Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 14:00, курсовая работа
Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей.
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны1. Конституция предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации2.
Объектом курсовой является судебная власть, содержащая статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности3. Судебная власть занимает особое место и представляет собой систему судов различной отраслевой направленности и компетенции. В этом смысле Верховный Суд РФ является высшим звеном судов общей юрисдикции.
Цель данной работы разобраться в принципах его организации, компетенции и его конституционно-правовом статусе.
Предметом курсовой работы является Верховный суд и суды общей юрисдикции.
Актуальность этой темы состоит в раскрытии направленности и организации конституционно-правовых принципов судебной власти РФ, а также дать анализ деятельности Верховного Суда РФ, его компетенции и полномочий в системе судов общей юрисдикции, место и роль Верховного Суда в судебной системе РФ.
Исходя из этого, в ходе работы следует решить следующие задачи:
уяснить принцип демократизма как важнейшего принципа правосудия;
проанализировать конституционно-правовой статус судей;
раскрыть компетенцию Верховного Суда РФ;
дать характеристику структуре судов общей юрисдикции и полномочий Верховного Суда в ней.
Для решения этих задач были использованы нормативные акты, научная литература и так далее. Особую помощь в рассмотрении первого вопроса оказали работы В. Божьева, В. Швецова и др. Глубже понять второй вопрос помогли работы К. Гуценко, К. Ковалева, М. Баглай, Б. Габричидзе, и др.
При написании работы мною использованы следующие методы: контент-анализ нормативно-правовых актов, конкретный исторический анализ.
Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовые принципы судебной власти РФ 5
1.1 Демократизм как важнейший принцип правосудия 5
1.2 Конституционно- правовой статус судей 11
Глава 2. Место и роль Верховного суда в судебной системе РФ………………………………17
2.1 Компетенции Верховного суда……………………………………………………….17
2.2 Структура судов общей юрисдикции и полномочий Верховного Суда в ней……23
Заключение…………………………………………………………………………………………28
Библиографический список использованной литературы 30
Приложения №1……………………………………………………………………32
Приложение№2…………………………………………………………………… 33
Содержание
Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовые принципы судебной власти РФ 5
1.1 Демократизм как важнейший принцип правосудия 5
1.2 Конституционно- правовой статус судей 11
Глава 2. Место и роль Верховного суда в судебной системе РФ………………………………17
2.1
Компетенции Верховного суда………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список использованной литературы 30
Приложения №1……………………………………………………………………32
Приложение№2………………………………………………
Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей.
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны1. Конституция предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации2.
Объектом курсовой является судебная власть, содержащая статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности3. Судебная власть занимает особое место и представляет собой систему судов различной отраслевой направленности и компетенции. В этом смысле Верховный Суд РФ является высшим звеном судов общей юрисдикции.
Цель данной работы разобраться в принципах его организации, компетенции и его конституционно-правовом статусе.
Предметом курсовой работы является Верховный суд и суды общей юрисдикции.
Актуальность
этой темы состоит в раскрытии
направленности и организации конституционно-
Исходя из этого, в ходе работы следует решить следующие задачи:
Для решения этих задач были использованы нормативные акты, научная литература и так далее. Особую помощь в рассмотрении первого вопроса оказали работы В. Божьева, В. Швецова и др. Глубже понять второй вопрос помогли работы К. Гуценко, К. Ковалева, М. Баглай, Б. Габричидзе, и др.
При написании
работы мною использованы следующие
методы: контент-анализ нормативно-правовых
актов, конкретный исторический анализ.
Правовое
демократическое государство
Правосудие необходимо обществу еще в одном важном отношении. Оно обеспечивает разрешение всех конфликтов между людьми и государством без
насилия,
на основе известных всем правовых
правил. Конечно, право тоже являет
собой определенную меру принуждения,
но эта мера согласована с обществом
и воплощена в законах. Каждый
человек должен жить с уверенностью,
что применение к нему принуждения
возможно только через суд, что при
этом он будет иметь возможность
защищаться от обвинений и претензий,
пользоваться демократическими процессуальными
правами. Судебная власть по своей материально-технической
базе самая слабая из трех властей,
но именно на нее, владеющую оружием
естественного права, ложится главное
бремя предотвращать
Большая и труднейшая проблема для любой демократической судебной власти состоит в том, чтобы не поддаваться политическим влияниям. Нельзя, разумеется, вообще отгородиться от политики, поскольку судебная власть является составной частью государства, а государство являет собой форму политической организации общества. То же можно сказать о праве, применять которое призваны судебные органы, оно рождается из политической борьбы и в
определенном смысле служит орудием политики. Юстиция поэтому неизбежно сталкивается с политическими проблемами, а судьи, как и другие люди, не
могут не иметь собственных политических взглядов.
Демократическое
устройство судебной системы выработало
определенные принципы, способные исключить
или по крайней мере ослабить политическое
давление на судебную власть. Этому
служит непартийный характер судейского
корпуса и подлинная
Во
всех демократических государствах
роль судов признается незаменимой
и, зная подъемы и спады, в целом,
безусловно, возрастает. Наряду с судами
общей юрисдикции в большинстве
стран создана специальная
социального прогресса, ибо она по природе своей достаточно консервативна и статична. Но те функции, которые она несет, помогают внедрению в жизнь идеалов и институтов демократии и свободы.
Место
судебной власти в системе органов
государственной власти Российской
Федерации. Все конституции мира
содержат разделы (главы) о судебной
власти. Признание этой ветви власти
самостоятельным предметом
Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды
связаны
с законодательной и
Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой- либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов
исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.
Конституционно-правовые
принципы организации судебной власти.
Разрешением гражданских споров
занимаются различные частные третейские
(арбитражные) суды, административные
комиссии и другие квазисудебные
органы, создаваемые спорящими
Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может
быть
учрежден каким-либо правовым актом, кроме
федерального конституционного закона.
Следовательно, не могут создавать
особые судебные системы и субъекты
РФ, поскольку это привело бы к
нарушению единства судебной системы
страны. Разумеется, на территориях
субъектов РФ существуют судебные органы
общей и арбитражной
Единство судебной системы обеспечивается путем1: