Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 00:32, дипломная работа
Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, его конституционно-правового статуса, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе ПМР и РФ.
Достижению постановленной цели способствует решение следующих задач:
- рассмотреть историю становления и развития института Уполномоченного по правам человека в ПМР;
- рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в ПМР;
- проанализировать проблемы участия Уполномоченного в совершенствовании законодательства ПМР.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА…………………………8
1.1. Институт Уполномоченного по правам человека: зарубежный опыт.............8
1.2. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………………….14
1.3. Проблемы становления института Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике………………………………………23
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………..35
2.1. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике…………………35
2.2. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике…………………………………………………………...39
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.....................................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...57
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………..60
Более половины признанных рамочными нормами права на территории Приднестровской Молдавской Республики Конвенций и Соглашений прямо указывают на признание и соблюдение прав человека в нашем молодом государстве, на стремление вплотную приблизиться к мировым демократическим ценностям. Об этом свидетельствует принятое Верховным Советом ПМР 22 сентября 1992 года Постановление «Об отношении Приднестровской Молдавской Республики к международным договорам и другим актам по правам человека» № 226, которым высший законодательный орган Приднестровской Молдавской Республики уведомляет ООН и другие международные организации о готовности Приднестровской Молдавской Республики подписать и ратифицировать международные акты по правам человека, а именно:
- Конвенцию о предупреждении геноцида и наказания за него;
- Международный пакт об экономических и социальных правах;
- Международный пакт о гражданских и политических правах и протоколы к нему;
- Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ним.28
Два из вышеуказанных международных актов относятся к ранее названным семи основным документам по правам человека, в которых систематизированы провозглашенные во Всеобщей декларации права человека и гражданина.29 Характерно, что в тяжелое для Приднестровья время после 1992 года, названные международные акты были признаны на территории Приднестровской Молдавской Республики со дня принятия Постановления Верховного Совета ПМР, независимо от членства Приднестровской Молдавской Республики в международных организациях. К великому сожалению, и это Постановление, и практически все последующие Постановления Верховного Совета ПМР были оставлены без внимания международными организациями, в том числе и теми, которые в течение вот уже полутора десятка лет обвиняют Приднестровскую Молдавскую Республику в злостных нарушениях прав человека. Вероятно, такая позиция определенной части членов ООН, ОБСЕ и ЕС, имеющих свои национальные интересы в Республике Молдова, наиболее приемлема и эффективна в борьбе со всем славянским миром. Здесь явно просматривается стремление многих мировых политических институтов к применению политики двойных стандартов в отношении Приднестровской Молдавской Республики.
Следует также обратить внимание на то, что исполнение Постановлений Верховного Совета ПМР в части, касающейся соблюдения прав человека и гражданина ПМР, требует усилий всех органов государственного управления, при этом, как минимум, исполнение всеми ответственными структурами пунктов Постановлений, предписывающих им привести в соответствие с принятыми обязательствами все действующие нормативные акты. В 2009 году этот блок вопросов будет в числе приоритетов в работе Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике.
Необходимо отметить, что в практике работы всех ветвей власти Приднестровской Молдавской Республики не было прецедентов подготовки и направления в Комитеты ООН докладов о соблюдении прав человека в нашем непризнанном государстве. Нет сомнения, что в случае направления подобных докладов Приднестровской Молдавской Республике в Комитеты ООН, призванные осуществлять контроль за соблюдением международных стандартов прав человека, видимая реакция не последует. Однако то, что подобные доклады будут самым тщательным образом изучены и проанализированы сомневаться не приходится. Безусловно, направляя такие доклады в Комитеты ООН, одновременно, публикуя их в печати, как на территории Приднестровской Молдавской Республики, так и в дружественных нам государствах, размещая их в Интернете на соответствующих сайтах, наша Республика обеспечит свою «узнаваемость» в международно-правовых отношениях.
Кроме
того, это снимет накал обвинений
в адрес Приднестровья
События последних лет, последних месяцев и недель убедительно свидетельствуют о том, что Республика Молдова, окончательно утратив контроль за так называемыми «восточными регионами» развивает антирусскую, антироссийскую истерию с целью выдавить Россию из региона, настойчиво проводит политику предоставления своей территории для размещения военных структур североатлантического альянса. В расчете на очередные финансовые инъекции Запада Республика Молдова развязывает в прямом смысле разрушительные для экономики Приднестровья и не менее разрушительные для своей экономики торговые войны и разного рода блокады - экономические, финансовые, транспортные, информационные, таможенные и другие.
Каждый раз в подобных ситуациях, наша Республика несет колоссальные потери. Жизненный уровень населения, проживающего на территории Приднестровской Молдавской Республики, повышается крайне медленно. Необходимо полагать, что подробный анализ результатов совместных усилий Республики Молдова, стран Евросоюза, миссии ОБСЕ и США, по дестабилизации положения в нашем регионе, ставший достоянием гласности, в конце концов, сыграет свою положительную роль.
Таким образом, вся история существования Приднестровской Молдавской Республики представляет собой пример грубого нарушения международных стандартов прав человека со стороны Республики Молдова и, с марта 2006 года, Украины, присоединившейся к организации экономической блокады Приднестровья, с активного согласия международных европейских структур.
Экономическая
блокада, сложная военно-политическая
обстановка в регионе, обусловленная
настойчивым приближением НАТО к
границам СНГ, на фоне агрессивной политики
Молдовы в отношении
Международные
европейские структуры, призванные
способствовать демократизации общества,
устраняются от должного взаимодействия
с Приднестровской Молдавской Республикой,
в силу ее «непризнанности». Приднестровская
Молдавская Республика готова взять на
себя обязательства по выполнению основополагающих
международных стандартов в своей правовой
системе, однако международные организации,
как следует из существующей практики,
не готовы воспринять обязательства Приднестровской
Молдавской Республики, как самостоятельного
государства, вне рамок правового поля
Республики Молдова.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
2.1.
Порядок назначения
и освобождения
от должности Уполномоченного
по правам человека
в Приднестровской
Молдавской Республике
До последнего времени институт омбудсмана, как и сам термин «омбудсман», в Приднестровье был известен лишь сравнительно узкому кругу специалистов-юристов. И это неудивительно. Ведь этот институт возник и развивался на основе западноевропейских демократических ценностей, которые основываются на принципах разделения властей и верховенства права, и поэтому до конца 80-х годов не вызывал особой заинтересованности официальной советской правовой доктрины. С усилением процессов демократизации в странах Восточной Европы в начале 90-х годов возрастает интерес к новым демократическим механизмам защиты прав человека, в частности к институту омбудсмана, его истокам и истории.30
Должность Уполномоченного учреждается в соответствии со статьей 66 Конституции Приднестровской Молдавской Республики в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.
Уполномоченным может быть назначен гражданин Приднестровской Молдавской Республики, который на день избрания достиг возраста 35 (тридцати пяти) лет, имеет высокие моральные качества, познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт правозащитной деятельности и на протяжении последних 5 (пяти) лет проживает в Приднестровской Молдавской Республике.
Не может быть впервые назначено на должность Уполномоченного лицо старше 60 (шестидесяти) лет, лицо, имеющее судимость, если эта судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке.
Уполномоченный назначается сроком на 5 (пять) лет, который начинается со дня принесения им присяги и прекращается с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
Предложения относительно кандидатуры на должность Уполномоченного вносятся Президентом Приднестровской Молдавской Республики, депутатами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики или депутатскими объединениями.
Комитет Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, к ведению которого отнесены вопросы защиты прав и свобод граждан, представляет Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики свои выводы относительно каждой кандидатуры на должность Уполномоченного, о соответствии ее требованиям, предусмотренным настоящим Конституционным законом, и сообщает об отсутствии причин, которые бы препятствовали занятию этой должности.
Одновременно с представлением кандидатуры на должность Уполномоченного кандидат представляет в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики письменное обязательство о сложении полномочий и прекращении занятия деятельностью, несовместимой с должностью Уполномоченного, в случае избрания его на данную должность.
Предложения
о кандидатах на должность Уполномоченного
вносятся в Верховный Совет
а) 30 (тридцати) дней до окончания срока полномочий действующего Уполномоченного;
б) 20 (двадцати) дней со дня досрочного прекращения полномочий Уполномоченного или объявления результатов голосования, если Уполномоченный не был назначен.
Голосование проводится во время пленарных заседаний Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики бюллетенями для тайного голосования, но не раньше чем через десять 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней после окончания срока для выдвижения кандидатов. Назначенным считается тот кандидат, за которого проголосовало большинство депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики от общего числа депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, о чем принимается постановление. Если на должность Уполномоченного было выдвинуто больше чем два кандидата и ни один из них не набрал необходимое число голосов, установленное для назначения на должность Уполномоченного, Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики проводит повторное голосование по двум кандидатам, которые получили наибольшее количество голосов.
В случае если ни один из кандидатов на должность Уполномоченного не набрал необходимого количества голосов, повторяется процедура назначения на должность Уполномоченного, с выдвижением новых кандидатур для назначения на должность Уполномоченного.
Уполномоченный не может быть одновременно депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, местных Советов народных депутатов, занимать иные оплачиваемые и неоплачиваемые должности в органах государственной власти и управления, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
Полномочия Уполномоченного прекращаются в случае:
а) отказа его от дальнейшего выполнения обязанностей путем подачи заявления о прекращении своих полномочий;
б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;
в) вступления в законную силу решения суда о признании лица, которое занимает должность Уполномоченного, недееспособным;
г) смерти лица, которое занимает должность Уполномоченного.
Верховный
Совет Приднестровской
а) нарушения присяги;
б) нарушения требований о несовместимости должности;
в) прекращения гражданства Приднестровской Молдавской Республики;
г)
невозможности на протяжении более
4 (четырех) месяцев подряд исполнять
обязанности в связи с
Вывод относительно наличия оснований для освобождения от должности Уполномоченного должна дать временная специальная комиссия Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.
Верховный
Совет Приднестровской
Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента ПМР