Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 00:32, дипломная работа
Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, его конституционно-правового статуса, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе ПМР и РФ.
Достижению постановленной цели способствует решение следующих задач:
- рассмотреть историю становления и развития института Уполномоченного по правам человека в ПМР;
- рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в ПМР;
- проанализировать проблемы участия Уполномоченного в совершенствовании законодательства ПМР.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА…………………………8
1.1. Институт Уполномоченного по правам человека: зарубежный опыт.............8
1.2. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………………….14
1.3. Проблемы становления института Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике………………………………………23
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………..35
2.1. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике…………………35
2.2. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике…………………………………………………………...39
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.....................................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...57
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………..60
Уполномоченный считается отстраненным от должности, если за это проголосовало две трети голосов от общего числа депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.
Прекращение
полномочий и освобождение от должности
Уполномоченного оформляются
2.2.
Компетенция Уполномоченного
по правам человека
в Приднестровской
Молдавской Республике
В соответствии с Конституционным законом Уполномоченный имеет право:
-
неотложного приема
- присутствовать и выступать на заседаниях Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Кабинета Министров Приднестровской Молдавской Республики и других коллегиальных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также присутствовать и выступать на заседаниях пленумов Верховного и Арбитражного судов Приднестровской Молдавской Республики по вопросам обобщения судебной практики, заседаниях Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики при принятии посланий Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики о состоянии конституционной законности;
- обращаться в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики с запросами в случаях, установленных статьей 87 Конституции Приднестровской Молдавской Республики;
- беспрепятственно посещать органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, присутствовать на их заседаниях;
- запрашивать и получать от органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, объединений граждан, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от должностных и иных лиц документы (их копии), необходимые для рассмотрения обращения. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную и иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
- требовать от должностных лиц органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности содействия проведению проверок деятельности подконтрольных и подчиненных им организаций, выделения специалистов для участия в проведении проверок, экспертиз и предоставления соответствующих выводов; получать от должностных лиц и государственных служащих (исключая судей), а также граждан Приднестровской Молдавской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, устные и письменные объяснения относительно обстоятельств, которые подлежат выяснению в ходе рассмотрения обращения;
- посещать в любое время места содержания задержанных, места предварительного заключения, учреждения отбытия осужденными наказаний и учреждения принудительного лечения и перевоспитания, психиатрические больницы, опрашивать лиц, которые там находятся, и получать информацию относительно условий их содержания;
- присутствовать на заседаниях судов всех инстанций, в том числе на закрытых судебных заседаниях, при условии согласия субъекта права, в интересах которого судебное разбирательство объявлено закрытым;
- обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа или должностного лица и иных лиц, а также лично или через своего представителя принимать участие в судебном процессе в установленных законом формах;
- направлять в соответствующие органы и организации акты реагирования Уполномоченного в случае выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина;
- проверять состояние соблюдения установленных прав и свобод человека и гражданина соответствующими государственными органами, в том числе органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
- выступать с законодательной инициативой в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики;
- знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;
- обращаться в компетентные государственные органы и организации с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица и иного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обращаться в суд или иные уполномоченные в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики органы с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения (приговора) суда, определения или постановления суда либо постановления судьи, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора (ст. 13). 31
В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.
Уполномоченный вправе обратиться в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.
Уполномоченный
обязан соблюдать Конституцию
В
случае установления факта нарушения
прав и свобод человека и гражданина
Уполномоченный обязан принять меры
в пределах своей компетенции, определенной
настоящим Конституционным
Уполномоченный обязан сохранять конфиденциальную информацию. Это обязательство действует и после прекращения его полномочий.
В
случае разглашения таких сведений
Уполномоченный несет ответственность
в установленном действующим
законодательством
Уполномоченный не имеет права разглашать полученные сведения о личной жизни заявителей и других причастных к заявлению лиц без их согласия.
Актами реагирования Уполномоченного при выявлении нарушений прав и свобод человека и гражданина являются:
а) запрос в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики, направляемый в порядке и по основаниям, установленным Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики»;
б) законодательные инициативы, направляемые в установленном законом порядке, в случае если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) органов или должностных лиц, а также иных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, совершаются на основании и во исполнение законодательных актов Приднестровской Молдавской Республики либо в силу существующих пробелов в законодательных актах Приднестровской Молдавской Республики, либо в случае если законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права;
в) ходатайство (заявление) Уполномоченного, направляемое компетентному органу (должностному лицу), уполномоченному на решение вопросов, возникающих у Уполномоченного при рассмотрении обращений о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
г) представление Уполномоченного, направляемое органу, должностному лицу либо иным лицам, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления прав и свобод человека и гражданина.
Государственный
орган или должностное лицо, а
так же иные лица, получившие ходатайство
или представление
Уполномоченный осуществляет свою деятельность на основании сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина, которые получает:
а) по обращениям граждан Приднестровской Молдавской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства или их представителей;
б) по обращениям Президента Приднестровской Молдавской Республики, депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, народных депутатов местных Советов народных депутатов;
в) из средств массовой информации;
г) по собственной инициативе (ст. 16). 32
В
течение первого квартала каждого
года Уполномоченный представляет в
Верховный Совет
Ежегодный доклад должен содержать следующие сведения:
а)
о числе и характере
б) о предпринятых мерах по восстановлению прав и свобод человека и гражданина, о результатах проверок, которые проводились в предыдущем году;
в) об органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления, организациях и их должностных лицах, которые нарушали права и свободы человека и гражданина, игнорировали рекомендации Уполномоченного о мерах по восстановлению этих прав;
г) общие оценки, заключения и рекомендации по обеспечению прав и свобод человека в Приднестровской Молдавской Республике;
д) иные сведения о деятельности Уполномоченного.
В случае необходимости Уполномоченный может представить в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики специальный доклад (доклады) по отдельным вопросам соблюдения в Приднестровской Молдавской Республике прав и свобод человека и гражданина.
По
ежегодным и специальным
Ежегодные
и специальные доклады
Органы
государственной власти и управления,
органы местного самоуправления и их
должностные лица бесплатно и
беспрепятственно обязаны предоставлять
Уполномоченному запрошенные
ГЛАВА
3. ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В соответствии с Конституцией ПМР государственная власть осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Именно на судебную ветвь власти возлагается реализация важной части государственных полномочий - обеспечение правосудия и соблюдения законности, защита конституционных прав и свобод граждан.
Граждане ПМР все чаще используют свое конституционное право на судебную защиту, предусмотренное ст.46 Конституции ПМР, и обжалуют в суде решения, действия или бездействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц.
Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента ПМР