Роль церкви в истории русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:08, реферат

Краткое описание

Русская православная церковь связывает своё возникновение с Крещением Руси, когда была создана Киевская митрополия Константинопольского патриархата как институт признанный и поддерживаемый киевским князем. Новый этап в христианизации Руси наступил после смерти князя Игоря, когда бразды правления взяла его супруга княгиня Ольга (ок. 945 – ок. 969), принявшая крещение в Цареграде. В ее планы, безусловно, входило внедрение церковной организации в русское общество. После смерти Ольги и в связи с приходом к власти воинственного сына Ольги, язычника Святослава Игоревича, наступила языческая реакция. Дальнейшая предыстория крещения Руси восстанавливается по византийским, русс

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 298.99 Кб (Скачать)

Введение

     Прежде чем приступить к основной цели моего реферата, во введении хотелось бы немного рассказать об истории возникновении церкви и  какое значение это принесло для Руси.

       Русская православная церковь связывает своё возникновение с Крещением Руси, когда была создана Киевская митрополия Константинопольского патриархата как институт признанный и поддерживаемый киевским князем. Новый этап в христианизации Руси наступил после смерти князя Игоря, когда бразды правления взяла его супруга княгиня Ольга (ок. 945 – ок. 969), принявшая крещение в Цареграде. В ее планы, безусловно, входило внедрение церковной организации в русское общество. После смерти Ольги и в связи с приходом к власти воинственного сына Ольги, язычника Святослава Игоревича, наступила языческая реакция. Дальнейшая предыстория крещения Руси восстанавливается по византийским, русским и сирийским источникам, следующим образом. В 987 в Византии начался мятеж полководца Варды Фоки. Император Василий II (правил 976–1025) в виду опасности, нависшей над Македонской династией, отправил в Киев посольство и просил у князя Владимира военной помощи. Взамен он предложил ему руку сестры, принцессы Анны, что, безусловно, предполагало крещение русского князя. Русское войско, посланное в Византию, решило противоборство Варды Фоки и Василия II в пользу императора, однако он не торопился отправить в Киев обещанную князю невесту. Тогда Владимир осадил Корсунь (Херсонес), главную крепость византийцев в Крыму, и взял ее, после чего в Корсунь прибыла Анна и здесь состоялось их бракосочетание (989–990). По возвращении Владимира в Киев началось массовое крещение населения в Киеве и в Новгороде, а не позднее 997 была учреждена Русская митрополия, подчинявшаяся Константинопольскому патриархату. При сыне князя Владимира, Ярославе Мудром, роль церкви в государственной системе упрочилась. Об этом свидетельствует, прежде всего, монументальное церковное строительство: именно в этот период возводятся величественные Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке. Покровительствуя церкви, Ярослав способствовал возникновению первых русских монастырей, библиотек и школ. В его княжение были созданы первые русские оригинальные литературные произведения (Слово о законе и благодати митрополита Илариона). В это же время переработке подвергся церковный Устав, написанный при Владимире. Устав Ярослава был составлен уже с учетом местных обычаев. Важнейшими событиями церковной жизни эпохи Ярослава Мудрого стало прославление первых русских святых – князей Бориса и Глеба (при Ярославе были обретены их мощи и перенесены в специально построенную для них церковь), а также избрание на митрополию первого русского епископа – Илариона.  При сыновьях Ярослава сохраняется определяющая роль княжеской власти в христианизации Руси.

       В своём реферате я хотел бы написать о трёх церквях : церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе; Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах; Церковь великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду. Объединяет их красота и величие архитектуры и удивительная история возникновения от постройки до наших дней.

    ЦЕРКОВЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ПАРАСКЕВЫ  ПЯТНИЦЫ В ОХОТНОМ  РЯДУ 

      
     

 

            Самая известная в Москве церковь в честь св. великомученицы     Параскевы Пятницы стояла до 1928 года в Охотном ряду - там, где сейчас находится здание Государственной Думы. Святая Параскева Пятница (в переводе с греческого "пятница" означает канун, преддверие праздника) считается покровительницей полей, скота, возможно, торговли, а также целительницей людей от телесных и душевных болезней.

      Первая  церковь Параскевы Пятницы была построена в Москве до 1406 года. Существовали старинные документы, в которых  о ней упоминалось, как о церкви у "старых пол". В далеком прошлом  так назывались небольшие площадки, на которых проводились судебные поединки. Долгое время считалось, что  они проходили исключительно  на территории Кремля, но найденный  документ указывал на то, что это  не так. История возникновения подобного  способа решения спорных вопросов уходит корнями в 13 век. Тогда наличие  истца, ответчика, свидетелей и улик считалось недостаточно для вынесения  приговора. Давать присягу было не принято  из опасения нанести вред душе в  случае лжесвидетельства. Таким образом, решение дела предоставлялось на "Волю Божию", а попросту, кто оказывался сильнее в поединке – тот и был прав. В отличие от Европы, где подобные суды были особо жестокими, в России бились на дубинах – осолопах, и случались они только в самых исключительных случаях. Проигравший признавался виновным, и оплачивал судебные издержки. Интересно, что на подобный суд могли вызвать любого свободного жителя, невзирая на чины и богатство. Если одной из сторон были женщины или старики, они делегировали от себя "поединщика", который отстаивал их интересы. Отменили подобные поединки в 1556 году, во время правления Ивана Грозного.

      В 17 веке на месте древней деревянной Пятницкой церкви в Охотном ряду князь Василий Голицын выстроил новую красивую двухэтажную церковь. Первый этаж храма освятили в честь  Параскевы Пятницы, а на втором обустроили Воскресенскую церковь, освященную в 1687 году Патриархом Иоакимом. Воскресенская  церковь стала домовым храмом Голицыных, и от нее к палатам  князя был проложен длинный переход. Один из самых богатых и образованных людей своей эпохи, князь Голицын  попал в опалу после подавления Стрелецкого бунта, и был лишен  имущества, а также дома с церковью (их Петр I подарил грузинским князьям).

      Когда в 1755 году в здании Главной аптеки (бывший Земский приказ). Располагавшейся  на Красной площади, начал свою работу Московский университет, у него не было своей домовой церкви. Богослужение в честь его открытия, а также  последующие, поначалу служили в  Казанском соборе. Но поиски подходящей церкви начали практически сразу, же после открытия университета, и выбор  пал на церковь Параскевы Пятницы  в Охотном ряду, т.к. она находилась вблизи университетского здания. Но, как  уже упоминалось, к этому времени  церковь перешла во владения княгини  Анны Грузинской – родственницы грузинского царя Арчила. Княгиня ответила отказом на предложение передать фамильное наследство, оставив церковь за собой.

      В 1737 году, свирепый пожар, уничтоживший большую часть Москвы, не пощадил  и Пятницкую церковь в Охотном  ряду. Храм был отреставрирован, но, несмотря на это, в 1775 году его решили снести, чтобы устроить на этом месте  площадь.

      Спасло  церковь заступничество митрополита  Платона, и храм продолжал действовать. После победного окончания отечественной  войны 1812 года иждивением дворянского  собрания в верхней части Пятницкой  церкви были устроены два новых придела: св. Александра Невского и мученицы Екатерины (в честь императора и  его сестры). В нижней Пятницкой  церкви были также освящены два придела: во имя Николая Чудотворца и Иоанна Воина, а на церковной колокольне находился старинный колокол 1690 года.

      Ежегодно  в церкви Параскевы Пятницы в  Охотном ряду служили молебен  в честь отмены крепостного права  на Руси. Само место, на котором стояла церковь, служило местом, где часто  собирались москвичи, чтобы обсудить какое-нибудь событие, бывшее у всех на слуху. Рассказывают, что один раз  Л.Н. Толстой здесь вел беседы о вере.

      Охотный ряд, в котором стояла Пятницкая  церковь, был очень демократичным  местом. От Театральной площади до Тверской бурлила торговля. В разные периоды времени здесь располагались  Мучной, Житный, Солодовеный торговые ряды, а сама улица – Охотный  ряд, была названа по ряду, в котором  торговали дичью и битой птицей. Конечно же, это место было не самым приятным в Москве: в жару от мяса шел зловонный запах, и  все вокруг кишело крысами. Интересный факт, для ловли крыс именно здесь  впервые во всей Москве завели не кошек, а гладкошерстных фокстерьеров. Шло  время, Охотный ряд начали облагораживать, здесь появились каменные торговые здания, среди которых часто встречались трактиры. В известном на всю Москву трактире Ивана Тестова принимали гостей самого высокого звания, как из России, так и из-за границы.

      Поле  революции 1917 года оставшиеся деревянные ряды снесли. В 1920 году церковь Параскевы  Пятницы отреставрировали – редчайшее  по тем временам событие, которое  давало надежду на то, что храм сохранится. Но в 1928 году церковь было решено снести. Несмотря на заступничество академика  И. Грабаря, не уцелели и Голицынские  палаты, и теперь только старые документы могут рассказать об этих исчезнувших памятниках Москвы.

      Историческая  справка:

 
До 1406 г. – была построена первая церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду 

 
17 в. - на месте древней деревянной Пятницкой церкви в Охотном ряду князь

Василий Голицын выстроил новую красивую двухэтажную церковь  

1687 г. - новое здание Пятницкой церкви было освящено Патриархом Иоакимом. 

 
1755 г. – церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду хотели сделать домовой церковью Московского университета 

 
1737 г. - свирепый пожар, уничтоживший большую часть Москвы, повредил Пятницкую церковь, после чего храм отреставрировали 

 
1775 г. – храм хотели снести, чтобы устроить на этом месте площадь 

 
1815 г. - иждивением дворянского собрания в верхней части Пятницкой церкви были устроены два новых придела: св. Александра Невского и мученицы Екатерины 

 
1920 г. - церковь Параскевы Пятницы отреставрировали 

1928 г. - церковь снесли

    ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА  НА ПСКОВСКОЙ ГОРЕ 

 

      Церковь Георгия Победоносца на Псковской  горе впервые упоминается в документах 1462 года, как церковь Покрова Пресвятой  Богородицы. Место, на котором располагается  церковь, называется Псковской горой  по поселению псковских мастеров - пищальщиков (артиллеристов), переселенных царем Василием III в начале 16 века. Недалеко отсюда находился Государев тюремный двор, и церковь часто называли "Церковь Георгия на Псковской горе, что на Варварской улице у старых тюрем".

      Нынешняя  церковь была построена в 1657-1658 годах  на фундаменте разобранного старого  храма Покрова Пресвятой Богородицы, стоявшего на этом месте с середины 13 века. Сооружение в плане четырехугольное. Церковь имеет пять глав, стоит  на высоком подклете со сводами, который  сохранился от старого здания. Подклеты в церквях сооружались для  сохранения имущества прихожан во время  пожаров и различных бедствий. Фасады церкви заканчиваются многорядным  карнизом из профильного кирпича. Внутреннее помещение – двусветное, с сомкнутым  сводом, окна алтарных выступов украшены наличниками. Стены покрыты росписями 17-18 веков.

      Во  время оккупации Москвы наполеоновской армией, церковь значительно пострадала. В 1818 году храм восстановили, с западной стороны к нему пристроили трапезную, вдвое больше, чем была предыдущая. С севера у храма появилось  паперть-гульбище и двухъярусная колокольня. Все постройки выполнялись в  псевдоготическом стиле, а верхний  ярус колокольни построен в стиле  ампир.

      Главный престол церкви освящен в честь  праздника Покрова Пресвятой  Богородицы, имеет приделы великомученика Георгия Победоносца (1818 г.) и святителя  Петра, митрополита Московского (1837г.).

      После революции 1917 года церковь закрыли. Храм использовали под склад, но большую  часть времени он находился в  запустении. В 1965-1972 годах под руководством архитектора Е. А. Действельса была осуществлена внешняя реставрация церкви. В 1979 году. В 1979 году церковь Георгия Победоносца на Псковской горе передали Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры, а в 1991 году ее вернули верующим. С 1995 года в храме совершаются богослужения. 

      Историческая  справка:

 
1462 г. - церковь Георгия  Победоносца на  Псковской горе  впервые упоминается  в документах как  церковь Покрова  Пресвятой Богородицы 

 
1657-1658 г.г. – на  фундаменте разобранного  старого храма  Покрова Пресвятой  Богородицы, стоявшего  на этом месте  с середины 13 века, строится нынешнее  здание церкви  Георгия на Псковской  горе 

 
1812 г. – церковь  была значительно  повреждена при  наполеоновской оккупации 

 
1818 г. - храм восстановили, с западной стороны  к нему пристроили  трапезную 

 
1818 г. – был  освящен главный  престол церкви  в честь праздника  Покрова Пресвятой  Богородицы, имеет  приделы великомученика  Георгия Победоносца 

 
1837 г. – был  освящен престол  в честь святителя  Петра, митрополита  Московского 

 
1917 г. - церковь закрыли 

 
1965-1972 г.г. - под руководством  архитектора Е.А.  Действельса была  осуществлена внешняя  реставрация церкви  св. Георгия на  Псковской горе 

 
1979 г. - церковь Георгия  Победоносца на  Псковской горе  передали Всероссийскому  обществу охраны  памятников истории  и культуры 

 
1991 г. - храм возвратили  верующим 

Информация о работе Роль церкви в истории русской культуры