Конституционно-правовой статус судей.

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Судьи — носители судебной власти. На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей. Это, прежде всего принятие общеобязательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому государству. Судьям, действующим нередко с представителями народа (присяжными, народными и арбитражными заседателями), доверено осуществление судебной власти.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..........................3
Глава 1. Общая характеристика правового статуса судей……………....……..….7
1.1 Понятие правового статуса судей……………………………………………....7
1.2 Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи………………….………..8
1.3 Отбор кандидата в судьи………………………………………………………..9
1.4 Наделение кандидатов полномочиями………………………………..............10
Глава 2. Особенности конституционно-правового статуса судей………...…….13
2.1 Права судей по осуществлению судебной власти…………………..………..13
2.2 Независимость судей…………………………………………………………...13
2.3 Основные правила приостановления и прекращения полномочий судей………………………………………………………………………………...16
2.4 Прекращение полномочий…………………………………………………..…16
2.5 Неприкосновенность судьи…………………………………………………....17
Глава 3. Общая характеристика высших судебных инстанций Российской Федерации…………………………………………………………………………..19
3.1 Конституционный Суд Российской Федерации…………………………..….19
3.2 Высший арбитражный суд Российской Федерации………………………….24
3.3 Верховный Суд Российской Федерации……………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….33
Глоссарий…………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………….......37

Файлы: 1 файл

конституционно-правовой статус судей..doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Следует отметить, что  новейшее законодательство об организации  и деятельности арбитражных судов  расширило круг дел, подведомственных арбитражному суду, передав в ведение  этой системы ряд новых категорий  дел: с участием иностранных организаций и граждан; дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение; дел о банкротстве предприятий.21

Принципы организации  и деятельности арбитражных судов  весьма близки тем принципам, на которых  строится система судов общей  юрисдикции. При осуществлении своих  полномочий судьи арбитражных судов обладают статусом, установленным Законом о статусе судей.

Деятельность арбитражных  судов в Российской Федерации  строится на основе принципов: независимости  судей арбитражных судов; законности; равенства всех перед законом и судом; равноправия сторон; состязательности; непосредственности судебного разбирательства; гласности судебного разбирательства; языка судопроизводства.

Изменены правила и  о языке арбитражного судопроизводства. Они приведены в соответствие со ст. 68 Конституции, говорящей о том, что государственным языком Российской Федерации является русский язык. Из этого следует, что судопроизводство во всех арбитражных судах ведется только на русском языке. Участвующим же в деле лицам, если они не владеют русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела и участия в судебных действиях с помощью переводчика. Обеспечение перевода – обязанность арбитражного суда.22

Работники аппарата арбитражного суда находятся на федеральной государственной  службе.

Организационное обеспечение  деятельности арбитражных судов  в Российской Федерации осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации производит подбор и подготовку кандидатов в  судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, осуществляет финансирование арбитражных судов, обеспечивает контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых арбитражным судам.

Принимаемые арбитражным  судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.23

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Требования арбитражного суда о представлении доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений и  иные требования, связанные с рассматриваемым делом, являются также обязательными и подлежат исполнению органами, организациями и лицами, которым они адресованы.

Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой  ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Обязательность судебных актов не лишает лиц, не участвовавших  в деле, возможности обратиться в  арбитражный суд за защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов путем обжалования  указанных актов.

Признание и обязательность исполнения на территории Российской Федерации судебных актов, принятых иностранными судами, иностранных арбитражных  решений определяются международным  договором Российской Федерации, федеральным  законом.

 

3.3 Верховный Суд Российской Федерации

 

В соответствии с требованиями Закона о статусе судей судьей Верховного Суда Российской Федерации  может стать гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет, имеющий  высшее юридическое образование  и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается  на должность Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей  Российской Федерации.

Основываясь на заключении этой Коллегии, Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит представление Президенту Российской Федерации о кандидатах на иные судейские должности в Верховном Суде Российской Федерации (заместителей Председателя Суда и судей). Если Президент Российской Федерации согласен с предложениями Председателя Верховного Суда, он вносит предложенные кандидатуры для их назначения на должности в Совет Федерации.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации, включая Председателя и  его заместителей, назначаются на свои должности без ограничения срока и могут быть лишены своих полномочий лишь Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации в предусмотренных федеральным законодательством случаях, что является одной из гарантий обеспечения независимости судей.

В настоящий момент Верховный  Суд Российской Федерации действует  в составе: Пленума Верховного суда; Президиума Верховного суда; Судебной коллегии по гражданским делам; Судебной коллегии по уголовным делам; Военной коллегии; Кассационной коллегии.

Возглавляет Суд Председатель; руководство Судом осуществляют также первый заместитель Председателя и заместители Председателя; часть  заместителей Председателя одновременно являются председателями судебных коллегий.24

Пленум Верховного Суда - общее собрание судей Верховного Суда. Этот орган не обладает полномочиями в сфере осуществления правосудия, но реализует все иные конституционные полномочия Суда, а также некоторые другие: рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики; утверждает по представлению Председателя Суда составы судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Суда; утверждает по представлению Председателя Суда Научно-консультативный совет при Суде; заслушивает сообщения о работе Президиума Суда и судебных коллегий.

Президиум Верховного Суда является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по отношению к решениям всех федеральных судов общей юрисдикции.

Кроме того, он наделен  полномочиями по рассмотрению материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики и рассмотрению вопросов организации работы судебных коллегий.

«Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит  из 13 судей и утверждается Советом  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение Президиума Верховного Суда Российской Федерации производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации»25.

Кассационная коллегия Верховного Суда, учрежденная Федеральным закон от 4 января 1999г. N 3-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР":

1. рассматривает в  качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции;

2. рассматривает в  пределах своих полномочий судебные  дела по вновь открывшимся  обстоятельствам.

«Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации  состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, 12 членов из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации»26.

В отличие от остальных  судебных коллегий Кассационная коллегия собирается только в тех случаях, когда имеются соответствующие судебные дела. В период между ее заседаниями судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда, участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда. Председатель Верховного Суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам рассматривают  дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке по жалобам и протестам на решения судов субъектного уровня, а также в порядке надзора по протестам на решения всех федеральных судов общей юрисдикции. Естественно, коллегии пересматривают свои решения и по вновь открывшимся обстоятельствам. Коллегии также изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

Военная коллегия Верховного Суда является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда Российской Федерации.

Военная коллегия рассматривает  дела, подсудные военным судам, в  следующем составе:

1) в первой инстанции  гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, а уголовные дела рассматривают коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;

2) дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

3) дела по протестам  на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

В настоящий момент судебная система Российской Федерации включает три самостоятельные подсистемы: судов общей юрисдикции, судов  арбитражной юрисдикции и конституционной юрисдикции. Подсистема судов общей юрисдикции включает в себя суды двух видов - федеральные и субъектные или суды субъектов Федерации. К первой группе относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов, районные суды, а также военные суды. Ко второй группе относятся мировые судьи. Верховный Суд РФ возглавляет эту значительную по числу судов и судей, объему компетенции подсистему.

«Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики»27.

Верховный Суд Российской Федерации, согласно нормам статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. N 1-ФКЗ "О судебной системе  Российской Федерации", выступает в трех самостоятельных процессуальных качествах, два из которых раскрывают содержание конституционного понятия "надзор за деятельностью судов общей юрисдикции".

Во-первых, Верховный  Суд осуществляет рассмотрение дел  в качестве суда второй (кассационной) инстанции в отношении решений, вынесенных судами субъектного уровня либо им самим по первой инстанции и не вступивших в юридическую силу.

Во-вторых, Верховный  Суд осуществляет рассмотрение дел  в отношении решений любых  федеральных судов общей юрисдикции, вступивших в юридическую силу, в порядке судебного надзора.

Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации в качестве высшего органа в подсистеме судов  общей юрисдикции подтверждается также  и частью 1 статьи 104 Конституции  Российской Федерации, в которой только этот суд из всех судов общей юрисдикции наделен полномочием законодательной инициативы по вопросам его ведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Судейским корпусом принято называть совокупность государственных служащих занимающих должность судей. Круг таких должностных лиц широко разнообразен. Он охватывает всех судей начиная от Представителя и членов Конституционного Суда Российской Федерации, представителей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции, включая мировых судей.

Под влиянием особенностей возлагаемых на судейский корпус задач в течение многих десятилетий  созревало понимание того, что  положение судов, судейского корпуса  должно отличаться от положения других государственных учреждений и их должностных лиц. Сообразно такому пониманию принимались соответствующие меры, но этот процесс не шел гладко. Представление о том, что судьи — обычный чиновник, который должен безропотно выполнять волю начальства, принимать угодные ему решения, не уступали своих позиций без боя. И в наши дни такая позиция ещё не сдана в архив, хотя сила интеграции шаг за шагом преодолевается и в данной области.

Информация о работе Конституционно-правовой статус судей.