Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 07:27, курсовая работа
Зарождение идеи прав человека возникает в V — IV вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), проявление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав между различными классовыми структурами было неизбежной частью для тех этапов развития общества. Каждая новая ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла их на все более широкий круг субъектов. Происходило это не стихийно, а в результате постоянной борьбы и в течение долгого периода времени. Права человека — сложное, многомерное явление, в значительной мере зависящее от генезиса правовых норм (в которых они сформулированы).
Введение…………………………………………………………………………………. .3
Глава 1. История развития конституционного положения личности………………... 4
Глава 2. Особенности конституционно-правового статуса личности………………. 10
2.1. Понятие и элементы конституционно правового статуса личности …................ 11
2.2. Права и свободы человека и гражданина: понятие, виды, свойства…………….. 16
2.3. Содержание конституционных обязанностей………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………………...29
Список использованной литературы…………………………………………………….30
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Иркутский государственный университет
Юридический институт
Кафедра конституционного права
Конституционно
правовой статус личности
в РФ.
Курсовая
работа
Студента 2курса
очного дневного отделения
гр.09212-д
Карманчука А. С.
Защищена "____"____________2009
г.
с оценкой _______________________
Подписи:______________________
Научный руководитель:
Архипкина Анастасия Сергеевна
г.Иркутск
2009 год.
План курсовой работы:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История развития конституционного положения личности………………... 4
Глава 2. Особенности конституционно-правового статуса личности………………. 10
2.1. Понятие и элементы конституционно правового статуса личности …................ 11
2.2. Права и свободы человека и гражданина: понятие, виды, свойства…………….. 16
2.3. Содержание
конституционных обязанностей……
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение.
Настоящая работа предполагает рассмотрение института, стоящего во главе конституции любого демократического государства – “основные права и свободы человека и гражданина” и гарантий по защите этих прав и свобод Конституцией Российской Федерации. В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.
Знание
своих основных прав и обязанностей
было актуально всегда, и остается
таковым сегодня. Я решил изучить
структуру конституционно-
Глава
1. История развития
прав и свобод человека
и гражданина.
Зарождение идеи прав человека возникает в V — IV вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), проявление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав между различными классовыми структурами было неизбежной частью для тех этапов развития общества. Каждая новая ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла их на все более широкий круг субъектов. Происходило это не стихийно, а в результате постоянной борьбы и в течение долгого периода времени. Права человека — сложное, многомерное явление, в значительной мере зависящее от генезиса правовых норм (в которых они сформулированы). Появившись сначала, как мононорма, позднее трансформировалось в норму права. Большой вклад в развитие гражданских прав и свобод, через совершенствование норм права, внесли римляне. Важное значение имели разработанные ими положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д.
Опираясь на источники действующего права, римские юристы в своей трактовке прав индивидов использовали сложившиеся правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости и в случае коллизий изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве. Такая деятельность римских юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в развитии и обновлении юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права.1 \
В период средневековья свобода была крайне ограничена, так как феодальное обществе существовала всеобщая зависимость. Но уже тогда были предпрняты попытки ограничения прав монархов. В 1215 году в Англии была принята “Великая Хартия Вольностей”. Согласно ей ограничивался произвол королевских чиновников, судьями выбирались знающие законы люди, наказание применялось к свободному человеку только по закону и по законному приговору равных. Принятая в 1628 г. “Петиция о праве” возлагала на короля определенные обязанности по защите прав поданных. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился “Хабеас корпус акт” 1679г, который ввел понятие “надлежащей процедуры”, установил гарантии неприкосновенности личности, презумпцию невиновности. “Биль о правах” (1689 г.) — как компромисс между буржуазией и правящими кругами, установил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия отменять законы.
Дальнейшее развитие идеи прав человека происходило в США и во Франции.
В Декларации независимости США 1776 г. говорится: "Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых". Этот документ, написанный Т. Джефферсоном и утвержденный Третьим Континентальным конгрессом, имел для своего времени, безусловно, революционный характер. Декларация применяла отвлечённые выражения об естественных правах человека, которые были в ходу у просветителей 18 века, и, развивая идею равноправия, провозглашает народ единственным вершителем своей судьбы.
Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами обновления и гуманизации общественных и государственных порядков. Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние на понимание прав и свобод человека во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека и гражданина. Все последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства, права так или иначе испытывало и продолжает испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.
Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение в царской России.
Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н. Радищев. Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй.
Формирование же конституционных идей в России прошло в несколько этапов: появление отдельных записок, проектов конституций; развитие конституционного движения, в рамках которого можно выделить теоретиков (естественно-правовая школа, историческая школа права) и практиков (правительственный конституционализм, дворянский и земский либерализм); оформление стройной доктрины конституционализма, включающей в себя систему представлений о народном суверенитете, разделении властей и т.д.
Свобода личности была основной и главной проблемой всего творчества Н.А. Бердяева. Себя он называл “сыном свободы” и говорил: “Я основывал свое дело на свободе”.Данную тему, а вместе сней и вопросы прав и свобод личности Бердяев освещал с позиций разработанной им оригинальной философской концепции христианского персонализма.
Для российского общества второй половины XIX в., при сохранении до 1861 г. гражданского рабства (крепостного права), идея гражданского общества была утопической. Идеи гражданского общества и правового государства в России не сопутствовали концепциям либеральных мыслителей. В отличие от западной либеральной традиции русская традиция в силу особенностей исторического развития сужала аспекты рассмотрения либерализма до интеллектуального течения, общественно-политического движения, программы правительственных действий. В результате в России шел процесс избирательного усвоения либеральной системы ценностей. В целом судьбу либерализма в России определили его зависимость от «мощной традиции имперского строительства». Почва для развития в России либеральной традиции была создана реформами Александра II, но его социальный эксперимент так и не был закончен. Историческая драма русского либерализма, по мнению И.К. Пантина, заключалась в том, что демократический и либеральный импульсы в России вместо взаимодополнения, находились в «ожесточенном столкновении», что влияло на формировании идеологии.
Либеральная традиция в России начала формироваться в XVIII в., когда первые её зерна попали на русскую почву с «западными преобразованиями» Петра I и Екатерины II. В этот период сформировались традиция стажировки русских студентов, практика за рубежом, появляются первые отечественные профессора, положившие начало формированию русской юриспруденции и философского права. Период конца XVIII-первой четверти XIX в. является первым этапом формирования русского либерализма, в процессе которого были сформированы конституционные идеи, политико-правовая терминологии, утверждены естественно-правовой подход к проблемам человека, общества и государства, идеи естественного права как фундамента положительного права.
Следующим этапом развития русского либерализма можно считать эпоху Николая II – консервативный либерализм. Основными особенностями этого этапа являются: синтез естественно-правового и позитивисткого подходов к проблемам человека, общества и государства, убежденность российских либералов в необходимости мирного пути реформ, обоснование ведущей роли аристократии в историческом развитии либерализма, утверждение либералами необходимости отмены гражданского и политического рабства, кардинальная трансформация российского законодательства, а так же формирование растущего правосознания всех слоев населения.
Эпоха реформ Александра II была периодом радикального либерализма, основными чертами которого, можно считать: привлечение общественных сил к активной деятельности (городское и местное самоуправление), появление демократического института защитника прав и свобод человека, формирование либеральных представлений о человеке как о личности, оформление нескольких культурных сценариев развития российской истории.
Период от эпохи Александра III до Николая II, традиционно именуемый новым либерализмом, был на самом деле эпохой демократического, радикально-демократического либерализма. Для этого периода характерно: утверждение интегрализма как метода исследований, утверждение утопичности теорий конечного завершенного мирового устройства, кризис в связи с этим теории правового государства, конституционного государства, государства правды и справедливости и т.п., включение основных принципов демократического устройства государства в большинство проектов программ политических партий.
Либеральная традиция формировалась в России в нескольких ипостасях: как стиль прогрессивного радикального мышления, в виде ценностных установок, как общественное движение, в качестве тенденции к преобразованию в политических и социально-экономических сферах. До эпохи реформ Александра II консервативная и либеральная традиции в российском обществе развивались как полярные, борющиеся направления русской мысли, политики, противоположные стили мышления; с одной стороны правительство и народ с другой либеральные представления литературной, филосовско-правовой, политической мысли.