Социальная политика государства в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь; политика государства в формировании доходов населения.


1. Сущность социальной политики.


Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Оглавление

Вступление…………………………………………………………………………..…..2



1. Сущность социальной политики государства…….……………….2



4 Политика государства в формировании доходов населения….……3


1.2. Политика государства на рынке труда………………..………………...6

1.3. Государственные социальные гарантии и страхование…..…………8


2. Социальная политика государства в переходной экономике…11


2.1. Социальная политика государства в переходной экономике…….….11

2. Социальная политика в переходной экономике России………...…...19

Заключение………………………………………………………………………….…..37

Список использованной литературы……………………………………………39

Файлы: 1 файл

Социальная политика государства в переходной экономике.docx

— 122.53 Кб (Скачать)

настоящего   времени   мы   под   давлением   объективных   и   субъективных

обстоятельств были склонны сводить эту проблематику к сохранению  занятости,

ограничению масштабов безработицы  и  помощи  безработным.  По  существу  мы

оставляли на будущее решение задач  структурной  перестройки,  высвобождения

внутрипроизводственных  резервов рабочей силы,  повышения  производительности

труда и  в  целом  более  эффективного  использования  трудового  потенциала

общества. Создание концептуальных, организационных и  финансовых  предпосылок

для решения  таких задач чрезмерно затянулось.

  Уже  сама по себе повседневная  практика с ее задержками выдачи  заработной

платы,  неоплачиваемыми  отпусками,  вынужденным  примирением  работников  с

низкими  заработками,  страхом  перед  безработицей,  а  с  другой  стороны,

фактической независимостью доходов многих руководителей  предприятий  от  их

хозяйственной   деятельности,   блокировала    движение    к    эффективному

хозяйствованию.  Результатом  явилось,  в  частности,  явное  несоответствие

между глубоким падением объемов производства и  весьма умеренными  масштабами

высвобождения работников. Да и высвобождение происходило  большей  частью  по

собственному  желанию   работников,   а   не   вследствие   мероприятий   по

рационализации  производства. Конечно, с  одной  стороны,  это  предотвращало

крайнее обострение социальной обстановки, которое неизбежно  было бы  вызвано

обвальным ростом безработицы с учетом того, что у нас не  было  ресурсов  ни

для  создания  новых  рабочих  мест,  ни  для  должной  компенсации   утраты

заработка.  Однако  такая  ситуация  не  просто   консервировала   кризисные

процессы, но и предвещала нарастание социальной напряженности в будущем  из-

за прогрессирующего разложения экономики.  По  существу  политика  занятости

должна  обрести  масштабы  политики  рационального  использования  трудового

потенциала  страны. Надо сохранять и до известных  пределов  повышать  уровень

занятости населения и в то же время не  блокировать  высвобождение  излишков

рабочей силы с предприятий. Как тех излишков, что сложились уже  давно,  так

и  тех,  которые  могут  появиться  в  ходе  модернизации   производства   и

структурных перестроек. Предстоит справляться  с  очень  сложной  ситуацией,

поскольку   в   последние   годы,   несмотря   на   появление   безработицы,

внутрипроизводственные  излишки  рабочей  силы  скорее  увеличивались,   чем

уменьшались. Надо сохранять имеющиеся и создавать  новые  рабочие  места,  но

при   этом   придерживаться   критериев   экономической   оправданности   их

существования. Надо добиваться достаточно  тесной  увязки  между  масштабами

высвобождения рабочей силы и возможностями  ее  трудоустройства.  И  все  это

надо  делать  с  минимальным  использованием   административного   давления,

придавая  большее значение координации  на  различных  уровнях,  особенно  на

местах,  процессов санации предприятий,  структурных изменений,  создания

новых рабочих  мест и новых производств, прекращения  на  добровольной  основе

трудовой  деятельности работников пенсионного  возраста и т. д.

  При  этом необходимо учитывать, что  возможности государственных инвестиций

будут  еще  значительное  время  весьма  ограниченными,  и,   следовательно,

политика  занятости  непосредственно  связана  с  возможностью   активизации

формирования  акционерных и частных капиталов  и  направления  их  в  реальную

экономику. Во-вторых, надо упомянуть теснейшую  зависимость  решения  проблем

занятости от динамики платежеспособного спроса предприятий  и  населения,  с

одной стороны, и от способности производства адекватно  реагировать  на  этот

спрос, с  другой стороны. Конечно, платежеспособный спрос  может  расширяться

лишь постепенно, по мере преодоления  кризисной  ситуации  в  экономике.  Но

следует полагать,  что  определенные  финансовые  ресурсы,  достаточные  для

того, чтобы  дать первые импульсы к экономическому росту, в  России  имеются.

Это ресурсы  и  банков,  и  некоторых  экспортоориентированных  отраслей,  и

сбережения  населения,  не  говоря  уже  о  ресурсах,  сконцентрированных  в

теневой экономике. Назрели меры для того, чтобы переключить  эти  ресурсы  из

чисто финансовой сферы или из состояния  консервации  на  развитие  реальной

экономики, а также на определенных условиях возвратить капиталы, ушедшие  за

рубеж, и  легализовать  в  общественно  приемлемой  форме  теневые  капиталы,

вовлечь их в народное хозяйство на законных основаниях.  Таким  путем  могут

создаваться еще до  полного  развертывания  экономического  роста  спросовые

предпосылки - естественное и  необходимое  условие  использования  трудового

потенциала  общества. He буду останавливаться на этом  подробнее,  но  и так

ясно, что  речь идет  о  глубокой  реформе  на  уровне  предприятий,  которая

касается  не только руководителей, но и всех членов трудового коллектива.

  В-третьих,  надо  отметить,  что  вышесказанное   осуществимо   лишь   при

формировании и развитии  в России  рынка труда.  Некоторые принципиальные

основы такого рынка уже заложены. Так, ликвидирована  монополия  государства

на использование  рабочей силы в результате возникновения  многообразия  форм

собственности, расширены  правовые  возможности  мобильности  рабочей  силы,

возникла  гибкость форм оплаты труда и более дифференцировались  ее  уровни,

хотя это  нередко стало выходить за разумные  рамки.  В  то  же  время  важно

констатировать  неразвитость  существующего   рынка   труда.   Здесь   можно

упомянуть и влияние экономического спада, и слабое развитие  конкуренции,  и

узость финансовой базы предприятий, и  отсутствие  достаточных  возможностей

для трудовой территориальной миграции и т. д. Но, пожалуй, главным  является

то,  что  работник  в  современной  ситуации  зачастую   лишен   возможности

трудиться  в  полную  силу  и  с  полной  отдачей  и  -  в  связи   с   этим

обстоятельством или независимо от него  -  лишен  возможности  предъявить  и

реализовать справедливые требования в отношении  условий труда и  особенно  в

отношении его оплаты, отвечающей потребностям воспроизводства рабочей силы

и вообще цивилизованному  существованию человека.

  А ведь  нужно постоянно иметь в   виду,  что  современный   рынок  труда  во

многих отношениях отличается от рынка  труда  прежних  времен,  а  также  от

рынка товаров  и услуг.  На  рынке  труда  социальные  требования  достаточно

жестко  лимитируют  реализацию  чисто  экономических  критериев.  Соблюдение

социальных   прав,   предоставление    социальных    гарантий    работникам,

противодействие  росту   безработицы   -   характерные   черты   организации

современного  рынка труда, причем многие задачи такой  организации ложатся  на

государство.  Современный  рынок  труда  -  это  не  столько  сфера  диктата

предпринимателей  и классового противостояния,  сколько  сфера  компромиссов,

договоренности  сторон  -  продавцов  и   покупателей   рабочей   силы   при

определении  посреднической  роли   государства.   Российскому   государству

предстоит освоить эти функции  и  наладить  цивилизованное  функционирование

рынка труда. Можно полагать, что роль государства  на рынке  труда  неизбежно

должна быть более ярко выраженной, чем на других рынках. Особо  упомяну  еще

один аспект проблемы - важность высокого  уровня  правовой  защиты  законных

интересов всех участников рынка труда. B-четвертых, остановлюсь и  на  таком

вопросе.  С одной стороны,   необходимо  решать   концептуальные   вопросы

формирования   рынка   труда   и   использования   рабочей   силы,   изучать

перспективные проблемы и  находить  пути  их  долгосрочного  решения.  Но  с

другой стороны, ситуация в области занятости  довольно  изменчива  и  требует

способности к оперативному вмешательству. Конечно, речь не идет  о  практике

"тушения  пожаров", но гибкое реагирование  на  быстротечные  предвиденные  и

непредвиденные  изменения ситуации необходимо. В-пятых -  нельзя  забывать  о

разнообразии регионов нашей страны. Средние по стране  цифры мало  пригодны

для практического  управления  народным  хозяйством.  Ситуация  в  некоторых

регионах гораздо сложнее, чем это вытекает  из  усредненных данных.  Есть

регионы, где  проблемы  занятости  не  решить  общими  мерами,  адресованными

стране в  целом. Здесь нужны специальные  программы, а еще важнее  -  реальное

выполнение  таких программ. В то же время  специфика регионов -  не  основание

для   дробления   общероссийского   рынка   труда.   Рынок   труда   требует

общегосударственного  регулирования.  Единство  рынка  труда  имеет  большое

значение  для развития экономики страны. Речь идет о единстве  принципиальных

подходов  и общности важнейших правовых норм на этом  рынке,  о  повсеместном

соблюдении законных прав участников рынка труда.  В то  же  время нередко

именно на региональном и местном уровнях  можно  найти  правильные  решения,

адекватно отразить специфику, наметить перспективы.

Согласно  российскому  закону   о   занятости,   цель   политики   занятости

заключается  в  содействии  полной,  продуктивной   и   свободно   избранной

занятости   путем   обеспечения   профессиональной   подготовки,   повышения

квалификации  и переподготовки высвобождаемых граждан,  сдерживания  массовой

Информация о работе Социальная политика государства в переходной экономике