Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 07:27, курсовая работа
Зарождение идеи прав человека возникает в V — IV вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), проявление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав между различными классовыми структурами было неизбежной частью для тех этапов развития общества. Каждая новая ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла их на все более широкий круг субъектов. Происходило это не стихийно, а в результате постоянной борьбы и в течение долгого периода времени. Права человека — сложное, многомерное явление, в значительной мере зависящее от генезиса правовых норм (в которых они сформулированы).
Введение…………………………………………………………………………………. .3
Глава 1. История развития конституционного положения личности………………... 4
Глава 2. Особенности конституционно-правового статуса личности………………. 10
2.1. Понятие и элементы конституционно правового статуса личности …................ 11
2.2. Права и свободы человека и гражданина: понятие, виды, свойства…………….. 16
2.3. Содержание конституционных обязанностей………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………………...29
Список использованной литературы…………………………………………………….30
Кроме того еще одной особенностью формирования русской либеральной традиции, утраченной с приходом советской власти, было её параллельное развитие с формированием русской национальной идеи. Русская идея, основанная на мифах аполитичности русского народа, отсутствии у него потребности в обеспечении прав, трансформировалась в советской империи в советскую идею со своими мифами и идеологемами. Русская национальная идея, возводимая в культ, стала дестабилизирующим общество фактором, продолжая быть основанием для раскола. Если в XIX в. произошел раскол общества лишь на западников и славянофилов, то в XX в. таких расколов было множество: на «врагов» и «друзей» народа, на правый и левый уклон и т.п. Подобные противостояния препятствовали формированию в России терпимости к инакомыслию, толерантности, отсутствие которой в полной мере в современном российском обществе тормозит утверждение идей правового государства, гражданского общества, демократических традиций.
Основой либеральной политико-правовой мысли конца XIX начала XX в. в России, опережающей в целом развитие общественного сознания, стало представление о правах человека как естественных, о принципах правового государства - разделение властей, конституционализме, парламентаризме – как важных и необходимых гарантиях прав личности. Правительственный конституционализм выражался в этот период в разработке избирательных законов, попытке стабилизировать общественные отношения в условиях роста конфронтации политических сил. Первой задачей правительства ставилось осуществление основных элементов правового строя: свобода печати, совести, собрания, союзов, личная неприкосновенность путем нормальной законодательной разработки на равнее с уравнением перед законом всех подданных независимо от вероисповедания и национальности. Предоставление населению гражданских свобод должно было сопровождаться законным ограничением их для твердого ограждения прав третьих лиц, спокойствия и безопасности государства. Второй задачей определялось установление таких учреждений, законодательных норм, которые соответствовали бы выяснившейся политической идеи большинства русского общества и давали положительную гарантию неотъемлемости дарованных благ гражданской свободы. Развитию конституционных идей способствовало не только революционное выступление народа, но и активизация либеральной интеллигенции, промышленной буржуазии. Среди прав и свобод человека, выдвигаемых в записках и адресах правительству, резолюциях совещаний, на первом месте стояли принципы политического и гражданского равноправия, свобода слова, печати, собраний и союзов.
Учитывая факт общности ряда правовых положений программ на основе минимума общедемократических прав и свобод человека, следует разграничить совершенно противоположные трактовки прав человека – либо как цели, либо как инструментального средства реализации своего политического идеала. Отношение партий к этой проблеме, их приоритеты определяли деятельность их представителей в Государственной Думе. Под влиянием интеллигенции Государственная дума со временем вышла за рамки отведенных ей полномочий и обсуждала не только и не столько организационно-технические вопросы , сколько проблемы бесправия граждан перед власть.
К
этому моменту оппозицию
Противоречия возникающие между власть и партиями привели к тому что произошел процесс отторжения правовых идей (прав человека, правового государства) как универсалий культуры в монархической среде в силу устоявшихся патриархальных стереотипов. Отношение к праву в этот период было крайне противоречивым: от понимания права как фундаментальной ценности, социального регулятора, способа объединения оппозиционных сил на основе общедемократических прав и свобод человека (в либеральной мысли) – до трактовки его как средства пропаганды политического идеала, политики раздора, насилия и принуждения (социал-демократы). Таким образом, идеи буржуазного конституционализма были распространены и получили признание в качестве необходимого элемента национального менталитета.
Отношение к культурному наследию старого режима как буржуазному, изжившему себя определило в советском обществе и отношение к праву, к правам человека, выражавшееся в правовом нигилизме, как основной доминанте советской эпохи. Отрицая возможность и необходимость усвоения культурного прошлого, идеологи большевизма стремились создать в условиях нищеты культурных традиций, материальной разрухи, смешение ценностных ориентаций республиканского и монархического правосознания новую «массовую, всеобщую народную культуру». Было ликвидировано право частной собственности.
В Советском законодательстве, права и свободы граждан в СССР носили декларативный характер в условиях монополизации власти партийной бюрократией. С необходимостью вызревал вопрос о смене политической идеологии партийной элиты, которая уже не соответствовала духа времени и сдерживала социально-экономическое и политическое развитие государства и общества. 2
Таким
образом, права человека формировались
из многократно воспроизводимых актов
деятельности людей, повторяющихся связей
и устойчивых форм отношений. В процессе
человеческой деятельности, включающей
множество индивидов со своими потребностями,
целями, неизбежно столкновение и противоборство
их интересов. Каждый человек имеет притязания
на определенный объем благ и условий
жизни (материальных и духовных), получению
которых должны содействовать общество
и государство.
Глава
2. Особенности конституционно-
Права человека можно
рассматривать как основу конституционализма,
так как главный смысл создания
конституций заключается в
Конституционное право гражданина – предоставленная государством и закрепленная в его конституции возможность избирать вид и меру определенного поведения (действия или бездействия)3. Предоставленные человеку и гражданину права и свободы всегда означают для него 1) возможность действовать, вести себя определенным образом; 2) возможность требовать определенных действий от обязанных лиц (государства, его органов, должностных лиц и т.д.); 3) возможность обращаться за защитой своих прав к соответствующим органам государства.
Определяющая роль в характеристике правового статуса человека и гражданина принадлежит сформулированным в Конституции РФ принципам, на основе которых складываются отношения между государством и личностью. Принципы правового статуса отражают коренные отношения в системе связей между личностью, обществом и государством. Принципы эти – явление идеологического и правового характера. Как идеологические начала они складываются в сознании людей, воплощаются в их воле под воздействием совокупности общественных отношений. В праве принципы вступают как общие правила, определяющие направления деятельности субъектов правового общения. К конституционным принципам правового статуса личности относятся: 1) неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина; 2) юридическое равенство, т.е. равноправие граждан, включая равенство перед законом и судом; 3) непосредственное действие прав и свобод.
Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина означает, что независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих эти права, органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица и первых и вторых обязаны в своей деятельности эти права и свободы соблюдать.4
Однако, при ближайшем рассмотрении правового статуса личности в РФ существует множество нюансов. Таких, как, например, различное понимание в определении конституционного положения личности. Или соотношение понятий «права» и «свободы», категорий «правового статуса человека» и «правового статуса гражданина».
2.1.Понятие и элементы конституционно правового статуса личности.
Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей. Это основное содержание правового положения человека и гражданина, но на него влияют и остальные правовые причины: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особенное значение в закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, до этого всего Конституция, устанавливающая базы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, главные права и свободы, их гарантии, обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека. Базы правового статуса играются решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно принципиальное значение, их содержание составляют положения главы 2 Конституции РФ. В отечественной науке конституционного права сформировалось множество подходов к определению элементного состава правового положения личности, однако наибольшим авторитетом пользуются три из них.
Первый подход был достаточно отчетливо сформулирован Н. В. Витруком, который включает в правовое положение личности: 1) юридические права и свободы; 2) юридические обязанности; 3) законные интересы (интересы, не нашедшие прямого закрепления в юридических правах и обязанностях, но подлежащие правовой защите со стороны государства5); 4) гражданство; 5) правосубъектность; 6) юридические гарантии. По мнению ученого первый, второй и третий элементы составляют «статус личности», а в совокупности с четвертым, пятым и шестым элементами – более широкое понятие «правовое положение личности».
Согласно второму подходу в понятие правового положения (статуса) входят два элемента: права и обязанности, а ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса (гражданство, общая правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (юридическая ответственность), либо вообще категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (гарантии). Дополнительные, «предстатусные» и «послестетусные» элементы предлагается включить в понятие «правовое положение личности». Очевидно, данный подход также покоится на различии «правового статуса» (узкой категории) и «правового положения» (широкой категории, поглощающей первую), хотя его сторонники и не развивают эту мысль так обстоятельно, как Н. В. Витрук.
Третий подход основан на признании категорий «правовой статус» и «правовое положение» личности в качестве синонимов и отсутствии строгого деления на «основные» и «дополнительные» составные элементы правового статуса личности. Представитель этого подхода Л. Д. Воеводин полагает, что для установления действительной структуры правового статуса (положения) личности необходимо в качестве критерия избрать закрепленное правом место индивида в обществе и государстве6. Он называет ряд элементов правового положения личности. Это: гражданство (исходное начало правового положения), правосубъектность (общая правоспособность), принципы правового положения, конституционные права, свободы человека и гражданина, занимающие центральное место в основах правового положения, юридические обязанности, юридические гарантии (условия, средства реализации прав и обязанностей личности).
Последний
подход имеет над другими ряд
преимуществ: во-первых, устраняет путаницу
в соотношении категорий «
Анализ различных подходов к понятию правового положения человека и гражданина (личности) позволяет выделить в нем элементы трех уровней: 1) права, свободы и обязанности как ядро правового положения (конституционные права, свободы и обязанности как «ядро» конституционного положения личности); 2) гражданство, правосубъектность, юридические гарантии как условия реализации прав, свобод, обязанностей; 3) принципы правового положения личности как исходные начала, интегрирующие в себе нормативное содержание прав, свобод, обязанностей личности, а также условий их реализации.