Патриарх Никон и раскол в русской церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:10, контрольная работа

Краткое описание

Никон, в миру Никита Минов, родился в 1605 году в селе Вельдеманово (в пределах нынешнего Макарьевского района Нижегородской области), в семье крестьянина. Рано лишившись матери, он вытерпел много горя от злой мачехи. Впрочем, ему удалось выучиться грамоте, и уже отроком он очень увлекался чтением.

Оглавление

1. О том, как сын крестьянина стал патриархом.
2. Церковная реформа патриарха Никона. Возникновение раскола в Русской Церкви и в русском обществе
3. Распадение раскола на толки
4. Низложение патриарха Никона
5. Заключение
6. Словарь
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

ПАТРИАРХ НИКОН.docx

— 50.08 Кб (Скачать)

 

ГОУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

среднего профессионального  образования Ивановской области

«ИВАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»

Заочное отделение

 

 

 

 

Контрольная работа

«Патриарх Никон и раскол в русской церкви»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по

«Истории мировой культуры»

студента III (V)  курса

Дыдыкиной Людмилы

Александровны

Специализация: »постановка

театрализованных представлений».

Преподаватель: Кондратьева  С. Г. 

 

 

 

 

 

2013 г

 

Содержание.

  1. О том, как сын крестьянина стал патриархом.
  2. Церковная реформа патриарха Никона. Возникновение раскола в Русской Церкви и в русском обществе
  3. Распадение раскола на толки
  4. Низложение патриарха Никона
  5. Заключение
  6. Словарь
  7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. О том,  как сын крестьянина стал патриархом.

Никон, в миру Никита Минов, родился в 1605 году в селе Вельдеманово (в пределах нынешнего Макарьевского района Нижегородской области), в семье крестьянина. Рано лишившись матери, он вытерпел много горя от злой мачехи. Впрочем, ему удалось выучиться грамоте, и уже отроком он очень увлекался чтением.

В 1617 году, двенадцати лет от роду, Никита ушёл из семьи  в Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге, имевший в то время большую библиотеку. От природы очень способный, Никита успел приобрести в монастыре много знаний, так и не приняв монашеского сана, – отец убедил его вернуться домой.

После смерти отца Никита женился. Хорошо умеющий читать и понимать церковные книги, он сначала  нашёл себе место причётника, а потом, посвятившись, и священника одной из сельских церквей.

Никита-священник  вскоре получил такую славу, что  был приглашён в  Москву, где  впоследствии имел свой приход в течение  десяти лет. Потеряв троих детей, он убедил жену постричься в монахини, а сам удалился в Анзёрский скит на Белом море (близ Соловецкого монастыря), где постригся, получив монашеское имя Никон. В 1642 году он перешёл в Кожеозёрскую пустынь (близ реки Онеги), где уже в следующем году стал игуменом.

В 1645 году Никону пришлось быть в Москве по делам своей обители  и лично явиться к царю Алексею Михайловичу. Царь, человек религиозный, был поражён «величественной наружностью сурового монаха и его сильной речью». В 1646 году Никон ещё более сблизился с царём, и тот настоял, чтобы Никон перевёлся в Москву – так в этом же году Никон стал архимандритом Ново-Спасского монастыря (что в Москве), принадлежавшего роду Романовых. С тех пор Никон стал частенько наведываться к царю для «душеспасительных бесед». В 1648 году царь настоял на посвящении его в митрополиты и назначении в Новгород Великий. В Новгороде Никон проявил большие административные способности и необыкновенное мужество при усмирении в 1649 году мятежа против царского наместника. Но митрополитом Новгородским Никон пробыл всего четыре года.

В 1652 году, после  смерти патриарха Иосифа, царь Алексей  Михайлович пожелал избрания в патриархи  Никона. Никон, вызванный по этому  поводу в Москву, долго отказывался  от патриаршества, зная зависть и  вражду к себе бояр (как к царскому любимцу). Но после того как царь со слезами просил его стать патриархом, и Никон, спросив: «Будут ли его почитать как архипастыря и отца и дадут ли ему устроить Церковь?» – получил утвердительный ответ, он принял патриаршество (25 июля1652 года).

Итак, выходец из крестьян стал патриархом. Следует заметить, что стремительный взлёт Никона по церковной иерархической лестнице от причётника до патриарха стал следствием не столько его взаимоотношений с царём (ведь сближение Никона с Алексеем Михайловичем (с 1646 года) придало значительное ускорение карьерному росту Никона), сколько следствием личных качеств патриарха, из коих следует отметить образованность, прямоту, силу воли и истинное стремление «обустроить Церковь». С приходом Никона в истории Русской Церкви начинается новый, переломный период.

 

2. Церковная реформа патриарха Никона. Возникновение раскола в Русской Церкви и в русском обществе

Ещё до принятия патриаршества  Никон обращал внимание на ошибки, допущенные в богослужебных книгах. И ещё до него пытались эти ошибки исправить; но исправления велись всё  по тем же славянским книгам, правда, более древним, но тоже с ошибками, допущенными при переписывании  греческих (византийских) оригиналов. С греческих книг не брались исправлять просто за незнанием греческого языка. Но, тем не менее «исправленные» книги печатались и вводились  в обращение, а печатное слово  уже считалось «неприкосновенным».

В 1654 году, через  два года после вступления на патриарший престол, Никон созвал русских архипастырей на собор, и они признали необходимость исправления богослужебных книг и обрядов, что было закреплено соответствующим соборным актом.

Между тем с Востока  вернулся монах Арсений Суханов, посланный туда ещё ранее для  собирания древнейших греческих  рукописей, и привёз с собой свыше  шестисот древних книг (некоторые  из них были написаны более пятисот  лет назад). Получив эти пособия  для исправления книг, Никон стал заниматься организацией столь важного  дела. Из Киева были приглашены учёные монахи, главой их был поставлен  Епифаний Славеницкий, знаток греческого языка, а помощником ему стал учёный грек Арсений. Прежние исправители богослужебных книг остались в стороне, отчего и обиделись; а впоследствии именно они и стали главными противниками патриарха Никона в деле церковных реформ.

Несомненно, властный патриарх оказывал влияние на исправление  церковных книг, исходя и из своих  собственных взглядов на богослужение.                      Также следует отметить, что делу исправления церковных книг при Никоне была свойственна и некоторая торопливость, вызванная, вероятно, желанием патриарха быстрее утвердиться в своей правоте. Но, несмотря на всё это, работы по исправлению богослужебных книг при патриархе Никоне были проведены очень тщательно и основательно, как когда бы то ни было.

…Когда необходимые  книги были исправлены, для их рассмотрения и утверждения Никон в 1656 году созвал новый собор, на котором вместе с русскими архипастырями присутствовали и два восточных патриарха, как  «носители истинной православной веры». Собор одобрил исправленные книги  и постановил вводить их во всех церквях, а прежние книги отбирать и сжигать. Таким образом, Никону удалось заручиться поддержкой Греческой (Византийской) Церкви, считавшейся  «Матерью Церкви Русской». С этого  момента, собственно говоря, и начался  раскол русской православной церкви.

«Новшества» не были приняты во многих местах. Русских  людей пугает любая новизна –  так пугало их и столь решительное  введение в обиход новых церковных  порядков. Так что поначалу отторжение «никоновских» книг было чисто психологическим и оттого мало выраженным. Но некоторые люди с богословским образованием сразу же не приняли исправленных книг из соображений так называемой «церковной идеологии»: в тех греческих церковных книгах, по которым велись исправления, они увидели отражение союза православной и католической церкви – Флорентийской унии. Среди таких людей вперёд сразу выдвинулись те, кто до Никона исправлял (с горем пополам) церковные книги, а при нём, как уже говорилось, оказались не у дел. Они-то и пошли просвещать народ: мол, Никон дурное дело-то затеял – связался с греками (греки были главными консультантами в деле исправления богослужебных книг при Никоне), попавшими под «пагубное влияние католицизма». Так в Русской Церкви появилось целое течение, обособившееся от официальной («никонианской») церкви, не признавшее церковной реформы патриарха Никона.

«Раскольники», или, как они себя сами называли «староверы» («старообрядцы») в большинстве своём  были невежественными, но оттого не менее  упорными в том, что считали себя единственными носителями «истинной  веры», которая отличалась от «никонианской» буквально следующим:

 

 

 

 

Старорусская Церковь

Официальная Русская Православная Церковь

1

Богослужение совершать  только по старым (преимущественно иосифовским) книгам.

Богослужение совершать  только по исправленным («никоновским») книгам.

2

Креститься и  благословлять только двумя пальцами (указательным и средним), сложенными вместе.

Креститься и  благословлять только тремя пальцами (большим, указательным и средним), сложенными в щепотку.

3

Крест почитать только вомьмиконечный.

Крест почитать только четырёхконечный.

4

С крестным ходом  вокруг храма идти с востока на запад.

С крестным ходом  вокруг храма идти с запада на восток.

5

Имя Спасителя писать: «Исус».

Имя Спасителя писать: «Иисус».

6

«Аллилуйя» петь дважды.

«Аллилуйя» петь трижды.

7

Иконам поклоняться  только старым или списанным со старых.

Иконам поклоняться  только списанным с древних греческих  оригиналов.

8

Служить литургию на семи просфорах.

Служить литургию на пяти просфорах.

9

В восьмом члене  Символа Веры следует читать: «И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго».

Нет информации.


 

Как видно из приведённого выше, разногласия не затрагивали  основ православной веры, а касались лишь отдельных её моментов. Так что определяющую роль религиозных побуждений в расколе Русской Церкви ещё можно оспорить. Для большинства староверов эти тонкости были просто неизвестны. Раскол для них стал попыткой сохранить духовный строй страны, которая с присоединением Украины (1654 год) начала устанавливать контакты с Европой, как с одной из альтернатив своего развития. Церковная реформа совпала с культурной экспансией Запада, оттого была так болезненно воспринята.

Для людей, стоявших у истоков раскольнического течения, всё было значительно серьёзней. Они были или религиозными фанатиками, или популистами и властолюбцами. Последних, к сожалению, было больше. Но были и такие, для кого решающим и принципиальным был действительно вопрос веры. Среди них – протопоп Аввакум, тот самый автор «Жития протопопа Аввакума, написанного им самим» – «важнейшего памятника раскольнической литературы». Он был самым ярым противником никоновских реформ, почти «патриархом» староверов, и привлекал на свою сторону таких же рьяных «истинно верующих», из коих стоит отметить знаменитую боярыню Феодосию Прокопьевну Морозову. Кстати, против Никона восстал и знаменитый Соловецкий монастырь, куда накануне реформы ссылали всех её противников. Ряды раскольников пополнялись с каждым днём.

Протопоп Аввакум  и Иван Неронов при первых же распоряжениях  Никона по исправлению книг выразили свой протест. «Мы же задумалися, сошедшеся между собой (говорил Аввакум); видим, яко зима хощет быти: сердце озябло и ноги задрожали». Посоветовавшись, они подали жалобу на Никона – по их мнению, он поступал не как православный. Никон был гневен на своих старых приятелей и сослал их из Москвы (Аввакума – в Тобольск, а Неронова – в Вологодский край).

Под влиянием этого  протеста Никон понял, что «лучше действовать соборным приговором, чем  личной властью». Собор, как известно, одобрил и утвердил все исправления  Никона, лишь один архиерей – епископ  Павел Коломенский – был не согласен с собором, за что был  лишён сана и заточён.

Последователей  Никона его противники обидно называли «никонианцами» и «щепотниками», а самого патриарха Аввакум называл антихристом и даже предсказывал год наступления его царствования – 1666 (из-за подобных высказываний Аввакум стал личным врагом Никона). Официальная церковь тоже не бездействовала: объявляла староверов еретиками и предавала их анафеме, а иных и казнила (так, в 1682 году был сожжён протопоп Аввакум).

Сожжению протопопа  Аввакума предшествовали его долгие мучения и скитания по ссылкам  – об этом свидетельствуют фрагменты «Жития…»: «…Таже меня взяли от всенощной Борис Нелединский со стрельцами; человек со мною с шестьдесят взяли; их в тюрьму отвели, а меня на патриархове дворе на чепь посадили ночью. Егда же россветало в день недельный, посадили меня на телегу и ростянули, и везли от патриаршего двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в тёмную полатку, ушла в землю, и сидел три дни, ни ел, ни пил… Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно… На утро архимарит с братьею пришли и вывели меня: журят мне, что патриарху не покорился, а я от Писания ево браню да лаю. Сняли большую чепь да малую наложили. Отдали чернцу под начал; велели волочить в церковь. У церкви за волосы дерут и под бока толкают, и за чепь торгают и в глаза плюют… Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. До Тобольска три тысящи вёрст недель с тринадцать волокли телегами и водою и санями половину пути… Посем указ пришёл: велено в Дауры вести… Также с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лёд. Страна варварская, иноземцы немирные, отстать от лошедей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные томные люди…»

Из отрывков «Жития…» можно судить, как жестоко были наказуемы противники Никона, причём наказание накладывалось и на их семьи (ссылкам подвергались даже не в чём не повинные дети).

В 1666 году имел место  ещё один собор русского духовенства, который окончательно утвердил все  изменения, внесённые в богослужебные  книги по реформе Никона. С этой поры ещё больше усилились гонения  на раскольников. Но те не сдавались, а  лишь ещё более ожесточались –  убегали в Сибирь (вспомним семью  Лыковых, ставшую известной благодаря многочисленным публикациям Василия Пескова в «Комсомольской правде»), устраивали акты самосожжения.

Итак, церковный  раскол при патриархе Никоне имел достаточно много предпосылок: психологические, социокультурные, религиозные, политические. И он, пожалуй, был неизбежен. Но ведь можно было обойтись и без национальной трагедии!

3. Распадение раскола  на толки

Раскол, как уже можно  было заметить, не был явлением однодневным  и малозаметным. Это – целый  пласт русской истории и культуры. Первоначально обладая лишь религиозным значением, он постепенно приобрёл и весомое политическое значение: от отрицания новых церковных порядков раскол перешёл к отрицанию новых порядков гражданских, как-то: рекрутчины, народных переписей, паспортной системы и т. д. Особенно рьяно выступали староверы против реформ Петра I, из нововведений которого ими порицались: бритьё бород и стрижка волос («портится, якобы, образ Божий»), курение и нюханье табака, короткие сюртуки, фраки и галстуки, театры, конские бега, факельщики при погребении, употребление сахара, кофе, картофеля, занятия медициной (особенно анатомией), астрономией, химией и другими естественными науками.

Раскол мог стать очень  влиятельной силой в государстве, если бы был организованным. Ведь по смерти первых его руководителей (коими  были действительные монахи и священники), которые так или иначе «правили церковную службу», у староверов возник вопрос: «кто же теперь будет  у них править церковную службу?»  Одни стали сманивать к себе священников  из «никонианской» церкви, другие же решили обходиться без священников, предоставив право вести богослужение мирянам (в том числе женщинам). Так возникли два главных раскольничьих течения: поповщина и беспоповщина. С них началась дальнейшая дезорганизация движения староверов.

Поповцы:

  • Новопомазанцы – принимали беглых попов (священников) не иначе, как через новое крещение.
  • Перемазанцы – принимали беглых попов через миропомазание.
  • Белокриницкое (австрийское) священство – названо по месту зарождения – в Белокриницком монастыре, что был в Австрийской области Буковине:

Информация о работе Патриарх Никон и раскол в русской церкви