Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:54, дипломная работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы осветить вопросы зарождения и развития судебной власти в России, ее совершенствования на современном этапе развития государства. Для этого так же необходимо дать анализ организации и деятельности судов, составляющих единую судебную систему Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ.
§ 1 Зарождение и развитие судебной власти в России …………….. 6
§ 2 Совершенствование судебной системы в современном
Российском государстве ……………………………………………... 24
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
§ 1 Суды общей юрисдикции в Российской Федерации ………….. 37
§ 2 Арбитражные суды в Российской Федерации …………………. 59
§ 3 Конституционное судопроизводство в Российской
Федерации ……………………………………………………………. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………… 84
В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, его заместители и судьи. Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ (ст. 128 Конституции РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью арбитражных судов; анализирует материалы изучения арбитражной судебной практики, дает разъяснения по вопросам судебной практики; утверждает членов судебных коллегий и решает другие вопросы организационного характера. Пленум выносит постановления, которые являются обязательными для арбитражных судов РФ (п. 2 ст. 13 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).
Пленум действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда РФ. В его заседаниях могут принимать участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, председатели Конституционного и Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Кворумом для Пленума является наличие не менее двух третей его состава. Решения принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов; рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в РФ.
Президиум Высшего Арбитражного
Суда РФ действует в составе
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ по мере необходимости. Президиум правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. Постановления Президиума принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума.
Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Научно-консультативный совет. Его состав и положение о нем утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.
Организационное обеспечение деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ возложено на его аппарат, состоящий из консультантов, канцелярий, секретарей, архива и других подразделений122.
§ 3 Конституционное судопроизводство в Российской Федерации
Каким бы современным не был парламент, периодически неизбежно принятие им законов, которые не соответствуют или противоречат конституции страны. Вред от неконституционных законов, а тем более от антиконституционных, весьма велик, так как от таких законов размывается конституционный порядок и страдают права и свободы граждан.
Поэтому в западных странах уже на ранней стадии строительства правового государства была осознана необходимость придать судебной власти функцию контроля за конституционностью законов, а также нормативных правовых актов, исходящих от исполнительной власти. Первым эту функцию принял на себя Верховный Суд США (1803 г.). Позже, в ХХ веке, в Европе возникли конституционные суды, ставшие специальными судебными органами конституционного контроля (так называемая конституционная юстиция). Сейчас такие суды действуют в большинстве стран Европы123.
В декабре 1990 г. в Российской Федерации был учрежден Конституционный Суд как специализированный орган судебного конституционного контроля. Порядок его формирования и компетенция регламентировались Законом РФ «О Конституционном Суде РФ» от 12 мая 1991 г. 124
В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г., которая в ст. 125 установила новые положения, регламентирующие организацию и компетенцию Конституционного Суда, 21 июля 1994 г. был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»125.
Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст. 128 Конституции РФ, ст. 9 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). На судей Конституционного Суда РФ распространяются нормы ФЗ от 26.06.1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»126, но есть и особенности. Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Срок пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 15 лет, предельный возраст пребывания в этой должности – 70 лет.
Полномочия Конституционного Суда РФ установлены в ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Конституционный Суд РФ:
1. разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик,
уставов, а также законов и
иных нормативных актов субъектов
РФ, изданных по вопросам, относящимся
к ведению органов
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
Конституция РФ закрепила четко ограниченный перечень субъектов, которые могут обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами по разрешению дел о соответствии вышеперечисленных актов Конституции РФ. Это: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
2. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
3. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
4. Конституционный Суд РФ наделен правом толкования Конституции РФ. Толкование Конституции РФ он дает по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ.
5. Конституционный Суд
РФ по запросу Совета
6. Конституционный Суд РФ выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. 7. осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.
Компетенция Конституционного Суда РФ может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».
Порядок распределения дел в Конституционном Суде РФ, вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда РФ, особенности делопроизводства, требования к работникам аппарата Конституционного Суда РФ определены в Регламенте Конституционного Суда РФ127.
На пленарных заседаниях, в которых участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда РФ. В соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Конституционный Суд РФ исключительно в пленарных заседаниях:
уставов субъектов РФ;
3. дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
4. принимает послания Конституционного Суда РФ;
5. решает вопрос о
выступлении с законодательной
инициативой по вопросам
В заседаниях палат Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. В заседаниях палат разрешаются все дела о соответствии Конституции РФ законов, договоров и нормативных актов субъектов РФ (за исключением конституций и уставов), разрешаются споры о компетенции, проверяется конституционность закона, подлежащего применению и примененного в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.
Поводом для рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. Обращение направляется в письменной форме. После поступления обращения оно регистрируется и рассматривается в предварительном порядке Секретариатом Конституционного Суда. Далее предварительное изучение обращения осуществляют один или несколько судей по поручению Председателя Конституционного Суда. В пленарном заседании принимается решение о принятии заявления к рассмотрению и назначении дела к слушанию, о чем уведомляются заинтересованные лица. Рассмотрение дела происходит либо в пленарных заседаниях, либо на заседаниях палат. Для подготовки дела к слушанию, изложения материалов дела в заседании, составления проекта решения Конституционным Судом назначается судья – докладчик.
Стороны в заседании
обладают равными правами и
Итоговое решение по делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании. Решение принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство судей, участвовавших в голосовании. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством голосов не менее двух третей от общего числа судей. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от него. Судья, не согласный с решением, вправе в письменном виде изложить свое особое мнение, которое подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда РФ.
Постановление – это итоговое решение Конституционного Суда по существу любого из вопросов, перечисленных в пп. 1, 2, 3 и 4 части 1 статьи 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (дела о соответствии Конституции РФ, споры о компетенции, дела по жалобам на нарушения прав и свобод, по толкованию Конституции РФ)129.
Заключение - итоговое решение Конституционного Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Определение - все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства130.
Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда немедленно после его подписания.
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».
Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Закрепление в Конституции РФ принципов федерализма, признание за субъектами РФ иметь самостоятельные правовые системы и самостоятельные системы органов государственной власти обусловили необходимость создания эффективных правовых механизмов защиты Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ. Демократизация государства вызвала необходимость создания эффективных форм осуществления конституционного контроля. Опыт формирования органов государственной власти в Российской Федерации и ряде ее субъектов свидетельствует, что эффективной формой Конституции РФ и основных законов субъектов Федерации, осуществления конституционного контроля является функционирование в них конституционных (уставных) судов131.
Информация о работе Зарождение и развитие судебной власти в России