Конституционно-правовой статус судей.

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Судьи — носители судебной власти. На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей. Это, прежде всего принятие общеобязательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому государству. Судьям, действующим нередко с представителями народа (присяжными, народными и арбитражными заседателями), доверено осуществление судебной власти.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..........................3
Глава 1. Общая характеристика правового статуса судей……………....……..….7
1.1 Понятие правового статуса судей……………………………………………....7
1.2 Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи………………….………..8
1.3 Отбор кандидата в судьи………………………………………………………..9
1.4 Наделение кандидатов полномочиями………………………………..............10
Глава 2. Особенности конституционно-правового статуса судей………...…….13
2.1 Права судей по осуществлению судебной власти…………………..………..13
2.2 Независимость судей…………………………………………………………...13
2.3 Основные правила приостановления и прекращения полномочий судей………………………………………………………………………………...16
2.4 Прекращение полномочий…………………………………………………..…16
2.5 Неприкосновенность судьи…………………………………………………....17
Глава 3. Общая характеристика высших судебных инстанций Российской Федерации…………………………………………………………………………..19
3.1 Конституционный Суд Российской Федерации…………………………..….19
3.2 Высший арбитражный суд Российской Федерации………………………….24
3.3 Верховный Суд Российской Федерации……………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….33
Глоссарий…………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………….......37

Файлы: 1 файл

конституционно-правовой статус судей..doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Прекращение полномочий судьи Конституционного суда РФ осуществляется по решению этого суда, которое направляется президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ ввиду нарушения порядка его назначения производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ совершения судьёй проступка, порочащего честь и достоинство судьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного суда РФ, принятому большинством не менее двух третей из общего числа судей.11

Полномочия судей общих  и арбитражных суда прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано.

 

2.5 Неприкосновенность  судьи

 

Проблему неприкосновенности судьи не сводят к личности судьи. В этом законе указано, что неприкосновенность судьи включает в себя также неприкосновенность занимаемых ими жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа или иного имущества, тайну переписки и иную корреспонденцию. Неприкосновенность судей, прежде всего, состоит в том, что они не могут быть привлечены какой-либо ответственности (уголовной, административно, дисциплинарной) за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если в ступившим в законную силу решение суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.12

Кроме того, неприкосновенность обеспечивается установлением особого  порядка привлечения судьи к  ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) за совершенные правонарушения.

С учетом этих соображений  законом установлен ряд особенностей решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных вопросов, так или иначе с обеспечением обоснованности привлечения судьи  к ответственности.

Установлен особый порядок  решение вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Такое решение может принять только Генеральный прокурор РФ при условии, что предварительное заключение о наличии признаков преступления в действии судьи дала судебная коллегия в составе трех судей соответствующего суда и имеется согласие соответствующей квалификационной коллегии судей.

Установлен запрет на задержание судьи. При этом личный досмотр  судьи не осуществляется, за исключением  случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности людей.

Установлены дополнительные гарантии защиты судей от необоснованного  осуществлении в отношении них  уголовно-розыскных мероприятий.13

После возбуждения уголовного дела или привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу эти мероприятия поводятся в порядке установленном УПК РФ.

По ходатайству судьи, заявленного до начала судебного  разбирательства, уголовное дело в  отношении его рассматривается Верховным Судом РФ.

За совершение дисциплинарного проступка на судью Конституционного суда РФ по решению этого суда могут быть наложены такие же взыскания, как на других судей.

 

Глава 3. Общая характеристика высших судебных инстанций Российской Федерации.

 

3.1 Конституционный Суд Российской Федерации.

 

Конституцией РФ 1993 г. (ч. 1 ст. 1) декларируется  курс на построение правового государства  в России, что предполагает разделение государственной власти на три самостоятельные  ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Паритетное (равное) сосуществование перечисленных ветвей власти призван обеспечить судебный конституционный контроль. Опыт построения правовых государств (Федеративная Республика Германия, Австрия14 и др.) показывает, что судебный конституционный контроль с наибольшей эффективностью может быть обеспечен специально предназначенным органом судебного конституционного контроля — Конституционным судом.

Ныне в России действует Конституционный  Суд РФ, учрежденный в 1994 г. Его  полномочия, порядок образования  и деятельности определены Конституцией РФ (ст. 125) и ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ» от 12.07.1994 г.15, с последующими изменениями и дополнениями16.

Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В составе Конституционного Суда РФ 19 судей. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в  себя соответственно 10 и 9 судей Конституционного Суда РФ. Персональный состав палат  определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ. Председатель и заместитель Председателя не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседаниях палаты. В состав Конституционного Суда РФ входят Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда РФ.

К полномочиям Конституционного Суда РФ относятся следующие:

1) разрешение дел о соответствии  Конституции РФ: федеральных законов  РФ, нормативных актов Президента  РФ, Совета Федерации ФС РФ, Государственной  Думы ФС РФ, Правительства РФ; конституций (уставов) республик, краев, областей, иных законов субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров России;

2) разрешение споров о компетенции  между разными органами государства,  находящимися в горизонтальных и вертикальных отношениях;

3) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов;

4) толкование Конституции РФ;

5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в совершении им государственной измены или совершении иного тяжкого преступления;

6) законодательная инициатива.

Конституционный Суд РФ обладает и  другими полномочиями. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.17

Определенная специфика полномочий установлена для Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судьи-секретаря. Так, Председатель Конституционного Суда РФ правомочен:

- руководить подготовкой пленарных  заседаний Конституционного Суда  РФ, созывать их и председательствовать на них;

- вносить на обсуждение Конституционного  Суда РФ вопросы, подлежащие  рассмотрению в пленарных заседаниях  и заседаниях палат;

- осуществлять представительские  функции, а также общее руководство  аппаратом Конституционного Суда РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного судопроизводства. Судебным органом, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ (ст. 1 ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Что принято понимать под конституционным судопроизводством? В учебной юридической литературе, в первую очередь по курсу «Правоохранительные  органы», это понятие не раскрывается. Лишь в специальной учебной юридической литературе, посвященной вопросам организации и деятельности Конституционного Суда РФ, предприняты попытки определить данное понятие. Так, Н.В. Витрук предлагает рассматривать вопросы конституционного судопроизводства в рамках самостоятельной отрасли права — «судебный конституционный процесс (конституционное судопроизводство)». Он справедливо отмечает, что конфликты в процессе реализации норм конституционного права требуют специфических процессуальных форм разрешения.

Судопроизводство в  конституционном суде не может не иметь общей родовой основы с  другими видами судопроизводства (этим определяется общность основных принципов  судопроизводства), которая не исключает, а предполагает существование особенностей, касающихся предмета рассмотрения в конституционном судопроизводстве, его участников и т.д.

Конституционный суд  решает вопросы права с позиций  Конституции РФ как основного  закона государства. В ходе конституционного судопроизводства Конституционный  Суд РФ воздерживается от установления фактических обстоятельств дела, что является предметом рассмотрения судов общей юрисдикции или других компетентных государственных органов18. К сожалению, изложенные суждения не обобщены, не определено понятие «конституционное судопроизводство», как это можно было бы предполагать, исходя их характера публикации, приведенной здесь в качестве примера.

Понятие «конституционное судопроизводство» можно определить следующим образом. Конституционное  судопроизводство - это регламентированная законом и осуществляемая в особом порядке деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел о соответствии Конституции РФ иных законов и подзаконных нормативных правовых актов, по разрешению споров между органами государственной власти, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и иных дел в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории России.

К существенным признакам, позволившим определить понятие «конституционное судопроизводство», относится и порядок производства по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ. Порядок производства включает определенную совокупность действий, обладающую свойством системности, т.е. объединения их в относительно самостоятельные и сменяющие друг друга этапы, названные Н.В. Витруком стадиями конституционного судопроизводства.

Н.В. Витрук предлагает выделить следующие стадии конституционного процесса: 1) внесение обращений в конституционный суд; 2) предварительное рассмотрение обращения в конституционном суде; 3) принятие обращения конституционным судом либо его отклонение; 4) подготовка к судебному разбирательству; 5) судебное разбирательство (либо разбирательство вне этой формы); 6) совещание, голосование и принятие конституционным судом итоговых решений; 7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решений конституционного суда; 8) исполнение решений конституционного суда19.

В целом разбивка всего  конституционного судопроизводства на отдельные этапы является правомерным и логичным приемом. Вне рамок этого производства не может быть каких-либо конкретных действий. Однако в предложенном Н.В. Витруком перечне допускается подмена этапов конституционного судопроизводства поводами к возбуждению судопроизводства, видами решений и т.д. Любое судопроизводство, в том числе и конституционное, предполагает наличие повода и оснований. Именно с наличием повода (факта обращения в Конституционный Суд РФ), и следует увязывать начало первой стадии конституционного судопроизводства, которую можно условно назвать стадией возбуждения производства. Завершается первая стадия принятием одного из двух решений: принять обращение к производству или отказать в принятии обращения к рассмотрению. В случае принятия решения в соответствии со ст. 43 дальнейшее судопроизводство прекращается и последующие стадии не наступают. Поэтому стадию возбуждения производства мы называем первой стадией, чтобы подчеркнуть ее обязательный характер. Данная стадия присуща всем видам конституционного судопроизводства.

Далее следует стадия подготовки дела к судебному разбирательству. Ее начало связано с моментом обязательной регистрации, поступающих обращений  в Конституционный Суд РФ, о  чем сказано в части 1 ст. 40 рассматриваемого Закона.

Следующая стадия — стадия судебного разбирательства, которая начинается с момента открытия председательствующим заседания Конституционного Суда РФ (ч. 1 ст. 57). Завершается стадия судебного разбирательства провозглашением решения (ст. 77), а при необходимости - и одновременным разъяснением принятого решения (ст. 83). Две выше указанные стадии были выделены в качестве таковых и Н.В. Витруком, но он рассматривает отдельные этапы стадии судебного разбирательства как самостоятельные стадии. Представляется, что более совершенным была бы разбивка стадии судебного разбирательства на несколько этапов.20

И, наконец, завершающей  стадией конституционного судопроизводства следует считать стадию исполнения решения (ст. 78-82). Таким образом, мы имеем  всего четыре стадии, одна из которых (стадия судебного разбирательства) может быть подразделена на несколько этапов.

 

3.2 Высший арбитражный суд Российской Федерации

 

Сегодня система арбитражных  судов работает и выполняет свою немаловажную роль в механизме государства, без которой представить современную российскую экономику и государство уже невозможно.

В отличие от судов  общей юрисдикции арбитражные суды рассматривают, в основном, экономические  споры.

В соответствии со ст. 2 АПК  РФ задачами судопроизводства в арбитражных  судах являются: 1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере; 2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; 4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 5) формирование уважительного отношения к закону и суду; 6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Информация о работе Конституционно-правовой статус судей.