История Русской Православной Церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:47, реферат

Краткое описание

С тех пор как население Руси приняло христианство в его восточной, православной форме, церковь играла важнейшую роль в истории России. Религией была пронизана вся русская культура. Монастыри России показывали пример как благочестия, так и рачительного, образцового хозяйствования.

Файлы: 1 файл

История Русской Православной Церкви.docx

— 51.99 Кб (Скачать)

Однако Никон  жестоко ошибся в своих расчетах. Царь, узнав об уходе патриарха, не стал удерживать его. Никон же, скрывшись  в Воскресенском монастыре, прозванном им “Новым Иерусалимом”, стал ждать  реакции царя. Он по-прежнему держал себя властно и самовольно: совершал рукоположения, осуждал и проклинал  архиереев. Но напрасное ожидание его  ожесточило настолько, что он даже предал проклятию царя со всем его семейством.

Примириться со своим  новым положением в качестве только монастырского обитателя он, разумеется, не мог. Никон попытался снова  вернуться к патриаршей власти. Однажды  ночью он внезапно приехал в Москву в Успенский собор во время  богослужения и послал уведомить  царя о своем приезде. Но царь к  нему не вышел. Раздосадованный Никон  вернулся в монастырь.

Бегство Никона с  патриаршего престола внесло новое  расстройство в церковную жизнь. Царь по этому случаю в 1660 г. созвал собор в Москве Собор решил избрать нового патриарха. Но Никон на этом соборе разразился бранью, обозвал его “бесовским сонмищем”. Царь и архиереи не знали, что делать с Никоном.

В это время в  Москву с подложными грамотами прибыл тайный иезуит греческий “митрополит” Паисий Лигарид. Затем были получены достоверные сообщения, что Паисий Лигарид состоит на службе у римского папы и что восточные патриархи за то низвергли его и прокляли. Но в Москве на это посмотрели сквозь пальцы, вероятно потому, что Паисий Лигарид мог весьма пригодиться царю. Этому ловкому и изворотливому человеку было поручено дело Никона. Паисий сразу стал во главе русских церковных дел. Он заявил, что Никон “должен быть проклят как еретик”, и что для этого нужно созвать в Москве большой собор при участии восточных патриархов. В ответ Никон беспомощно ругал грека «вором», «нехристем», «собакой», «самоставленником», «мужиком».

Для суда над Никоном  и рассмотрения других церковных  дел царь Алексей в 1666 г. созвал собор, который был продолжен и в  следующем, 1667 г. На собор прибыли  восточные патриархии – Паисий александрийский и Макарий антиохийский. Приглашение этих патриархов было неудачным. Как потом оказалось, они сами были низложены со своих престолов собором восточных иерархов, и поэтому не имели канонического права решать какие-либо церковные дела.

Начался суд над  Никоном. Собор признал Никона виновным в самовольном бегстве с кафедры  и в других преступлениях. Патриархи  называли его “лжецом”, “обманщиком”, “мучителем”, “убийцей”, сравнивали с сатаной, говорили, что он “даже  хуже сатаны”, признали его еретиком за то, что он приказал не исповедовать воров и разбойников перед  смертью. Никон не остался в долгу  и обзывал патриархов “самозванцами”, “турецкими невольниками”, “бродягами”, “продажными людьми” и т. п. В  конце концов, собор лишил Никона священного сана и сделал простым  монахом.

После перемены своей  судьбы Никон сам переменился  по отношению к своим реформам. Еще будучи на патриаршем престоле, он иногда говорил, что “старые служебники добры” и по ним “можно служить службу Божию”. Уйдя же с престола, он стал издавать в монастыре книги согласные со старопечатными. Этим возвращением к старому тексту Никон как бы вынес суд над собственной книжной реформой, признав ее ненужной и бесполезной.

Никон скончался  в 1681 г., не примиренным ни с царем, ни с архиереями, ни с Церковью.

МОНАСТЫРИ

Монашество появилось  на Руси вместе с христианством. Митрополит Илларион был первым посвященным в этот сан (1051 г.). Вспоминая близкое к нему время водворения христианства при Владимире Святом, писал в одном из своих сочинений, что уже тогда «монастыреве на горах сташа». Какие именно монастыри имел в виду митрополит, сколько их было при князе Владимире и как они были устроены осталось неизвестным.

Письменные известия об отдельных монастырях появляются с княжения Ярослава I. В первые два  века христианской жизни Руси наибольшее количество монастырей встречается  в центральной полосе тогдашней  Русской земли, где было наиболее сгущено русское население и  с наименьшими затруднениями  распространялось христианство. Из 70 монастырей, известных до конца XII в., на эту полосу приходится до 50. Наибольшее количество монастырей расположено в старейших  общественных центрах (Киев, Новгород), остальные рассеяны по второстепенным областным средоточиям южной  и северной Руси (Галич, Чернигов, Смоленск, Ростов, Владимир).

В XIII в. расширяется  круг городских и подгородных  монастырей, указывая на размножения  центров общественной жизни. В северных городах к существовавшим прежде монастырям прибавляются новые, и в  то же время появляются первые монастыри  в других городах - Твери, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Москве, Устюге. Город, особенно стольно-княжеский, не считался благоустроенным, если не имел монастыря и собора.

Но с XIV в. замечаем важную перемену в способе распространения  монастырей и именно на севере. Ранее  почти все монастыри как в южной, так и в северной России строились в городах или в их ближайших окрестностях. Редко появлялась пустынь, монастырек, возникавший вдали от городов, в пустынной, незаселенной местности, обыкновенно среди глухого леса. В первые века нашей христианской жизни пустынная обитель мелькает редким, случайным явлением среди городских и подгородных монастырей.

С XIV в. движение в  лесную пустыню развивается среди  северного русского монашества быстро и сильно: пустынные монастыри, возникшие  в этом веке, числом сравнялись с  новыми городскими, в XV в. превзошли их более чем вдвое.

В отличии от пустынных, мирские монастыри строились при содействии городского или сельского общества. Монастырь был нужен городу или сельскому округу, чтобы было где постричься в старости и при смерти, и «устроить душу» посмертным помилованием.

Высший иерарх, митрополит или епископ, строил монастырь, чтобы отдыхать там от пастырских трудов и успокоиться по оставлении паствы. Владетельный князь украшал обителями свой стольный город, свое княжество, чтобы создать «прибежище» для окрестных обывателей и вместе с тем иметь постоянных богомольцев за себя с семьей, за своих родителей, иногда руководствуясь при этом и особенными побуждениями исполнить данный обет или ознаменовать память о каком-либо событии своего княжения. Построив церковь и кельи, и собрав братию, основатель обеспечивал содержание своей обители недвижимыми имениями или средствами для их приобретения. Казна такого монастыря составлялась преимущественно из вкладов за пострижение и помин души.

Братия, которую  набирали в мирские монастыри  для церковной службы, имела значение наемных богомольцев и получала жалование из монастырской казны, а  для вкладчиков монастырь служил богадельней, в которой они своими вкладами покупали право на пожизненное  «прекормление и покой».

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ОТ НАЧАЛА

XX СТОЛЕТИЯ И ДО НАШИХ ДНЕЙ.

Февраль 1917г. поставил Русскую Православную церковь в  совершенно новое и необычное  для нее положение. Впервые со времен Петра 1церковь освобождалась  от подчинения государству.

Руководство православной церкви признало Февральскую революцию. 9 марта 1917 г. Святейший синод призвал  верующих…“довериться Временному правительству, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему  великое дело водворения новых начал  государственной жизни”.

Самой церкви теперь коренным образом предстояло изменить свою жизнь. Эти перемены начались немедленно. С весны 1917 г. Православные епископы впервые за сотни лет стали  избираться самими верующими на епархиальных съездах.

Идеи созыва соборов  и восстановления патриаршества  высказывались в среде духовенства  и общественности еще в Х1Х  в. В 1905 г. члены Святейшего синода даже предложили царю созвать собор и  избрать патриарха. Николай l l отвечал, что столь великие дела не должны совершаться в такое тревожное время. По иронии судьбы время, в которое их пришлось осуществлять, оказалось еще более тревожным.

15 августа 1917 г.  в Успенском соборе Московского  Кремля открылся Поместный собор  Русской Православной церкви. На  открытии собора присутствовал  глава Временного правительства  Александр Керенский. Московский  митрополит Тихон говорил, что  собор… “воплотил мечты и  чаяния лучших сынов Русской Церкви, которые жили мыслью о возобновлении соборной жизни церкви, но не дожили до этого счастливого дня”.

Через три дня  после Октябрьского переворота, 28 октября, Собор принял решение о восстановлении в Русской Православной церкви патриаршества, упраздненного в 1703 г.

5 ноября на патриарший  престол был избран митрополит  Тихон. Работа Поместного собора  продолжалась более года. Он закончил  ее 1 сентября 1918 года, став свидетелем  величайших потрясений и перемен  в жизни страны.

ДЕКРЕТ О СВОБОДЕ  СОВЕСТИ

20 января 1918 г. Совнарком  принял Декрет о свободе совести,  который “ отделял церковь  от государства” Каждый человек  получал право “ исповедовать  любую религию или не исповедовать  никакой “. Запрещалось любое  ущемление прав по признаку  веры.

Декрет также  “отделял школу от церкви”. В школах запрещалось преподавание Закона Божьего.

Кроме того, декрет лишал церковь и различные  религиозные общества права иметь  собственность. Все их имущество  должно было перейти в распоряжение государства. Декрет, особенно последнюю  его часть, духовенство восприняло как гонение на церковь. Поместный  собор Русской Православной церкви заметил об этом: “Доселе Русь была святой, а теперь хотят сделать  ее поганой”.

В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ  ВОЙНЫ

После Октября патриарх Тихон сначала выступал с резкими  обличениями Советской власти, но в 1919 г. занял более сдержанную позицию, призвав духовенство не участвовать  в политической борьбе.

Тем не менее около 10 тысяч представителей православного духовенства оказались в числе жертв гражданской войны.

Большевики расстреливали  священников, служивших благодарственные молебны после падения местной  Советской власти. В городе Петропавловске местного епископа и священников  казнили за то, что они “встречали колокольным звоном вошедших в город  белогвардейцев”. На самом деле взятие города просто совпало с началом  вечерней службы.

В 1918 г. без суда был расстрелян митрополит Киевский Владимир, вручивший Тихону при избрании патриарший посох.

За попытку помочь арестованной царской семье красноармейцы  утопили в реке Туре епископа Тобольского  Гермогена. Его живым привязали к пароходному колесу.

Власти поддерживали антицерковные настроения в обществе.

В дни православных праздников устраивались карнавалы  безбожников, высмеивающие Бога, святых и церковные обряды.

В Тамбове в насмешку над верующими был даже установлен памятник Иуде Искариоту, предавшему, согласно Евангелию, Христа.

В 1919-1920 гг. Власти провели кампанию “вскрытия мощей  святых угодников”, которая вызывала возмущение у верующих и духовенства. Были вскрыты мощи Александра Невского, Тихона Задонского, Сергея Радонежского, десятков других православных святых. В некоторых местах протесты верующих пршлось усмирять даже с помощью войск.

ИЗЪЯТИЕ ЦЕРКОВНЫХ  ЦЕННОСТЕЙ

В 1921 г. Поволжье охватил  очень сильный голод. Патриарх Тихон  призвал оказать голодающим международную  помощь и создал Всероссийский церковный  комитет помощи голодающим. Он выразил  готовность пожертвовать голодающим часть  храмовых ценностей. Однако государство  отказалось принять помощь церковников. Созданный церковный комитет  был запрещен.

19 февраля 1922 г.  патриарх Тихон разрешил жертвовать  в пользу голодающих церковные  ценности, “не имеющие богослужебного  употребления”.

Но уже 23 февраля  власти ВЦИК приняли решение изъять из храмов все ценности на нужды  голодающих. Изъятия церковных ценностей  начались по всей стране.

Надежда Мандельштам  так описывала сцену одного из подобного изъятий: “Священник, пожилой, встрепанный, весь дрожал, и по лицу у него катились крупные слезы, когда  сдирали ризы и грохали иконы  прямо на пол. Проводившие изъятие вели шумную антирелигиозную пропаганду под плач старух и улюлюканье толпы, развлекающейся невиданным зрелищем”.

Патриарх Тихон  в послании 28 февраля резко осудил изъятия церковных ценностей  и назвал их святотатством.

В ряде мест вспыхнули протесты верующих против изъятий.15 марта такие волнения произошли в Шуе. На городской Соборной площади собралась толпа верующих, с колокольни стали бить в набат. По официальному сообщению, толпа встретила подъехавшую конную милицию угрозами и кидала в нее поленья. Прибыли два автомобиля с пулеметами и армейские части, которые выстрелами разогнали толпу. Газеты сообщили о четырёх убитых и тринадцати раненых. В тот же день начались аресты горожан, замеченных на площади.

Вскоре после  событий в Шуе, 19 марта, В. Ленин  направил членам Политбюро секретное  письмо, в котором писал: ” Именно теперь и только теперь, когда в  голодных местностях едят людей и  на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем провести изъятие  церковных ценностей с самой  бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо не в состоянии поддержать горстку черносотенного духовенства”.

И подводил итог: ”Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся по этому  поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику  так, чтобы на несколько десятков лет не о каком сопротивление они не смели думать”.

По всей стране в 1922-1923 гг. прокатилась волна арестов  и судов над духовенством и  верующими. Арестовывали за утаивание  ценностей или за протесты против изъятий.

26 апреля 1922г в  Москве открылся “процесс 54-x”  священников и мирян, обвиняемых  в сопротивление изъятию ценностей.  В качестве главного свидетеля  суд несколько раз вызывал  патриарха Тихона. 8 мая революционный  трибунал вынес 12 смертных приговоров  подсудимым (расстреляли пять человек).

Информация о работе История Русской Православной Церкви