Конституционно-правовой статус Президента ПМР

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 00:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, его конституционно-правового статуса, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе ПМР и РФ.
Достижению постановленной цели способствует решение следующих задач:
- рассмотреть историю становления и развития института Уполномоченного по правам человека в ПМР;
- рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в ПМР;
- проанализировать проблемы участия Уполномоченного в совершенствовании законодательства ПМР.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА…………………………8
1.1. Институт Уполномоченного по правам человека: зарубежный опыт.............8
1.2. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………………….14
1.3. Проблемы становления института Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике………………………………………23
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………..35
2.1. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике…………………35
2.2. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике…………………………………………………………...39
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.....................................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...57
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………..60

Файлы: 1 файл

Уполномоченный по правам человека в ПМР.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

     Практика зарубежных стран Швеции, Финляндии, ФРГ и др. свидетельствуют о целесообразности формирования этих органов также и по отраслевому принципу, на основании специализации института Уполномоченного с тем, чтобы он, имея возможность в полную силу реализовать свои контрольно-надзорные функции в случае нарушения прав и свобод граждан, учитывая специфику различных сфер, где могут возникнуть конфликтные ситуации, например, по защите прав в сфере информации, по делам военнослужащих, по делам несовершеннолетних и т.д. По данным на июль 2004 г. в 6 субъектах РФ учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка.20 

1.3. Проблемы становления  института Уполномоченного  по правам человека  в Приднестровской  Молдавской Республике 

      Права человека и их защита – обязательные элементы в понимании сущности и содержания правового государства. Для приднестровской правовой системы, признание прав человека означало необходимость пересмотра всего законодательства, всей системы правового регулирования в целях обеспечения признания, уважения и защиты прав человека. Отсюда вытекает потребность в изучении возможности формирования особой системы правозащитного регулирования.

      Введение специального института Уполномоченного по правам человека в ПМР является новацией в государственно-правовой системе защиты прав и свобод человека в Приднестровье.

      С 1 января 2006 года вступил в силу Конституционный Закон ПМР от 03.11.2005 года № 657-КЗ-Ш «Об Уполномоченном по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике». Уполномоченный по правам человека – государственный правозащитный институт, созданный в соответствии с Конституцией ПМР.

      7 июня 2006 года Верховным Советом ПМР был избран первый в истории нашего государства Уполномоченный по правам человека.

      Учитывая большой поток обращений, которые начали поступать Уполномоченному по правам человека, уже с первых дней работы возникла необходимость в соответствующем кадровом, финансовом, материально- техническом обеспечении деятельности институции, без чего выполнение Уполномоченным своих конституционных обязанностей было бы невозможным. Необходимо отметить, что и Верховный Совет ПМР и органы центральной исполнительной власти, на которые была возложена обязанность обеспечения надлежащих условий деятельности новообразованного учреждения, оказали необходимую поддержку, особенно в наиболее сложный начальный период работы. Это, прежде всего, касается открытия, финансирования и выделения помещения.

      Решением Государственной администрации г. Тирасполь от 18.07.2006г. для деятельности нового конституционного органа были выделены помещения на втором этаже административного здания, расположенного по ул.25 Октября, д. 114 в г. Тирасполе. Проведение ремонтных работ в указанных помещениях, лишало возможности Уполномоченного привлечь к работе с обращениями необходимых квалифицированных специалистов - юристов, обеспечить сотрудников рабочими местами, оргтехникой и всем необходимым для их нормальной работы.

      Наряду с этим протекал процесс организационного становления нового конституционного органа, в рамках которого нужно было решать также вопросы создания нормативной базы деятельности Аппарата: условий и оплаты заботы, порядка подбора кадров, материально-технического обеспечения и т.п.

Несмотря на все перечисленные факторы, которые иногда создавали серьезные трудности в деятельности учреждения, в том числе приводили к задержкам в рассмотрении обращений граждан, институт Уполномоченного начал работать, стараясь обеспечить надлежащий уровень выполнения функций, возложенных на Уполномоченного Конституционным Законом ПМР.

      Кроме того, идя навстречу пожелания гражданам, с первых дней деятельности учреждения начался личный прием граждан. В период с 1 сентября 2006 года по 1 марта 2007 года на личном приеме в учреждении Уполномоченного по правам человека, в том числе во время выездов по городам и районам республики, побывало 140 человек.

      В ноябре и декабре 2006 года Уполномоченный по правам человека в ПМР с делегацией из сотрудников Аппарата Уполномоченного на основании приглашений Уполномоченных по правам человека на Украине и в Российской Федерации, в целях делового сотрудничества в сфере защиты прав и свобод всех лиц, постоянно проживающих или временно находящихся на территории Приднестровья, Российской Федерации и Республики Украина, для осуществления обмена информацией, аналитическими и справочными материалами, а также для стажировки специалистов Аппарата, выезжали в г. Киев и г. Москва.

      Институт Уполномоченного по правам человека в ПМР призван создать условия для повседневного предания гласности действий бюрократических структур и чиновников, для ознакомления общества с объективной информацией о нарушениях прав и свобод человека и гражданина. Тем самым открывается фактическая возможность для каждого лица, чьи права нарушены и ущемлены, «достучаться» до государственной власти посредством привлечения внимания общественности к проблеме, указания на нее властным органом - Уполномоченным.

     Базовая функция Уполномоченного - быть арбитром между властью и обществом - требует его независимости и неподотчетности каким-либо государственным органам и должностным лицам. Свобода и независимость Уполномоченного при принятии решений, невмешательство в его работу называются непременным условием его эффективной правозащитной деятельности, гарантией объективности и беспристрастности. Принимаемые Уполномоченным в рамках его компетенции решения не подлежат жалованию и пересмотру государственными органами, включая органы правосудия и прокуратуры.

     Деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она способствует совершенствованию их работы в этой области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действиями или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, и таким образом содействует более полной реализации прав граждан.

     Мандат Уполномоченного по правам человека в ПМР, установленный Конституционным Законом ПМР, достаточно ограничен, но при максимальной его реализации весьма значим. Уполномоченный рассматривает обращения граждан и способствует восстановлению их прав, осуществляет независимый мониторинг ситуации с соблюдением прав человека в Приднестровье, взаимодействует с представителями властей различных уровней, правоохранительными органами, производит анализ законодательства в целях выявления имеющихся расхождений с Конституцией ПМР и международными обязательствами ПМР в сфере прав человека, вносит предложения по его совершенствованию.

      Уполномоченный выступает в роли непосредственного представителя государства в общении с населением, способствуя, таким образом, общему повышению авторитета государственной власти, оказывает бесплатную юридическую помощь и консультации нуждающимся лицам.21

      Одной из главных задач Уполномоченного является повышение правовой культуры общества, способствующее лучшему пониманию гражданами своих прав, форм и методов их защиты. Эффективным средством обобщения информации о положении дел с соблюдением прав и свобод человека в стране и доведения ее до власти и общества в целом является публикация и направление в высшие органы государственной власти ежегодных и специальных докладов. Степень внимания власти к докладам и иным официальным документам, исходящим от Уполномоченного, является повсеместно одним из важнейших показателей уровня демократии государства, его чувствительности к нуждам, заботам и интересам граждан.

      Процесс создания и деятельности института Уполномоченного по правам человека в Приднестровье открыл важную страницу в отношениях между государством и гражданином. Институт омбудсмена является важным фактором укрепления законности и правовой основой в деятельности органов власти, важнейшей формой внесудебного контроля.22

      В Уставе Организации Объединенных Наций (ООН) провозглашено, что одной из целей деятельности ООН является международное сотрудничество для содействия всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Для обеспечения данной цели Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 года приняла Всеобщую декларацию прав человека. Впервые был установлен перечень основных прав и свобод человека, которые подлежат соблюдению во всем мире. Также было согласовано юридическое содержание этих прав и свобод и определены легальные случаи допустимых их ограничений. На основе Всеобщей декларации в 1966 году ООН открыла для подписания и ратификации Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые были ратифицированы в большинстве стран мира.

      В Конституциях более 120 государств содержание и допустимые ограничения прав и свобод, которые содержатся в декларации, стали общепризнанными нормами международного права, то есть международными стандартами прав человека, которых должны придерживаться все страны мира.

      Приднестровская Молдавская Республика в полной мере разделяет общепризнанные нормы международного права, поскольку выполнение международных стандартов является важным фактором существования демократического общества. В связи с этим, Приднестровье готово на международный контроль над соблюдением этих стандартов в нашей правовой системе. При этом мы исходим из того, что принципы прав человека являются необходимыми составляющими современного общества. Страны, стремящиеся к признанию их надежными членами международного сообщества, должны, безусловно, придерживаться этих принципов.

      Не  вызывает сомнений, что экономический  и социальный прогресс государства  тесно связан с уровнем признания  и соблюдения в нем прав человека. На международном уровне эти принципы провозглашены во Всеобщей Декларации прав человека и систематизированы в семи основных документов по правам человека, а именно:

      - Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах;

      - Международном пакте о гражданских и политических правах;

      - Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации;

      - Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

      - Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

      - Конвенции о правах ребенка;

      - Конвенций о защите прав мигрантов и членов их семей.23

      Чрезвычайно важно, особенно для нашей страны, что каждый из этих документов, кроме установления перечня фундаментальных прав человека, предусматривает создание контрольного механизма, который должен отслеживать ситуацию по соблюдению прав и свобод человека в каждой стране – участнице международного договора. Стержнем такого контрольного механизма ООН за соблюдением международных стандартов прав человека являются Комитеты, в состав которых входят высококвалифицированные независимые эксперты и на которые возложена обязанность рассматривать периодические доклады государств - участников.24

      Кроме того, Комитеты предоставляют общие  комментарии, которые представляют собой толкования конкретных положений и аспектов соответствующих Конвенций, а также рассмотрение отдельных дел, связанных с заявлениями о нарушениях прав, предусмотренных Конвенциями.25

      Несмотря  на свою непризнанность, но, рассчитывая  на понимание Международного Сообщества, Приднестровская Молдавская Республика проводит активную работу в рамках существующей в настоящий момент возможности осуществления деятельности по присоединению к основополагающим Пактам и Конвенциям ООН, а также к основным документам других международных организаций, которые близки нам по своему геополитическому положению, экономическому и культурному развитию.

      За  период существования нашего государства  Верховным Советом Приднестровской  Молдавской Республики были приняты 25 постановлений о признании рамочными нормами права различных Конвенций ООН и Межгосударственных Соглашений в рамках Содружества Независимых Государств. В той или иной мере все конвенции и соглашения, к которым присоединилась Приднестровская Молдавская Республика, отражаются на обеспечении прав и свобод наших граждан.

      Так, признавая рамочной нормой права  на территории ПМР, Конвенцию О дорожном движении» от 1968 года26 или Конвенцию «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», подписанную 22 января 1993 года в г. Минск,27 в дальнейшем предполагалось, во-первых, что все разрабатываемые нормативно-правовые акты Приднестровской Молдавской Республики будут соответствовать в части, касающейся выполнения норм данных Конвенций, во-вторых, они дадут нам право рассчитывать на адекватную реакцию международных организаций, что позволит, в конечном итоге, обеспечить в более полном объеме соблюдение прав и свобод наших граждан в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента ПМР