Судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой является принцип разделения властей.
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны1. Конституция предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации2.
Объектом курсовой является судебная власть, содержащая статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности3. Судебная власть занимает особое место и представляет собой систему судов различной отраслевой направленности и компетенции. В этом смысле Верховный Суд РФ является высшим звеном судов общей юрисдикции.
Цель данной работы разобраться в принципах его организации, компетенции и его конституционно-правовом статусе.
Предметом курсовой работы является Верховный суд и суды общей юрисдикции.
Актуальность этой темы состоит в раскрытии направленности и организации конституционно-правовых принципов судебной власти РФ, а также дать анализ деятельности Верховного Суда РФ, его компетенции и полномочий в системе судов общей юрисдикции, место и роль Верховного Суда в судебной системе РФ.
Исходя из этого, в ходе работы следует решить следующие задачи:
уяснить принцип демократизма как важнейшего принципа правосудия;
проанализировать конституционно-правовой статус судей;
раскрыть компетенцию Верховного Суда РФ;
дать характеристику структуре судов общей юрисдикции и полномочий Верховного Суда в ней.
Для решения этих задач были использованы нормативные акты, научная литература и так далее. Особую помощь в рассмотрении первого вопроса оказали работы В. Божьева, В. Швецова и др. Глубже понять второй вопрос помогли работы К. Гуценко, К. Ковалева, М. Баглай, Б. Габричидзе, и др.
При написании работы мною использованы следующие методы: контент-анализ нормативно-правовых актов, конкретный исторический анализ.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовые принципы судебной власти РФ 5
1.1 Демократизм как важнейший принцип правосудия 5
1.2 Конституционно- правовой статус судей 11
Глава 2. Место и роль Верховного суда в судебной системе РФ………………………………17
2.1 Компетенции Верховного суда……………………………………………………….17
2.2 Структура судов общей юрисдикции и полномочий Верховного Суда в ней……23
Заключение…………………………………………………………………………………………28
Библиографический список использованной литературы 30
Приложения №1……………………………………………………………………32
Приложение№2…………………………………………………………………… 33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 62.78 Кб (Скачать)

     2) согласие квалификационной коллегии  судей на привлечение судьи  к уголовной ответственности  или заключение его под стражу;

      3) участие судьи в предвыборной  кампании в качестве кандидата  в состав органа законодательной  (представительной) власти Российской  Федерации или субъекта РФ;

      4) избрание судьи в состав одного  из вышеупомянутых органов власти.

      Полномочия  судьи могут быть возобновлены решением той же квалификационной коллегии судей, которая приостановила его полномочия.

      Прекращение полномочий судьи возможно только на установленных законом основаниях, а именно - письменного заявления  об отставке, по состоянию здоровья, в связи с переходом на другую работу, истечения срока полномочий, прекращения гражданства РФ, увольнения судьи военного суда с военной  службы. Его полномочия прекращаются также в случаях:

  • занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  • вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
  • совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;
  • вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
  • отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

      Полномочия  судьи прекращаются решением квалификационной коллегии судей.

      Закон предусматривает также возможность  отставки судьи, которая представляет собой почетный уход или почетное удаление судьи с должности. В  этом случае за ним сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а также предоставляется ежемесячное пожизненное содержание и ряд льгот.

      Неприкосновенность. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной  ответственности иначе как в  порядке, определяемом федеральным  законом1. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Нарушение этих прав судьи возможно только в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи1.

      Неприкосновенность - существенная гарантия независимости  судьи,

дающая  ему возможность спокойно выполнять  свои обязанности, несмотря на угрозы, шантаж и даже попытки посягательства на жизнь со стороны 

преступного мира. Это одновременно и гарантия от бюрократического администрирования  со стороны государственных органов, вышестоящих судов.

В этих целях запрещено привлекать судей  к административной и дисциплинарной ответственности. Его нельзя привлечь к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении  правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его  виновность в преступном злоупотреблении.

      Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно  доставлен в тот или иной государственный  орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в  совершении преступления, задержанный  или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган  в порядке производства по делам  об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.

      Конституция РФ особо выделяет гарантии неприкосновенности судей от необоснованного привлечения  к уголовной ответственности. Привлечь судью к

уголовной ответственности можно не иначе  как в порядке, определяемом Федеральным  законом. Уголовное дело в отношении  судьи может быть

возбуждено  только Генеральным прокурором РФ при  наличии на то согласия соответствующей  квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается  не иначе как с согласия квалификационной коллегии и с 

санкции Генерального прокурора РФ либо по решению суда. Уголовное дело в  отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного  разбирательства, должно быть рассмотрено  только Верховным Судом РФ.

      Все это вовсе не превращает судей  в некую секту "неприкасаемых". Как и другие граждане, они несут  уголовную и гражданскую ответственность  за правонарушения. Но специфика судейского труда, авторитет судебной власти требуют  повышенных гарантий защиты прав, этой категории государственных служащих.

      Подводя итоги можно сказать, что судьи  обладают единым конституционно-правовым статусом, который определяется таким  важным конституционным принципом  как независимость, несменяемость  и неприкосновенность судей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Место и роль Верховного Суда в  судебной системе РФ

      2.1 Компетенция Верховного  Суда

    Верховный Суд РФ является высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции, осуществляет в  предусмотренных федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики4. Конституция четко определяет место и роль судебной власти в системе государственного механизма РФ и разделения властей. Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей

юрисдикции  страны, действует самостоятельно и  независимо от других органов государственной  власти и никому не подотчетен. Он является высшим  судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным 

судам общей юрисдикции. В своей деятельности по осуществлению правосудия

Верховный Суд РФ руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, а также конституциями (уставами) и другими законами субъектов  РФ.

      На  это Верховный Суд РФ ориентировал и нижестоящие суды. Так, учитывая новизну, высокий правозащитный  потенциал новой Конституции, а  также отставание действовавшего законодательства от ее норм и обусловленные всем этим изменения ситуации в сфере  правосудия, было принято специальное  постановление Пленума Верховного Суда РФ1. В частности, исходя из закрепленного в ней положения о высшей юридической силе и прямом действии Конституции, ориентировал суды на непосредственное применение в необходимых случаях ее норм, а также норм международного

права.

      Судопроизводство  в Верховном Суде РФ ведется на русском языке - государственном  языке РФ. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком

судопроизводства, обеспечивается право выступать  и давать объяснения на их родном языке  либо на другом языке, которым они  владеют.

      Перечень  дел, в отношении которых Верховный  Суд РФ является высшим судебным органом, выглядит не очень определенно. Упомянуты 

общеизвестные категории гражданских, уголовных  и административных дел, но

не раскрыто содержание "иных дел", что должно быть истолковано, как возможность  в будущем расширить подсудность  судов общей юрисдикции.

      Сомнению  часто подвергается право Верховного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики, в котором многие также видят опасность для  независимости нижестоящих судов. Однако и здесь такая опасность  не выглядит основательной. Разъяснения  теперь, в отличие от прежних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служат единообразию правоприменительной практики по конкретным вопросам, а потому приветствуются самими судами. Нигде в законе такие  разъяснения не называются обязательными, но ясно, что они имеют смысл  только в том случае, если все  суды будут им следовать.

      Верховный Суд РФ может также выступать  в качестве суда первой инстанции  по определенной категории дел. Например, судья, против которого возбуждено уголовное  дело, имеет право просить, чтобы  оно было рассмотрено

Верховным Судом в первой инстанции; этим Судом  рассматриваются жалобы на решения  квалификационных коллегий об отрешении  судьи от должности, на

ненормативные акты Президента РФ, Федерального собрания. Правительства и др. Верховный  Суд обладает правом законодательной  инициативы, он наделен полномочием  рассматривать жалобы граждан, связанные  с нарушениями 

избирательных прав (по выборам Президента РФ и  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания)1.

     Количественный  состав Верховного Суда РФ2. В штатную численность членов Суда входят 100 судей, Председатель, первый заместитель и пять заместителей Председателя, Председатель, заместитель Председателя и 6 судей военной коллегии Верховного Суда РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

     Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом  его работы, что отражает соответствующую  широкую деятельность судов общей  юрисдикции. Верховный Суд РФ действует  в составе:

1) Пленума  Верховного Суда;

2) Президиума  Верховного Суда;

3) Судебной  коллегии по гражданским делам;

4) Судебной  коллегии по уголовным делам;

5) Военной  коллегии;

6) Кассационной  коллегии.

      Председатель  и заместители Председателя Верховного Суда. Эти должностные лица организуют работу Верховного Суда и обладают самостоятельными процессуальными  правами.

      Председатель  Верховного Суда приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения  и постановления по судебным делам, а в случаях и порядке, установленных  законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и  постановлений по судебным делам. Он организует работу по изучению и обобщению  судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в  государственные органы, общественные организации и должностным лицам  об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

      Председатель  Верховного Суда созывает Пленум и  Президиум Верховного Суда и председательствует на их заседаниях, вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его  решения, может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела.

      По  приглашению Председателя Верховного Суда РФ в работе Пленума могут  участвовать члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ и  другие лица.

      Председатель  Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации  Федерального Собрания РФ по представлению  Президента России, основанному на заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

      Председатель  Верховного Суда представляет Президенту РФ кандидатов для назначения на судебные должности Верховного Суда РФ и других федеральных судов общей юрисдикции. Председатель Верховного Суда представляет Пленуму Верховного Суда РФ для утверждения  составы судебных коллегий Верховного Суда, кандидатуру секретаря Пленума  Верховного Суда, состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ. Он распределяет обязанности между  заместителями Председателя Верховного Суда РФ. К его функциям отнесено взаимодействие с Правительством РФ при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования Верховного Суда РФ. С согласия Совета судей РФ Председатель Верховного Суда назначает на должность и освобождает  от должности Генерального директора  Судебного департамента  при Верховном  Суде РФ.

Информация о работе Судебная власть