Конституционно-правовой статус судей.

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Судьи — носители судебной власти. На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей. Это, прежде всего принятие общеобязательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому государству. Судьям, действующим нередко с представителями народа (присяжными, народными и арбитражными заседателями), доверено осуществление судебной власти.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..........................3
Глава 1. Общая характеристика правового статуса судей……………....……..….7
1.1 Понятие правового статуса судей……………………………………………....7
1.2 Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи………………….………..8
1.3 Отбор кандидата в судьи………………………………………………………..9
1.4 Наделение кандидатов полномочиями………………………………..............10
Глава 2. Особенности конституционно-правового статуса судей………...…….13
2.1 Права судей по осуществлению судебной власти…………………..………..13
2.2 Независимость судей…………………………………………………………...13
2.3 Основные правила приостановления и прекращения полномочий судей………………………………………………………………………………...16
2.4 Прекращение полномочий…………………………………………………..…16
2.5 Неприкосновенность судьи…………………………………………………....17
Глава 3. Общая характеристика высших судебных инстанций Российской Федерации…………………………………………………………………………..19
3.1 Конституционный Суд Российской Федерации…………………………..….19
3.2 Высший арбитражный суд Российской Федерации………………………….24
3.3 Верховный Суд Российской Федерации……………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….33
Глоссарий…………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………….......37

Файлы: 1 файл

конституционно-правовой статус судей..doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………..........................3

Глава 1. Общая характеристика правового статуса судей……………....……..….7

1.1 Понятие правового  статуса судей……………………………………………....7

1.2 Требования, предъявляемые к  кандидатам в судьи………………….………..8

1.3 Отбор кандидата в судьи………………………………………………………..9

1.4 Наделение кандидатов полномочиями………………………………..............10

Глава 2. Особенности конституционно-правового статуса судей………...…….13

2.1 Права судей по  осуществлению судебной власти…………………..………..13

2.2 Независимость судей…………………………………………………………...13

2.3 Основные правила приостановления и прекращения полномочий судей………………………………………………………………………………...16

2.4 Прекращение полномочий…………………………………………………..…16

2.5 Неприкосновенность  судьи…………………………………………………....17

Глава 3. Общая характеристика высших судебных инстанций Российской Федерации…………………………………………………………………………..19

3.1 Конституционный Суд Российской Федерации…………………………..….19

3.2 Высший арбитражный суд Российской Федерации………………………….24

3.3 Верховный Суд Российской Федерации……………………………………...27

Заключение………………………………………………………………………….33

Глоссарий…………………………………………………………………………...36

Список использованной литературы………………………………………….......37

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Судьи —  носители судебной власти. На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей. Это, прежде всего принятие общеобязательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому государству. Судьям, действующим нередко с представителями народа (присяжными, народными и арбитражными заседателями), доверено осуществление судебной власти. В силу этого они призваны выступать не только в качестве гаранта прав и законных интересов, законности и правопорядка, но и при определенных обстоятельствах в роли фактора, сдерживающего и балансирующего другие ветви государственной власти — законодательную и исполнительную

Правовое положение  судей, их права и обязанности, порядок  назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ "О  статусе судей". Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Все судьи обладают единым статусом. Определенными особенностями  отмечено правовое положение судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

В соответствии с высоким  статусом судей к ним предъявляются  определенные требования. Самые общие  из них сформулированы в ст. 119 Конституции  РФ. Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. При этом под "юридической профессией" понимается работа в судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская деятельность в области права.

Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и  ряд дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судье запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. 
Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Для судей Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет.

Для выражения интересов  судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества. К их числу относятся: а) Всероссийский съезд судей, который на период между съездами избирает совет судей Российской Федерации; б) Собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда; в) съезды (конференции) судей субъектов РФ, военных округов, групп войск и флота, которые на период между съездами избирают советы судей. Органы судейского сообщества обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства, рассматривают актуальные проблемы работы судов и др. Эти органы никаким образом не вмешиваются в судебную деятельность.

Согласно ст. 128 Конституции  РФ наделение кандидатов полномочиями судей должно производится с соблюдением  двух основных процедур: одна из них  установлена для судей высших судов (судьи подлежат назначению решением Совета Федерации по представлению президента Р. Ф. Которое должно вноситься с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. До принятия решения в Совете Федерации происходит обсуждение представленных Президентом РФ кандидатов сначала в комитетах, а затем на пленарном заседании. Порядок обсуждения  определен Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Считая независимость  судей важнейшим фактором судебной деятельности и гарантией осуществления  правосудия, законодатель это принципиальное положение провозгласил на высшем нормативном  уровне — в Конституции Российской Федерации (ст.120).

Законом о судебной системе  установлено, что подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом, лица, виновные: в оказании незаконного  воздействия на судей присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия; в ином вмешательстве в деятельность суда.

Согласно  закону о  статусе судей (ст. 9) независимость  судьи обеспечивается: предусмотренной  законом процедурой осуществления  правосудия; запретом под угрозой  ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенность судьи; предоставление судьей за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; особой защитой государства; системой органов судейского общества.

Независимость судей  означает, прежде всего, создание такого порядка судопроизводства, который  бы оградил судей от вмешательства. С этой установлено правило, исключающее возможность при вынесении решений присутствовать, кому бы то ни было, кроме судей,  в совещательной комнате, запрещающей телефонные переговоры с судьями при их совещании, не допускать разглашение судьями сведений о ходе совещаний.

Целью курсовой работы является конституционно-правовой статус судей.

Задачи: 1. Рассмотреть понятие и сущность правового статуса судей. 2. Изучить требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. 3. Проанализировать отбор кандидата в судьи. 4. Исследовать наделение кандидатов полномочиями. 5. Охарактеризовать особенности конституционно-правового статуса судей.

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Глава 1. Общая характеристика правового статуса судей.

 

1.1 Понятие правового статуса судей.

 

Судейским корпусом принято называть совокупность государственных служащих занимающих должность судей. Круг таких должностных лиц широко разнообразен. Он охватывает всех судей начиная от Представителя и членов Конституционного Суда Российской Федерации, представителей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции, включая мировых судей. Всего их насчитывается более 20 тыс. С 1992 года в судейский корпус входят также судьи, прибывающие в отставки.1

Под влиянием особенностей возлагаемых на судейский корпус задач в течение многих десятилетий  созревало понимание того, что  положение судов, судейского корпуса  должно отличаться от положения других государственных учреждений и их должностных лиц. Сообразно такому пониманию принимались соответствующие меры, но этот процесс не шел гладко. Представление о том, что судьи — обычный чиновник, который должен безропотно выполнять волю начальства, принимать угодные ему решения, не уступали своих позиций без боя. И в наши дни такая позиция ещё не сдана в архив, хотя сила интеграции шаг за шагом преодолевается и в данной области.

С течением времени у  судей постепенно стали появляться свои, присущие только им права и обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей образует то, что принято называть статусом судей, их правовым положением.

Речь идет не вообще о  правах и обязанностях конкретных судей, а о тех, носителями которых они  становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть, в том числе осуществление конституционного контроля, проверка законности действий и решений государственных органов и должностных лиц и т.д. Судьи, как и другие граждане, имеют право, скажем, что-то продать или купить, пользоваться отпуском, вступать в брак и др. но сверх этого у них есть такие права и обязанности, которых нет у обычных граждан.

Всю совокупность прав и  обязанностей, определяющих статус судей, можно было бы сгруппировать в  несколько блоков:

— права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.

— права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам, правила отбора кандидатов, и наделение их судейскими полномочиями);

— права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий особые правила приостановления и прекращения доверяется судебная власть, в том числе осуществление конституционного контроля, проверка законности действий и решений государственных органов и должностных лиц и т.д. Судьи, как и другие граждане, имеют право, скажем, что-то продать или купить, пользоваться отпуском, вступать в брак и др. но сверх этого у них есть такие права и обязанности, которых нет  у обычных граждан.2

 

1.2 Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

 

Требования, предъявляемые  к кандидатам в судьи, в большинстве  своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о судебной системе, Законе о статусе судей и др.

Универсальными для  кандидатов в судьи всех судов, в  том числе на должности мировых  судей, являются требования:

Были гражданами Российской Федерации.

Имели высшее юридическое  образование.

(для кандидатов в  судьи Конституционного суда) обладали  “признанной высокой квалификацией в области права“.

Для судов различного уровня требования возраста кандидатов и опыта их работы неодинаковы. Для  назначение в гражданские, арбитражные, военные суды, а также для избрания на должность мирового судьи требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет. В Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации— 35 лет, в Конституционный Суд РФ — 40 лет.

Предельный возраст  для кандидаты в судьи формально  не ограничен.

Законодательство предусматривает и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кандидатов. К их числу относятся, прежде всего, те требования, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности. Судья, скажем, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинства судьи, или вызвать сомнение в его объективности и справедливости (кодекс чести судьи).3

Информация о работе Конституционно-правовой статус судей.