Судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:28, контрольная работа

Краткое описание

Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова “власть” истолковывается в основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Место и роль судебной власти в системе органов Российского государства………………………………………………………………………...5
2 Суд как орган судебной власти. Система судов Российской федерации……8
2.1 Верховный Суд Российской Федерации…………………………………...12
2.2 Мировые судьи………………………………………………………………12
2.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации……………………...13
2.4 Конституционный Суд Российской Федерации…………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….18
Используемая литература……………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

судебная защиа (контрольная)144141.docx

— 39.87 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..3

1 Место и роль судебной власти в системе органов Российского государства………………………………………………………………………...5

2 Суд как орган судебной власти. Система судов Российской федерации……8

2.1 Верховный Суд Российской Федерации…………………………………...12

2.2 Мировые судьи………………………………………………………………12

2.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации……………………...13

2.4 Конституционный Суд Российской Федерации…………………………...14

Заключение……………………………………………………………………….18

Используемая литература……………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема рационального устройства государственной власти и ее органов  стоит остро, столько времени, сколько  существует государство как форма  организации общества. Люди, решавшие эти проблемы, уже давно, многие столетия назад, отметили, что соединение государственной  власти в чьих-то одних руках неизбежно  ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем  выше вероятность произвола  и  злоупотреблений. Об этом свидетельствует  многовековой опыт человечества. Самые  посвященные властители, в руках  которых сосредоточивались неограниченно  все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека. Такой опыт и подталкивал к  поискам путей преодоления подобных негативных явлений.

Концепция судебной власти приобрела  свое первоначальное правовое воплощение  в российском конституциональном законодательстве в связи с утверждением принципа разделения законодательной , исполнительной и судебной властей в качестве основы функционирования Российской Федерации. Сферы их организации должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу.

Судебная власть как политико-правовой феномен означает способность и  возможность волевого воздействия  на поведение людей со стороны  государства, осуществляемого через  специально созданные государственные  структуры – суды и посредством  деятельности судей в особых установленных  законом процедурных формах.

Основное назначение судебной власти заключается в юридической защите прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, в обеспечении  соответствия актов законодательной  и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов. Становление правового государства неразрывно связано с возрастанием роли судебных органов в утверждении конституционной законности, обеспечении государственного правопорядка, противодействии правонарушениям самого различного рода.

Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова “власть” истолковывается в основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Место  и роль судебной власти в  системе органов Российского  государства

 

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Потребность государства в деятельности органов судебной власти определяется необходимостью правового разрешения возникающих в обществе споров, юридически упорядоченного осуществления правоохранительных функций. Государство предоставляет  именно суду право использовать полномочия правосудия: в определенном законом  порядке признать лицо виновным в  совершении преступления или административного  правонарушения, применить к нему меру уголовного наказания или административного  воздействия либо разрешать правовые споры, возникающие между гражданами, между юридическими и физическими  лицами, между указанными субъектами и государством в целом.

Судебная власть - вид государственной  власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

Вместе с тем самостоятельность  судебной власти имеет и внутрисистемное  содержание, выражающееся в независимости  отдельных ее ветвей (системы судов  общей юрисдикции, системы арбитражных  судов и Конституционного Суда РФ) друг от друга. Суды этих подсистем  имеют самостоятельные правовые основы организации их структур и  порядка деятельности. Они сами окончательно разрешают находящиеся на их рассмотрении дела и не имеют права пересматривать решения друг друга. Присущий судебной власти признак самостоятельности  предполагает возможность решения  вопросов самоорганизации внутри системы  органов, созданных этой властью  и состоящей из ее представителей. При этом, если внешняя самостоятельность судебной власти означает ее не подчинённость иным структурам вне судебной системы, то внутренняя самостоятельность заключается в нравственных качествах судей, их способности противостоять внешнему воздействию, сохранять верность закону.

Процессуальный  порядок  деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.

Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

 

 

2. Суд как орган судебной власти. Система судов Российской федерации 

 

Судебная  власть в России принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет только суд (ст. 1 Закона о судебной системе). Понятие “суд” применяется в  различных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее  учреждение, и как состав суда, принявший  решение по конкретному делу, и  т. д.

Суд, реализующий  судебную власть, - только государственный  орган. Иные организации, в названии которых содержится слово “суд” (например, суды чести в Вооруженных  Силах), судебной властью в том  смысле, который заложен в Конституции  Российской Федерации и соответствующих  законах, не обладают и судами не являются.

Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 125), суды общей юрисдикции (ст. 126), арбитражные суды (ст. 127). Все  они относятся к федеральным  судам. Но Закон о судебной системе  определил и суды субъектов Российской Федерации, отнеся к ним конституционные (уставные) суды субъектов Федерации  и мировых судей (ч. 4ст.4).

По процессуальной компетенции  суды подразделяются на:

  • суды первой инстанции;
  • суды второй (кассационной) инстанции;
  • суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается  суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).

Суд первой инстанции — это разбирательство дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в иске — по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации.

Процесс разбирательства дела заключается  в анализе судьей  доказательств  и установлении истины. В результате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу — решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства  судов в течение установленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй инстанции — для мировых судей и районных судов — областной и соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд Российской Федерации) на основании жалоб заинтересованных лип или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен:

признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует  материалам дела, отменить его и  передать дело на новое рассмотрение;

прекратить  дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование;

изменить  в определенных пределах приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства  дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе (председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора  возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

Информация о работе Судебная власть