Судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей.
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны1. Конституция предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации2.
Объектом курсовой является судебная власть, содержащая статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности3. Судебная власть занимает особое место и представляет собой систему судов различной отраслевой направленности и компетенции. В этом смысле Верховный Суд РФ является высшим звеном судов общей юрисдикции.
Цель данной работы разобраться в принципах его организации, компетенции и его конституционно-правовом статусе.
Предметом курсовой работы является Верховный суд и суды общей юрисдикции.
Актуальность этой темы состоит в раскрытии направленности и организации конституционно-правовых принципов судебной власти РФ, а также дать анализ деятельности Верховного Суда РФ, его компетенции и полномочий в системе судов общей юрисдикции, место и роль Верховного Суда в судебной системе РФ.
Исходя из этого, в ходе работы следует решить следующие задачи:
уяснить принцип демократизма как важнейшего принципа правосудия;
проанализировать конституционно-правовой статус судей;
раскрыть компетенцию Верховного Суда РФ;
дать характеристику структуре судов общей юрисдикции и полномочий Верховного Суда в ней.
Для решения этих задач были использованы нормативные акты, научная литература и так далее. Особую помощь в рассмотрении первого вопроса оказали работы В. Божьева, В. Швецова и др. Глубже понять второй вопрос помогли работы К. Гуценко, К. Ковалева, М. Баглай, Б. Габричидзе, и др.
При написании работы мною использованы следующие методы: контент-анализ нормативно-правовых актов, конкретный исторический анализ.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовые принципы судебной власти РФ 5
1.1 Демократизм как важнейший принцип правосудия 5
1.2 Конституционно- правовой статус судей 11
Глава 2. Место и роль Верховного суда в судебной системе РФ………………………………17
2.1 Компетенции Верховного суда……………………………………………………….17
2.2 Структура судов общей юрисдикции и полномочий Верховного Суда в ней……23
Заключение…………………………………………………………………………………………28
Библиографический список использованной литературы 30
Приложения №1……………………………………………………………………32
Приложение№2…………………………………………………………………… 33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 62.78 Кб (Скачать)

     Федеральный конституционный закон допускает  создание специализированных федеральных  судов по рассмотрению гражданских  и административных дел (имеются  в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.

      В Конституции РФ установлен строгий  запрет на создание чрезвычайных

судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение  и пр.) не могут появиться на свет какие- либо временные псевдосуды или  трибуналы, выпадающие из конституционно-обусловленной  судебной системы и действующие  без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует  иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные  суды, которые являются частью федеральной  судебной системы и рассматривают  дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

      Конституционно-правовые основы судебного процесса. Судебная власть, как никакая другая, осуществляется в строгих процессуальных формах. Эти формы выражают собой важные гарантии свободы человека, а потому требуют конституционного закрепления  своих основ. Основные из этих гарантий закреплены в Конституции РФ (презумпция невиновности, запрет повторного осуждения, право на пересмотр приговоров и  др.)1. В то же время ряд основополагающих принципов судопроизводства, по существу также являющихся демократическими гарантиями для граждан, закреплены в Конституции РФ2. Это универсальные, общепризнанные во всем мире принципы, зафиксированные в Международном пакте о гражданских и политических правах.

      1. Разбирательство дел во всех  судах открытое. Слушание дела  в закрытом заседании допускается  в случаях, предусмотренных федеральным            

законом. Принцип гласности (публичности) разбирательства  закреплен во всех процессуальных кодексах (гражданском, уголовном, административном, арбитражном), он допускает исключения только в тех случаях, когда этого

требует государственная или коммерческая тайна. Закрытое судебное разбирательство  возможно - также при разбирательстве  дел, связанных с половыми преступлениями, преступлениями лиц, не достигших 16- летнего  возраста, и для предотвращения разглашения  сведений об интимных сторонах жизни  участвующих в деле лиц. Есть ограничения  гласности и для некоторых  гражданских дел (тайна усыновления, опека над детьми). Закрытое разбирательство  не означает какого-либо ослабления процессуальных гарантий или отступления от общих  правил судопроизводства, оно только закрывает 

доступ  в зал суда Для публики и  средств массовой информации. Но приговоры  и решения оглашаются в открытом заседании суда.

      2. Заочное разбирательство уголовных  дел в судах не допускается,  кроме случаев, предусмотренных  федеральным законом. На такие  случаи указывает Уголовно-процессуальный  кодекс РСФСР: отсутствие подсудимого  в пределах страны и его  уклонение от явки в суд,  ходатайство подсудимого о разбирательстве  дела в его отсутствие, когда  не может быть назначено наказание  в виде лишения свободы.

      3. Судопроизводство осуществляется  на основе состязательности и  равноправия сторон. Эта конституционная  норма ставит в равное положение  все стороны в процессе (в гражданском  это истец и ответчик, в уголовном  - подсудимый, прокурор и защитник, в конституционном - орган, оспаривающий  конституционность нормативного  акта, и орган, издавший этот  акт). Своим

острием она направлена против чрезмерной роли прокурора в уголовном процессе, что было свойственно процессу в  тоталитарный период; это подрывало  независимость суда и право граждан  на защиту, придавая правосудию обвинительный  уклон.

      4. В случаях, предусмотренных федеральным  законом, судопроизводство осуществляется  с участием присяжных заседателей1. Наиболее тяжкие и опасные преступления, по которым дела могут быть рассмотрены судом

присяжных - это измена Родине, террористический акт, призывы к насильственному  изменению конституционного строя, бандитизм и ряд других2. По этим составам преступления предусмотрены суровые наказания (длительное лишение свободы и даже смертная казнь), что порождает необходимость усиления гарантий защиты обвиняемых. Суд присяжных образуется при краевом, областном и городском суде в количестве двенадцати заседателей и одного судьи, он комплектуется администрацией края, области и города из числа избирателей. Особенности рассмотрения дела этой формой правосудия подробно регламентируются законом.

      Таким образом, демократизм является важнейшим  принципом правосудия, который закрепляет за собой такие демократические  принципы судопроизводства, как принцип  состязательности и равноправия  сторон, осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей, открытое разбирательство дел в  судах.

      1.2 Конституционно- правовой статус судей

     Правовое  положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения1. Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для

всех  без исключения государственных  органов, общественных объединений, должностных  лиц, других юридических и физических лиц. Проявление неуважения к суду или  судьям, неисполнение требований и  распоряжений судей влечет установленную  законом ответственность.

      Все судьи обладают единым статусом. Определенными  особенностями отмечено правовое положение  судей военных судов и судей  Конституционного Суда РФ.

     В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются  определенные требования. Судьями могут  быть только лица, имеющие гражданство  РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии  не менее пяти лет2. При этом под "юридической профессией" понимается работа в судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская деятельность в области права.

      Наряду  с этими конституционными требованиями законом установлен и ряд дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны  неукоснительно соблюдать Конституцию  РФ и другие законы. Судья при  исполнении своих 

полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло  бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать  сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судье 

запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также

совмещать работу в должности судьи с  другой оплачиваемой работой, кроме 

научной, преподавательской, литературной и  иной творческой деятельности.

      Закон также требует, чтобы на должность  судьи назначались лица, не совершившие  порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При  этом судьей вышестоящего суда может  быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Для судей Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет.

      Порядок назначения судей. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ назначаются Советом  Федерации по представлению Президента РФ1. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

      Независимость. Важнейшим конституционным принципом  организации судебной власти является независимость судей. "Судьи независимы и 

подчиняются только Конституции Российской Федерации  и федеральному закону"2. Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы

людей. Подчинение судей Конституции  РФ указывает на то, что судьи в  первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку  Конституция РФ есть акт высшей юридической  силы и к тому же имеет прямое действие. Они должны также подчиняться  федеральным законам, что, однако не следует понимать как право на игнорирование законов субъектов  РФ. Соединяя независимость судей  с их подчинением Конституции  РФ и законам. Конституция РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость  правосудия нужна как раз для  того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализацию конституционных и законодательных  норм.

      При осуществлении правосудия Верховного Суда РФ независимы и подчиняются  только Конституции Российской Федерации  и закону. Правовые гарантии провозглашенной  в Конституции РФ независимости  судей конкретизированы и развиты  в законах '' О статусе судей  в РФ'', '' О судебной системе в  РФ'', определены гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством  РФ.

      Независимость судей Верховного Суда РФ гарантируется: установленным Конституцией РФ порядком назначения их на должности судьи; предусмотренной  федеральным законом процедурой правосудия;

запретом, под угрозой ответственности, чьего  бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным  федеральным законом порядком приостановления  и прекращения полномочий судьи; правом

судьи на отставку; неприкосновенностью и  несменяемостью судьи; мерами его безопасности; системой органов судейского общества; предоставлением судье государством материального и социального  обеспечения, соответствующего его  высокому статусу.

      Материальные  и социальные гарантии независимости  судьи Верховного суда РФ, связанные  с оплатой его труда, предоставлением  ежегодного отпуска, социальным обеспечением, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни  и здоровья судьи и членов его  семьи, а также принадлежащей  им собственности, устанавливаются  применительно к гарантиям, предусмотренным  законодательством РФ для судей  иных высших федеральных судов, а  также для соответствующих должностных  лиц высших органов государственной  власти.

      Гарантии  независимости, включая меры его  правильной защиты, материального и  социального обеспечения, не могут  быть отменены, снижены или каким-либо иным способом ограничены иными нормативными актами РФ и ее субъектов1.

     Требования, предъявляемые к кандидатам на должности  судей Верховного Суда РФ, гарантии независимости и неприкосновенности судей, включая меры их правовой защиты, материального и социального  обеспечения,

определяются  федеральным законом. Судьи Верховного Суда несменяемы. Их

полномочия  на занимаемых должностях не ограничены определенным сроком и 

возрастом. Эти полномочия судей Верховного Суда не могут быть приостановлены или прекращены не иначе как в  порядке и по основаниям, установленным  законом '' О статусе судей в  РФ''.

      Несменяемость. Судьи несменяемы2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Он не  подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, даже если речь идет о переводе в вышестоящий суд. Несменяемость в отличие от выборности судей создает прочную судебную систему, в которой судья не должен беспокоиться за свое переизбрание, а следовательно, в гораздо большей степени чувствует себя независимым.

      Приостановление полномочий судьи не может осуществляться произвольно. Для этого требуется  решение квалификационной коллегии судей при наличии одного из указанных  в Законе оснований, которые носят  характер

конкретных  фактов и не оставляют места субъективной оценке деятельности судьи. Этими основаниями  являются:

      1) признание судьи безвестно отсутствующим  решением суда, вступившим в законную  силу;

Информация о работе Судебная власть