Зарождение и развитие судебной власти в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы осветить вопросы зарождения и развития судебной власти в России, ее совершенствования на современном этапе развития государства. Для этого так же необходимо дать анализ организации и деятельности судов, составляющих единую судебную систему Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ.
§ 1 Зарождение и развитие судебной власти в России …………….. 6
§ 2 Совершенствование судебной системы в современном
Российском государстве ……………………………………………... 24
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
§ 1 Суды общей юрисдикции в Российской Федерации ………….. 37
§ 2 Арбитражные суды в Российской Федерации …………………. 59
§ 3 Конституционное судопроизводство в Российской
Федерации ……………………………………………………………. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………… 84

Файлы: 1 файл

диплом2.doc

— 418.50 Кб (Скачать)

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает  судебные дела в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам, заслушивает доклады о результатах  изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; обсуждает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ; осуществляет иные полномочия. Президиум состоит из 13 судей. В его состав входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители, судьи. Состав Президиума утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на рекомендации Председателя Верховного Суда РФ при наличии  заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

Заседания Президиума созываются не реже одного раза в месяц. В заседаниях Президиума принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель. Постановление Президиума принимается простым большинством голосов.

Судебные коллегии по гражданским  и уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривают дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебные коллегии подразделяются на судебные составы по 6-8 судей. Один из судей состава является его председателем.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает жалобы и представления на решения и приговоры Судебных коллегий по гражданским и уголовным делам, Военной коллегии, а также рассматривает жалобы и представления на определения этих  коллегий. Кассационная  коллегия состоит из ее председателя и 12 судей Верховного Суда РФ, действует двумя судебными составами (по гражданским и уголовным делам).

Для рассмотрения жалоб на приговоры  по уголовным делам, рассмотренным  с участием присяжных заседателей, создана Кассационная палата при Верховном Суде РФ.

Верховный Суд РФ является судом  первой инстанции по отнесенным к  его подсудности гражданским  и уголовным делам93. Решения и приговоры Верховного Суда РФ могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ. В порядке надзора они могут быть опротестованы в Президиум Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ в качестве суда второй инстанции  рассматривают дела по кассационным жалобам и представлениям на решения  и приговоры, вынесенные краевыми (областными) и равными им судами, частные жалобы и представления этих судов. Кассационная коллегия также является судом второй инстанции при обжаловании решений и приговоров, вынесенных судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции.

Судебные коллегии по гражданским  и уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривают в порядке  надзора дела по протестам на вступившие в законную силу решения и приговоры  нижестоящих судов; на вступившие в  законную силу определения нижестоящих судей; дела по протестам на постановления президиумов нижестоящих судей.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает  в порядке надзора дела по протестам  на судебные постановления, вынесенные судебными коллегиями по гражданским  и уголовным делам Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции; дела по протестам на определения этих коллегий, вынесенные  в кассационном порядке или в порядке надзора.

Пленум Верховного Суда РФ дает разъяснения  по вопросам судебной практики, основываясь  на изучении и  анализе судебной статистики94.

Помимо дачи  разъяснений по вопросам судебной практики Пленум Верховного Суда РФ утверждает судебные составы  судебных коллегий и секретаря Пленума  Верховного Суда РФ, а также состав научно-консультативного совета при  Верховном Суде РФ; заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ, отчеты председателей судебных коллегий; осуществляет полномочия.

Председатель Верховного Суда РФ осуществляет общее руководство работой Верховного Суда РФ, организует деятельность Суда по рассмотрению дел, жалоб, по изучению и обобщению судебной практики, по организации ведения судебной статистики, приему граждан и др. Он председательствует на заседаниях Президиума и Пленума Верховного Суда РФ, а также в заседаниях судебных коллегий. Он вносит протесты в порядке надзора на судебные постановления судов общей юрисдикции95.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ председательствуют в заседаниях судебных коллегий при рассмотрении дел в кассационном и надзорном  порядке; приносят протесты на судебные постановления по делам; осуществляют руководство работой судебных коллегий; осуществляют иные полномочия.

В соответствии со ст. 32 ФКЗ «О судебной системе РФ»96 обязанность обеспечения работы Верховного Суда РФ возлагается на аппарат суда.

В аппарате Верховного Суда РФ имеются  отделы: обобщения судебной практики, проверки судебных решений в порядке  надзора, работы с законодательством  и кодификации, приема граждан, контроля исполнения судебных решений, хранения судебных документов, кадров и другие. Аппарат включает консультантов (главных, старших), секретарей, инспекторов и других работников, выполняющих вспомогательную техническую работу. Их обязанности практически аналогичны обязанностям сотрудников аппарата краевого (областного) и равного ему суда.

 При Верховном Суде РФ  действует научно-консультативный  совет. Он является совещательным  органом, в его задачи входит  разработка научно обоснованных  рекомендаций по вопросам судебной  практики. Совет утверждается Пленумом  Верховного Суда РФ сроком  на пять лет. Действующий в настоящее время научно-консультативный совет утвержден Пленумом Верховного Суда РФ 14 мая 1996 г. 97. В составе совета образуются и работают две секции: по гражданско-правовым вопросам и уголовно-правовым вопросам. На заседаниях секций обсуждаются практически все проекты постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Так, научно-консультативный совет давал рекомендации по проектам таких постановлений Пленума Верховного Суда РФ, как «О некоторых вопросах применения Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», «О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных», «О судебном приговоре», «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)»98.

При Верховном Суде РФ создан Судебный департамент, который возглавляет систему органов обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ»99. Судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности краевых (областных) и равных им судов, районных, военых и специализированных судов, а также финансирование мировых судей. Судебный департамент не имеет полномочий на организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ и мировых судей. Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется его аппаратом. В отношении мировых судей Судебный департамент обеспечивает их финансирование.

Под организационным обеспечением деятельности судов имеются ввиду мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебному департаменту запрещено вмешиваться в осуществление правосудия.

Судебный департамент, а также  его управления (отделы) в субъектах  РФ образуют систему Судебного департамента, которая не входит в судебную систему  РФ. Судебный департамент возглавляет  Генеральный директор, приравненный по рангу к федеральному министру. Генеральный директор назначается Председателем Верховного Суда РФ.

В субъектах РФ управление (отдел) Судебного департамента является органом  Судебного департамента при Верховном  Суде РФ, подчиняется Генеральному  директору Судебного департамента и подотчетен совету судей субъекта РФ. Управление (отдел) Судебного департамента субъекта РФ выполняет работу по организационному обеспечению деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ и финансирование мировых судей. Руководство управлением (отделом) осуществляет начальник, назначаемый на должность Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

В соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ»  военные суды входят в единую судебную систему России, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют правосудие на основе единого российского законодательства.

Главная задача военных судов состоит  в том, чтобы осуществлять правосудие в армии и на флоте в соответствии с законом, защищать права военнослужащих. Кроме того, военные судьи принимают активное участие в праворазъяснительной и консультативной работе, оказывают командованию методическую помощь в предупреждении правонарушений и правовом воспитании военнослужащих, координируют эту работу с воспитательными органами воинских частей100.

Компетенцию и устройство военных  судов определяет Федеральный конституционный  закон РФ от 23 июня 1999 г. «О военных  судах Российской Федерации»101. Систему военных судов образуют гарнизонные военные суды и окружные (флотские) военные суды (ст. 8). Военные суды, как правило, приближены к местам дислокации войск и сил флота, и действуют как в городах, так и в самых отдаленных населенных пунктах. Пять военных судов функционируют в российских военных континентах за пределами страны – в Грузии (2), Казахстане, Таджикистане и Приднепровье в соответствии с международными договорами РФ102. Высшим звеном системы судов является Военная коллегия при Верховном Суде РФ.

Военным судам подсудны гражданские  дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Военным судам подсудны уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждан, проходящие учебные сборы, при условии. Что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов. Военным судам подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. Им также подсудны дела по рассмотрению жалоб граждан, уволенных с военной службы, на действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы граждан в период прохождения ими военной службы либо военных сборов.

Подсудность дел военным судам  разных звеньев судебной системы  определяется  ФКЗ «О военных  судах РФ».

 Гарнизонный военный  суд рассматривает гражданские, уголовные и административные  дела, не отнесенные законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) суда. Рассмотрение дел осуществляется судьей единолично.

Окружной (флотский) военный  суд  рассматривает гражданские  дела, связанные с государственной тайной, дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. Этот суд рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу; дела по протестам на судебные постановления гарнизонных судов, вступившие в законную силу, а также на определения окружного (флотского) суда; дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении судебных постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

Военная коллегия  Верховного Суда РФ рассматривает определенные категории дел (например,  дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ нарушающих  права и свободы военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы). Военная коллегия рассматривает уголовные  дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения.  Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и представлениям  на  судебные  постановления окружных (флотских) военных судов, не вступивших в законную  силу; по протестам на судебные  постановления, вступившие в законную силу; дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

В Военной коллегии по  первой инстанции гражданские и  административные дела рассматривает  судья единолично либо коллегия из трех судей. Уголовные дела рассматривает коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей. Дела в кассационном порядке рассматривает коллегия, состоящая из трех судей. Дела в порядке надзора в Военной коллегии Верховного Суда РФ рассматривает коллегия, состоящая из трех судей, а в среднем звене военных судов-  президиум окружного (флотского) военного суда.

Военные суды всех звеньев  состоят из председателя, его заместителей,  судей. Судьи военных судов пребывают  на действительной военной службе, имеют офицерское звание103.

Финансирование военных  судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ  осуществляется Судебным департаментом  при Верховном Суде РФ и Верховным  Судом РФ за счет средств федерального бюджета Организационное обеспечение  деятельности Военной коллегии осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ, а военных судов - Судебным департаментом.

ФКЗ «О судебной системе  РФ» предусматривает создание в  субъектах РФ института мировых  судей (ст. 4, 21, 28). Мировые судьи субъектов  РФ являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Основная цель введения института мировых судей – максимально приблизить правосудие к населению. «Принята участковая система, и мировой судья, закреплен за конкретным участком. Каждый человек, проживающий на этой территории должен знать своего судью в лицо. Это, разумеется, идеал, но мы рассчитываем на такую ситуацию.

Второй важный аспект – разгрузить федеральные суды, а, значит,  всемерно ускорить рассмотрение споров граждан. Сейчас федеральные  суды чрезмерно загружены, буквально захлебываются под лавиной дел»104.

Полномочия, общая организация  деятельности мировых судей устанавливается  Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе  РФ», ФЗ «О мировых судьях в РФ»105, законами субъектов РФ.

Информация о работе Зарождение и развитие судебной власти в России