Эволюция психологии в философских учениях о сознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:40, курс лекций

Краткое описание

В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического знания.

Файлы: 1 файл

Лекции История псих. 2-я юнита.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

   К.Гельвеций  делает важный для  обоснования материалистического  антропогенеза вывод: становление человеческого  сознания как родовой  способности происходило  не только в процессе общения, но и в ходе трудовой деятельности: без производства различных средств и орудий люди “все еще бродили бы в лесах пугливыми стадами”. 

   Пьер  Жан Жорж Кабанис  (1757-1808) - французский материалист, врач, экспериментатор. Активно сотрудничал с французскими энциклопедистами. Один из основателей эмпирического направления в психологии XVIII-XIX веков.

   Автор сочинений: “Отношения между физической и нравственной природой человека” (6 лекций, прочитанных в Национальном институте в 1796-1797 годах); “Клятва  врача” (1783); “О степени надежности медицины” (1797); “Взгляд на переворот и на преобразование во врачебной науке” (1804).

   Проблематика  научных изысканий:

   - отношения между умственной организацией и умственными, нравственными способностями;

   - физическое исследование ощущений;

   - влияние возраста на характер представлений и нравственных побуждений;

    - влияние полов на представления и побуждения;

   - влияние темпераментов на представления и побуждения.

   П.Кабанису принадлежит формула: мышление - функция  мозга. Этот вывод он подкреплял наблюдениями, подсказанными кровавым опытом революции. Ему было поручено выяснить, осознает ли человек, которому отсекают голову на гильотине, свои страдания (о чем могут, например, говорить конвульсии). П.Кабанис ответил на этот вопрос отрицательно. 

   Выводы, к которым пришел ученый, сводятся к  следующим положениям:  

   1) только обладающий головным мозгом  человек способен мыслить; 

   2) движения обезглавленного тела  носят рефлекторный характер  и не осознаются;

   3) сознание - это функция мозга;

   4) понятие о функции, выработанное  физиологией применительно к различным органам, распространялось на работу головного мозга: “Мышление - такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени”;

   5) к внешним продуктам мозговой  деятельности Кабанис относил выражение мысли в словах и жестах;

   6) за самой же мыслью скрыт  неизвестный нервный процесс; 

   7) медицина является главным средством  совершенствования человеческого  рода: воздействуя на тело, можно  добиться изменения духа.

   Противники  материализма использовали формулу П.Кабаниса для вульгаризации этой философии. Ему приписали мнение, будто он считал, что мозг выделяет мысль, подобно тому, как печень - желчь, а почки - мочу. Однако он, говоря о сознании как функции головного мозга, имел в виду совершенно иное. П.Кабанис явился одним из основателей учения об “идеологии” как науке о всеобщих и неизменных законах образования идей.

   Французские материалисты сыграли в эпоху  Просвещения крупную позитивную роль в интеллектуальной жизни Европы, в развитии науки о человеке и сознании. Они отстаивали идею целостности человека, нераздельной связи его телесно-духовного бытия с окружающей средой - природной и социальной, культивировали веру в способность чувственного опыта служить единственным гарантом рационального знания о неисчерпаемом внешнем мире. Великие материалисты укрепили веру в нераздельность психических явлений и нервного субстрата, который их производит. Доказывая необходимость перейти от умозрительного к эмпирическому изучению этой нераздельности, французские ученые подготовили почву для движения научной мысли следующего столетия в новом направлении. Это направление искало корни явлений, считавшихся порождением бестелесной, соединяющей человека с Богом души, в доступной для скальпеля и микроскопа нервной ткани. 

4. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ  КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО

НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ XVIII ВЕКА 

   В XVIII веке начинают зарождаться  и утверждаться идеи историзма, что реализуется в следующих проявлениях:

   во-первых, эти идеи проникают в объяснения природы, как неорганической, так и живой;

   во-вторых, если прежняя картина мира являлась геометро-механической, то отныне многие мыслители разделяют гипотезу об эволюции природы, ее переходах от одной  эпохи к другой;

   в-третьих, вершиной этих превращений считался “естественный человек”, независимо от того, к какому сословию он принадлежал;

   в-четвертых, в эпоху восходящего капитализма  его идеологи представляли общество как продукт интересов и потребностей отдельных индивидов.

   При этом взаимодействие людей считалось, в соответствии с механической моделью природы, подчиненным закону инерции, из которого выводилось извечное стремление каждого индивидуального тела к самосохранению.

   Вместе  с тем, в ХVIII веке жизнь общества начинают осмысливать в виде закономерного, однако уже не механического, а исторического процесса. Родовые факторы выступают как первичные по отношению к деятельности индивида. Поиск их сыграл важную роль в прогрессе не только социологической, но и психологической мысли.  

   Джамбаттиста  Вико (1668 - 1744) - итальянский мыслитель Просвещения, автор идеи “исторического круговорота”. В трактате “Основания новой науки об общей природе вещей” (1725) выдвинул идею о том, что каждое общество проходит последовательно через три эпохи: богов, героев и людей. Несмотря на фантастичность этой картины, подход к социальным явлениям с точки зрения их закономерной эволюции был новаторским.

   Предполагалось, что развитие происходит в силу собственных  внутренних причин, а не игры случая или предопределений божества. Психические свойства человека возникают в ходе истории общества. В частности, появление абстрактного мышления связано с развитием торговли и политической жизни. Народу в целом (и составляющей первооснову культуре и истории) свойственна надындивидуальная духовная сила.

   Таким образом, во-первых, на место культа отдельной  личности был поставлен  культ народного  духа; во-вторых, Дж. Вико открыл новый  аспект в проблеме детерминации психического: приоритет исторически  развивающихся духовных сил общества по отношению  к деятельности отдельной личности. Ряд французских и немецких просветителей, ученых и практиков ХVIII и последующих веков придали этому аспекту первостепенное значение. 

   Шарль Луи Монтескье  (1689 - 1755) - выдающийся французский просветитель, ученый. Выступил с книгой “О духе законов” (1748), занесенной католической церковью в список запрещенных. В сочинении, вопреки учению о божественном промысле, утверждалось, что людьми правят законы: общественые и социальные, которые, в свою очередь, зависят от условий жизни общества, прежде всего географических.

   При формировании гражданских  законов Монтескье  важную роль отводил  этническим особенностям населения, характеру  народа, “физическим  свойствам страны”: климату, почве, образу жизни народа, нравам, обычаям и т.д. 

   Мари  Жан Антуан Никола Кондорсе (1743 - 1794) - французский просветитель. В “Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума” (1794) изобразил, что “эта картина... является исторической”. Собственно историческое развитие, по мнению ученого, происходит в виде бесконечного прогресса (десяти стадий), обусловленного как внешней природой, культурными достижениями (открытия, изобретения), так и взаимодействием людей. М.Кондорсе не отрицал роли внутренних побуждений человека, но в качестве двигателя истории у него выступали не отдельные личности, а массы.

   Способность человека развиваться “не зависит  от него. Он упражняет эту ... способность  посредством общения с себе подобными  индивидами, ... при помощи искусственных  средств, которые люди, вслед за первым развитием этой способности, начали изобретать”.

   Учение  М.Кондорсе вызвало бурю споров, дебатов  и протестов, которые завершились  осуждением мыслителя на смертную казнь. Чтобы избежать гильотины, М.Кондорсе покончил жизнь самоубийством.  

   Иоганн  Готфрид Гердер (1744 - 1803) - немецкий мыслитель, выдающийся просветитель. В четырехтомной работе “Идеи к философии истории человечества” (1789 - 1791) утверждает мысли о том, что общественные явления изменяются закономерно; данные изменения есть необходимые ступени в общем становлении народной жизни; определяющее начало есть развитие не одного только разума, но широко понятой гуманности, человечности, достигнутой благодаря взаимному влиянию людей друг на друга; духовная активность, отличающая человека от животного, проявляется прежде всего в языке.

   В “Исследовании о происхождении  языка” (1772) И.Гердер пытался развить  исторический взгляд на языковое творчество и вместе с тем связать его  с психологией мышления. Ученый утверждает, что язык не есть нечто готовое, его развитие - динамический, творческий процесс. Таким образом, развитие индивидуального сознания в этих концепциях ставилось в зависимость от  культурно-исторического формирования народа. 

   Александр Николаевич Радищев (1749 - 1802) - выдающийся отечественный просветитель, ученый. За его знаменитое антикрепостническое сочинение “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790) он был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. В ссылке он написал трактат “О человеке, его смертности и бессмертии” (1792). Само название трактата соотносило его с приобретшим в ту эпоху популярность произведением Гельвеция “О человеке”.    Радищев подчеркивал, что человек есть существо социальное, он искал ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни: “Человек рожден для общежития”. В письме графу Воронцову он писал: “Чем старше я становлюсь, тем сильнее я чувствую, что человек существо общественное и созданное, чтобы жить в обществе себе подобных”. 

   Попытки объяснить поведение людских  масс естественным и закономерным ходом истории, устремленным к новым прогрессивным формам жизни, независимым от власти правителей, вызывали ярость реакционных кругов. Многие мыслители эпохи Просвещения жестоко преследовались. Их сочинения сжигались. Но идея прогрессивного исторического развития народа и его культуры как факторов, определяющих сознание отдельных индивидов, укрепилась и обогатилась в следующую эпоху, оказав глубокое влияние на искания и в области психологии.

   Век Просвещения подготовил два направления  в разработке проблем психологического познания:    

     а) изучение психики как функции  высокоорганизованной материи - головного мозга. Это способствовало  экспериментальному исследованию  тех явлений, которые считались  порождением бестелесной, соединяющей  человека с Богом души;

   б) направление, согласно которому индивидуальная психика коренится в социальных формах, нравах, обычаях, духе народа, движимого  собственной энергией культурного  творчества, а не божественным промыслом. Оно вело к позитивному изучению фактов, запечатлевших психологическое своеобразие исторического бытия этого народа (в языке, мифологии, быте и др.). 
 
 

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ИДЕИ В

НЕМЕЦКОЙ  КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 

   Особое  место в философии ХVIII столетия, оказавшей влияние на последующее  развитие научной психологии, принадлежит немецкому профессору из Кенигсберга Иммануилу Канту (1724 - 1804). Выдающийся немецкий философ, ученый-энциклопедист явился родоначальником немецкой классической философии. Его достижения в философии, психологии, этике, логике, космологии трудно переоценить. Изобилующее противоречиями учение Канта послужило катализатором в становлении и развитии последующих школ, направлений и теорий целой эпохи. К основным сочинениям относятся “Критика чистого разума”(1781), “Критика практического разума”(1788), “Критика способности суждения”(1790).

   В первый период творчества Кант, восприняв  идею развития, выдвинул гипотезу об образовании  солнечной системы из первоначальной туманности. Затем от космогонии (учения о происхождении космических  объектов) он перешел к “Критике чистого разума” (1781). Так называлось одно из его главных произведений. В нем он разработал новаторское учение об источниках и принципах научного знания. Это знание, согласно Канту, начинается с воздействия внешних объектов на нашу способность восприятия. Но сами объекты - это “вещи в себе”. Они непознаваемы. Он назвал их ноуменами - умопостигаемыми сущностями, в отличие от феноменов как чувственно созерцаемых явлений.

Информация о работе Эволюция психологии в философских учениях о сознании