Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:08, реферат
Русская православная церковь связывает своё возникновение с Крещением Руси, когда была создана Киевская митрополия Константинопольского патриархата как институт признанный и поддерживаемый киевским князем. Новый этап в христианизации Руси наступил после смерти князя Игоря, когда бразды правления взяла его супруга княгиня Ольга (ок. 945 – ок. 969), принявшая крещение в Цареграде. В ее планы, безусловно, входило внедрение церковной организации в русское общество. После смерти Ольги и в связи с приходом к власти воинственного сына Ольги, язычника Святослава Игоревича, наступила языческая реакция. Дальнейшая предыстория крещения Руси восстанавливается по византийским, русс
1995 г. - в церкви
св. Георгия на
Псковской горе
совершаются богослужения
ЦЕРКОВЬ
ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ
НА ВОРОБЬЁВЫХ ГОРАХ
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах в Москве имеет древнюю историю. Кроме главного Троицкого престола в церкви существуют три придела: в честь Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Агапия и Ионы.
Появление Троицкой церкви в этом месте связано с древним дворцовым селом Воробьево, которое упоминается в летописях с середины 15 века. Известно, что в 50-е годы его владелицей стала жена Московского великого князя Василия I, Софья Витовтовна. Считается, что прежним владельцем села был поп по фамилии Воробей, откуда и произошло название села. Но в "Истории московских районов" утверждается, то название возникло от имен сыновей хозяина местных владений, боярина Андрея Кобылы.
Уже в те годы Воробьево называли сельцом, а это указывает на наличие православного храма. Может быть, Троицкая церковь была летней домовой церковью великих московских князей. В летописях 1644 года о церкви Животворящей Троицы говорится, как об очень древней, но известно, что до нее на этом месте уже стояли 2 или 3 церкви, обветшавшие и разобранные, а вместо них была построена одна - Троицкая с приделами.
Село Воробьево очень любил отец Ивана Грозного великий князь Василий III. По преданию, в 1521 году, когда на Москву напал Менгли-Гирей, великий князь спрятался в стогу сена, поблизости от деревянного дворца, и благодаря этому остался цел. Отсюда князь уезжал на охоту под Волоколамск, где однажды тяжело заболел. Два дня тяжелобольной Василий III провел в Воробьево – лед на реке еще не встал, и спешно строили мост для того, чтобы переправить великого князя в Москву. Когда мост наконец-то был готов, и князь на возке переезжал через реку, переправа обрушилась, и лишь чудом государь уцелел. Пересечь реку удалось лишь на пароме у Дорогомилова. На следующий же день по прибытию в Кремль, 3 декабря 1533 года великий князь скончался. Его наследнику, будущему царю Ивану Грозному, тогда еще не исполнилось и четырех лет.
В 17 лет молодой великий князь, недавно венчанный на престол, пережидал во дворце на Воробьевых горах страшный пожар, бушевавший в Москве летом 1547 года. Взбунтовавшийся народ бросился из Москвы к царской резиденции, но был остановлен пушками. Позднее Воробьевский дворец жаловали своей благосклонностью и Борис Годунов, и Петр I. Любила отдыхать во дворце и императрица Екатерина II, но в конце ее правления дворец обветшал и его разобрали.
Спустя двадцать лет на Воробьевых горах под покровительством императора Александра I по проекту архитектора А. Витберга было начато строительство храма Христа Спасителя.
Нынешняя Троицкая церковь на Воробьевых горах была построена в 1811-1813 годах. Церковь представляет собой четырехугольное здание в манере классицизма. Это рам однокупольный храм с портиком и колоннами, а также с двухъярусной колокольней. В 1812 году перед советом в Филях в этой церкви молился М.И. Кутузов. Церковь выстояла во время наполеоновского нашествия, мало того, рядом с ней побывал и сам Наполеон, который приехал на Воробьевы горы осматривать панораму Москвы. Согласно некоторым данным важную роль в строительстве новой Троицкой церкви на Воробьевых горах сыграл известный "святой доктор" Ф. Гааз. Дело в том, что заключенные местной пересыльной тюрьмы, обитавшие в бывших строительных бараках, устроенных для строителей храма Христа Спасителя, не имели своей церкви. Гааз ратовал за то, чтобы заключенные были приписаны к Троицкой церкви, и могли бы присутствовать на богослужениях. За период до 1917 года церковь дважды обновляли: в 1858-1861 годах и в 1898 году.
Уцелела Троицкая церковь на Воробьевых горах и в советский период, несмотря на то, что здесь в разные годы находились дачи Луначарского и Хрущева. В планах по революционному преобразованию Москвы Воробьевы горы занимали одно из первых мест. После смерти В.И, Ленина их переименовали в Ленинские горы, и здесь планировали установить вождю мирового пролетариата памятник, а также соорудить дворец в его честь. Но этим и многим другим планам так и не было суждено сбыться. Даже когда во всей Москве был запрещен колокольный звон, Троицкой церкви на Воробьевых горах это не коснулось – она находилась за пределами городской черты. Удивительно, что не закрыли храм и тогда, когда после войны, в конце 40-х годов здесь было решено строить главное здание Московского Государственного университета. До наших дней сохранились старинные интерьеры этой церкви. В 1964 году церковь отреставрировали с наружной стороны, а в 1971-1972 годах был осуществлен комплексный ремонт здания.
В
Троицкой церкви на Воробьевых горах
хранятся такие православные святыни
как: икона Божией Матери "Благодатное
Небо", иконы 17 века: Господь Вседержитель
с клеймами Распятия и Воскресения,
"Страстная" Божией Матери, Иоанна
Предтечи, апостолов Иоанна, Петра,
Павла, Матфея иконы 19 века: Святой Троицы
Новозаветной, Гурия, Самона и Авива, Космы
и Дамиана, Святой Троицы (17 в.), "Неопалимая
Купина", Казанская икона Божией Матери,
"Утоли моя печали", четырёхчастная
икона 19 в. — Рождества Христова, Божией
Матери, Иоанна Предтечи и святителя Николая
Чудотворца.
В заключение, хотелось бы сделать вывод,
что Церковь, как общественно-историческое
образование - один из важнейших социальных
институтов, представляющая собой сложную
централизованную и иерархическую систему.
Кроме того, это - устойчивый комплекс
формальных и неформальных правил, идей,
принципов, ценностей и норм, регулирующих
повседневную жизнедеятельность людей
и организующих их в систему социальных
статусов и ролей в зависимости от их отношений
к Богу, дающим духовную опору. Религия
и церковь выполняют кроме своих специфических
функций еще несколько социальных функций.
Наиболее важные из них: мировоззренческая;
компенсаторная; интегрирующая. Реализуя
эти функции не только на уровне индивидуального,
но и коллективного сознания, религия
и церковь тем самым выступают одной из
форм самоорганизации социума.
C одной стороны церковь
функционирует в обществе как гармонизирующий,
стабилизирующий фактор, способствующий
сохранению сложившегося социального
статуса и тем самым укрепляющая положение
властных структур. Но в то же время религия
может выступать и дестабилизирующим
фактором, поскольку в ней всегда присутствует
высокий нравственный стандарт, сообщающий
ей критический потенциал. Наличие у религии
критического потенциала в сочетании
с традиционным авторитетом устоявшихся
религиозных институтов определяет ту
важнейшую роль, которую играет в обществе
церковь. Современный статус Русской Православной
Церкви, прежде всего - результат новых
взаимоотношений государства и церкви.
Эти отношения обусловлены и неотрывно
связаны с процессами становления правового
государства и, демократизации общества,
реализации прав человека, которые служат
стимулом повышения социальной активности
общества и утверждения взаимопонимания
и сотрудничества между людьми вне зависимости
от их отношений к религии и церкви. Оформившись
и вписавшись в систему современного общества,
Русская Православная Церковь постоянно
вступает во взаимодействие с государством
и его различными структурами, представляя
собой хорошо отлаженный аппарат, приспособленный
для формирования мировоззрения и взглядов
на многие социальные явления.