Судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:34, реферат

Краткое описание

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и федеральному конституционному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Правоведение.docx

— 34.08 Кб (Скачать)

   1 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ 

   Судебная  власть признается как разновидность  государственной власти наряду с  законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости  судей, которые подчиняются только Конституции РФ и федеральному конституционному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

   Судебная  власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с  Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную  власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

   Судебная  власть полностью самостоятельна в  вынесении судебных решений и  приговоров, но их исполнение относится  к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования  гражданами действий (бездействия) должностных  лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять  незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную  власть.

   Принцип разделения властей важен также  для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти.

   Согласно  Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

   - конституционного;

   - гражданского;

   - административного;

   - уголовного.

   Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом  процессуальных правил.

   Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается  Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

   Отсюда  вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может  быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать  особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к  нарушению единства судебной системы страны.

   В настоящее время судебная система  РФ состоит из следующих судов:

   1. Конституционная юстиция. Она  включает Конституционный Суд  РФ, а также конституционные и  уставные суды в субъектах  РФ, которые, однако, не составляют  единой системы с федеральным  Конституционным Судом.

   2. Суды общей юрисдикции. Они включают  Верховный Суд РФ, верховные суды  республик, краевые и областные  суды, суды автономной области  и автономных округов, городские  суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные  суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях  и т. д.). Они осуществляют правосудие  по уголовным, гражданским делам  и делам, возникающим из административных  правонарушений.

   Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают  гражданские, административные и уголовные  дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются  федеральным законом и законом  субъекта РФ.

   3. Арбитражные суды. В эту систему  входят Высший Арбитражный суд  РФ, федеральные арбитражные суды  округов, арбитражные суды республик  и других субъектов РФ. Они  осуществляют правосудие путем  разрешения экономических споров  и рассмотрения ряда иных дел. 

   Конституция Российской Федерации установила в  статье 125 четыре группы полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Это 

   - проверка конституционности законов, иных правовых нормативных актов и договоров, осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);

   - разрешение споров о компетенции; толкование Конституции Российской Федерации;

   - дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или в другом тяжком преступлении.

   Кроме того, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» 1995 г. ввел новое полномочие Конституционного Суда Российской Федерации – проверять по запросу Президента Российской Федерации до назначения референдума соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в отношении инициативы референдума.

   Конституция РФ (ст. 126) устанавливает, что Верховный  Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей  юрисдикции, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

   Из  этой нормы становится ясным, что  Верховный Суд РФ возглавляет  систему судов общей юрисдикции. Полномочия Верховного Суда РФ закреплены также в Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и в ряде законов.

   Верховный Суд является высшим судебным органом  не для всех федеральных судов, а  только для судов общей юрисдикции, в его ведение не входит конституционная  и арбитражная юстиция.

   Верховный Суд РФ может также выступать  в качестве суда первой инстанции  по определенной категории дел. Например, судья, против которого возбуждено уголовное  дело, имеет право просить, чтобы  оно было рассмотрено Верховным  Судом в первой инстанции; этим Судом  рассматриваются жалобы на решения  квалификационных коллегий об отрешении  судьи от должности, на ненормативные  акты Президента РФ, Федерального собрания, Правительства и др.

   Верховный Суд обладает правом законодательной  инициативы, он наделен полномочием  рассматривать жалобы граждан, связанные  с нарушениями избирательных  прав (по выборам Президента РФ и  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания).

   Верховный Суд РФ действует в составе:

   1) Пленума Верховного Суда;

   2) Президиума Верховного Суда;

   3) Судебной коллегии по гражданским  делам; 

   4) Судебной коллегии по уголовным  делам; 

   5) Военной коллегии.

   В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных  судов, которые в соответствии с  Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» являются федеральными судами общей юрисдикции. Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом.

   В соответствии с действующим законодательством  к подсудности военных судов  отнесены уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, обладающими  статусом военнослужащих, а также  военнообязанными во время прохождения  ими сборов. При обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, если дело хотя бы об одном из преступлений подсудно военному суду, дело о всех преступлениях  рассматривается военным судом.

   Среди рассматриваемых военными судами уголовных  дел о воинских преступлениях  преобладают дела, связанные с  уклонением от военной службы, нарушением уставных правил взаимоотношений между  военнослужащими, нарушением правил обращения  с оружием, повлекшим тяжкие последствия.

   Военными  судами рассматриваются также материалы, связанные с ограничениями в  процессе производства по уголовным  делам конституционных прав и  свобод военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных  и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

   Помимо  уголовных дел, к подсудности  военных судов отнесен широкий  перечень гражданских и административных дел, связанных с обжалованием военнослужащими  неправомерных действий органов  военного управления и воинских должностных  лиц. В частности, военные суды рассматривают  дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, от неправомерных решений и действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц, а  также дела в отношении граждан, уволенных с военной службы, чьи права и интересы были нарушены во время прохождения военной службы (военных сборов) воинскими должностными лицами и органами военного управления.

   Наибольшее  количество жалоб связано с необеспечением военнослужащих положенными видами довольствия и увольнением с  военной службы. Подавляющее большинство  жалоб военнослужащих удовлетворяется  и права военнослужащих восстанавливаются  на основании решения суда.

   Кроме того, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает  в первой инстанции дела об оспаривании  ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных  актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов  исполнительной власти, в которых  законом предусмотрена военная  служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.

   Таким образом, разрешая на основе закона спорные  вопросы, возникающие в процессе прохождения военной службы гражданами Российской Федерации, военные суды в настоящее время обеспечивают гарантии соблюдения прав и свобод военнослужащих.

   Арбитражные суды – это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей. Организационно-структурная система арбитражных судов строится на трех уровнях.

   Первый  уровень составляют федеральные  арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные  суды республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения. Общее количество арбитражных судов первого уровня - 81.

   Второй  уровень образуют 10 федеральных  арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

   Третий  уровень представляет Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации.

Информация о работе Судебная власть