Конституционно-правовой статус Президента ПМР

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 00:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, его конституционно-правового статуса, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе ПМР и РФ.
Достижению постановленной цели способствует решение следующих задач:
- рассмотреть историю становления и развития института Уполномоченного по правам человека в ПМР;
- рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в ПМР;
- проанализировать проблемы участия Уполномоченного в совершенствовании законодательства ПМР.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА…………………………8
1.1. Институт Уполномоченного по правам человека: зарубежный опыт.............8
1.2. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………………….14
1.3. Проблемы становления института Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике………………………………………23
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………..35
2.1. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике…………………35
2.2. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике…………………………………………………………...39
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.....................................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...57
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………..60

Файлы: 1 файл

Уполномоченный по правам человека в ПМР.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

      Так, к Уполномоченному поступило  заявление от членов многодетной  семьи Войняк из г. Тирасполь, об оказании содействия в выделении дополнительной комнаты. В ходе рассмотрения данного  заявления установлено, что семья  проживает в двухкомнатной служебной квартире, жилого дома типа - общежитие, при этом на протяжении десяти лет члены семьи состоят в льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, а рядом с их квартирой имеется свободное жилое помещение. Глава семьи, обратившись в администрацию Управления Пожарно-Аварийно- Спасательной Службы (УПАСС) МВД ПМР, в котором он проходит службу, с просьбой выделить его семье данную комнату, получил не обоснованный отказ. После принятия данного заявления к производству, Уполномоченный обратился к руководителю УПАСС МВД ПМР с просьбой повторно рассмотреть на заседании жилищной комиссии вопрос о выделении многодетной семье дополнительной комнаты. Жилищная комиссия приняла положительное решение и многодетной семье была предоставлена дополнительная жилая площадь.

      Обращения, поступающие в адрес Уполномоченного  по правам человека в ПМР, свидетельствуют  о том, что современная правоприменительная  практика при рассмотрении жилищных дел в судах не в полной мере гарантирует гражданам судебную защиту их конституционного права. Анализ обращений показывает, что в ряде случаев при разрешении судами дел о выселении без предоставления другого жилого помещения, о признании граждан утратившими права пользования жильем, а также при рассмотрении иных жилищных споров граждане лишаются единственного жилья.

      Уполномоченный  по правам человека способствует совершенствованию  законодательства ПМР о правах человека и гражданина и приведению его  в соответствие с общепризнанными  принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

      В Законе об Уполномоченном не сказано  о праве законодательной инициативы Уполномоченного. И мнение исследователей по этому поводу разделилось - некоторые высказываются в пользу наделения уполномоченных по правам человека правом законодательной инициативы, что существенно повысит его возможности и авторитет. В этом случае думается, такая коррекция Закона невозможна без внесения соответствующих изменений в Конституцию, устанавливающую круг субъектов законодательной инициативы.

      Другие  относятся к этой идее скептически, полагая, что ее реализация приведет к тому, что у уполномоченных не будет хватать времени на рассмотрение жалоб обращающихся к ним граждан.37

      В настоящее время влиять на совершенствование  законодательства в области прав человека и гражданина Уполномоченный может путем обнародования в  ежегодных докладах по итогам своей  деятельности фактов, свидетельствующих о нарушении прав человека и гражданина и выступая с докладами на заседаниях Верховного Совета.

      За  последние два года Уполномоченный направил Президенту Приднестровской  Молдавской Республике, Верховный Совет  Приднестровской Молдавской Республике иным субъектам права законодательной инициативы свыше 70 предложений, направленных на совершенствование федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, а также на внесение поправок в законопроекты, принятые Государственной Думой в первом чтении.

      Обращения граждан свидетельствуют о несовершенстве законодательства, регулирующего социально-экономические  права человека, в частности на справедливое вознаграждение за труд, на уважение его собственности и  обеспечение правосудием.

      Анализ  обращений граждан о нарушениях их конституционных прав на свободу  и личную неприкосновенность, допускаемых  при отбывании ими административного  ареста, свидетельствует, что они  происходят, в частности, из-за отсутствия надлежащего правового регулирования этой меры административного наказания.

      Эффективность совершенствования законодательства зависит от правовой экспертизы законов  и законопроектов, позволяющей выявлять в них пробелы и несоответствия задачам правового регулирования, предлагать меры по их устранению. При этом важным является постоянное и системное взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти ПМР.

      Следует прямо сказать, что «достучаться»  до законодателей Уполномоченному  удается не всегда. Одной из основных причин этого является отсутствие правового регулирования порядка его взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

      Примером  проблемы участия Уполномоченного  по правам человека в усовершенствования законодательства можно назвать, например, формальные отписки некоторых органов государственной власти как в ПМР, так и РФ. В итоге для восстановления прав граждан приходится несколько раз обращаться как к первоначальной инстанции, так и к вышестоящим должностным лицам.

      Депутаты  объясняют свое решение тем, что  «массовых нарушений прав человека не было зафиксировано официально решениями  органов государственной власти». Однако констатация фактов грубого  или массового нарушения прав и свобод граждан относится к  компетенции Уполномоченного, она не требует никакого подтверждения решениями административных, судебных или законодательных органов.

      В аппарат Уполномоченного по правам человека в минувшем 2010 году поступило около 1700 обращений граждан ПМР и других государств.38 Закономерным становится то, что чаще всего за помощью обращаются социально уязвимые категории граждан – пенсионеры, ветераны, инвалиды, безработные. Основные темы, волнующие граждан, – реализация права на получение пенсии, обеспечение медикаментами, вопросы судебной практики. Как и в прежние годы, граждане обращаются по вопросам прописки и регистрации, проблемам соблюдения жилищного и трудового законодательства. Но «первое место», как подчеркнул Уполномоченный, все же занимает группа обращений в сфере экономических прав. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В заключении данного исследования можно  сделать некоторые выводы. Несмотря на то, что этап развития Приднестровья сопряжен с глубоким кризисом, охватившим, по сути, все сферы бытия: политическую, экономическую, духовно-нравственную, - тем не менее, даже в этих условиях необходимо изыскать способы и средства, чтобы защитить и обеспечить права каждого человека. Идея неотчуждаемости, неотъемлемости прав человека выверена мировым опытом. Следовать ей - дело чести общества, строящего правовое государство.39

      Таким образом, анализ философской, социологической  и исторической литературы позволяет  сделать вывод о том, что если спроецировать аспект культуры на личность и на все социальные институты  общества, то мы увидим, что культура права складывается из ценностей и норм как институционального, так и субъективного характера. Между этими аспектами существует нераздельная взаимосвязь: культурные особенности общества (в том числе и образование) формируют нравственные, духовные, общечеловеческие ценности народа, которые, в свою очередь, адекватно влияют на институциональную культуру.

      По  мнению автора, отечественный вариант  института Уполномоченного по правам человека ближе к модели независимого омбудсмена, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко. Поэтому, по мнению специалистов, Уполномоченный по правам человека представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных на него функций больше всего похож на румынского Адвоката народа, с той же декларативно широкой постановкой задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике характеризуется юридической неопределенностью и неконкретностью.40

      Высказываются следующие предложения по усовершенствованию законодательства об Уполномоченном. Во-первых, Уполномоченный по правам человека должен обладать правом законодательной инициативы, что существенно повысит его возможности и авторитет.

      Кроме того, важный момент состоит в том, чтобы более четко прописать  в Законе задачи Уполномоченного. В  Закон необходимо внести дополнения, которые бы подчеркивали контрольную функцию омбудсмена.

      Далее, нужно выработать определенную концепцию  деятельности омбудсмена - определить, чем он должен заниматься, а чем  нет, какие именно жалобы он должен рассматривать.

      Таким образом, на сегодняшний день можно  констатировать, что институт Уполномоченного  по правам человека пока все еще  находится в начальной стадии своего становления. В дальнейшем законодательство о нем, вероятно, будет совершенствоваться. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что он сможет стать эффективным инструментом контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля за соблюдением ими прав и свобод граждан.

      А такой инструмент контроля крайне необходим, поскольку нарушения прав человека со стороны государственных структур и их служащих (в особенности это касается правоохранительных органов, которые, казалось бы, должны стоять на страже закона и прав и свобод граждан) происходят повсеместно. Существующие же механизмы защиты от этого произвола слишком слабы и неэффективны.

      Развитие  института Уполномоченного по правам человека может стать важным шагом  в этом направлении. При этом существенным фактором, от которого во многом зависит эффективность его деятельности, является его опора в основном на институты негосударственной правозащиты, тесное взаимодействие с общественными правозащитными организациями. Омбудсмен должен объединить и консолидировать вокруг себя общественные институты, стать представителем гражданского общества во взаимоотношениях с государством.41 Только тогда он сможет стать действенным контролирующим органом, противодействующим нарушениям прав человека со стороны государства и его служащих.

      Что же касается практики, то сегодня Уполномоченный по правам человека - не самая авторитетная и влиятельная фигура в государстве. Видимо, должно пройти немало времени, прежде чем этот институт сможет заслужить к себе уважение - как со стороны общества, так и со стороны тех, чью деятельность он призван контролировать. На первых порах многое зависит от личности человека, занимающего данный пост. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно-правовые акты:

1.Конституция  Приднестровской Молдавской Республики, принятая на всенародном референдуме 24.12.1995года, с изменениями и дополнениями от 10. 02. 2006г.  № 1.КЗИД-IV (САЗ 06-7).

2. Конституция  РФ от 12 декабря 1993г.- Санкт-Петербург. 2001.

3. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» // Собрание законодательства РФ. 1997. №9. Ст. 1011.

4. Конституционный  закон ПМР от 30.11.2005г. № 657 КЗ-III «Об Уполномоченном по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике»// САЗ (05-45).

5. Постановление  Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 февраля 2004г. Ж77-1УГД «О назначении Лукина Владимира Петровича на должность Уполномоченного по правам человека в РФ» // Собрание Законодательства РФ. 2004.  №8. Ст. 623.

6. Постановление  ВС ПМР от 20.09.1992г. «Об отношении Приднестровской Молдавской Республики к международным договорам и другим актам по правам человека» № 226.

7. Постановление  Верховного Совета ПМР от 19.02.2003г.  № 975.

8. Постановление  Верховного Совета ПМР от 28.05.2003г.  № 1124. 

Научная и учебная литература:

1. Анисимов  П.В., Папичев Н.В. Правовое регулирование  прав человека/ Под ред. Ф.М.  Рудинского. Волгоград, 2003.

2. Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / Л. В. Сморгунов, А. П. Альгин, И. Н. Барыгин; под ред. Л. В. Сморгунова. – Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М., 2006.

3. Вагизов Р.Г. Институт Уполномоченного по правам человека: история, теория, практика: учеб. пособие. – Казань. 2008.

4. Варданян  Д.С. Российская правозащитная  система и личность. Волгоград. 2007. 

5. Зиновьев  A.B. Конституционное право России.  М., 2000.

6. Златопольский  Д.Л. Государственное право зарубежных  стран: Восточной Европы и Азии. М.,1999.

7. Институт  Уполномоченного по правам человека  в субъекте РФ / Под ред. А.Ю.  Сунгурова. СПб., 2005.

8. Историко-правовые  аспекты становления прав человека  и гражданина в мире и   Приднестровской Молдавской Республике// Доклад Уполномоченного по правам  человека в Приднестровской Молдавской  Республике о работе за 2007 год.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента ПМР