Конституционно-правовой статус судей.

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Судьи — носители судебной власти. На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей. Это, прежде всего принятие общеобязательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому государству. Судьям, действующим нередко с представителями народа (присяжными, народными и арбитражными заседателями), доверено осуществление судебной власти.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..........................3
Глава 1. Общая характеристика правового статуса судей……………....……..….7
1.1 Понятие правового статуса судей……………………………………………....7
1.2 Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи………………….………..8
1.3 Отбор кандидата в судьи………………………………………………………..9
1.4 Наделение кандидатов полномочиями………………………………..............10
Глава 2. Особенности конституционно-правового статуса судей………...…….13
2.1 Права судей по осуществлению судебной власти…………………..………..13
2.2 Независимость судей…………………………………………………………...13
2.3 Основные правила приостановления и прекращения полномочий судей………………………………………………………………………………...16
2.4 Прекращение полномочий…………………………………………………..…16
2.5 Неприкосновенность судьи…………………………………………………....17
Глава 3. Общая характеристика высших судебных инстанций Российской Федерации…………………………………………………………………………..19
3.1 Конституционный Суд Российской Федерации…………………………..….19
3.2 Высший арбитражный суд Российской Федерации………………………….24
3.3 Верховный Суд Российской Федерации……………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….33
Глоссарий…………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………….......37

Файлы: 1 файл

конституционно-правовой статус судей..doc

— 197.50 Кб (Скачать)

С учетом этого к кандидатам в судьи могут быть предъявлены  требования, связанные с их моральным  обликом и индивидуальными особенностями поведения. В соответствии с Законом о статусе судьи, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям.

Законы, регламентирующие организацию и деятельность специализированных судов, могут предусматривать требования, специфические для таких судов

 

1.3 Отбор кандидата  в судьи.

 

Отбор кандидата в  судьи федеральных судов начинается с проявления инициативы, она может  исходить от любого гражданина Российской Федерации, достигшего 25 лет, имеющего высшее образование, и необходимый  стаж работы по юридической специальности.

Лица такого рода обращаются с заявление о допуске их к  сдаче квалификационного экзамена, результаты экзамена действительны  в течении 3-х лет (сдаётся комиссии, состав которой одобряется квалификационной коллегией судей по представлению управления судебного департамента при Верховном суде РФ)после успешной сдачи экзамена заинтересованное лицо обращается в квалификационную коллегию с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи.4

При положительном заключении данные о результатах экзамена и другие материалы передаются председателю вышестоящего суда. Если ставится вопрос о наделении полномочиями, скажем судьи районного суда, то заключение передается председателю верховного суда республики ( суда края, области, районного суда). Если он не согласен с заключением то может возвратить его для повторного рассмотрения вопроса. В случае дачи положительного заключения председателем суда районного звена Председателю Верховного Суда Российской Федерации.

 

1.4 Наделение кандидатов полномочиями.

 

Согласно ст.128 Конституции  РФ наделение кандидатов полномочиями судей должно производится с соблюдением двух основных процедур: одна из них установлена для судей высших судов (судьи подлежат назначению решением Совета Федерации по представлению президента РФ которое должно вноситься с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. До принятия решения в Совете Федерации происходит обсуждение представленных Президентом РФ кандидатов сначала в комитетах, а затем на пленарном заседании. Порядок обсуждения  определен Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.5

Что касается судей, председателей  или их заместителей остальных федеральных  судов, то решение о их назначении принимается непосредственно президентом РФ, естественно, после того как кандидаты сначала описанную выше проверку в органах судейского сообщества, в законодательных (представительных) органов субъектов РФ, в вышестоящих судах, а затем — в названной Комиссии и аппарате Администрации Президента РФ каждый случай назначения судьёй, председателем суда или его заместителем оформляется указом президента РФ. Завершающим актом наделения кандидата полномочиями судьи является принесении присяги. Судьи всех судов впервые назначенные на должности, дают следующую предусмотренную Законом о статусе судей присягу: «торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

Для судей Конституционного Суда РФ установлен иной текст присяги с учетом специфики осуществляемых этими судьями полномочий: «клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и ни кому более».

Установленный в ст. 128 конституции РФ порядок наделения полномочиями судей не распространяется на случаи наделения полномочиями мировых судей. В соответствии  со ст. 6 Закона о мировых судьях эти судьи “назначаются на должность законодательным органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке установленном законом субъекта РФ”. В соответствии с этим предписанием федерального закона названные выше законы принятые в последние годы в субъектах Федерации в большинстве своем предусматривают в принципе именно такую процедуру — мировые судьи подлежат назначению законодательными органами путем проведения голосования по каждой представляемой на их рассмотрение кандидатуре. Различие в процедурах заключаются лишь в том, как должна вестись подготовительная работа, кто уполномочен вносить официальные представления, с кем согласовать кандидатов и т.д.

Для большинства федеральных  судей срок их полномочий не ограничен  какими-то пределами. Однако данные правила  не являются абсолютными. Из него сделаны исключения: судьи Конституционного Суда могут пребывать в должности не более 15 лет.

Судьи военных судов  всех уровней могут занимать свои должности до тех пор, пока находятся  на действительной военной службе, которая для них максимум может продолжаться до достижении ими возраста 65 лет.

Районные судьи и  судьи гарнизонных военных судов, назначенные впервые могут находится  на должности не более трех лет, а  потом, если они зарекомендуют себя должным образом, их назначают бессрочно.

Вопрос о сроках полномочий мировых судей решен иначе. По закону о мировых судьях (ст.7) при первом назначении срок их полномочий не должен превышать пяти лет. По истечению указанного срока лицо, занимавшего должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для избрания на данную должность. При повторном и последующих назначениях срок полномочий не может быть менее пяти лет. Руководствуясь этой установкой, законодательные органы субъектов федерации предусмотрели в соответствующих законах, что при первом избрании мировой судья может занимать свою должность в течение трёх лет, а при повторном и последующих, как правило, — пяти. Досрочное прекращение полномочий судей все судов допускается лишь при наличии специально оговоренных в законе условий и с соблюдением установленного им порядка.6

Глава 2. Особенности конституционно-правового статуса судей.

 

2.1 Права судей  по осуществлению судебной власти.

 

Главное, что правовое положение судьи при осуществлении  правосудия — это его процессуальные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами и административным законодательством России. При этом объем процессуальных прав судьи в определенной степени зависит от того, в какой инстанции он осуществляет свои полномочия (в суде первой, второй или надзорной инстанции), в каком составе (единолично, в составе в составе трех профессиональных судей, при наличии в составе суда представителей народа— народных, арбитражных или присяжных заседателей, является ли он председательствующим в составе суда или его членом).7 Однако, при всех условиях все судьи:

 осуществляют правосудие  на профессиональной основе;

 независимы и подчиняются только конституции РФ;

 в своей деятельности по осуществлению правосудия не кому ни подчинены;

 пользуются неприкосновенностью.

 

2.2 Независимость  судей.

 

Считая независимость  судей важнейшим фактором судебной деятельности и гарантией осуществления  правосудия, законодатель это принципиальное положение провозгласил на высшем нормативном уровне — в Конституции Российской Федерации (ст.120).

Законом о судебной системе  установлено, что подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом, лица, виновные:

в оказании незаконного  воздействия на судей присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия;

в ином вмешательстве в деятельность суда.

Согласно  закону о  статусе судей (ст. 9) независимость  судьи обеспечивается:

предусмотренной законом  процедурой осуществления правосудия;

запретом под угрозой  ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленным порядком приостановления и прекращения  полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

неприкосновенность судьи;

предоставление судьей за счет государства материального  и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

особой защитой государства;

системой органов судейского общества.

Независимость судей  означает, прежде всего, создание такого порядка судопроизводства, который бы оградил судей от вмешательства. С этой установлено правило, исключающее возможность при вынесении решений присутствовать, кому бы то ни было, кроме судей,  в совещательной комнате, запрещающей телефонные переговоры с судьями при их совещании, не допускать разглашение судьями сведений о ходе совещаний.8

Не менее важно обеспечить независимость каждого судьи (и  соответственно заседателя) внутри судейской  коллегии. Не менее важно обратить внимание на порядок совещания судей, который в совокупности стайной совещания гарантирует независимость судей друг от друга (в том числе народных или арбитражных заседателей от — председательствующего, а присяжных — от старшины). Суть этого порядка сводится к следующему:

 наличие запрета  судьям (а также соответствующим заседателям) воздерживаться от голосования;

установление правила  предписывающему председательствующему (а при совещании присяжных заседателей их старшине) подавать свой голос последним.9

На обеспечении независимости  судей нацелено и положение ч.2 ст.10 Закона о статусе судей, в соответствии с которыми судья ни кому не обязан давать какие либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в рассмотрении дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев предусмотренных процессуальным законом. Например: правом ознакомления с материалами рассмотренного уголовного дела наделены прокурор, осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители

Судьи, члены их семей, их имущество находятся под особой защитой государства.

В развитии этого положения  принят специальный Федеральный  закон «о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». В свою очередь министр РФ принял приказ, специально посвященный мерам по реализации указанного Федерального закона, утвердил инструкцию о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов до создания специальных подразделений в органах внутренних дел по обеспечению безопасности защищаемых лиц.

Основанием для принятия мер безопасности является наличие  достаточных данных, свидетельствующих  о реальности угрозы безопасности защищаемого  лица

 

2.3 Основные  правила приостановления и прекращения полномочий судей.

 

Существенной гарантией  обеспечения независимости судей  установление в Законе о статусе  судей особых правил приостановления  и прекращения их полномочий.

Полномочия судьи приостанавливаются решением коллегией судей при наличии одного из следующих оснований: признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного дела против судьи, привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа власти Российской Федерации, или органа законодательной власти субъекта Российской Федерации; избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органы законодательной (представительной) власти субъекта РФ.10

При этом важно иметь  в виду, что приостановление полномочий судьи не влечет прекращение выплаты  заработной платы. Решение о возобновлении  полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостанавливающая его полномочия.

 

2.4 Прекращение  полномочий.

 

Заключающееся в лишении  его права исполнять должностные  полномочия: письменное заявление судьи об отставке; неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам занимать должность судьи; письменное заявление судьи о прекращении его полномочий; увольнение судьи военного суда с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на данной службе; истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; прекращение гражданства Российской Федерации; занятие деятельностью не совместной с должностью судьи; смерть судьи; решение и вступление в силу заключения недееспособности судьи; достижение предельного возраста пребывания в должности судьи; отказ от перевода в другой суд с упразднением или реорганизацией суда.

Информация о работе Конституционно-правовой статус судей.