Иерархическая структура русской церкви конца X – XII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:50, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы исследования. История русской православной церкви в древнейший период существования государства у восточных славян (конец X – XII в.) уже многократно подвергалась изучению и осмыслению с большинства существующих в современной науке точек зрения.

Несмотря на свою обширность и многообразность, отмеченные известным советским историком Б.А. Рыбаковым[1], корпус письменных источников, отражающих происходившее на заре российской государственности, остается прежним вот уже на протяжении нескольких веков. К тому же широкий спектр этих документов, охватывающий летописные хроники, княжеские уставы церкви, литературные произведения различных жанров и иные свидетельства рассматриваемой нами эпохи немногочислен. Если же говорить о межгосударственных документах, имеющих отношение к рассматриваемому нами периоду, то подлинные дипломатические акты Древней Руси просто не сохранились.

Оглавление

Введение

Глава 1. Обзор историографии и источников

Глава 2. Иерархическая структура русской церкви конца X – XII в.

1.1. Формирование и развитие первоначальной церковной организации на Руси

1.2. Церковные законы и средства содержания высшей иерархии

Глава 3. Монастыри в системе русской церкви

3.1. Внутренняя структура монастырей (уставы)

3.2. Ведущие монастыри конца X – XII в.

Заключение

Список источников

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

Итак, уже в этот период развития монастырей в Древней Руси можно увидеть определенную зависимость между политическим устройством исследуемых территорий и монастырским строительством.

Там, где существовала сильная княжеская власть, обители создавались преимущественно на княжеские средства и находились в полной их зависимости. А там, где существовала номинальная княжеская власть (как в Новгороде), число монастырей, созданных при участии князей, незначительно, но возникают обители, связанные очень тесно с кругами боярства. Положение монастыря в общественной жизни во многом зависело от того, к какому социальному слою принадлежит основатель (ктитор).

Немаловажным в изучении истории монастырей является вопрос об их местонахождении. В настоящее время, благодаря проведению археологических изысканий, создана более точная и полная картина расположения древних храмов и обителей.

Характерным для Руси было то, что с середины XI в. монастыри основывались в пределах городов или очень близко к ним, в пригородах. Так, новгородские монастыри Юрьев и Пантелеймонов расположены к югу от города, в трех километрах, в непосредственной близости друг к другу. Там же расположен и другой княжий монастырь - Спасо-Преображенский. За пределами города расположен и Киево-Печерский монастырь.

Таким образом, почти все обители, расположенные в населенных местах, так или иначе были связаны с их жизнью, то есть не были полностью изолированными от общественной и политической жизни Древнерусского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе исследования были сделаны следующие выводы.

История организации русской церкви в конце X – XII в. уже многократно подвергалась изучению и осмыслению с ряда научных позиций.

Корпус сохранившихся письменных источников, отразивший процессы и события, происходившие на заре российской государственности, в целом, остается прежним на протяжении последних двухсот лет. Спектр этих документов, охватывающий летописные хроники, княжеские уставы церкви, литературные произведения различных жанров и иные свидетельства рассматриваемой нами эпохи, немногочислен. Если же говорить о межгосударственных документах, имеющих отношение к рассматриваемому нами периоду, то подлинные дипломатические акты Древней Руси не сохранились.

Русской церковно-исторической науке было нелегко найти правильный акцент в процессе организации и развития русской церкви, четко осознать эти основополагающие факторы, которые имели историческое значение для развития и реально проявились во всех областях церковной жизни. Правильное решение этого вопроса имеет как теоретическое, так и практическое значение: теоретическое — для истории русской церкви; практическое — для последующего бытия русской церкви.

Христианство пришло на Русь из Византии, и при этом Русь присоединилась к религиозной культуре и мировоззрению восточной церкви. Из Византии русская церковь получила свои церковные установления и каноны; ее церковная жизнь находилась под сильным византийским воздействием, что особенно заметно в области религиозных воззрений.

При обозрении организации русской церкви в конце X – XII в. видно, что это влияние осуществлялось не в простых формах, но исходило из исторических событий развития русской церкви и русского государства, сильно и действенно сказываясь при этом на национальных чертах русского народа, особенно — на религиозных воззрениях и в народной религиозности, в некоторых церковных обычаях и в религиозных традициях русского народа, в его понимании различных аспектов веры.

В ходе исследования был сделан вывод о том, что в течение конца X – XII в. начинает складываться «трехчинная» иерархия православной церкви, состоящая из трех основных церковно-иерархических ступеней: епископ, священник и диакон, которые относятся к высшей степени клира.

Русская церковь в лице своих иерархов обладала определенным авторитетом и оказывала некоторое влияние на политическую жизнь в стране.

В течение X–XII в. церковь проявила инициативу в изменении ряда сфер и норм общественной жизни первичных социальных коллективов, взяв в свои руки суд по семейным и брачным делам и став, таким образом, в один ряд с теми княжескими органами, которые ведали другими сферами судебно-правовой жизни.

Одной из важнейших задач, решавшихся церковью на Руси, было распространение христианства на все население страны, а также среди соседних народов. Эта деятельность церкви шла параллельно с государственной, раннефеодальной экспансией. Включение восточнославянских земель в состав государства сопровождалось не только появлением на местных столах представителей киевской княжеской династии, но и открытием епископских кафедр – основного звена церковной власти на местах.

Деятельность церкви с помощью княжеской власти оказывала существенное воздействие на развитие на Руси феодального общественного сознания, древнерусской письменности, литературы, вообще культуры, в христианской религиозной форме.

С самого начала официального распространения христианства на Руси начали учреждаться монастыри: в 1051 г. преподобный Антоний Печерский принес в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни Русского государства в домонгольский период.

Однако если Киево-Печерскому монастырю бесспорно принадлежит выдающаяся роль в деле книжного просвещения на Руси, то и все менее известные монастыри уже самим своим существованием, употреблением в  службе круга богослужебных книг, церковным чтением и пением были центрами просвещения и обучения грамотности.

Таким образом, монастыри играли роль религиозно-культурных центров. Именно здесь велись летописи, донесшие до наших дней уникальные сведения по русской истории, процветали иконопись и искусство оформления рукописных книг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

 

 

1.      Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. -  М.: Наука, 1976. – 142 с.

2.      Житие Авраамия Смоленского / Памятники литературы Древней Руси. XIII век. - М.: Просвещение, 1981. - С.66-105.

3.      Житие Феодосия Печерского // Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы. XI - начало XII века. - М.: Художественная литература, 1969. – С. 92-145.

4.      Киево-Печерский патерик / подг. текста, перевод и комм. Л.А. Дмитриева // Сборник произведений литературы Древней Руси: XII век.— М.: Просвещение, 1980. - С. 313-626.

5.      Лаврентьевская летопись и Суздальская летопись по Академическому списку // Полное собрание русских летописей. -Т. 1. Вып. 1-2.- М.-Л., 1926-1927. – 379 с.

6.      Митрополит Илларион. Слово о законе и благодати / митрополит Илларион. – М.: Просвещение, 1987. -  181 с.

7.      Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: Наука, 1950. – 105 с.

8.      Памятники древнерусского канонического права (памятники XI - XV в.) // Русская историческая библиотека, издаваемая Императорской Археографической комиссией. Т. 6. Ч. 1. - СПб.: Типография М.А. Александрова, 1908. – 747 c.

9.      Памятники литературы Древней Руси. XII век. - М.: Просвещение, 1980. – 456 с.

10. Память и похвала князю Владимиру // Златоструй: Древняя Русь X - XIII веков.— М.: Знание, 1990.— С. 128-135.

11. Повесть временных лет. – М.: Наука, 2007. – 672 с.

12. Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. – Т. 2. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 606 с.

13. Русская Правда по спискам Академическому, Троицкому и Карамзинскому / под ред. А.И. Яковлева, Л.В. Черепнина. - М.: Наука, 1954. – 368 с.

14. Сказание о Борисе и Глебе. – М.: Книга, 1956. – 312 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.      Барсов, Т.В. О каноническом элементе в церковном управлении / Т.В. Барсов. – М.: Унив. тип. (М. Катков), 1882. – 264 с.

2.      Болтин, И.Н. Примечания на Историю древния и нынешния России г. Леклерка / И.Н. Болтин. – СПб.: Типография Горнаго училища, 1902. – 1248 с.

3.      Гайденко, П.И. Место русского митрополита в системе церковно-государственных отношений Киевской Руси (Постановка вопроса) / П.И. Гайденко // Православный собеседник. - Казань: Изд-во КазДС, 2004. – № 1(6). – С. 136-167.

4.      Голубинский, Е.Е. Период первый, Киевский или Домонгольский. Первая половина тома / Е.Е. Голубинский // История русской церкви. - М.: Университетская типография, Страстной бульвар,1901. – Т. I. – 968 с.

5.      Горский, А.В. История церкви русской / публ. прот. Анатолия Просвирина по рукописи  1842 г.  / А.В. Горский // Журнал Московской Патриархии. - 1976. - № 1-4.

6.      Гранстрем, Е.Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли «философом» / Е.Э. Гранстрем // Труды отдела древнерусской литературы.- 1970.- Т. 25. - С. 20-28.

7.      Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) / И.Н. Данилевский. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. – 702 с.

8.      Доброклонский, А.П. Руководство по истории русской церкви / А.П. Доброклонский. – М.: Крутицкое подворье, 2009. – 940с.

9.      Знаменский, П.В. Руководство к русской церковной истории / П.В. Знаменский.- М.: Белорусский Экзархат, 2005. – 576 с.

10. Иловайский, Д.И. История России. Киевский период / Д.И. Иловайский. – М.: АСТ, 2008. – 336 с.

11. Истрин, В.М. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XI-XIII вв.) / В.М. Истрин. – М.: ИЦ Академия, 2003. – 384 с.

12. Карамзин, Н.М. Об истории Государства Российского / Н.М. Карамзин. – М.: Просвещение, 1990. – 384 с.

13. Карташев, А.В. Очерки по истории русской церкви / А.В. Карташев.- М.: Наука, 1991. - Т. I. – 409 с.

14. Клосс, Б.М. Митрополит Даниил и Никоновская летопись / Б.М. Клосс // Труды отдела древнерусской литературы.—1974.—Т. 28. - С 188-201.

15. Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский. – М.: Альфа-книга, 2008. – 1200 с.

16. Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988 — 1240) // История русской церкви - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995.– Книга вторая. - С. 296-840.

17. Мансветов, И.Д. Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви / И.Д. Мансветов. -  М.: Наука, 1885. – 269 с.

18. Никольский, Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский.– М.: Политиздат, 1985. – 448с.

19. Пентковский, А.М. Студийский устав и уставы студийской традиции / А.М. Пентковский // Журнал Московской Патриархии. - № 5. - 2001. - С. 69–80.

20. Петрухин, В.Я. К проблеме происхождения древнерусской десятины: «Ветхий завет» и древнерусская традиция / В.Я. Петрухин // Florilegium. - М., 2000. - С. 265-276.

21. Петрушко, В.И. Курс лекций по истории русской церкви / В.И. Петрушко.– М.: Знание, 1999. – 716 с.

22. Полевой, Н.А. История русского народа / Н.А. Полевой. – М.: Вече, 2006. – 608 с.

23. Полетаев, Н.И. Труды митрополита Киевского Евгения Болховитинова по истории русской церкви / Н.И. Полетаев. - Казань: Тип. ун-та, 1889. - 592 с.

24. Поснов, М.Э. История христианской церкви / М.Э. Поснов. – М.: Высшая школа, 2005. – 648 с.

25. Приселков, М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XIIвв. / М.Д. Приселков. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1913. – 414 с.

26. Рапов, О.М. Русская церковь в IX-первой трети XII в. / О.М. Рапов. – М.: Высшая школа, 1988. – 414 с.

27. Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. / Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1982. – 589 с.

28. Свердлов, М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII в. / М.Б. Свердлов. — СПб.: Академический проект, 2003. – 736 с.

29. Седов, В.В. Распространение христианства в Древней Руси (по археологическим материалам) / В.В. Седов // Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси. (Сборник тезисов). - М.: Наука, 1987. – С. 89-156.

30. Смирнов, Е.И.История христианской церкви / Е.И. Смирнов. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. – 768 с.

31. Смолич, И.К. К вопросу периодизации истории русской церкви / И.К. Смолич // Альфа и Омега. – 1998. - № 3 (17). – С. 12-19.

32. Тальберг, Н.Д. История русской церкви в 2-х томах / Н.Д. Тальберг. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2000. – 520 с.

Информация о работе Иерархическая структура русской церкви конца X – XII в