История Русской Православной Церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:47, реферат

Краткое описание

С тех пор как население Руси приняло христианство в его восточной, православной форме, церковь играла важнейшую роль в истории России. Религией была пронизана вся русская культура. Монастыри России показывали пример как благочестия, так и рачительного, образцового хозяйствования.

Файлы: 1 файл

История Русской Православной Церкви.docx

— 51.99 Кб (Скачать)

Введение.

С тех пор как  население Руси приняло христианство в его восточной, православной форме, церковь играла важнейшую роль в истории России. Религией была пронизана вся русская культура. Монастыри России показывали пример как благочестия, так и рачительного, образцового хозяйствования. Митрополит, а позднее – патриарх всея Руси, был вторым человеком в стране после самого государя и в отсутствие монарха или при его малолетстве порою оказывал решающее влияние на дела управления. На протяжении многих веков в России было два главных богача – государство и церковь, причем церковь умела в большинстве случаев более разумно распорядиться своим богатством, чем государство. В бой русские полки ходили под православными знаменами с изображением Святого Спаса. С молитвой пробуждались ото сна, работали, садились за стол и даже умирали с именем Бога на устах. Нет и не может быть истории России без истории Русской Православной церкви.

 

ОТ КРЕЩЕНИЯ РУСИ ДО СЕРЕДИНЫ XVII ВЕКА

Крещение Руси в 988 году при святом равноапостольном великом князе Владимире было крупнейшим событием нашей истории. Со времени св. князя Владимира  русская Церковь в течение  более 600 лет расширялась и процветала, пребывая в единстве и мире. Управление русской Церковью сначала находилось в Киеве. Во главе церкви стоял митрополит. Первыми митрополитами на Руси были греки, которые присылались из Константинополя греческими патриархами. Позднее русские митрополиты стали избираться собором русского духовенства и ездили в Константинополь для принятия поставления от греческого патриарха. Киевский митрополит ставил епископов на важнейшие русские города.

После разорения  Киева войсками татарского хана Батыя  в 1240 г. местопребывание митрополита  было перенесено во Владимир. А при  св. митрополите Петре кафедра  митрополита была учреждена в  Москве.

В 1439 г. во Флоренции (Италия) был созван церковный собор  по вопросу соединения церквей –  западной и восточной. Этого соединения желали византийский император и  патриарх для того, чтобы заручиться помощью от римского папы в борьбе против турок, все более теснивших  Византию. На Флорентийском соборе была принята уния (союз), по которой  папа признавался главою обеих церквей: католической и православной, причем последняя должна была признать и  католические догматы. За православной церковью сохранялись лишь ее богослужебные  обряды. На собор во Флоренцию прибыл и московский митрополит Исидор, –  грек, присланный незадолго перед  собором константинопольским патриархом. Он открыто примкнул к унии. По возвращении  митрополита Исидора в Москву состоялся собор русского духовенства, который нашел действия митрополита  неправильными, и он был низложен с первосвятительской кафедры. Вместо него собор избрал главой русской  Церкви рязанского архиепископа Иону, который и был поставлен в  митрополиты в 1448 г. уже без утверждения  константинопольского патриарха. С  этого времени русские митрополиты  стали избираться собором русского духовенства, без утверждения и  поставления византийским патриархом. Таким образом, русская Церковь приобрела независимость от греческой.

При митрополите  Ионе произошло отделение юго-западной русской Церкви от северо-восточной. Литовские князья с неудовольствием смотрели на зависимость духовенства и населения их земель от московского митрополита. По их настоянию в Киеве была учреждена особая митрополия. Митрополит киевский продолжал назначаться константинопольским патриархом. Так образовались две русских митрополии: одна управляла северо-восточной частью России, другая – юго-западным краем. Юго-западная церковь вскоре подпала под влияние католичества. Русская же православная Церковь с центром в Москве, Церковь независимого, сильного, крепнущего государства, сохранила чистоту православия.

В 1453 г. Константинополь  был взят турками, и вся Византия подпала под турецкую власть. “Божья кара за измену Православию, за союз с  папой–католиком постигла Византию”, – говорили тогда в Москве, узнав  о победе турок.

В 1551 г. при царе Иоанне Грозном в Москве состоялся  знаменитый церковный собор, получивший название “Стоглавый”, так как сборник  его постановлений состоял из ста глав. Этот собор оградил древне византийские православные традиции, сохранившиеся на Руси, от проникающих  из-за рубежа новых религиозных веяний. Собор пригрозил строгими церковными наказаниями тем, кто дерзнул  бы нарушить правила святых апостолов, искажать или отметать старые обряды и предания св. Церкви. В 1552 году царь Иоанн IV (Грозный) покорил Казанское ханство. Бывшие правители Казанские добровольно приняли Православие. В честь покорения Казанского ханства на Красной площади был воздвигнут храм Покрова пресвятой Богородицы, увенчанный мавританским, индийским, китайскими куполами. А над ними - купол русский. «Русь должна обьединить разноплеменные народы и быть их водителем к небу» Русь того времени поражала величием, многообразием жизни. Глава Русской Церкви - митрополит Московский Макарий, был советником царя. В XVI веке в царствование Иоанна Грозного началось промыслительное движение России на Восток. Начал этот поход Ермак Тимофеевич со своим войском, но вслед за ними двинулись и другие герои - русские иноки, православные миссионеры, умирая и просвещая местные языческие племена. Слово Божие и Крест были единственным их оружием.

В 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче в Москву приехал  восточный патриарх Иеремия. Его  пребывание в Москве русская Церковь  использовала для учреждения в России патриархии. В тот же год митрополит московский Иов был возведен в  сан всероссийского патриарха. Обращаясь  к царю Федору, патриарх Иеремия  сказал: “Ветхий Рим пал от ересей, вторым Римом - Константинополем завладели агарянские внуки - турки; твое же великое Российское царство - третий Рим всех превзошло благочестием” (В. О. Ключевский. Курс русской истории. М., 1957, ч. III, с. 293).

Но именно в то время, когда  русская Церковь, казалось, достигла наибольшего величия и расцвета, в ней произошел великий раскол. Это печальное событие случилось  в царствование Алексея Михайловича  и в патриаршество Никона во второй половине XVII столетия.

РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА

Патриарх Никон  стал вводить в русскую Церковь  новые обряды, новые богослужебные  книги и другие “улучшения” без  одобрения собора, самовольно. Он вступил  на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи  он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали переделать русскую Церковь на новый  лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на современную им греческую церковь, которая давно уже перестала  быть вполне благочестивой.

окружении патриарха Никона наибольшую роль стал играть международный авантюрист Арсений Грек, человек, кроме всего прочего, весьма сомнительной веры. Воспитание и образование он получил у иезуитов, по прибытии на Восток принял ислам, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился в католичество. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Отсюда и взял его Никон к себе и сделал главным помощником в церковных делах. Это вызвало ропот среди русского народа. Но возражать Никону опасались, так как царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви. Опираясь на дружбу и власть царскую, Никон приступил к церковной реформе решительно и смело.

Начал он с укрепления собственной власти. Никон имел характер жестокий и упрямый, держал себя гордо  и недоступно, называя себя, по примеру  римского папы, “крайним святителем”, титуловался “великим государем” и был одним из самых богатых  людей России. К архиереям он относился  надменно, не хотел их называть своими братьями, страшно унижал и преследовал  остальное духовенство. Все страшились и трепетали перед Никоном. Историк  Ключевский назвал Никона церковным  диктатором.

Реформа началась порчей книг. В старину не было типографий, книги переписывались в монастырях и при епископских дворах особыми  мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь как святыню. Малейшая опись в книге, недосмотр или ошибка считались большим грехом. Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить помарки или зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начал действовать Печатный Двор. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.

Иначе стало при  патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было решено исправлять богослужебные  книги по древним греческим и  древним славянским, на самом же деле исправление производилось  по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.

За изменением книг последовали и другие церковные  нововведения. Наиболее заметными нововведениями были следующие:

–вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.

–в старых книгах, в согласии с духом славянского  языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя “Исус”, в новых книгах это имя было переделано на грецизированное 'Иисус”.

–в старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца.

–в старых книгах, в Символе Веры (8 член), читается: “И в Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящаго”, после же исправлений слово “Истиннаго” было исключено.

–вместо сугубой, т. е. двойной аллилуйи, которую творила  русская церковь с древних  времен, была введена трегубая (то есть тройная) аллилуйя.

–божественную литургию в Византии, а потом и в Древней  Руси совершали на семи просфорах; новые  “справщики” ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры исключили.

Никон и его помощники  дерзко посягнули на изменение церковных  установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной Церкви, принятых при Крещении Руси. Эти  изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны  русских людей, свято хранивших  древние святые книги и предания. Кроме самой порчи книг и обычаев  церковных, резкое сопротивление в  народе вызвали те насильственные меры, с помощью которых Никон и  поддерживающий его царь насаждали  эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться  с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать  веру своих отцов и дедов.

Эти действия Никона и его единомышленников сделали  их отступниками от святой Церкви.

Деятельность Никона встретила сильное противодействие  со стороны ряда духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов Аввакума Петрова, Иоанна Неронова, Даниила из Костромы, Логгина из Мурома и других. Вожди религиозной оппозиции пользовались в народе огромным уважением за высокие личные качества. Они смели говорить правду в глаза сильным мира сего, нисколько не заботились о своих личных выгодах, служили Церкви и Богу со всей преданностью, искренней и пламенной любовью.  В устных проповедях, в письмах они смело обличали всех виновников церковных несчастий, не боясь называть первыми имена патриарха и царя. Поражает в них готовность пойти на страдание и мучение за дело Христово, за правду Божию.

Верные и стойкие  поборники церковной старины  вскоре подверглись жестоким мучениям и казням. Первыми мучениками за правую веру были протопопы Иоанн Неронов, Логгин, Даниил, Аввакум и епископ Павел Коломенский. Они были высланы из Москвы в первый же год реформаторской деятельности Никона (1653–1654 гг.).

На соборе 1654 года, созванном по вопросу о книжном  исправлении, епископ Павел Коломенский  мужественно заявил Никону: “Мы  новой веры не примем”, за что без  соборного суда был лишен кафедры. Прямо на соборе патриарх Никон собственноручно  избил епископа Павла, сорвал с него мантию и велел немедленно отправить  его в ссылку. В далеком северном монастыре епископ Павел был  подвергнут тяжелым мучениям и, наконец, тайно убит.

Народ говорил, что  на первосвятительском престоле воссел палач и убийца. Все трепетали  перед ним, и никто из епископов  уже не посмел выступить с мужественным словом обличения. Робко и молчаливо  они соглашались с его требованиями и распоряжениями. Те же, кто не мог  перешагнуть через свою совесть, но не были в силах сопротивляться, постарались отойти от дел. Так, епископ  вятский Александр, сохраняя личную верность старой вере, предпочел оставить свою кафедру, удалившись в один из монастырей.

К сожалению, среди  русского духовенства середины 17 в. оказалось значительное число людей  малодушных, не посмевших перечить жестокому начальству. Поэтому главным противником Никона был народ церковный: простые иноки и миряне, лучшие, духовно сильные и преданные сыны Православия. Таковых было немало, даже, вероятно, большинство. Старообрядчество с самого начала было народной верой.

Никон пробыл на патриаршем престоле семь лет. Своим властолюбием и гордостью он сумел оттолкнуть от себя всех. Произошел у него разрыв и с царем. Патриарх вторгался  в дела государства, возмечтал даже стать выше царя и полностью подчинить  его своей воле. Алексей Михайлович стал тяготиться своим “собинным другом”, охладел к нему.

Тогда Никон задумал  воздействовать на царя угрозой, что  ему раньше удавалось. Он решил публично отречься от патриаршества, рассчитывая  на то, что царь будет тронут его отречением и станет упрашивать не покидать первосвятительский престол. Это стало бы хорошим поводом восстановить и усилить свое влияние на царя.

На торжественной  литургии в Успенском соборе в  Кремле 10 июля 1658 г. он объявил с амвона, обращаясь к духовенству и  народу: “От лени я окоростовел, и вы окоростовели от меня. От сего времени не буду вам патриарх; если же помыслю быть патриархом, то буду анафема”. Тут же на амвоне Никон снял с себя архиерейское облачение, надел черную мантию и монашеский клобук, взял простую клюку и вышел из собора.

Информация о работе История Русской Православной Церкви