Зарождение и развитие судебной власти в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы осветить вопросы зарождения и развития судебной власти в России, ее совершенствования на современном этапе развития государства. Для этого так же необходимо дать анализ организации и деятельности судов, составляющих единую судебную систему Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ.
§ 1 Зарождение и развитие судебной власти в России …………….. 6
§ 2 Совершенствование судебной системы в современном
Российском государстве ……………………………………………... 24
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
§ 1 Суды общей юрисдикции в Российской Федерации ………….. 37
§ 2 Арбитражные суды в Российской Федерации …………………. 59
§ 3 Конституционное судопроизводство в Российской
Федерации ……………………………………………………………. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………… 84

Файлы: 1 файл

диплом2.doc

— 418.50 Кб (Скачать)

 

 

 

§ 2 Совершенствование  судебной системы в современном

Российском государстве

 

 

После крушения тоталитарного  режима в 1991 г. Россия взяла курс на построение правового государства. Формирование правового государства было бы невозможно без проведения судебной реформы. Судебная реформа была направлена на утверждение самостоятельной судебной власти, обеспечение независимости судей,  формирование судоустройства, ориентированного на доступность судов для населения, необходимых видов судопроизводства, основанных на принципах состязательности и равноправия сторон36.

24 октября 1991 г. Верховный  Совет РСФСР принял Концепцию  судебной реформы, которая ознаменовала  собой начало больших преобразований в правоприменительной сфере государства и прежде всего – в системе правосудия.

Главной задачей судебной реформы было утверждение судебной власти в государственном механизме  как самостоятельной и влиятельной  силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной; развитие организационных основ судебной системы, усиление гарантий самостоятельности независимости судей; обновление законодательства и приведение его в соответствие с нормами международного права.

Необходимо отметить, что с самого начала идея судебной реформы была поддержана широкими слоями общества, Президентом Российской Федерации, парламентом страны, общественными  движениями и объединениями. «Все сознавали, что формирование правового государства в России немыслимо без сильного, независимого и справедливого суда. Эта политическая воля совпала с настроениями широких масс населения, что выразилось в ее закреплении в Конституции Российской Федерации»37.

В процессе проведения реформы  была создана существующая в России в настоящий момент судебная система. Судебная система представляет собой совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ судов, объединенную единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенную с учетом федеративного и административно – территориального устройства государства. Судебная система РФ установлена Конституцией РФ38 и Федеральным конституционным законом РФ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»39. Создание чрезвычайных судов в РФ не допускается (ст.118 Конституции РФ).

Структура судебной системы  в настоящее время установлена  рядом законодательных актов  с учетом принципиальных норм Конституции  и ФКЗ  «О судебной системе Российской Федерации», а именно: Федеральным конституционным законом РФ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»40, Федеральным конституционным законом РФ от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации»41, Федеральным конституционным законом РФ от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации»42, Федеральным законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»43, Федеральным законом РФ от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»44, Федеральным законом РФ от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов Российской Федерации»45, Федеральным законом РФ от 14 марта 2003 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»46, Федеральным законом РФ от 8 января 1998 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»47 и др.

Систему федеральных  судов составляют: 1. Конституционный  Суд РФ; 2. суды общей юрисдикции; 3. арбитражные суды. Кроме них, ФКЗ  «О судебной системе РФ» (ст. 4) предусматривает  также суды, действующие в субъектах РФ. Это конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

В 1991 г. в Российской Федерации  был создан Конституционный  Суд. Его предшественником можно считать  Комитет Конституционного надзора  СССР, который просуществовал с 1989 по 1991 гг. В доперестроечный период в Советском Союзе подобного института не существовало48.

В соответствии  со ст.125 Конституции РФ Конституционному  Суду принадлежит право давать официальное  толкование Конституции РФ, разрешать  споры о компетенции между  органами государственной  власти, по запросам судов и жалобам граждан проверять конституционность закона, подлежащего применению в  конкретном деле49.

Арбитражные суды Российской Федерации возникли из существовавшей в СССР с 1931 по 1991 гг. системы государственного арбитража. Государственные арбитражи были специальными органами, призванными в пределах предоставленных им полномочий защищать права и охраняемые законом интересы социалистических юридических лиц при разрешении хозяйственных споров50. До 1971 г. не было единой системы органов государственного арбитража, так как нижестоящие государственные арбитражи подчинялись тем исполнительным органам,  при которых состояли, а не своим вышестоящим органам. Лишь в 1974 г. Госарбитраж СССР51 был преобразован в союзно – республиканский орган, а после принятия Конституции СССР 1977 г. стал конституционным органом с задачами и функциями, рассчитанными на условия жестко регулируемой государством экономики.

 В настоящий момент  арбитражные суды в соответствии  с Конституцией РФ непосредственно входят в судебную систему. Они являются органами, осуществляющими судебную власть путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, а также рассмотрение иных категорий дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов (ст. 19 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г.52).

Отказ от государственного арбитража, который наряду  с разрешением  хозяйственных споров выполнял самые различные функции – нормотворческие, контрольные, - был связан с коренным изменением системы управления государством, со стремлением перейти от административно – командной экономики к экономике рыночной. Органы государственного арбитража имели многочисленные правомочия, позволявшие вмешиваться в деятельность предприятий и организаций. Постепенным внедрением в экономику частноправовых регуляторов и стимулов возникла необходимость в перестройке органов, осуществляющих юрисдикцию в этой области. Создание системы арбитражных судов означало полное изменение самой сути и задач, компетенции и правомочий правоохранительных органов, деятельность которых касалась интересов юридических лиц. Создавая систему арбитражных судов, разработчики судебной реформы стремились создать гарантии полной хозяйственной самостоятельности  юридических лиц, невозможности вмешательства органов государства в их деятельность, содействовать развитию предпринимательства, охране интересов предпринимателей53.

Система федеральных судов общей юрисдикции в процессе реформы не подверглась существенным изменениям по сравнению с советским периодом. Так, к судам общей юрисдикции относится Верховный Суд РФ, верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды.

К федеральным судам  общей юрисдикции относятся военные  суды. В систему военных судов  входят гарнизонные (флотские) суды, суды военных округов и Военная  коллегия при Верховном Суде РФ.

 Согласно ст. 4 ФКЗ  «О судебной системе РФ» в  систему судов  общей юрисдикции  также входят мировые судьи,  которые являются судьями субъектов  РФ.

Все суды, входящие в систему  федеральных судов, различаются  объемом компетенции. Поэтому принято различать звенья судебной системы. Суды, которые обладают одинаковой компетенцией и занимают одинаковое место в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы. Так, в системе судов общей юрисдикции все районные суды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции, все краевые (областные) и равные им суды – второе звено, Верховный Суд РФ – третье, высшее звено; в системе арбитражных судов федеральные арбитражные суды субъектов РФ образуют первое звено, федеральные арбитражные суды округов - второе звено,  Высший  Арбитражный Суд РФ – третье звено.

Помимо разделения судов  на звенья судебной системы, суды разделяются  по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции. Суд первой инстанции рассматривает дела по существу и выносит решение или приговор по делу. Суды первого звена являются судами только первой инстанции (районные суды, федеральные арбитражные суды субъектов РФ). В качестве суда первой инстанции может выступать суд любого звена судебной системы. Суд второй (кассационной) инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного представления прокурора проверяет законность и обоснованность решений и приговоров суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и вправе отменить их, либо внести изменения в них в определенных пределах (областной суд является  судом второй инстанции для районного суда, федеральный арбитражный суд округа - для федерального арбитражного суда субъекта РФ). В системе арбитражных судов создана апелляционная инстанция,  которая проверяет законность и обоснованность решений по делам, рассмотренным федеральными арбитражными судами субъектов РФ, пересматривая их по существу (апелляционные арбитражные суды). Суд надзорной инстанции по представлениям прокуроров или председателей судов (их заместителей) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений и приговоров суда первой инстанции, суда кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции. Суды второго и третьего  звеньев судебной системы могут выступать в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции (областные и равные им суды, Верховный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов, Высший  Арбитражный Суд РФ).

ФКЗ «О судебной системе РФ»54 закрепляет единство судебной системы,  которое обеспечивается путем:

1. установления судебной  системы РФ Конституцией РФ  и настоящим Федеральным конституционным  законом;

2. соблюдения всеми  федеральными судами и мировыми  судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3. применения всеми  судами Конституции РФ, федеральных  законов, общепризнанных принципов  и норм международного права  и международных договоров РФ, конституций (уставов) и законов  субъектов РФ;

4. признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5. законодательного закрепления  единства статуса судей;

6. финансирования федеральных  судов и мировых судей из  федерального бюджета. 

Эти нормы обеспечивают реализацию гарантий самостоятельности  судов и независимости судей, устройство судебной системы, участие судебной власти в формировании государственного бюджета на содержание и обеспечение деятельности судов.

К числу несомненных  достижений судебной реформы нужно отнести возрождение института присяжных заседателей. Согласно ч. 2 ст. 47 Конституции РФ обвиняемый в совершении преступления в случаях, предусмотренных федеральным законом, имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Суд присяжных заседателей  действует в верховном суде республики, краевом, областном и равных им судах  в составе судьи и 12 присяжных  заседателей. Рассмотрение уголовных  дел судом с участием присяжных  заседателей регламентируется ФКЗ  «О судебной системе РФ», Уголовно – процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.55, Федеральным законом РФ от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции»56.

Достижением реформы  стало создание  Судебного департамента  при  Верховном Суде РФ и его органов в субъектах РФ. Судебный департамент принял на себя функции обеспечения деятельности судов  общей юрисдикции, а также реализацию мер по совершенствованию механизма финансирования судебной системы (ст. 1 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»57). Он принял на себя широкий круг обязанностей по материально – техническому обеспечению, автоматизации делопроизводства и организации работы судов, обучению персонала,  осуществлению внешних связей. Впереди – создание единого Информационного центра  судебной системы как одного из подразделений Судебного департамента при  Верховном Суде РФ58.

Конституции РФ относит  к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов обеспечение  соответствия конституций (уставов), законов  и иных нормативных актов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам (п. «а» ч. 1 ст. 72). Это положение явилось конституционной основой создания в субъектах РФ органов конституционного правосудия – конституционных (уставных) судов. ФКЗ «О судебной системе РФ» включил эти органы в состав судебной системы Российской Федерации. В соответствии с  п. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона конституционные (уставные) суды наряду с мировыми судьями являются  судами субъектов РФ. При этом они не находятся в иерархической связи с Конституционным Судом РФ, их формируют сами субъекты. Порядок формирования, состав и компетенция этих судебных органов регулируется законодательными актами субъектов РФ.

Конституционные (уставные) суды учреждены в 44 субъектах РФ, в том числе в 15 республиках. В 8 субъектах РФ приняты законы об уставных судах, еще в ряде областей подготовлены проекты таких законов59.

ФКЗ «О судебной системе  РФ» предусмотрено создание в субъектах РФ института мировых судей (ст.ст. 4, 21, 28). Тем самым принято решение о возрождении  и включении в судебную систему РФ нового звена – мировых судей.

В большинстве субъектов  РФ мировые судьи приступили к  работе. Увеличение численности мировых судей  и расширение их компетенции позволит снизить нагрузку на районные суды и будет способствовать улучшению доступа граждан к правосудию60.

В то же время надо сказать, что судебная реформа, проводимая в  Российской Федерации, еще далека от завершения. С начала 90-х годов  в ее рамках и в соответствии с Конституцией РФ  был принят целый ряд законов, определяющих устройство судебной системы Российской Федерации. Однако исчерпывающего комплекса законов  или единого закона, охватывающего все основные положения о судоустройстве РФ  до сих пор нет61. Подготовленный в 1998 г. проект Федерального закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» находится в Государственной Думе РФ и не рассмотрен. Таким образом, основная часть системы судов не урегулирована законом в полной мере 62 и здесь действуют еще нормы Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»63.

Говоря о построении судов в России, приходится констатировать: остается нереализованным один из важнейших  принципов формирования судебной системы правового государства – несовпадение структуры судов и административно – территориального деления «принципиально несовпадение судебных округов с административно – территориальным и национально – государственным делением Российской Федерации», - сказано в Концепции судебной реформы). Если система государственных органов в рамках законодательной и исполнительной ветвей власти традиционно строится на основе государственно – политических критериев, то система судов должна создаваться исходя из интересов реализации конституционного права на судебную защиту, доступности правосудия (ч.1 ст. 46 Конституции РФ). Поэтому  Концепция судебной реформы предусматривала введение структуры судебной системы исходя прежде всего из численности населения в виде судебных участков (мировые судьи), судебных районов, судебных округов, образуемых независимо от существующего административно – территориального деления, и Верховного Суда РФ.

Информация о работе Зарождение и развитие судебной власти в России