Социальная политика государства в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь; политика государства в формировании доходов населения.


1. Сущность социальной политики.


Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Оглавление

Вступление…………………………………………………………………………..…..2



1. Сущность социальной политики государства…….……………….2



4 Политика государства в формировании доходов населения….……3


1.2. Политика государства на рынке труда………………..………………...6

1.3. Государственные социальные гарантии и страхование…..…………8


2. Социальная политика государства в переходной экономике…11


2.1. Социальная политика государства в переходной экономике…….….11

2. Социальная политика в переходной экономике России………...…...19

Заключение………………………………………………………………………….…..37

Список использованной литературы……………………………………………39

Файлы: 1 файл

Социальная политика государства в переходной экономике.docx

— 122.53 Кб (Скачать)

определенных  областях и в определенном  объеме  для всего или большинства

населения страны. Нормы  трудового  законодательства  (прием  и  увольнение,

продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер  отпусков,

регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на  всех

наемных  работников  независимо  от  форм  собственности  и   хозяйствования

предприятий и организаций.

  В рамках  социальной политики особое место   занимает  политика  в  области

образования. Состояние образования в  современных  условиях  характеризуется

противоречивыми тенденциями. В  целом  за  годы  реформ  удалось  обеспечить

конституционные права граждан на получение образования,  включая  среднее  и

высшее профессиональное образование, на конкурсной  основе,  сохранить  сеть

государственных  и  муниципальных  образовательных  учреждений,   контингент

учащихся, коллективы  учителей  и  профессорско-преподавательского  состава,

развить сеть негосударственных образовательных  учреждений.  Таким  образом,

образование  сохраняет  свой  потенциал  в  качестве  определяющего  фактора

социально-экономического развития России. В то  же  время  реформы  в  сфере

образования сдерживались во многом  из-за  сокращения  доли  и  фактического

объема финансирования отрасли.

  Для  достижения этой цели намечается  обеспечить общедоступное, в том числе

гарантированное   бесплатное,   образование   в   пределах   государственных

образовательных  стандартов  на  всех   ступенях   и   уровнях   системы   в

соответствии    с    законодательством;    содействовать    развитию    сети

образовательных учреждений различных организационно-правовых форм,  типов  и

видов,  в  том  числе  негосударственных  (под  государственным  контролем);

повысить  самостоятельность учреждений и  организаций  системы  образования  в

выборе стратегии развития,  содержания  обучения  и воспитательной  работы,

научной   и   финансово-хозяйственной   деятельности.    Особого    внимания

заслуживают  вопросы  дальнейшего   развития   высшего   и   послевузовского

образования, что связано в первую очередь  с введением платы за обучение  при

равном доступе граждан к этим формам образования. В России в ближайшие годы

возможности  применения  платы  за  обучение  как  источника   внебюджетного

финансирования  будут ограничены продолжающимся снижением  жизненного  уровня

населения  и  отсутствием  эффективного  механизма  контроля  за   качеством

подготовки  специалистов,  которое  будет   зависеть   от   конвертируемости

диплома.  Корпоративное  кредитование  оправдано  в  системе  краткосрочного

обучения  в  центрах  и  на  курсах  повышения  квалификации,  а  возможности

кредитования  обучения студентов со  стороны  предприятий  резко  сужаются  в

условиях экономического кризиса. Поэтому необходима разработка новой модели

финансирования  высшей школы.

  Прежде  всего, следует образовать  федеральный   внебюджетный  фонд  высшей

школы для  финансирования прежде  всего вузов,  готовящих специалистов  для

фундаментальных наук.  Размеры  (абсолютные  и  относительные)  этого  фонда

следует устанавливать  в первоочередном порядке до утверждения  других  статей

бюджета.  Такой  порядок   исключит   возможность   исполнительных   властей

маневрировать ресурсами, направляемыми в высшую школу,  урезать  расходы  на

высшее образование  в связи с изменением бюджетных  приоритетов.

  Создание  федерального внебюджетного фонда  особенно важно  потому,  что   в

последние годы сократился приток  специалистов  в  науку.  За  счет  данного

фонда может  осуществляться контрактная  подготовка  студентов  и  аспирантов

для наукоемких отраслей и научных учреждений, занимающихся  фундаментальными

исследованиями. Контрактная подготовка даст  возможность  в  известной  мере

решить и  проблему повышения заработной платы.

  Кроме  того, следует придать вузам статус  некоммерческих организаций,  что

предполагает  освобождение  их  от  всех  видов  налогов,  сборов  и  пошлин,

предоставление  в  распоряжение  вузов   всей   валютной   выручки   от   их

внешнеэкономической деятельности. В вечное пользование  без права  отчуждения

вузам необходимо передать землю и другие ресурсы  территории, на которой  они

расположены.

  Наиболее  гибким способом направления  бюджетных средств для  высшей  школы

является  образовательный ваучер, предполагающий  предоставление  кредита  на

получение  высшего  образования.  Система   централизованного   кредитования

получения  студентами  высшего   образования   может   быть   разнообразной:

безвозвратный кредит, льготный кредит, возвратный кредит.

  Коммерциализацию  высшего  образования   следует   проводить   наряду   с

обеспечением  государственных  гарантий  его  получения,   в   сочетании   с

развитием негосударственных учебных  заведений.  При  создании  новых  вузов

допустимы   любые   формы   собственности,   но    существующие    институты

приватизировать нецелесообразно.

  Государственная  Дума в январе 1995 г. приняла  законопроект «О  сохранении

статуса  государственных  и  муниципальных  образовательных   учреждений   и

моратории на их приватизацию», в соответствии с которым в течение  трех  лет

запрещена приватизация учебных заведений.  Необходимо  предусмотреть,  чтобы

для строительства  новых вузов земельные участки  выделялись  государственными

органами  бесплатно на приоритетной основе.

  Коммерциализация  системы высшего образования  может  осуществляться  путем

передачи  функций владения и  использования  вузовской  инфраструктуры  через

арендно-лизинговые отношения. При этом  государство продолжает  оставаться

собственником этой вузовской инфраструктуры, а  вузы  получают  финансовую  и

экономическую самостоятельность. Чтобы исключить  возможность  вмешательства

властных  структур  в  деятельность  вузов   и   сохранить   их   автономию,

целесообразно создавать независимые от правительства  экспертные  советы  по

высшей  школе,   которые   имели   бы   право   самостоятельно   расходовать

направляемые  на развитие и функционирование высшей школы средства.

    Крупные преобразования необходимы  и в сфере здравоохранения  в  связи  с

осуществляемой  в ней реформой. Основными принципами этой  реформы  являются:

децентрализация управления; муниципализация основной  производственной  базы

отрасли; открытость информации о  состоянии  здоровья  населения;  отказ  от

жесткой регламентации  деятельности медицинских  учреждений;  создание  рынка

медицинских услуг; введение многоканальности финансирования;  финансирование

основной  массы лечебных учреждений в  соответствии  с  объемом  и  качеством

осуществляемых  медицинских  услуг;  внедрение  социальных  и  экономических

стимулов как для производителей, так и для потребителей  медицинских услуг;

государственное финансирование наиболее приоритетных  научных  разработок  в

области медицины на конкурсной основе. Соблюдение  конституционных  гарантий

по  оказанию  медицинской  помощи  и   созданию   благоприятных   санитарно-

эпидемиологических  условий жизнедеятельности населения  требует  структурных

и функциональных преобразований системы здравоохранения, обеспечивающих:

  -  устойчивость  функционирования  учреждений  здравоохранения   за   счет

изменения порядка и объемов финансирования отрасли;

  -   приоритетность   в   государственной    и    муниципальной    системах

здравоохранения профилактических мероприятий по  снижению  заболеваемости  и

смертности, угрозы возникновения эпидемий, по формированию здорового  образа

жизни;

  -  повышение   эффективности  использования   финансовых,   материальных   и

кадровых  ресурсов здравоохранения;

  -  защиту  права  пациента  на  получение   своевременной  и   качественной

медицинской помощи.

  Введение  медицинского страхования  граждан   является  одним  из  аспектов

усиления  рыночного  механизма  с  целью  улучшения  качества   медицинского

обслуживания  населения. Кроме того, предприятия, учреждения  и  организации,

оказывающие    лечебно-профилактические,    оздоровительные     услуги     и

осуществляющие  научные исследования в области  здравоохранения,  освобождены

от  налогов,  сборов,  пошлин  при  использовании  собственных  средств   на

развитие  их  материально-технической  базы.  Важным  направлением   реформы

здравоохранения  является   разграничение   функций   центра   и   регионов.

Целесообразно, чтобы и в дальнейшем на федеральном  уровне  решались  многие

вопросы  организации  и  финансирования  здравоохранения.   Но   федеральным

органам следует  сосредоточить усилия на выполнении функций  государственного

заказчика  по  федеральным  программам  здравоохранения,  координатора  всех

федеральных программ, касающихся  охраны  здоровья  населения.  Эти  функции

особенно  важны для обеспечения рационального  взаимодействия  министерств  и

ведомств, организаций  и учреждений в деле охраны здоровья населения.

  Развиваясь  как медико-индустриальный комплекс,  система  охраны  здоровья

требует  проведения  единой  научно-технической  политики   в   производстве

оборудования, лекарств и изделий медицинского назначения.  В  связи  с  этим

центр  должен  играть  особую  роль  в  обеспечении   развития   медицинских

Информация о работе Социальная политика государства в переходной экономике