Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы – показать, что представляет собой судебная власть в Российской Федерации, принципы организации, систему и основные органы правосудия.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность судебной системы;
2) дать общую характеристику судов;
3) на примере Англии рассмотреть зарубежную систему судопроизводства.
Введение……………………………………...…………………………….…..….3
Глава 1. Понятие судебной системы. Российское судопроизводство…………5
Глава 2. Конституционный суд…………………………………………...…….11
Глава 3. Суды общей юрисдикции……………………………..……….............14
3.1. Верховный суд…………………………………………....………..…14
3.2. Районный суд……………………………………….…………...…....18
3.3. Военный суд………………………………………………..…..……..20
3.4. Мировые судья…………………………………………….……….....22
Глава 4. Арбитражные суды РФ………………………………………..……….24
4.1. Высшие Арбитражные суды ………………….…….…………….....24
4.2. Федеральные Арбитражные суды ………………..……………..…..26
4.3. Арбитражный суд субъекта ………………………..…………..……27
Глава 5. Прицендентное право Англии…………………………..……..……...29
Заключение………………………………...………….…………………….……35
Список использованных источников и литературы…………………………...36
Федеральное
государственное бюджетное
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Ижевский филиал
Кафедра теории и практики управления
Судебная власть в Российской Федерации
Загородных Евгении Александровны
Студента группы ГМУ-44
и муниципальное управление»
Руководитель:
Тенсин М. В.
Ижевск
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………...……………
Глава 1. Понятие судебной системы. Российское судопроизводство…………5
Глава 2. Конституционный суд…………………………………………...…….11
Глава 3. Суды
общей юрисдикции……………………………..…
3.1. Верховный
суд…………………………………………....………..…
3.2. Районный
суд……………………………………….…………...…...
3.3. Военный
суд………………………………………………..…..……..
3.4. Мировые
судья…………………………………………….………....
Глава 4. Арбитражные суды РФ………………………………………..……….24
4.1. Высшие Арбитражные суды ………………….…….…………….....24
4.2. Федеральные Арбитражные суды ………………..……………..…..26
4.3. Арбитражный суд субъекта ………………………..…………..……27
Глава 5. Прицендентное право Англии…………………………..……..……...29
Заключение………………………………...………….
Список использованных источников и литературы…………………………...36
Введение
Тема курсовой работы «Судебная система Российской Федерации. Российское судопроизводство». Судебная система занимает особое место в системе «государственного управления» она всегда является актуальной, так как суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.
Термин “судебная власть”
Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова “власть” истолковывается в основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.
Объект – организация деятельности судебной системы.
Предметом является теория и практика судебной системы.
Судебная система выявляет, изучает
и находит пути решения тех
или иных судебных решений в процессе
расследования и судебного
Целью данной курсовой работы – показать, что представляет собой судебная власть в Российской Федерации, принципы организации, систему и основные органы правосудия.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность судебной системы;
2) дать общую характеристику судов;
3) на примере Англии рассмотреть зарубежную систему судопроизводства.
Для написания данной курсовой работы использованы такие источники как, Конституцию Российской Федерации, Федеральные законы и кодексы Российской Федерации, и другая литература. В курсовой работе будут рассмотрены вышеизложенные задачи для достижения поставленной цели.
Глава 1. Понятие судебной системы. Российское судопроизводство
Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.
Исходя из содержания Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", анализа его институтов, под судебной системой понимают совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, организованных и действительных на единых принципах и связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия.
В судебную систему России входят все суды:
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный
Суд РФ и суды общей
- Высший Арбитражный Суд РФ и все арбитражные суды, в отношении которых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
Совокупность указанных судов РФ связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования. В настоящее время в соответствии с Конституцией и законодательством о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.
Основным условием организации системы судов признается стабильность утверждаемой законом системы. Эта задача может быть решена установлением принципа создания и упразднения судов исключительно путем изменения Конституции РФ для высших судов и путем изменения федеральных законов для других федеральных судов.
Новым для российского законодательства о судоустройстве является включение в судебную систему особого звена - мировых судей в качестве судов субъектов Федерации. Федеральный районный суд учреждается как непосредственно не связанный с административным делением. Районный суд наделяется полномочиями суда второй инстанции, имеющего право пересматривать решения и приговоры мировых судей в апелляционном порядке. Кроме того, перспективным для дальнейшего развития судебной системы Российской Федерации является законодательное утверждение допустимости создания федеральных специализированных судов общей юрисдикции для рассмотрения гражданских и уголовных дел. А так же субъектам Федерации предоставлено право создавать конституционные (уставные) суды для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъектов Федерации их конституциям (уставам), а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального Конституционного закона «О судебной системе РФ» от 31.12.96г. № 1 ФКЗ Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Кроме того, должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Помимо этого, никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Исторический опыт развития российского судоустройства свидетельствует, что образование чрезвычайных судов всегда вызывалось экстраординарной политической обстановкой в стране, сопровождалось формированием неконституционных судебных органов, попранием демократических принципов правосудия, нарушением законности и прав человека и гражданина.1
Конституция РФ и Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" определяют содержание и пределы полномочий по законодательному регулированию создания судебных органов. Так, создание судебной системы как организационной структуры судебной власти Конституция РФ относит к исключительной компетенции Российской Федерации. Согласно п. "г" ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности. В сферу компетенции Российской Федерации входит также судоустройство (п. "о" ст. 71), понимаемое не только как совокупность законодательных актов, регулирующих образование, организацию и деятельность судов, непосредственно осуществляющих правосудие, но и как система институтов, обеспечивающих деятельность судов.
Создание высших судов российской судебной системы закреплено Конституцией РФ в главе 7 "Судебная власть", где указаны общие полномочия и определено место в судебной иерархии Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Конституция РФ определяет также правовые основы создания органов судебной власти. Это сама Конституция РФ и Федеральный конституционный закон о судебной системе (ч. 3 ст. 118), иные федеральные конституционные законы, призванные установить полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 3 ст. 128).2
Согласно Закона «О судебной системе РФ» иные федеральные суды создаются только федеральными законами. Следовательно, порядок образования судов общей юрисдикции, военных судов и иных федеральных судов (в частности, специализированных) может быть установлен только федеральными законодательными актами и не входит в компетенцию субъектов Федерации. Осуществлять судебную власть в Российской Федерации вправе только суды, перечисленные в Конституции РФ и в Законе о судебной системе РФ и образованные в соответствии с Конституцией РФ, Законом о судебной системе РФ, Законом о судоустройстве РСФСР3, Законом о статусе судей в РФ4, Законом о Конституционном Суде РФ5, Законом об арбитражных судах РФ6.
Как известно, конституционные суды в Российской Федерации не представляют единой системы. Учреждение конституционных (уставных) судов субъектов Федерации - право этих субъектов, а не обязанность. Образование этих судебных органов и их упразднение входит в компетенцию законодательных органов субъектов Федерации. Соответствующими законами субъектов Федерации должны определяться порядок их организации, компетенция, структура, процедура деятельности.
Ст. 17 ФКЗ «О судебной системе» закрепляет стабильность системы судов, являющейся структурным каркасом судебной власти России7. Закрепление системы высших судов в Конституции РФ означает, что изменение этой системы, упразднение ее отдельных звеньев возможно только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Упразднение иных федеральных судов Закон о судебной системе допускает путем принятия соответствующего федерального закона. Однако если эти суды образованы федеральным конституционным законом (например, арбитражные суды), то и упразднены они могут быть также только при принятии соответствующего федерального конституционного закона. Кроме того, в результате упразднения конкретного суда не должен образоваться вакуум юрисдикции. Компетенция каждого суда определяется законом; судебная власть осуществляется им, как правило, на территории определенного государственно - административного образования (или структурного образования - в отношении военных судов).