Роль церкви в истории русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:08, реферат

Краткое описание

Русская православная церковь связывает своё возникновение с Крещением Руси, когда была создана Киевская митрополия Константинопольского патриархата как институт признанный и поддерживаемый киевским князем. Новый этап в христианизации Руси наступил после смерти князя Игоря, когда бразды правления взяла его супруга княгиня Ольга (ок. 945 – ок. 969), принявшая крещение в Цареграде. В ее планы, безусловно, входило внедрение церковной организации в русское общество. После смерти Ольги и в связи с приходом к власти воинственного сына Ольги, язычника Святослава Игоревича, наступила языческая реакция. Дальнейшая предыстория крещения Руси восстанавливается по византийским, русс

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 298.99 Кб (Скачать)

 
1995 г. - в церкви  св. Георгия на  Псковской горе  совершаются богослужения

 
 
 
 

    ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ  НА ВОРОБЬЁВЫХ ГОРАХ 

      Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах в Москве имеет древнюю  историю. Кроме главного Троицкого  престола в церкви существуют три  придела: в честь Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Агапия и Ионы.

      Появление Троицкой церкви в этом месте связано  с древним дворцовым селом  Воробьево, которое упоминается  в летописях с середины 15 века. Известно, что в 50-е годы его владелицей стала жена Московского великого князя Василия I, Софья Витовтовна. Считается, что прежним владельцем села был поп по фамилии Воробей, откуда и произошло название села. Но в "Истории московских районов" утверждается, то название возникло от имен сыновей хозяина местных  владений, боярина Андрея Кобылы.

      Уже в те годы Воробьево называли сельцом, а это указывает на наличие  православного храма. Может быть, Троицкая церковь была летней домовой  церковью великих московских князей. В летописях 1644 года о церкви Животворящей Троицы говорится, как об очень древней, но известно, что до нее на этом месте  уже стояли 2 или 3 церкви, обветшавшие и разобранные, а вместо них была построена одна - Троицкая с приделами.

      Село  Воробьево очень любил отец Ивана  Грозного великий князь Василий III. По преданию, в 1521 году, когда на Москву напал Менгли-Гирей, великий князь  спрятался в стогу сена, поблизости от деревянного дворца, и благодаря  этому остался цел. Отсюда князь  уезжал на охоту под Волоколамск, где однажды тяжело заболел. Два  дня тяжелобольной Василий III провел в Воробьево – лед на реке еще  не встал, и спешно строили мост для  того, чтобы переправить великого князя в Москву. Когда мост наконец-то был готов, и князь на возке  переезжал через реку, переправа  обрушилась, и лишь чудом государь уцелел. Пересечь реку удалось лишь на пароме у Дорогомилова. На следующий  же день по прибытию в Кремль, 3 декабря 1533 года великий князь скончался. Его наследнику, будущему царю Ивану  Грозному, тогда еще не исполнилось  и четырех лет.

      В 17 лет молодой великий князь, недавно  венчанный на престол, пережидал  во дворце на Воробьевых горах страшный пожар, бушевавший в Москве летом 1547 года. Взбунтовавшийся народ бросился из Москвы к царской резиденции, но был остановлен пушками. Позднее  Воробьевский дворец жаловали своей  благосклонностью и Борис Годунов, и Петр I. Любила отдыхать во дворце и императрица Екатерина II, но в  конце ее правления дворец обветшал и его разобрали.

      Спустя  двадцать лет на Воробьевых горах  под покровительством императора Александра I по проекту архитектора А. Витберга было начато строительство храма  Христа Спасителя.

      Нынешняя  Троицкая церковь на Воробьевых горах  была построена в 1811-1813 годах. Церковь  представляет собой четырехугольное  здание в манере классицизма. Это  рам однокупольный храм с портиком и колоннами, а также с двухъярусной колокольней. В 1812 году перед советом в Филях в этой церкви молился М.И. Кутузов. Церковь выстояла во время наполеоновского нашествия, мало того, рядом с ней побывал и сам Наполеон, который приехал на Воробьевы горы осматривать панораму Москвы. Согласно некоторым данным важную роль в строительстве новой Троицкой церкви на Воробьевых горах сыграл известный "святой доктор" Ф. Гааз. Дело в том, что заключенные местной пересыльной тюрьмы, обитавшие в бывших строительных бараках, устроенных для строителей храма Христа Спасителя, не имели своей церкви. Гааз ратовал за то, чтобы заключенные были приписаны к Троицкой церкви, и могли бы присутствовать на богослужениях. За период до 1917 года церковь дважды обновляли: в 1858-1861 годах и в 1898 году.

      Уцелела Троицкая церковь на Воробьевых горах  и в советский период, несмотря на то, что здесь в разные годы находились дачи Луначарского и Хрущева. В планах по революционному преобразованию Москвы Воробьевы горы занимали одно из первых мест. После смерти В.И, Ленина их переименовали в Ленинские  горы, и здесь планировали установить вождю мирового пролетариата памятник, а также соорудить дворец в  его честь. Но этим и многим другим планам так и не было суждено сбыться. Даже когда во всей Москве был запрещен колокольный звон, Троицкой церкви на Воробьевых горах это не коснулось  – она находилась за пределами  городской черты. Удивительно, что  не закрыли храм и тогда, когда  после войны, в конце 40-х годов  здесь было решено строить главное  здание Московского Государственного университета. До наших дней сохранились  старинные интерьеры этой церкви. В 1964 году церковь отреставрировали с наружной стороны, а в 1971-1972 годах  был осуществлен комплексный  ремонт здания.

      В Троицкой церкви на Воробьевых горах  хранятся такие православные святыни  как: икона Божией Матери "Благодатное  Небо", иконы 17 века: Господь Вседержитель с клеймами Распятия и Воскресения, "Страстная" Божией Матери, Иоанна Предтечи, апостолов Иоанна, Петра, Павла, Матфея иконы 19 века: Святой Троицы Новозаветной, Гурия, Самона и Авива, Космы и Дамиана, Святой Троицы (17 в.), "Неопалимая Купина", Казанская икона Божией Матери, "Утоли моя печали", четырёхчастная икона 19 в. — Рождества Христова, Божией Матери, Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      В заключение, хотелось бы сделать вывод, что Церковь, как общественно-историческое образование - один из важнейших социальных институтов, представляющая собой сложную централизованную и иерархическую систему. Кроме того, это  - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, дающим духовную опору. Религия и церковь выполняют кроме своих специфических функций еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них: мировоззренческая; компенсаторная; интегрирующая. Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.  
     C одной стороны церковь функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статуса и тем самым укрепляющая положение властных структур. Но в то же время религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционным авторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь. Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего - результат новых взаимоотношений государства и церкви. Эти отношения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви. Оформившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Православная Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хорошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования мировоззрения и взглядов на многие социальные явления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль церкви в истории русской культуры