Судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:28, контрольная работа

Краткое описание

Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова “власть” истолковывается в основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Место и роль судебной власти в системе органов Российского государства………………………………………………………………………...5
2 Суд как орган судебной власти. Система судов Российской федерации……8
2.1 Верховный Суд Российской Федерации…………………………………...12
2.2 Мировые судьи………………………………………………………………12
2.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации……………………...13
2.4 Конституционный Суд Российской Федерации…………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….18
Используемая литература……………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

судебная защиа (контрольная)144141.docx

— 39.87 Кб (Скачать)

Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе 7 Конституции, озаглавленной "Судебная власть", не должно  вводить  в  заблуждение и давать  повод  рассматривать  прокуратуру  как один из органов судебной системы. Единственный субъект этой системы - суд.

Судебная  система России – это установленная  Конституцией Российской Федерации  и федеральным конституционным  законом «О судебной системе Российской Федерации» совокупность судов, организованных на демократических принципах с  учетом федеративного, национально-государственного и административно-территориального устройства (деления ) страны.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В Российской Федерации действуют  федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный  Суд Российской Федерации;

2) Суды  общей юрисдикции, возглавляемые  Верховным Судом РФ;

3) Арбитражные  суды во главе с Высшим Арбитражным  Судом РФ.

Кроме того, Законом «О судебной системе РФ»  предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

 

2.1 Верховный Суд Российской Федерации

 

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам.

2.2 Мировые судьи

 

Потребность иметь отдельных судей, специализирующихся на рассмотрении и разрешении относительно несложных судебных дел, в нашем государстве ощущалась практически постоянно. Временами эта потребность носила весьма острый характер. В период так называемой перестройки, к концу 80-х годов она настолько дала о себе знать, что вынудила даже тогдашних весьма робких реформаторов предпринять определенные шаги, чтобы для осуществления правосудия по разного рода малозначительным делам ввести специализированных судей. И тем самым хоть как-то разгрузить районные (городские) народные суды от нахлынувшего на них потока дел.

Видимо, при подготовке актов субъектов  Российской Федерации следует учесть нормы не только Федерального закона от 17 декабря 1998г. "О мировых судьях в Российской Федерации", но и Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", а также Закона РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации". При установлении материально-технического обеспечения должны быть также учтены и конституционные нормы о распределении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также нормы конституций и уставов субъектов Российской Федерации и их законодательство о государственной службе. Статус мировых судей должен быть определен исходя из единства правового статуса всех судей и единства судебной системы России, закрепленных в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации".

 

2.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

 

Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из правоотношений в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя.

Устав судопроизводства в коммерческих судах определял вопросы подсудности, вызова и явки в суд, отводов, собирания  показаний сторон и т.п. Он включал  в себя 16 глав, 470 статей и Временные  правила о порядке производства дел о несостоятельности из 28 статей.

Обращение в коммерческий суд начиналось с подачи прошения председателю суда, который направлял его в соответствующее  отделение. Если прошение удовлетворяло  формальным требованиям закона, то заводилось дело. Процесс считался начавшимся с момента вручения сторонам повесток.

Система арбитражных судов: Высший Арбитражный Суд, Арбитражные суды округов, Арбитражные суды субъектов.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных  судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной  инстанциях.

Федеральные арбитражные суды округов действуют  в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, в некоторых судах созданы  налоговые коллегии.

 

2.4 Конституционный Суд Российской Федерации

 

Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный контроль относится  к числу эффективных средств  обеспечения верховенства конституционных  предписаний, которое является главным  атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении  правовых актов и действий государственных  органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически  конституционный контроль возник там  и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции  нуждались в гарантиях их реального  исполнения всеми в условиях конкретных государств.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конституционным  законом о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994г.)

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  РФ на всей территории Конституционный  суд РФ:

1) разрешает  дела о соответствии Конституции  РФ:

  а)  федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации,  Государственной Думы, Правительства  РФ;

  б)  конституций республик, уставов,  а также законов и иных нормативных  актов субъектов РФ, изданных  по вопросам, относящимся к ведению  органов государственной власти  РФ и совместному ведению органов  государственной власти РФ и  органов государственной власти  субъектов РФ;

  в)  договоров между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, договоров  между органами государственной  власти субъектов РФ;

  г)  не вступивших в силу международных  договоров РФ;

2) разрешает  споры о компетенции: 

  а)  между федеральными органами  государственной власти;

  б)  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти РФ;

  в)  между высшими государственными  органами субъектов РФ;  

3) по  жалобам на нарушения конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле;

4) дает  толкование Конституции РФ;

5) дает  заключение о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента РФ в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления;

6) выступает  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения; 

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией  РФ, Федеративным договором и  федеральными конституционными  законами; может также пользоваться  правами, предоставляемыми ему  заключенными в соответствии  со статьей 11 Конституции РФ  договорами о разграничении предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, если эти  права не противоречат его  юридической природе и предназначению  в качестве судебного органа  конституционного контроля.

Конституционный Суд РФ решает исключительно  вопросы права. Конституционный  Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств  во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или  иных органов. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит  из 19 судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации  рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления  Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда РФ считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

Заключение

 

В заключении хотелось бы отметить важность темы работы. Тема судебной власти в  нашей стране всегда будет очень  актуальна. В современное время  принято  значительное множество  новых законов, таких как основной закон России – Конституция, а  также: новый Гражданский Кодекс, новый Уголовный Кодекс, новый  кодекс об административных правонарушениях. Введена система работы мировых  судей в Российской Федерации. Практически  каждый год принимаются изменения  и дополнения в основные федеральные  законы страны.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна  она не только своим существованием, а действительностью и применимостью  в реальной жизни нашего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

 

  1. ФКЗ «О судебной системе»  от 31.12.1996 г. //Собрание законодательства РФ. 1997. №.1.
  2. Конституция от 12.12.1993 г. //Российская газета. 1993. 25 декабря.
  3. Терехин В.А. Самостоятельность судебной власти и независимость судей как гарантии прав граждан // Государство и право. 2001. № 8. С. 42-50.
  4. ФКЗ « О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994//Собрание законодательства РФ.1994.№13
  5. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002//Собрание законодательства РФ. 2002.№46.Ст
  6. Анишина В.И. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации: формирование, содержание и перспективы развития. М., 2006.
  7. Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации /Под. ред. В.В. Ершова. М., 2006.
  8. Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности .-М.: Юрист. 1998.
  9. Изварина А. Ф. Судебная власть в Российской Федерации: учебное пособие для юридических вузов и факультетов.- Ростов н/Д: МарТ. 2001
  10. Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: учебное пособие.- М.: Эксмо.2010.
  11. Петрухин И.Л. Проблемы судебной власти в современной России // Государство и право. 2000.

Информация о работе Судебная власть