Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа
В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь; политика государства в формировании доходов населения.
1. Сущность социальной политики.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Вступление…………………………………………………………………………..…..2
1. Сущность социальной политики государства…….……………….2
4 Политика государства в формировании доходов населения….……3
1.2. Политика государства на рынке труда………………..………………...6
1.3. Государственные социальные гарантии и страхование…..…………8
2. Социальная политика государства в переходной экономике…11
2.1. Социальная политика государства в переходной экономике…….….11
2. Социальная политика в переходной экономике России………...…...19
Заключение………………………………………………………………………….…..37
Список использованной литературы……………………………………………39
социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
- нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности
населения,
особенно детской и граждан
социальной инфраструктуры.
Эти цели социальной политики следует реализовывать поэтапно. Среди
первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем
задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование
системы государственных минимальных социальных стандартов (социальных
нормативов); законодательное закрепление порядка определения и
использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики
его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышение
минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до
уровня прожиточного минимума определенных групп населения; пересмотр
системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедливого
их распределения; создание полноценной системы защиты трудовых прав
граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования
системы социального
страхования и жилищно-
В последующем на основе структурной перестройки, устойчивого
экономического роста, увеличения инвестиций в реальное производство
экономика больше будет ориентироваться на эффективное удовлетворение
потребностей человека, будут создаваться предпосылки для устойчивого
социального
развития, заметного улучшения
и всего комплекса социальных показателей, характеризующих качество жизни.
В переходной экономике существенно возрастает роль регионов в
социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает
выравнивание регионов по уровню социального развития, поэтому при
разработке социальных приоритетов следует учесть потребности регионов в
бюджетных трансфертах.
Необходима разработка региональных программ занятости, социальной
защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит
сосредоточить средства на реализации важнейших социальных приоритетов.
В региональной социальной политике основное внимание должно быть
уделено следующим проблемам:
- выравниванию условий бюджетного финансирования социально значимых
расходов;
- поддержке
социальных реформ и
- адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера. В последнее время
регионы вносят свой заметный вклад в решение социальных проблем. Так,
среди социальных расходов региональных бюджетов возрастает доля,
используемая для материальной поддержки безработных.
Одной из особенностей переходной экономики, как указывалось, является
резкая дифференциация доходов населения, разделение общества на бедных и
богатых; кроме того существенно изменилась структура бедных слоев
населения. На первом этапе переходной экономики возникла категория ''новых
бедных'' трудоспособных людей, которые готовы работать, но не могут
заработать достаточно средств для содержания семьи. Государственное
регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и
усилению социальной защиты населения: увеличение помощи социально уязвимым
группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на
оплату жилищно-коммунальных услуг. Проводимая в России жилищно-коммунальная
реформа направлена на снижение льгот населению, сохранение этих льгот
только для тех его групп, которые не в состоянии оплачивать жилье. В ходе
проведения социальных реформ необходимо делать упор на преодоление
уравнительно-
каждого человека, усилить адресный характер социальной помощи. Численность
лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации,
достигает 100 млн. человек.[3] Поэтому при значительных бюджетных
средствах, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до
каждого конкретного человека, зачастую чисто символична. Преодолеть
бедность можно только в том случае, если трудоспособные граждане будут
достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна
заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего
благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и
предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для
отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест. До
настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда,
соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют
экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по
охране труда. Социальная защита требует обеспечения охраны труда на
производстве. На частных предприятиях практически отсутствует контроль за
соблюдением трудового законодательства в этой области. Плохо обстоит дело и
в госсекторе, где резко растет производственный травматизм. Основы
законодательства РФ об охране труда не дают необходимых гарантий
ра6отающим. Этот документ не предусматривает социальной защиты от
профессиональных рисков, не обязывает работодателей соблюдать правила
техники безопасности и гигиены труда.
Реформы в системе охраны труда должны быть основаны на повышении
ответственности работодателей за улучшение условий и охрану труда. Должен
быть предусмотрен поэтапный переход от системы льгот и компенсаций
работникам за неблагоприятные условия труда к системе, способствующей
достижению высокого уровня его безопасности. Внедряемый при этом
экономический механизм будет выполнять две функции: наказания работодателя
за необеспечение нормативного состояния условий и охраны труда и поощрения
его при существенном улучшении этих показателей.
Социальная защита работников не может ограничиваться только
регулированием рынка труда. Следовало бы предоставить гарантию занятости
хотя бы одного человека в семье, а взносы в фонд занятости установить с
учетом демографической нагрузки увольняемого. Это относится и к системе
социальных выплат; в частности пенсионерам, ухаживающим за внуками,
необходимо установить надбавку к пенсии на уровне надбавки по уходу за
престарелыми и инвалидами.
В настоящее время обращается внимание на то, что социальные пособия,
выполняющие функции социальной помощи, назначаются и выплачиваются
безадресно, без учета доходов семьи. Для обеспеченных слоев населения эти
пособия не имеют экономического смысла, а малообеспеченным гражданам не
гарантируют необходимой социальной защиты.
В условиях
переходной экономики
выплат и льгот, которые предоставлялись в течение всей жизни каждому
человеку. Вместо нее в этот период создается новая система, в основу
которой положены рыночные принципы. Помощь оказывается только тем, кто в
ней действительно нуждается и не может зарабатывать сам.
Нельзя не отметить, что введение новых принципов не должно исключать
установления гарантированного минимума социальных выплат и льгот для всех
групп населения. Все социальные блага сверх минимума должны оплачиваться за
счет личного дохода потребителя этих благ (как это имеет место, например, в
Великобритании, Швеции и в других странах).
Реформирование системы социальных выплат будет осуществляться по
нескольким направлениям. При определении размеров социальных пособий
целесообразно отказаться от использования в качестве нормы минимального
размера оплаты труда и учитывать при назначении пособий, выплачиваемых в
порядке социальной помощи, среднедушевой совокупный семейный доход. Следует
законодательно закрепить право на получение только одного вида социальной
помощи, наиболее выгодного для получателя. В дополнение к пособиям и
компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, будет
развиваться система денежной и натуральной помощи малообеспеченным на
уровне субъектов РФ.
Размеры такой помощи намечается определять, учитывая сложившийся в регионе
среднедушевой доход семьи, прожиточный минимум и демографическую ситуацию.
Предусмотрено также поэтапно ввести в практику систему пособий по
нуждаемости, предварительно опробовав ее в трех субъектах Российской
Федерации, где высок уровень бедности. Важную роль при многообразии форм
собственности и хозяйствования должна играть социальная защита основных
прав человека в сфере труда. Экономика требует наряду с целевой поддержкой
социально незащищенных групп населения государственных гарантий в
Информация о работе Социальная политика государства в переходной экономике