Судебная власть в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы – показать, что представляет собой судебная власть в Российской Федерации, принципы организации, систему и основные органы правосудия.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность судебной системы;
2) дать общую характеристику судов;
3) на примере Англии рассмотреть зарубежную систему судопроизводства.

Оглавление

Введение……………………………………...…………………………….…..….3
Глава 1. Понятие судебной системы. Российское судопроизводство…………5
Глава 2. Конституционный суд…………………………………………...…….11
Глава 3. Суды общей юрисдикции……………………………..……….............14
3.1. Верховный суд…………………………………………....………..…14
3.2. Районный суд……………………………………….…………...…....18
3.3. Военный суд………………………………………………..…..……..20
3.4. Мировые судья…………………………………………….……….....22
Глава 4. Арбитражные суды РФ………………………………………..……….24
4.1. Высшие Арбитражные суды ………………….…….…………….....24
4.2. Федеральные Арбитражные суды ………………..……………..…..26
4.3. Арбитражный суд субъекта ………………………..…………..……27
Глава 5. Прицендентное право Англии…………………………..……..……...29
Заключение………………………………...………….…………………….……35
Список использованных источников и литературы…………………………...36

Файлы: 1 файл

ГМУ курсач.docx

— 78.89 Кб (Скачать)

В некоторых  областях современного английского права нормы права справедливости противоречат нормам прецедентного права. Проблемы возникают, несмотря на то, что Закон о судоустройстве 1873 г. установил: в случае коллизии прецедентного права и права справедливости последнее имеет приоритет. Взаимодействие права справедливости и прецедентного права можно показать на примере института заблуждения в договорном праве.

Соединение  понятия заблуждения, выработанного общим правом, с правовыми средствами защиты, выработанными правом справедливости (отказ в вынесении приказа об исполнении в натуре, внесение поправок в письменный договор, расторжение договора), вызывает много вопросов. По общему праву в случае заблуждения в отношении заключенного договора он может быть признан недействительным с момента заключения. В зависимости от толкования существуют два пути решения: во-первых, по принципу приоритета права справедливости во всех случаях заблуждения признавать договоры лишь оспаренным; во-вторых, средства защиты, выработанные правом справедливости, применять лишь к договорам, признанным действительными по общему праву. В действующем праве применяются оба варианта, что не решает проблемы сосуществования общего права и права справедливости.

Положение прецедентного права в современной  правовой системе Англии определяется статутным правом. Расширяется круг отношений, который регулируется законодательством. Некоторые нормы прецедентного права также включаются в статуты. Статуты существенно потеснили прецеденты в тех областях права, которые подверглись наибольшим изменениям. Крупная реформа уголовного права привела к тому, что многие составы уголовных преступлений получили законодательное закрепление.

В гражданском  праве многие вопросы решаются и  на основе прецедентов, и на основе статутов. Договор может быть признан незаконным как на основе прецедентного права, так и на основе статутного. Развитие любой области английского права строится на сложном взаимодействии прецедентов и статутов.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Судебная  реформа  в Российской Федерации  началась в 1993 г. с принятием Конституции РФ. В последующие годы вышли различные нормативные акты (Закон “О статусе судей в Российской Федерации”, Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации”, закон “О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации” и др.), более четко сформулировавшие характер, организацию и реализацию судебной власти в России.     Наиболее важными моментами  являются:

    1. “Отделение” суда от Министерства Юстиции и создание Судебного департамента;
    2. Возрождение суда присяжных;
    3. Возрождение института мировых судей;
    4. Попытки упорядочить гражданское и уголовное процессуальное законодательство.

Тем не менее, несмотря на все попытки и реформы, очень многое так и осталось на бумаге, т.к. суды просто не имеют возможности  справиться с объемом работы теми силами, которыми располагают сейчас. Наиболее остро стоят проблемы финансирования судов необходимо финансировать  суды исключительно из федерального бюджета, а на сегодняшний день суды сами вынуждены напрямую обращаться к органам местного самоуправления за финансированием, т.к. зачастую нет денег на такие необходимые вещи, как почтово-телеграфные расходы, отопление помещения суда и пр. и кадров, которые, заключаются, как и в отсутствии необходимого количества судей, так и в квалификации некоторых); также немаловажно и то, что очень часто встречаются несоответствия между законами и Конституцией, что попросту отвлекает судей от работы и вносит беспорядок в российское законодательство. Судебная власть была учреждена именно потому, что надо было надежно защитить права человека. Эта задача и сейчас является для судебной власти самой важной. Положения о правах человека, закрепленные в Российской Конституции, не уступают самым высоким международным стандартам. Причем  основным  гарантом  соблюдения  этих  прав  выступает  суд.   Многие ученые и практикующие юристы ломают голову над вопросом: «Состоялась, в конце концов, судебная реформа в России или же пока нет?» Ответы диаметрально противоположные - от полного отрицания до восторженных оценок. Если зададим тот же вопрос простым гражданам, ради которых, собственно, и затевалась судебная реформа, то уверена, что подавляющее большинство из них спросит: помилуйте, какая реформа? Все те же очереди в судах, нет возможности быстро разрешить судебный спор, слушания откладываются, дела рассматриваются с задержками, не исполняются вынесенные решения. Судьи задерганы, суды, как правило, все так же ютятся в обветшавших помещениях, где посетителям даже негде присесть, и т.д. Но если о том же спросить судью, то ответ, скорее всего, прозвучит так: судебная реформа движется. Правда, до интересов рядового человека у нее пока «не дошли руки». Хотя кое-какие положительные сдвиги все-таки есть: создана федеральная система судов, определен статус судей, причем акцент сделан на их самостоятельность и независимость при отправлении правосудия. Созданы определенные гарантии улучшения социального положения судей, материального обеспечения их служебной деятельности. Есть сдвиги в реализации принципа состязательности, приняты новые законы и т.д. Словом, прогресс налицо.

На основании анализа Конституции  РФ и других законодательных актов, касающихся судебной системы, можно сделать ряд выводов:

1) Измененное название - "Судебная  власть" - в новой Конституции  более точно отражает назначение  судов и юридическую природу  их деятельности - осуществлять одну  из разновидностей государственной  власти, а именно самостоятельную судебную власть.

2) Отрицательным моментом нынешнего  названия главы 7 является следующее. В систему органов судебной власти оказалась включена прокуратура (статья 129) , что, конечно, не соответствует роли прокуратуры и ведет к необоснованному расширению, размыванию содержания понятия "судебная власть".

3) Суды учреждаются Конституцией  и федеральным конституционным  законом. Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное политическое и правовое значение и, как правело, определяется на конституционном уровне. Причем если перечень судов - 22 закреплен в Конституции, то никакие другие суды не могут быть учреждены при помощи обычного закона, так как для этого необходимо изменить Конституцию.

4) В соответствии с действующим  в РФ законодательством (напр., Закон от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве  РСФСР") правосудие по гражданским,  уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, Верховные Суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды автономной области, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) народные суды. Военные суды, включаемые в федеральную судебную систему, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним.

В своей деятельности военные суды руководствуются тем же законодательством, что и другие суды, действующие на территории России.

5) Возникающие в процессе предпринимательской  деятельности споры, вытекающие из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правонарушений в сфере управления, рассматривают Высший Арбитражный Суд РФ, Высшие арбитражные суды республик в составе РФ, арбитражные суды краев, областей, автономной области, - 23 автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские арбитражные суды.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Нормативно – правовые  акты

1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //Консультант    Плюс, 1992-2012

2) О судебной  системе Российской Федерации : Федеральный конституционный Закон от 31.12.1996 № 1 – ФКЗ (ред. От 08.06.2012)// КонсультантПлюс, 1992-2012

3) О Конституционном  Суде Российской Федерации от 21.07.1994 №1 – ФКЗ (ред. от 28.12.2010 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 09.02.2010)// КонсультантПлюс, 1992-2012

4) Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012)// КонсультантПлюс, 1992-2012

5)  О судоустройстве РСФСР от 08.07.1981 (ред. от 07.02.2011) // Ведомости Верховный совет РСФСР. 1981. № 28. Ст. 976;

6) О статусе судей в РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 10.07.2012) // Российская юстиция. № 11. 1995. Ст. 55;

7) Об арбитражных судах РФ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. Ст. 1447; Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. 3 51.  Ст. 4824.

8)О мировых судьях РФ: Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011) // КонсультантПлюс, 2012.

9) Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) //КонсультантПлюс, 2012

 

 

2. Литература

1) Арбитражные суды Российской Федерации. (Законодательные акты). М.: АО "РАУ-Корпорация",1994.

2) Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах // Российская юстиция. № 1. 2002. 15с.

3) Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М.: 1994. 65с.

4) Бойков А.Д. Третья власть в России (Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990 - 1996 гг.). М.: 1997. 34с.

5) Ефимичев С.П. Нужна ли оглядка на концепцию вчерашнего дня? // Журнал российского права. М.:1997. № 2. 103 – 107с.

6) Козак Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы //Российская юстиция. СПб.: 2001. №9.  66с.

7) Лазарев Л.В. Конституционно - правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. М.:1996. № 6. 4с.

8) Лебедев В. Условия для успешного завершения реформы созданы //  Российская юстиция, №11, ноябрь 2001 г. 36с.

9) Максимов В.В. Мировая юстиция: проблемы и перспективы //Журнал российского права. № 9. 2001.

10) Наумов А. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура - как институт общего надзора // Российская юстиция. № 1, 2002 г. 9с.

11) О статусе судей и судебной системе //Российская юстиция. № 8. 2001. 6с.

12) Сомов С. Развитие института мировых судей и баланс интересов Федерации и регионов // Российская юстиция. № 1. 2002. 16с.

13) Судоустройство: Сборник нормативных документов / Сост. А.П.Рыжаков, А.И.Сергеев.- М.: Белые альвы, 1995.  87с.

14) Наздратенко Е. Единая судебная система // Российская юстиция, №11, 1998

1Наздратенко Е. Единая судебная система // Российская юстиция, №11, 1998

       2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //Консультант    Плюс, 1992-2012

3 О судоустройстве РСФСР от 08.07.1981 (ред. от 07.02.2011) // Ведомости Верховный совет РСФСР. 1981.  № 28. Ст. 976;

4 О статусе судей в РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 10.07.2012) // Российская юстиция. № 11. 1995. Ст. 55;

5. Об арбитражных судах РФ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. Ст. 1447; Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. 3 51.  Ст. 4824.

6 Об арбитражных судах РФ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. Ст. 1447; Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. 3 51.  Ст. 4824.

7 О судебной системе Российской Федерации : Федеральный конституционный Закон от 31.12.1996 № 1 – ФКЗ (ред. От 08.06.2012)// КонсультантПлюс, 1992-2012

8 Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М.: 1994. 65с.

9 Эбзеев Б.С. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995, № 2 - 3. С. 82; Лазарев Л.В. Конституционно - правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 6. С. 4.

10 Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах // Российская юстиция. № 1. 2002. 15с.

11 О судебной системе Российской Федерации : Федеральный конституционный Закон от 31.12.1996 № 1 – ФКЗ (ред. От 08.06.2012)// КонсультантПлюс, 1992-2012

12 О судебной системе Российской Федерации : Федеральный конституционный Закон от 31.12.1996 № 1 – ФКЗ (ред. От 08.06.2012)// КонсультантПлюс, 1992-2012

 

  13 Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012)// КонсультантПлюс, 1992-2012

14 О судебной системе Российской Федерации : Федеральный конституционный Закон от 31.12.1996 № 1 – ФКЗ (ред. От 08.06.2012)// КонсультантПлюс, 1992-2012

15  Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012)// КонсультантПлюс, 1992-2012

16 О мировых судьях РФ: Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011) // КонсультантПлюс, 2012

17 О мировых судьях РФ: Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011) // КонсультантПлюс, 2012

18 Об арбитражных судах РФ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. Ст. 1447; Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. 3 51.  Ст. 4824.

Информация о работе Судебная власть в Российской Федерации