Конституционно-правовой статус Президента ПМР

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 00:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, его конституционно-правового статуса, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе ПМР и РФ.
Достижению постановленной цели способствует решение следующих задач:
- рассмотреть историю становления и развития института Уполномоченного по правам человека в ПМР;
- рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в ПМР;
- проанализировать проблемы участия Уполномоченного в совершенствовании законодательства ПМР.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА…………………………8
1.1. Институт Уполномоченного по правам человека: зарубежный опыт.............8
1.2. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………………….14
1.3. Проблемы становления института Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике………………………………………23
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………..35
2.1. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике…………………35
2.2. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике…………………………………………………………...39
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.....................................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...57
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………..60

Файлы: 1 файл

Уполномоченный по правам человека в ПМР.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

      Уполномоченный  считается отстраненным от должности, если за это проголосовало две трети голосов от общего числа депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

      Прекращение полномочий и освобождение от должности  Уполномоченного оформляются соответствующим  постановлением Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. 

2.2. Компетенция Уполномоченного  по правам человека  в Приднестровской  Молдавской Республике 

      В соответствии с Конституционным  законом Уполномоченный имеет право:

      - неотложного приема Президентом  Приднестровской Молдавской Республики, Председателем Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, председателями Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики, Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики, Прокурором Приднестровской Молдавской Республики, руководителями местных представительных и исполнительных органов государственной власти, других органов государственной власти и управления, объединений граждан, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами;

      - присутствовать и выступать на заседаниях Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Кабинета Министров Приднестровской Молдавской Республики и других коллегиальных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также присутствовать и выступать на заседаниях пленумов Верховного и Арбитражного судов Приднестровской Молдавской Республики по вопросам обобщения судебной практики, заседаниях Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики при принятии посланий Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики о состоянии конституционной законности;

      - обращаться в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики с запросами в случаях, установленных статьей 87 Конституции Приднестровской Молдавской Республики;

      - беспрепятственно посещать органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, присутствовать на их заседаниях;

      - запрашивать и получать от органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, объединений граждан, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от должностных и иных лиц документы (их копии), необходимые для рассмотрения обращения. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную и иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

      - требовать от должностных лиц органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности содействия проведению проверок деятельности подконтрольных и подчиненных им организаций, выделения специалистов для участия в проведении проверок, экспертиз и предоставления соответствующих выводов; получать от должностных лиц и государственных служащих (исключая судей), а также граждан Приднестровской Молдавской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, устные и письменные объяснения относительно обстоятельств, которые подлежат выяснению в ходе рассмотрения обращения;

      - посещать в любое время места содержания задержанных, места предварительного заключения, учреждения отбытия осужденными наказаний и учреждения принудительного лечения и перевоспитания, психиатрические больницы, опрашивать лиц, которые там находятся, и получать информацию относительно условий их содержания;

      - присутствовать на заседаниях судов всех инстанций, в том числе на закрытых судебных заседаниях, при условии согласия субъекта права, в интересах которого судебное разбирательство объявлено закрытым;

      - обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа или должностного лица и иных лиц, а также лично или через своего представителя принимать участие в судебном процессе в установленных законом формах;

      - направлять в соответствующие органы и организации акты реагирования Уполномоченного в случае выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина;

      - проверять состояние соблюдения установленных прав и свобод человека и гражданина соответствующими государственными органами, в том числе органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

      - выступать с законодательной инициативой в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики;

      - знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;

      - обращаться в компетентные государственные органы и организации с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица и иного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обращаться в суд или иные уполномоченные в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики органы с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения (приговора) суда, определения или постановления суда либо постановления судьи, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора (ст. 13). 31

      В случае грубого или массового  нарушения прав и свобод граждан  Уполномоченный вправе выступить с  докладом на очередном заседании  Верховного Совета Приднестровской  Молдавской Республики.

      Уполномоченный  вправе обратиться в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

      Уполномоченный  обязан соблюдать Конституцию Приднестровской  Молдавской Республики и законы Приднестровской  Молдавской Республики, права и охраняемые законом интересы человека и гражданина, обеспечивать выполнение возложенных на него функций.

      В случае установления факта нарушения  прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный обязан принять меры в пределах своей компетенции, определенной настоящим Конституционным законом.

      Уполномоченный  обязан сохранять конфиденциальную информацию. Это обязательство действует и после прекращения его полномочий.

      В случае разглашения таких сведений Уполномоченный несет ответственность  в установленном действующим  законодательством Приднестровской  Молдавской Республики порядке.

      Уполномоченный  не имеет права разглашать полученные сведения о личной жизни заявителей и других причастных к заявлению  лиц без их согласия.

      Актами  реагирования Уполномоченного при  выявлении нарушений прав и свобод человека и гражданина являются:

      а) запрос в Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики, направляемый в порядке и по основаниям, установленным Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики»;

      б) законодательные инициативы, направляемые в установленном законом порядке, в случае если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) органов или должностных лиц, а также иных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, совершаются на основании и во исполнение законодательных актов Приднестровской Молдавской Республики либо в силу существующих пробелов в законодательных актах Приднестровской Молдавской Республики, либо в случае если законодательные акты Приднестровской Молдавской Республики противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права;

      в) ходатайство (заявление) Уполномоченного, направляемое компетентному органу (должностному лицу), уполномоченному на решение вопросов, возникающих у Уполномоченного при рассмотрении обращений о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

      г) представление Уполномоченного, направляемое органу, должностному лицу либо иным лицам, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления прав и свобод человека и гражданина.

Государственный орган или должностное лицо, а  так же иные лица, получившие ходатайство  или представление Уполномоченного, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах сообщить Уполномоченному в письменной форме.

      Уполномоченный  осуществляет свою деятельность на основании  сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина, которые получает:

      а) по обращениям граждан Приднестровской Молдавской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства или их представителей;

      б) по обращениям Президента Приднестровской Молдавской Республики, депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, народных депутатов местных Советов народных депутатов;

      в) из средств массовой информации;

      г) по собственной инициативе (ст. 16). 32

      В течение первого квартала каждого  года Уполномоченный представляет в  Верховный Совет Приднестровской  Молдавской Республики ежегодный доклад о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Приднестровской Молдавской Республике органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, объединениями граждан, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами и о выявленных недостатках в законодательстве относительно защиты прав и свобод человека и гражданина.

      Ежегодный доклад должен содержать следующие  сведения:

      а) о числе и характере поступивших обращений, включая обращения, которые были отклонены (с указанием причин их отклонения), и обращения, ставшие предметом рассмотрения;

      б) о предпринятых мерах по восстановлению прав и свобод человека и гражданина, о результатах проверок, которые проводились в предыдущем году;

      в) об органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления, организациях и их должностных лицах, которые нарушали права и свободы человека и гражданина, игнорировали рекомендации Уполномоченного о мерах по восстановлению этих прав;

      г) общие оценки, заключения и рекомендации по обеспечению прав и свобод человека в Приднестровской Молдавской Республике;

      д) иные сведения о деятельности Уполномоченного.

      В случае необходимости Уполномоченный может представить в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики специальный доклад (доклады) по отдельным вопросам соблюдения в Приднестровской Молдавской Республике прав и свобод человека и гражданина.

      По  ежегодным и специальным докладам Уполномоченного Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики принимает постановление.

      Ежегодные и специальные доклады Уполномоченного  вместе с принятым постановлением Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики публикуются в официальных  изданиях Приднестровской Молдавской Республики.

      Органы  государственной власти и управления, органы местного самоуправления и их должностные лица бесплатно и  беспрепятственно обязаны предоставлять  Уполномоченному запрошенные материалы  и документы, иную информацию, необходимую  для осуществления его полномочий. Запрошенные материалы и документы, иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 (пятнадцати) дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В   СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

      В соответствии с Конституцией ПМР  государственная власть осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Именно на судебную ветвь власти возлагается реализация важной части государственных полномочий - обеспечение правосудия и соблюдения законности, защита конституционных прав и свобод граждан.

      Граждане  ПМР все чаще используют свое конституционное  право на судебную защиту, предусмотренное ст.46 Конституции ПМР, и обжалуют в суде решения, действия или бездействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента ПМР