совершенствованию.
Информация о работе Эволюция психологии в философских учениях о сознании