Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:54, дипломная работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы осветить вопросы зарождения и развития судебной власти в России, ее совершенствования на современном этапе развития государства. Для этого так же необходимо дать анализ организации и деятельности судов, составляющих единую судебную систему Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ.
§ 1 Зарождение и развитие судебной власти в России …………….. 6
§ 2 Совершенствование судебной системы в современном
Российском государстве ……………………………………………... 24
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
§ 1 Суды общей юрисдикции в Российской Федерации ………….. 37
§ 2 Арбитражные суды в Российской Федерации …………………. 59
§ 3 Конституционное судопроизводство в Российской
Федерации ……………………………………………………………. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………… 84
По мере формирования абсолютистского государства розыск все более вытесняет состязательную форму суда. С изданием в 1716 г. Воинского артикула (где одна из его частей посвящена судебному процессу) розыск окончательно поглощает «суд». Теперь практически все дела рассматриваются в форме розыска, как уголовные, так и гражданские23.
В результате реформаторской деятельности Петра I древнерусский государственный и общественный опыт в значительной степени был отвергнут, и Россия фактически превратилась в полицейское государство, которое многое восприняло из опыта Западной Европы24.
В более позднее время, при Екатерине I и Анне Иоанновне, административная и судебная власти были объединены, и в судах были восстановлены прежние порядки. Сенат был упразднен. При расследовании уголовных дел пытки стали повседневной практикой25.
При Екатерине II были учреждены две ветви власти: административная и судебная, построенные на разных началах: административная - на единоначалии, судебная – на коллегиальности.
Суд продолжал оставаться сословным. Гражданские дела были отделены от уголовных.
В уезде действовал нижний земский суд. Он был судом нижней инстанции. В нем в качестве судей заседали: капитан – исправник, два заседателя от дворян и по два заседателя от сельского населения. Нижний земский суд разбирал мелкие гражданские дела и уголовные дела о малозначительных преступлениях.
Более сложные гражданские и уголовные дела рассматривал уездный суд (в городах магистрат), который состоял из судьи и двух заседателей (чаще всего из помещиков). Они рассматривали гражданские и уголовные дела по жалобам истцов и потерпевших либо по заявлениям стряпчих. Стряпчие выполняли роль обвинителей и занимали должности помощника прокурора, состоявшего при уездном суде.
Высшую инстанцию на уровне губернии составлял верхний земский суд, который находился в провинциальном или губернском городе. В губернии могло находиться несколько верхних земских судов. В этом суде работали два председателя (первый и второй) и десять заседателей. Председатели избирались Сенатом из двух кандидатов, утверждались Верховной властью26. Верхний земский суд делился на два департамента: гражданский и уголовный. Он являлся второй инстанцией для нижестоящих судов, а также рассматривал более сложные гражданские и уголовные дела.
Губернский суд состоял из двух судебных палат: гражданской и уголовной. В каждой палате заседали председатели палаты, два советника и два асессора. Они избирались из числа помещиков или выслужившихся чиновников по рекомендации губернатора Сенатом и утверждались Верховной властью. Эти суды являлись высшей судебной инстанцией губернии и рассматривали наиболее сложные гражданские споры, а также уголовные дела об особо тяжких преступлениях.
Сохранялась, а там где ее не было, создавалась система особенных судов, состоящая из нижестоящих и вышестоящих судов. К особенным судам относились:
1. Надворные суды – для дворян;
2. Совестные суды. Они
обязаны были судить « не
только по закону, но и по
совести». Данный суд состоял
из судьи и шести заседателей.
В основном в этих судах
рассматривались дела о
Продолжали действовать церковные суды. Их подсудность не изменилась. Но церковные суды не включались в общую систему светских судов.
В целом система общих судов состояла из четырех инстанций: три инстанции в пределах губернии и одна центральная – Сенат.
Первыми инстанциями были: нижний земский суд, уездный суд (для городов - магистрат), нижний надворный суд. Судами второй инстанции являлись: верхний земский суд, губернский магистрат, верхний надворный суд. Третью инстанцию составляли губернское правление и его платы. Четвертая инстанция – Сенат.
Суды второй и третьей инстанции могли рассматривать апелляции. Допускалось обжалование решений по гражданским делам и приговоров по уголовным делам губернских судов в Сенат, но там рассматривались лишь некоторые дела.
При Екатерине II расследование преступлений передавалось в руки полиции. Как и прежде, практиковались пытки подследственных.
Судебная система, установленная при Екатерине II, сохранилась вплоть до 60-х гг. XIX века.
Старый дореформенный суд противоречил потребностям буржуазного развития Российского государства во второй половине XIX века. Он находился в полной зависимости от администрации, которая вмешивалась в решение судебных дел. Суд носил сугубо сословный характер (для каждого сословия были свои судебные органы). Следствие проводилось полицией, гласности и состязательности судебного процесса не существовало. В судах царили неописуемая волокита (дела тянулись многие годы), взяточничество и произвол27.Все это вызывало всеобщее недовольство существующей судебной системой.
Подготовка судебной реформы началась в 1861 году. 20 ноября 1864 г. Александр II утвердил судебные уставы. Было введено в действие четыре акта:
1. Учреждение судебных установлений;
2. Устав уголовного судопроизводства;
3. Устав гражданского судопроизводства;
4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
По мнению как современников, так и исследователей судебной реформы 1864 г., она была самой демократической из всех реформ, проведенных правительством Александра II. Даже будущий глашатай реакции и ярый борец против суда присяжных М.Н. Катков в 60-е гг. XIX в. писал, что это «не столько реформа, сколько создание судебной власти»28.
В результате реформы суд был отделен от администрации; вводился гласный, состязательный процесс; была создана адвокатура, обеспечившая право обвиняемого на защиту; произошел почти полный отказ от сословных судов; устанавливалась презумпция невиновности; на смену теории формальных доказательств пришла свободная оценка доказательств; мелкие уголовные и гражданские дела из ведения полиции были переданы мировой юстиции; у полиции было изъято предварительное следствие, оно передавалось судебным следователям; прокуратура освобождалось от функций общего надзора, ее главной задачей стал надзор за дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде; устанавливался принцип несменяемости судей и следователей. А краеугольным камнем этой реформы и одним из главных гарантов демократических принципов судоустройства и судопроизводства стал суд присяжных, обеспечивший реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия29.
Порядок судопроизводства был перестроен на основе принципов состязательности, гласности, устности, непосредственности, права обвиняемого на защиту. Была введена свободная оценка доказательств по внутреннему судейскому убеждению.
Судебные уставы бессословных судебных учреждений – общих судов и мировых судей.
Мировые суды учреждались для рассмотрения мелких уголовных и гражданских дел. Дела решались мировыми судьями единолично в порядке упрощенного судопроизводства.
Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями из лиц, имевших высшее или среднее образование, высокий имущественный ценз. Приговор или решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный съезд мировых судей в порядке апелляции и в Сенат в порядке кассации30.
Система общих судов состояла из окружных судов и судебных палат. Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд. Было учреждено 106 окружных судов. Обычно судебный округ совпадал с территорий губернии. В окружном суде рассматривалась основная масса уголовных и гражданских дел.
Те уголовные дела, по которым подсудимым грозили наказания, связанные с лишением или ограничением гражданских прав, рассматривались с участием присяжных заседателей. Судебным заседанием руководил председатель коллегии коронных судей (судебных чиновников). Он давал заключение по делу в целом, ставил перед присяжными вопросы. Присяжные выносили вердикт – виновен или не виновен подсудимый и, если виновен, то заслуживает ли снисхождения. Затем коронные судьи без участия присяжных определяли меру наказания и выносили приговор. Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы в Сенат лишь в кассационном порядке по признаку формального нарушения процессуального закона.
В состав присяжных заседателей допускались представители всех сословий, но при этом имущественный ценз, необходимый для включения в состав присяжных, был сравнительно высок.
Второй инстанцией по всем уголовным и гражданским делам (за исключением тех дел, которые решались с участием присяжных) были судебные палаты. Их было 14, каждая из них направляла деятельность 8-10 окружных судов31. Судебная палата в качестве первой инстанции рассматривала дела по обвинению в совершении государственных, должностных и иных преступлений. Эти дела она рассматривала с участием сословных представителей: губернского и уездного представителя дворянства, городского головы, волостного старшины. Сословные представители заседали в одной коллегии с коронными судьями.
Высшей судебной инстанцией оставался Сенат. В нем были кассационные департаменты. В 1872 г. при Сенате было учреждено Особое присутствие Сената для рассмотрения особо важных политических дел. Дела высших должностных лиц и особо важные дела могли рассматриваться в Верховном уголовном суде, состав которого по каждому конкретному делу назначался императором.
Предварительное следствие было изъято из полиции и передано вновь учрежденному институту судебных следователей, действующих под надзором прокуратуры, но не входивших в ее состав. Судебные следователи причислялись к окружным судам и пользовались правом несменяемости32.
Судебная реформа создала не только новый суд, но и новую систему правоохранительных органов, более того, новое понимание и представление о законности и правосудии33.
Но в то же время судебная реформа сохранила серьезные пережитки феодальных порядков. Отделение суда от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный орган страны, одновременно был административным учреждением. Местные суды фактически контролировались губернаторами. Принцип несменяемости судей и судебных следователей правительство также обходило. Например, широко практиковалось назначение исполняющих обязанности судебных следователей, которых годами не утверждали в должности, так как на них не распространялся принцип несменяемости. Мировые и общие суды фактически полностью состояли из дворян, так как высшее образование и необходимый имущественный ценз имели преимущественно дворяне.
Были сохранены сословные суды. Так, духовные суды рассматривали, кроме дел духовенства, некоторые другие дела (например, бракоразводные), крестьянские (волостные) разбирали мелкие тяжбы между крестьянами.
Со второй половины 60-х
гг. XIX века правительство начинает
наступление на новые уставы, стремясь
ликвидировать принцип
Созданная уставами 1864 г. судебная система с определенными изменениями просуществовала в России вплоть до Октябрьской революции 1917 г.
Одновременно с установлением советской власти и сломом в центре и на местах дореволюционных управленческих структур создавался новый государственный аппарат. Волна упразднений докатилась и до старых судебных учреждений: Сената, окружных, военных и мировых судов34. Существовавшая в России судебная система была полностью уничтожена.
В качестве судов первой инстанции были созданы народные суды, которые рассматривали основную массу гражданских и уголовных дел. В качестве суда второй инстанции действовали верховные суды автономных республик, краевые, областные, городские (для городов Москвы и Ленинграда) суды, суды автономных областей и автономных округов. Они же рассматривали в качестве суда первой инстанции дела о наиболее тяжких преступлениях в соответствии с определенной законом подсудностью.
Верховный Суд РСФСР, созданный в 1922 г., действовал в составе судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам. Коллегии в качестве суда первой инстанции рассматривали уголовные дела исключительной важности и общественного значения. Они являлись судом второй инстанции для дел, рассмотренных по первой инстанции краевыми (областными) и равными им судами, а также рассматривали дела нижестоящих судов по протестам в порядке надзора на решения и приговоры, вступившие в законную силу.
В 1954 г. в Верховном Суде РСФСР, а также в краевых (областных) и равных им судах были образованы президиумы для рассмотрения дел по протестам в порядке надзора на решения и приговоры, вступившие в законную силу, которые были вынесены нижестоящими инстанциями. С 1960 г. в Верховном Суде действовал Пленум Верховного Суда, который состоял из председателя, его заместителей и всех членов Верховного Суда. Основной задачей Пленума была дача руководящих указаний по вопросам применения законодательства.
После образования в 1922
г. СССР был создан Верховный Суд
СССР. Его основными задачами были:
дача руководящих разъяснений
Последующие неоднократные изменения законодательства не изменили этих основных положений вплоть до упразднения Верховного Суда СССР в связи с распадом СССР и образованием СНГ35.
Информация о работе Зарождение и развитие судебной власти в России