Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 00:32, дипломная работа
Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, его конституционно-правового статуса, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе ПМР и РФ.
Достижению постановленной цели способствует решение следующих задач:
- рассмотреть историю становления и развития института Уполномоченного по правам человека в ПМР;
- рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в ПМР;
- проанализировать проблемы участия Уполномоченного в совершенствовании законодательства ПМР.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА…………………………8
1.1. Институт Уполномоченного по правам человека: зарубежный опыт.............8
1.2. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………………….14
1.3. Проблемы становления института Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике………………………………………23
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………..35
2.1. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике…………………35
2.2. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике…………………………………………………………...39
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.....................................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...57
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………..60
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ТИРАСПОЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМ. М.И.
КУТУЗОВА
Кафедра
государственно-правовых дисциплин
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема:
«Конституционно-правовой
статус Президента ПМР»
Выполнил:
студент 5 курса 502 гр.
дневного обучения ФОДО
Писларь Максим Юрьевич
Научный руководитель:
преподаватель кафедры
государственно-правовых дисциплин
Мытник
Елена Валентиновна
Рецензент:
Начальник отдела правового анализа
действующего законодательства правового
управления Аппарата Верховного Совета ПМР
Заблоцкая
Надежда Валерьевна
Решение
о допуске к защите ________________
И.О. Начальника кафедры
государственно-правовых дисциплин
подполковник
в/с ___________________ Г.Г.
Березовский
Дата
защиты «____»________________2011г.
Оценка:
______________________________
Тирасполь-2011
г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА…………………………8
1.1. Институт
Уполномоченного по правам
1.2. Становление
института Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации………………………………………………………
1.3. Проблемы
становления института Уполномоченного
по правам человека в Приднестровской
Молдавской Республике………………………………………23
ГЛАВА
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………
2.1. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике…………………35
2.2. Компетенция
Уполномоченного по правам
ГЛАВА
3. ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА..............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
С
момента образования
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена следующим. Решению такой сложной задачи как необходимости поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в Приднестровской Молдавской республике более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попирания со стороны государства и его служащих, призвано было способствовать создание и развитие института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным «мостом» между ними, каналом обратной связи.1 С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подчинить себе общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко. Таким механизмом и призван был стать институт омбудсмена, который сегодня, функционирует в Приднестровской Молдавской Республике.
Задачей Уполномоченного по правам человека, в соответствии с Конституционным Законом ПМР от 03.11.2005г., является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений.2
По мнению Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина «... этот институт создан для того, чтобы осуществлять государственную защиту прав человека внесудебными методами. Это дополнительные методы. Уполномоченный не влияет существенным образом на судебную практику, но до суда и после суда, комментируя его с точки зрения процессуальных возможных нарушений, он существенным образом влияет на восстановление утерянных прав. Что касается базовой защиты Конституции и прав человека, то по Конституции, ею является Президент».3
Таково
официальное отношение
Это связано, очевидно, с двумя основными причинами. Во-первых, это инерция самого государства, государственного аппарата, сформированного в основном еще в те «старые, добрые» времена, когда нарушения прав человека были не случайностью, проявляющейся в результате неэффективности работы администрации, низкого качества кадров и т.п. (что всегда неизбежно, даже в самых демократических странах), а целенаправленной государственной политикой. В государственных структурах до сих пор преобладают люди со старой советской ментальностью, для которых понятие «права человека» лишены какого-либо практического смысла, но которые любят рассуждать о «государственных интересах».
Стоит заметить, что в этом смысле нынешняя государственная машина наследует не только советской, но и давней русской традиции, которой всегда было свойственно подавление общества и человека государством. Усиление государства в России всегда сопровождалось ущемлением прав и свобод граждан. «Государство пухло, народ хирел», по выражению В.О. Ключевского.
Второй момент заключается в пассивности самих граждан. Они, также как и армия бюрократов, воспитаны в советской системе ценностей и в советской политической практике. Они воспринимают себя (и точно так же их воспринимает государство) не как граждан, имеющих неотъемлемые права и свободы и имеющих право предъявлять претензии к государству, которое они же и нанимают на работу, а как подданных. Общество в целом и каждый человек в отдельности чувствует себя по привычке в роли ведомого, некоего материала, «теста», из которого начальство может лепить все, что ему в голову взбредет. Основные заботы связаны лишь с тем, чтобы «барин» не сильно порол и сносно кормил. Мысль же о том, что государство – это служебный механизм в руках общества, что мы его формируем и можем спросить с него потом по всей строгости, - такое понимание в сознании постсоветского человека приживается с большим трудом.
И тот, и другой факторы очень сильно укоренены и в сознании, и в реальной государственной практике. Насквозь прогнило не только дерево, но и почва. Сейчас мы пока пытаемся вырастить новое демократическое растение на старой античеловечной почве. Это, естественно, не получается. Нужно менять почву, а почва в данном случае – это сознание людей.
В силу сказанного очевидна необходимость поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в нашем государстве более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороны государства и его служащих.
Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, его конституционно-правового статуса, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе ПМР и РФ.
Достижению постановленной цели способствует решение следующих задач:
- рассмотреть историю становления и развития института Уполномоченного по правам человека в ПМР;
-
рассмотреть правовой статус
Уполномоченного по правам
- проанализировать проблемы участия Уполномоченного в совершенствовании законодательства ПМР.
Предметом исследования являются, общественные отношения механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Приднестровской Молдавской Республике связанные с деятельностью Уполномоченного по правам человека (субъектного правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина).
Объектом исследования являются правоотношения в сфере организации и функционирования деятельности института Уполномоченного по правам человека в связи с развитием и укреплением государственно-правового механизма защиты прав человека.
Теоретическую основу исследования составили работы ученых по теории государства и права, конституционному праву, материалы научных и практических конференций, посвященных проблематике прав и свобод человека, их классификации, законодательному закреплению, защите, совершенствованию механизмов их реализации.
При решении поставленных задач использовались как общие, так и частные методы исследования: диалектический, логический, метод анализа и синтеза, системный (системно-структурный), функциональный, формально- юридический, метод моделирования и статистический метод.
Научная
новизна исследования состоит в том,
что в нем проводится комплексный анализ
правового механизма обеспечения прав
и свобод человека и гражданина ПМР, его
основных элементов, определяется их место
в рассматриваемой в системе обеспечения
прав и свобод личности.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
1.1.Институт Уполномоченного по правам человека: зарубежный опыт
В ряде стран, если обратиться к современным словарям, омбудсменом является специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод. А также чиновник, рассматривающий претензии граждан к правительственным служащим. В отличие от других структур, он осуществляет контроль и ведет расследование с точки зрения не только законности, но и эффективности, целесообразности, добросовестности, справедливости. Должностные лица этого рода имеют разные названия: собственно «омбудсмен» - в скандинавских странах; «народный защитник» - в Испании и Колумбии; «посредник» - во Франции; «адвокат» - в Румынии. Омбудсмен может избираться или назначаться различными способами. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену непосредственно. Обнаружив упущение или злоупотребление, омбудсмен указывает на это соответствующему органу или должностному лицу и предлагает их устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент. Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе. Во Франции граждане обращаются к посреднику не непосредственно, а через своего сенатора или депутата.4
Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента ПМР