Зарождение и развитие судебной власти в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы осветить вопросы зарождения и развития судебной власти в России, ее совершенствования на современном этапе развития государства. Для этого так же необходимо дать анализ организации и деятельности судов, составляющих единую судебную систему Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ.
§ 1 Зарождение и развитие судебной власти в России …………….. 6
§ 2 Совершенствование судебной системы в современном
Российском государстве ……………………………………………... 24
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
§ 1 Суды общей юрисдикции в Российской Федерации ………….. 37
§ 2 Арбитражные суды в Российской Федерации …………………. 59
§ 3 Конституционное судопроизводство в Российской
Федерации ……………………………………………………………. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………… 84

Файлы: 1 файл

диплом2.doc

— 418.50 Кб (Скачать)

 ФКЗ «О судебной  системе РФ»132 включил конституционные (уставные) суды субъектов РФ в судебную систему Российской Федерации. При этом конституционные (уставные) суды субъектов РФ не составляют единой системы с Конституционным Судом РФ. Они являются судами субъектов РФ. Порядок формирования и компетенция данных судов устанавливается законами субъектов РФ133.

  В настоящее время конституционные  суды созданы в Башкортостане,  Бурятии, Дагестане, Кабардино – Балкарии, Карелии, Коми, Марий Эл, Саха (Якутии), Татарстане. В Северной Осетии – Алании действует Комитет конституционного контроля, в Адыгее – Конституционная палата. Создание органов конституционного контроля предусмотрено уставами 16 субъектов РФ (краев, областей, городов федерального значения).

 Порядок образования  и численный состав конституционных (уставных) судов различен и определяется законодательством субъектов РФ.Ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ» говорит, что конституционные (уставные) суды создаются для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов РФ, нормативных правовых актов  органов государственной власти, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов  РФ закреплена в конституциях, уставах, специальных  законах  субъектов РФ. Согласно законодательству субъектов РФ конституционный (уставный) суд и другие органы конституционного правосудия субъекта РФ:

  1. проверяет соответствие конституции (уставу) субъекта РФ законов, нормативных актов президента (губернатора, мэра), законодательного органа, правительства, актов органов местного самоуправления; о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ договоров и соглашений между субъектом РФ и Российской Федерацией, договоров и соглашений с другими субъектами, международных договоров субъекта РФ:
  2. разрешает споры о компетенции между органами государственной власти субъекта РФ, между органами государственной власти  и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления;
  3. выносит решения по жалобам граждан на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов относительно конституционности закона субъекта РФ, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
  4. дает толкование конституции (устава) субъекта РФ:
  5. участвует в процессах по поводу отрешения от должности президента (губернатора, мэра) субъекта РФ;

          6. имеет право  законодательной  инициативой в пределах своей компетенции.

Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ имеет  определенные особенности по сравнению  с компетенцией Конституционного Суда РФ. Так, в Бурятии, Карелии, Тыве, Саха (Якутии), Марий Эл, Адыгее органы конституционного правосудия наделены правом контроля как нормативных, так и ненормативных актов высших органов государственной власти. Конституционный суд Дагестана дает заключения о конституционности договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и  органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с п. 3 с. 11 Конституции РФ. Конституционный суд Тывы разрешает конституционно-правовые споры между государственными органами и общественными  организациями. В некоторых субъектах (Башкортостан, Саха (Якутия) конституционные (уставные) суды определяют конституционность партий. Конституционный суд Кабардино-Балкарии участвует в вопросе о роспуске парламента республики134.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ решают исключительно вопросы права. Постановления конституционных (уставных) судов и других органов конституционного правосудия субъектов РФ являются обязательными для всех органов государственной власти и  органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных и юридических  лиц. Решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий не может быть пересмотрено другим судом135.

       

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Подводя итоги работы, нельзя не вспомнить о ст. 2 Конституции  РФ, в которой установлен основополагающий принцип правового государства: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Последовательное претворение в жизнь этого конституционной нормы может осуществить лишь сильное, независимое государство, построенное в соответствии с общепризнанными демократическими принципами.

Укрепление Российского  государства предполагает решение  трех основных задач. Во-первых, оптимизация федерального устройства страны, во-вторых, улучшение управления (т.е. совершенствование исполнительной власти) и, в-третьих, создание подлинно независимой судебной власти, поскольку только независимая и самостоятельная судебная власть способна надежно и эффективно обеспечить права и свободы граждан. В случае успешного осуществления этих мероприятий был бы на деле реализован принцип разделения властей, без которого нельзя построить правовое государство136.

Формирование судебной власти современной России, создание независимых судов, новых видов и правил судопроизводства после 1991-1993 гг. было неизбежно. «История подтверждает, что социально-политические и экономические преобразования в любой стране влекут и изменения судебной системы… После реформ в России 1864г. были приняты законы о судоустройстве и судопроизводстве, которыми началась судебная реформа»137.

Судебная реформа, как одна из стратегических линий развития государственности в Российской Федерации, имела строго определенную цель – становление в России самостоятельной судебной власти, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве, осуществляемых посредством мер правового характера.

Говоря о главном  итоге судебной реформы (которая началась с утверждения Концепции судебной реформы в 1991 г.), можно сказать, что в Российской Федерации утвердилась судебная власть. Принят ряд основополагающих законов, закрепивших принципы организации и функционирования судебной власти и статус судей. Удалось отстоять концептуальные идеи судебной реформы от попыток пересмотра, сохранить ряд принципиальных позиций, обеспечивающих единство судебной системы, статус судей, формирование  судейского корпуса и обеспечение деятельности судов138. «Самостоятельная судебная власть в России, не смотря на проблемы, все – таки состоялась. Мы можем  и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована. В России сегодня действует Конституционный Суд и уставные суды в субъектах Федерации, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды…Работает суд присяжных…К отправлению правосудия приступили мировые судьи»139.

В процессе судебной реформы  проведена громадная работа, в  результате которой в России была построена судебная система. Наряду с этим, благодаря активной позиции Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, советов судей, квалификационных коллегий судей и Судебного департамента при Верховном Судет РФ сформирован работоспособный судейский корпус, состоящий из квалифицированных юристов. В этих условиях остается лишь планомерно решать вопросы дальнейшего развития и совершенствования судоустройства, судопроизводства и должного организационного, прежде всего кадрового и финансового, обеспечения судебной деятельности140.

Судебная реформа – задача общегосударственная, она требует согласованных усилий законодательной, исполнительной и судебной властей, серьезного ресурсного и организационного обеспечения. В настоящий момент такие возможности у государства есть, поэтому можно надеяться, что дальнейшее совершенствование  и завершение судебной реформы пройдет успешно. Социально-экономическая система, пришедшая на смену тоталитарного устройства общества, создает необходимый фундамент построения юстиции цивилизованного государства, который исключает возможность контрреформы. И если прошедшие со дня принятия Концепции судебной реформы десятилетие считать не финишем, а промежуточным этапом, то оснований для оптимистического взгляда на будущее российской юстиции существенно больше, чем для мрачных прогнозов»141.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

I. Нормативно-правовые акты

 

 

1. Конституция Российской  Федерации. – М.: НОРМА, 2004.

 

2. Федеральный конституционный  закон РФ от 31 декабря 1996 г.  № 1-ФКЗ «О судебной системе  Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

 

3. Федеральный конституционный  закон РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ  «О Конституционном Суде  Российской  Федерации»// Собрание законодательства  РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

 

4. Федеральный конституционный закон РФ от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.

 

5. Федеральный конституционный  закон РФ от 23 июня 1999 г.  № 1-ФКЗ  «О военных судах  Российской  Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3170.

 

6. Федеральный закон  РФ от 3 декабря 1994 г. №  55-ФЗ  «О некоторых вопросах организации  деятельности военных судов и  органов военной юстиции»// Собрание  законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3305.

7. Федеральный закон  РФ от 28 мая  2001 г. № 61-ФЗ «Об  увеличении штатной численности  судей и работников аппаратов  арбитражных судов в  Российской  Федерации»// Собрание законодательства  РФ. 2001. № 23. Ст. 2279.

 

8. Федеральный закон  РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

 

9. Федеральный закон  РФ от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ  «Об общем числе мировых судей  и количестве судебных участков  в субъектах Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2000. № 1. Ст. 1.

 

10. Федеральный закон  РФ от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ  «О присяжных заседателях федеральных  судов общей юрисдикции в Российской  Федерации»// Собрание законодательства  РФ. 2004. № 34. Ст. 3528.

 

11. Федеральный закон РФ от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1999. № 7. Ст. 877.

 

12. Федеральный закон  РФ от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О  Судебном департаменте при Верховном  Суде  Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 223.

 

13. Федеральный закон  РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О  системе государственной службы  Российской Федерации»// Собрание  законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

 

14. Федеральный закон  РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

15. Гражданский процессуальный  кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. №  138-ФЗ// Собрание законодательства  РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

 

16. Уголовно-процессуальный  кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.  № 174-ФЗ // Собрание законодательства  РФ. 2001. № 31. Ст. 4921.

 

17. Арбитражный процессуальный  кодекс РФ от 24 июля 2002 г. №  95-ФЗ // Собрание законодательства  РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

 

18. Кодекс РФ об административных  правонарушениях от 30  декабря  2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства  РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

 

19. Закон РФ от  27 апреля  1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании  в суд действий и решений,  нарушающих права и свободы  граждан »// Российская газета. № 89. 1993. 12 мая.

 

20. Закон РФ от  26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе  судей в Российской Федерации»//Ведомости  Съезда народных депутатов РФ  и Верховного Совета РФ. 1992. №  30. Ст. 1792 (в редакции Федерального  закона РФ от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ).

 

21. Закон РСФСР от  8 июля 1981 г. № 976 «О судоустройстве  РСФСР»//Ведомости Верховного Совета  РСФСР. 1981. № 28. Ст. 976.

 

22. Закон Санкт-Петербурга  от 24 мая 2000 г. № 421-21 «Об Уставном  суде Санкт-Петербурга»//Вестник   Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. № 9. 2000. 25 сент.

 

23. Закон Санкт-Петербурга  от 18 октября 2000 г. № 552-64 «О  мировых судьях Санкт-Петербурга»//Вестник   Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. № 12.. 2000. 28 дек.

 

24. Указ Президента  РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 36. Ст. 4129.

 

25. Постановление Правительства  РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 «О  федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4623.

 

26. Приказ Судебного  департамента при Верховном Суде  РФ от 13 января 2000 г. № 1 «О введении  должности администратора суда»  (Судебная система Российской Федерации: Сборник нормативных актов/ Под ред. В.М. Лебедева. – М.: Норма, 2004).

 

27. Типовое положение  о помощнике председателя суда (судьи) федерального суда общей  юрисдикции. Утверждено приказом  Судебного департамента при Верховном  Суде РФ от 14 июня 2002 г. № 71 (Судебная система Российской Федерации: Сборник нормативных актов/ Под ред. В.М. Лебедева. – М.: Норма, 2004).

 

28. Положение об администраторе  верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города  федерального значения, суда автономной области, автономного округа, районного суда. Утверждено приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 3 марта  2003 г. № 14 (Судебная система Российской Федерации: Сборник нормативных актов/ Под ред. В.М. Лебедева. – М.: Норма, 2004).

Информация о работе Зарождение и развитие судебной власти в России