Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа
В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь; политика государства в формировании доходов населения.
1. Сущность социальной политики.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Вступление…………………………………………………………………………..…..2
1. Сущность социальной политики государства…….……………….2
4 Политика государства в формировании доходов населения….……3
1.2. Политика государства на рынке труда………………..………………...6
1.3. Государственные социальные гарантии и страхование…..…………8
2. Социальная политика государства в переходной экономике…11
2.1. Социальная политика государства в переходной экономике…….….11
2. Социальная политика в переходной экономике России………...…...19
Заключение………………………………………………………………………….…..37
Список использованной литературы……………………………………………39
настоящего времени мы под давлением объективных и субъективных
обстоятельств
были склонны сводить эту
ограничению масштабов безработицы и помощи безработным. По существу мы
оставляли на будущее решение задач структурной перестройки, высвобождения
внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности
труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала
общества. Создание концептуальных, организационных и финансовых предпосылок
для решения
таких задач чрезмерно
Уже
сама по себе повседневная
практика с ее задержками
платы, неоплачиваемыми отпусками, вынужденным примирением работников с
низкими заработками, страхом перед безработицей, а с другой стороны,
фактической независимостью доходов многих руководителей предприятий от их
хозяйственной деятельности, блокировала движение к эффективному
хозяйствованию. Результатом явилось, в частности, явное несоответствие
между глубоким падением объемов производства и весьма умеренными масштабами
высвобождения работников. Да и высвобождение происходило большей частью по
собственному желанию работников, а не вследствие мероприятий по
рационализации производства. Конечно, с одной стороны, это предотвращало
крайнее обострение социальной обстановки, которое неизбежно было бы вызвано
обвальным ростом безработицы с учетом того, что у нас не было ресурсов ни
для создания новых рабочих мест, ни для должной компенсации утраты
заработка. Однако такая ситуация не просто консервировала кризисные
процессы, но и предвещала нарастание социальной напряженности в будущем из-
за прогрессирующего разложения экономики. По существу политика занятости
должна обрести масштабы политики рационального использования трудового
потенциала страны. Надо сохранять и до известных пределов повышать уровень
занятости населения и в то же время не блокировать высвобождение излишков
рабочей силы с предприятий. Как тех излишков, что сложились уже давно, так
и тех, которые могут появиться в ходе модернизации производства и
структурных перестроек. Предстоит справляться с очень сложной ситуацией,
поскольку в последние годы, несмотря на появление безработицы,
внутрипроизводственные излишки рабочей силы скорее увеличивались, чем
уменьшались.
Надо сохранять имеющиеся и
при этом придерживаться критериев экономической оправданности их
существования. Надо добиваться достаточно тесной увязки между масштабами
высвобождения рабочей силы и возможностями ее трудоустройства. И все это
надо делать с минимальным использованием административного давления,
придавая большее значение координации на различных уровнях, особенно на
местах, процессов санации предприятий, структурных изменений, создания
новых рабочих мест и новых производств, прекращения на добровольной основе
трудовой деятельности работников пенсионного возраста и т. д.
При
этом необходимо учитывать,
будут еще значительное время весьма ограниченными, и, следовательно,
политика занятости непосредственно связана с возможностью активизации
формирования
акционерных и частных
экономику. Во-вторых, надо упомянуть теснейшую зависимость решения проблем
занятости от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с
одной стороны, и от способности производства адекватно реагировать на этот
спрос, с другой стороны. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться
лишь постепенно, по мере преодоления кризисной ситуации в экономике. Но
следует полагать, что определенные финансовые ресурсы, достаточные для
того, чтобы дать первые импульсы к экономическому росту, в России имеются.
Это ресурсы и банков, и некоторых экспортоориентированных отраслей, и
сбережения населения, не говоря уже о ресурсах, сконцентрированных в
теневой экономике. Назрели меры для того, чтобы переключить эти ресурсы из
чисто финансовой сферы или из состояния консервации на развитие реальной
экономики, а также на определенных условиях возвратить капиталы, ушедшие за
рубеж, и легализовать в общественно приемлемой форме теневые капиталы,
вовлечь их в народное хозяйство на законных основаниях. Таким путем могут
создаваться еще до полного развертывания экономического роста спросовые
предпосылки - естественное и необходимое условие использования трудового
потенциала общества. He буду останавливаться на этом подробнее, но и так
ясно, что речь идет о глубокой реформе на уровне предприятий, которая
касается не только руководителей, но и всех членов трудового коллектива.
В-третьих, надо отметить, что вышесказанное осуществимо лишь при
формировании и развитии в России рынка труда. Некоторые принципиальные
основы такого рынка уже заложены. Так, ликвидирована монополия государства
на использование рабочей силы в результате возникновения многообразия форм
собственности, расширены правовые возможности мобильности рабочей силы,
возникла гибкость форм оплаты труда и более дифференцировались ее уровни,
хотя это нередко стало выходить за разумные рамки. В то же время важно
констатировать неразвитость существующего рынка труда. Здесь можно
упомянуть и влияние экономического спада, и слабое развитие конкуренции, и
узость финансовой базы предприятий, и отсутствие достаточных возможностей
для трудовой территориальной миграции и т. д. Но, пожалуй, главным является
то, что работник в современной ситуации зачастую лишен возможности
трудиться в полную силу и с полной отдачей и - в связи с этим
обстоятельством или независимо от него - лишен возможности предъявить и
реализовать справедливые требования в отношении условий труда и особенно в
отношении его оплаты, отвечающей потребностям воспроизводства рабочей силы
и вообще цивилизованному существованию человека.
А ведь нужно постоянно иметь в виду, что современный рынок труда во
многих отношениях отличается от рынка труда прежних времен, а также от
рынка товаров и услуг. На рынке труда социальные требования достаточно
жестко лимитируют реализацию чисто экономических критериев. Соблюдение
социальных прав, предоставление социальных гарантий работникам,
противодействие росту безработицы - характерные черты организации
современного рынка труда, причем многие задачи такой организации ложатся на
государство. Современный рынок труда - это не столько сфера диктата
предпринимателей и классового противостояния, сколько сфера компромиссов,
договоренности сторон - продавцов и покупателей рабочей силы при
определении посреднической роли государства. Российскому государству
предстоит освоить эти функции и наладить цивилизованное функционирование
рынка труда. Можно полагать, что роль государства на рынке труда неизбежно
должна быть более ярко выраженной, чем на других рынках. Особо упомяну еще
один аспект проблемы - важность высокого уровня правовой защиты законных
интересов всех участников рынка труда. B-четвертых, остановлюсь и на таком
вопросе. С одной стороны, необходимо решать концептуальные вопросы
формирования рынка труда и использования рабочей силы, изучать
перспективные проблемы и находить пути их долгосрочного решения. Но с
другой стороны, ситуация в области занятости довольно изменчива и требует
способности к оперативному вмешательству. Конечно, речь не идет о практике
"тушения пожаров", но гибкое реагирование на быстротечные предвиденные и
непредвиденные изменения ситуации необходимо. В-пятых - нельзя забывать о
разнообразии регионов нашей страны. Средние по стране цифры мало пригодны
для практического управления народным хозяйством. Ситуация в некоторых
регионах гораздо сложнее, чем это вытекает из усредненных данных. Есть
регионы, где проблемы занятости не решить общими мерами, адресованными
стране в целом. Здесь нужны специальные программы, а еще важнее - реальное
выполнение таких программ. В то же время специфика регионов - не основание
для дробления общероссийского рынка труда. Рынок труда требует
общегосударственного регулирования. Единство рынка труда имеет большое
значение для развития экономики страны. Речь идет о единстве принципиальных
подходов и общности важнейших правовых норм на этом рынке, о повсеместном
соблюдении законных прав участников рынка труда. В то же время нередко
именно на региональном и местном уровнях можно найти правильные решения,
адекватно отразить специфику, наметить перспективы.
Согласно российскому закону о занятости, цель политики занятости
заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной
занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой
Информация о работе Социальная политика государства в переходной экономике