Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:34, реферат
Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и федеральному конституционному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
1
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Судебная
власть признается как разновидность
государственной власти наряду с
законодательной и
Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.
Судебная
власть полностью самостоятельна в
вынесении судебных решений и
приговоров, но их исполнение относится
к обязанностям исполнительной власти.
Возможность судебного
Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти.
Согласно
Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная
власть в Российской Федерации осуществляется
посредством четырех видов
- конституционного;
- гражданского;
- административного;
- уголовного.
Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.
Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.
В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:
1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
2.
Суды общей юрисдикции. Они включают
Верховный Суд РФ, верховные суды
республик, краевые и
Судьями
общей юрисдикции субъектов РФ являются
мировые судьи, которые в пределах
своей компетенции
3.
Арбитражные суды. В эту систему
входят Высший Арбитражный суд
РФ, федеральные арбитражные суды
округов, арбитражные суды
Конституция Российской Федерации установила в статье 125 четыре группы полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Это
- проверка конституционности законов, иных правовых нормативных актов и договоров, осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);
- разрешение споров о компетенции; толкование Конституции Российской Федерации;
- дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или в другом тяжком преступлении.
Кроме того, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» 1995 г. ввел новое полномочие Конституционного Суда Российской Федерации – проверять по запросу Президента Российской Федерации до назначения референдума соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в отношении инициативы референдума.
Конституция
РФ (ст. 126) устанавливает, что Верховный
Суд Российской Федерации является
высшим судебным органом по гражданским,
уголовным, административным и иным
делам, подсудным судам общей
юрисдикции, осуществляет в предусмотренных
федеральным законом
Из этой нормы становится ясным, что Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. Полномочия Верховного Суда РФ закреплены также в Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и в ряде законов.
Верховный Суд является высшим судебным органом не для всех федеральных судов, а только для судов общей юрисдикции, в его ведение не входит конституционная и арбитражная юстиция.
Верховный Суд РФ может также выступать в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел. Например, судья, против которого возбуждено уголовное дело, имеет право просить, чтобы оно было рассмотрено Верховным Судом в первой инстанции; этим Судом рассматриваются жалобы на решения квалификационных коллегий об отрешении судьи от должности, на ненормативные акты Президента РФ, Федерального собрания, Правительства и др.
Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, он наделен полномочием рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениями избирательных прав (по выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания).
Верховный Суд РФ действует в составе:
1) Пленума Верховного Суда;
2) Президиума Верховного Суда;
3)
Судебной коллегии по
4)
Судебной коллегии по
5) Военной коллегии.
В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» являются федеральными судами общей юрисдикции. Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом.
В
соответствии с действующим
Среди рассматриваемых военными судами уголовных дел о воинских преступлениях преобладают дела, связанные с уклонением от военной службы, нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, нарушением правил обращения с оружием, повлекшим тяжкие последствия.
Военными
судами рассматриваются также
Помимо
уголовных дел, к подсудности
военных судов отнесен широкий
перечень гражданских и административных
дел, связанных с обжалованием военнослужащими
неправомерных действий органов
военного управления и воинских должностных
лиц. В частности, военные суды рассматривают
дела о защите прав, свобод и охраняемых
законом интересов
Наибольшее количество жалоб связано с необеспечением военнослужащих положенными видами довольствия и увольнением с военной службы. Подавляющее большинство жалоб военнослужащих удовлетворяется и права военнослужащих восстанавливаются на основании решения суда.
Кроме
того, Военная коллегия Верховного
Суда Российской Федерации рассматривает
в первой инстанции дела об оспаривании
ненормативных актов Президента
Российской Федерации, нормативных
актов Правительства Российской
Федерации, Министерства обороны Российской
Федерации, иных федеральных органов
исполнительной власти, в которых
законом предусмотрена военная
служба, касающихся прав, свобод и охраняемых
законом интересов
Таким образом, разрешая на основе закона спорные вопросы, возникающие в процессе прохождения военной службы гражданами Российской Федерации, военные суды в настоящее время обеспечивают гарантии соблюдения прав и свобод военнослужащих.
Арбитражные суды – это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей. Организационно-структурная система арбитражных судов строится на трех уровнях.
Первый уровень составляют федеральные арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения. Общее количество арбитражных судов первого уровня - 81.
Второй уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Третий уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.