Связи Русской Православной церкви с Эфиопией

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 19:15, доклад

Краткое описание

Христианство, по преданию, было принесено в Эфиопию апостолом Филлипом, который крестил Аетия, евнуха Эфиопской царицы Кандакии, сделавшегося просветителем этой земли. Окончательно вера утвердилась здесь в IV веке святым Фрументием, первым епископом Абиссинской Церкви. Фрументий прибыл из Тира. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Эзану, который и объявил в 330 году христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы (около 347 г.) св. Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил проповедь.

Оглавление

1. История Эфиопской церкви.
2. Развитие связей Русской Православной церкви с Эфиопией.
3. Отношения церквей в 20-21 вв.
4. Заключение.
5. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Связи РПЦ с Эфиопией.docx

— 30.14 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Доклад на тему:

 

«Связи Русской Православной церкви с Эфиопией».

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

 студентка 4-го курса

Савельева Д.И.

 

 

 

 

Содержание.

  1. История Эфиопской церкви.
  2. Развитие связей Русской Православной церкви с Эфиопией.
  3. Отношения церквей в 20-21 вв.
  4. Заключение.
  5. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История Эфиопской церкви.

   Христианство, по преданию, было принесено в Эфиопию апостолом  Филлипом, который крестил Аетия, евнуха Эфиопской царицы Кандакии, сделавшегося просветителем этой земли. Окончательно вера утвердилась здесь в IV веке святым Фрументием, первым епископом Абиссинской Церкви. Фрументий прибыл из Тира. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Эзану, который и объявил в 330 году христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы (около 347 г.) св. Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил проповедь.

   Около 480 года в Эфиопию прибыли "Девять Святых" и начали здесь свою миссионерскую деятельность. "Девять Святых", как полагают, окончательно покончили с остатками язычества в Эфиопии, привили монастырскую традицию и внесли огромный вклад в развитие религиозной литературы: они перевели Библию и другие религиозные сочинения на классический эфиопский язык. По всей стране распространились монастыри, которые быстро стали важными духовными и интеллектуальными центрами.

  Эфиопская Церковь достигла  расцвета в XV веке, когда появилось много талантливой богословской и духовной литературы, а Церковь активно занималась миссионерской деятельностью.

  Эфиопская церковь, в которой  важную роль играло монашество, сохраняла тесные связи с Коптской Церковью: на протяжении более пятнадцати веков во главе ее стоял "абуна" (или "папас" - отец наш), – коптский епископ, присылаемый из Александрии. Только в XX в. она выделилась в самостоятельный патриархат и получила официальное название Эфиопской церкви.

   В 1948 году с помощью императора Хайле Селассие было достигнуто соглашение с коптами об избрании после смерти митрополита Кирилла местного митрополита. Когда в 1951 году он умер, собрание клириков и мирян избрало митрополитом (абуной) эфиопа Василия. Так была установлена автономия Эфиопской Церкви. В 1959 году Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым патриархом Эфиопской Православной Церкви.

  В университете в Аддис-Абебе существовал эфиопский Православный факультет богословия (Колледж Св. Троицы), однако к 1974 году правительство его закрыло. В 1988 году в стране насчитывалось 250 000 священнослужителей. Чтобы дать им надлежащее образование недавно в разных районах Эфиопии было открыто шесть "Центров обучения священников". Почти в каждом приходе имеется воскресная школа.

  До социалистической революции 1974 года Эфиопская Церковь была государственной Церковью. Вскоре после революции Церковь была отделена от государства и большинство церковных земель были национализированы. Это послужило сигналом для начала антирелигиозной кампании по всей стране.

  5 июля 1992 года Святейший Синод избрал пятым патриархом Эфиопской Церкви Абуна Павла. А следующим стал Абуна Матиас, избранный в феврале 2013 года.

 

Развитие связей Русской Православной церкви с Эфиопией.

  Древняя Русь не  имела прямых контактов с Эфиопией, но первые сведения об этой  стране содержатся в киевской  летописи, составлять которую начал  Нестор Летописец.

   Более обширные  сведения об Эфиопии на Русь  приносили русские паломники  и фиксировали их в описаниях  Святой Земли, начиная с XV века. Известны  записи анонимного русского монаха  середины XV века, Ионы Малого, диакона  Троицко-Сергиевской Лавры, жившего  в середине XVII века. Архимандрит  Ефрем отмечал, что эфиопы - религиозный, добрый, честный и трудолюбивый  народ. Начиная со времен правления  Петра I появлялась переводная литература  западных исследователей об Эфиопии. 

   Собственно русско-эфиопские  церковные связи возникли в XIX веке, и это связано с деятельностью  архимандрита Порфирия (Успенского). Когда архимандрит Порфирий (Успенский) был в должности начальника  Русской Духовной Миссии в  Иерусалиме, он уделял большое  внимание изучению истории Эфиопской  Церкви и её литургического  наследия. У отца Порфирия было  желание установить вероисповедное  единство между Русской и Эфиопской  Церквами.  Местом, где должно  было начаться воссоединение, был  избран Синайский монастырь. В 1850 году архимандрит Порфирий  побывал  на Синае, где договорился с  иеромонахом Иосифом о поездке  в Абиссинию в качестве путешественника  и наблюдателя.

   Но Синайский архиепископ  Константин не благословил иеромонаха  Иосифа на поездку в Эфиопию. Самостоятельно предпринимать такое  длительное и опасное путешествие  в одиночку архимандрит Порфирий  не решился, поэтому этой его  мечте сбыться не удалось.

   Несмотря на неудачу, отец Порфирий продолжал интересоваться Эфиопией и продолжал искать средства к единению Русской и Эфиопской Церквей. В 1851 году он выкупает из рабства 11-летнего эфиопа, которого называет Фрументием, чтобы затем его крестить, обучить языку и отправить в Абиссинию в пресвитерском сане. Около полутора лет архимандрит Порфирий занимался воспитанием Фрументия в духе Православия, обучив Фрументия читать и писать на аксумитском языке, чтобы тот смог затем быть переводчиком с абиссинского языка и быть пастырем православных абиссинцев. Но начавшаяся Крымская война помешала воплощению его плана.

  В 1860-1861 гг. архимандрит Порфирий по поручению Священного Синода предпринимает активные усилия для соединения Коптской и Русской Церквей. В то время Эфиопская Церковь находилась в канонической зависимости от Коптской Церкви, поэтому труды отца Порфирия относились и к Эфиопской Церкви. Архимандрит Порфирий задумал отправить в Египет апокрисария, который должен был взять на себя труд по соединению Коптской и Русской Церкви. Вследствие действий архимандрита Порфирия тогда значительно укрепились церковные отношения между Эфиопией и Россией.

   В связи с тем, что в 60-х годах XIX века англичане и французы стали предпринимать решительные меры для распространения своего влияния в Эфиопии, архимандрит Порфирий, в свою очередь, считал необходимым обратить внимание Священного Синода Русской Православной Церкви на положение Эфиопской Церкви, с тем, чтобы активизировать сближение обеих Церквей.

  Одним из плодов деятельности архимандрита Порфирия явилось издание его сочинения под названием "Церковное и политическое состояние Абиссинии с древнейших времен до наших дней". Это одно из первых серьезных исследований об Эфиопии на русском языке. Плодом его дальнейших исследований стали записки под названием "Участие России в судьбе Абиссинии", в которых он очертил способы сближения Русской и Эфиопской Церквей, обратив внимание на то, что в Эфиопской Церкви давно наблюдается стремление к автокефалии, к независимости от Коптской Церкви, что можно было бы осуществить не без помощи Русской Православной Церкви.

   Отец Порфирий считал, что все историко-культурные и национальные различия не должны быть барьером в деле сближения Абиссинской и Русской Церкви, и это одна из самых важных его мыслей.

  Далее можно указать  на деятельность абиссинского  негуса Иоанна, пославшего в 1888 году  в Россию делегацию эфиопских  священников для участия в  торжествах по случаю 900-летию  Крещения Руси. В том же 1888 году  профессор СПбДА  Болотов В.В. зачитал на торжественном акте  речь на тему: "Несколько страниц  из церковной истории Эфиопии. (К вопросу о соединении абиссин  с Православной Церковью)", где  он поднял вопрос об организации  русской миссии в Абиссинии. Он  считал, что православную миссию  постигнет неудача, так как народ  Эфиопии пока не готов принять  Православную Веру. И только со  временем они смогут войти  во вселенскую Церковь.

   В начале  1889 года из Одессы в Эфиопию направилась православная духовная миссия во главе с архимандритом Паисием в сопровождении 200 человек и с охраной из нескольких десятков вольных казаков во главе с Н.И. Ашиновым. Несмотря на то, что миссия носила общественный характер, итальянское правительство увидело в ней попытку России завоевать Африку. Несмотря на противодействие итальянских военных судов, миссия высадилась на берегу Красного моря недалеко от французского порта Обок. Миссия заняла местечко Сагалло и подняло над ним российский флаг. Французский адмирал дважды просил Ашинова сложить оружие и покинуть Эфиопию, но адмирал приказал обстрелять Сагалло. В результате, члены миссии потерпели поражение и их отправили назад в Россию. Несмотря на это, деятельность миссии была восстановлена.

   Правительство Эфиопии относилось благосклонно к русской духовной миссии. В 1895 году негус Менелик устроил прием в честь русской духовной миссии в Абиссинии, а многих членов миссии наградил почетными знаками отличия. Когда миссия возвращалась в Петербург, с ней вместе отправилась делегация от Эфиопской Церкви, в составе которой были родственники негуса и епископ Харрарский, чтобы поздравить с восшествием на престол российского императора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношения церквей в 20-21 вв.

  До 1917 года попыток  завязать контакты не было  и отношения между Русской  Православной Церковью и Церковью  Абиссинии возобновились лишь  в 1948 году, когда в Иерусалиме  снова начала действовать русская  духовная миссия. В Иерусалиме  было много христиан из Эфиопии.

   В 1959 году в Эфиопию  прибыла делегация от Русской  Православной Церкви во главе  с начальником русской духовной  миссии архимандритом Никодимом, и этот визит стал отправным  пунктом в новой фазе взаимоотношений  Русской Православной и Эфиопской  Церквами. Когда архимандрит Никодим  стал уже митрополитом Ленинградским  и Новгородским, в 1969 году он ещё  раз посетил Эфиопию, где в  присутствии профессорско-преподавательской  корпорации и студентов богословского  факультета университета Аддис-Абебы  зачитал доклад на тему: "К  вопросу о сближении халкидонского  и нехалкидонского богословия  в их восприятии святоотеческой  христологической доктрины".

  1966 год стал очень  важным в русско-эфиопских церковных  отношениях. В этом году Эфиопию  посетила делегация от Русской  Православной Церкви во главе  с архиепископом Минским и  Белорусским Антонием. Результатом  этой поездки и бывших во  время неё переговоров в Ленинградской  Духовной Академии начали обучаться  студенты из Эфиопской Церкви. По окончании Академии они  чаще всего писали кандидатские  диссертации на темы различных  аспектов жизни Эфиопской Церкви. Среди работ можно назвать: "Литургия  Эфиопской Восточной Церкви с  ее анафорами" (1971), по истории  Эфиопской Церкви: "Эфиопская  Церковь. Историческое и богословское  развитие" (1970), "История монашества  и монастырей в Эфиопии" (1975), "Эфиопская Церковь в освещении  русских православных богословов  и историков" (1975) и "Эфиопская  Церковь в ее отношениях к  иным христианским конфессиям  и нехристианским религиям (исторический  обзор)" (1983). В 1973 году в Ленинградской  Духовной Академии ученую степень  магистра богословия, а также  и степень доктора богословия, присудили представителю Эфиопской  Церкви архимандриту Хабте Селассие  Тесфа. В 1975 году диакон Маркос  Уольде Есус защитил диссертацию  на степень магистра на тему: "Историческое развитие экуменического  движения и его состояние на  современном этапе".

  Помимо исторических  тем, студенты Эфиопии затрагивали  в своих работах и догматические, что было важно для последующих  православно-дохалкидонских диалогов.

   В 1974 году Эфиопскую  Церковь по приглашению Абуны  Теофилоса, патриарха Эфиопии, который  управлял Эфиопской Церковью  с 1971 года, посетила делегация Русской  Православной Церкви во главе  со Святейшим Патриархом Московским  и всея Руси Пименом.

  5 июня 1978 года патриарх  Эфиопии принял участие в праздновании 60-летия восстановления патриаршества. В своей речи на приеме в  честь патриарха Эфиопии Святейший  Патриарх Московский и всея  Руси Пимен с любовью вспоминал  о поездке в Эфиопию в 1974 году. Он отметил, что Эфиопия пронесла  через века самобытную христианскую  культуру и учение древней, Неразделенной  Церкви.

  В 1982 году в Москве  состоялась Всемирная конференция "Религиозные деятели за спасение  священного дара жизни от ядерной  катастрофы". В почетный президиум  среди прочих входил Его Святейшество  Абуна Текле Хайманот, Патриарх  Эфиопский.

  В 1996 году в России  с официальным визитом находился  Святейший Патриарх Эфиопской  Церкви Абуна Павел. Абуна Павел  встречался с Патриархом Алексием II, посетил храм Христа Спасителя  и другие святыни Москвы, совершил  паломничество в Троице-Сергиеву  Лавру к мощам святого преподобного  Сергия Радонежского.

  29 января 1998 года Патриарх  Алексий II передал в дар абуне  Павлу престол, изготовленный по  его просьбе. Вручение престола, состоявшееся в канун 100-летия  установления дипломатических отношений  между Россией и Эфиопией, подтверждает  сердечные отношения, связывающие  Русскую и Эфиопскую Церкви. Кроме  того, сейчас осуществляется постоянный  обмен приветствиями и посланиями  между главами и представителями  обеих Церквей.

  В июне 2007 г. делегация  Русской Православной Церкви  посетила резиденцию Предстоятеля  Эфиопской Церкви Патриарха Абуны  Павла. Во время беседы Абуна  Павел отметил, что в прошлом  между двумя Церквами существовали  весьма тесные контакты, которые  сейчас нуждаются в возобновлении.

  Делегация Русской  Православной Церкви проинформировала  Предстоятеля Эфиопской Церкви  о ходе подготовки к саммиту  религиозных лидеров в Москве  в конце июня 2006 года и получила  от него заверения в готовности  принять участие в этом форуме.

 В сентябре 2011 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион и сопровождающие его лица в рамках визита в Эфиопию посетили город Лалибелу, находящийся на севере этой страны. В ходе поездки митрополит осмотрел эфиопские храмы и монастыри, находящиеся в Лалибеле и ее окрестностях. Также  состоялась беседа с представителями Эфиопской церкви, в ходе которой Илларион рассказал о приоритетных направлениях внешней деятельности Русской Православной Церкви, особенностях пастырского служения в диаспоре, о характере и специфике диалога Православных и Дохалкидонских Церквей, к которым относится Эфиопская Церковь.

Информация о работе Связи Русской Православной церкви с Эфиопией