Социальная политика государства в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь; политика государства в формировании доходов населения.


1. Сущность социальной политики.


Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Оглавление

Вступление…………………………………………………………………………..…..2



1. Сущность социальной политики государства…….……………….2



4 Политика государства в формировании доходов населения….……3


1.2. Политика государства на рынке труда………………..………………...6

1.3. Государственные социальные гарантии и страхование…..…………8


2. Социальная политика государства в переходной экономике…11


2.1. Социальная политика государства в переходной экономике…….….11

2. Социальная политика в переходной экономике России………...…...19

Заключение………………………………………………………………………….…..37

Список использованной литературы……………………………………………39

Файлы: 1 файл

Социальная политика государства в переходной экономике.docx

— 122.53 Кб (Скачать)

    В целом, переходная экономика  двояка: она включает в себя  переход,  от тоталитаризма к рынку  и  от  рынка  к  социальной  организации   экономики, ''экономике для человека''; движение от homo soveticus к homo  economicus  и от homo economicus к homo kreator. Оба эти процесса  происходят  параллельно и выражают сложный процесс трансформации характера соединения  работника  со средствами производства в переходной экономике.

  Что может быть альтернативной для модели  огосударствления  рабочей  силы как  важнейшего  слагаемого  нашей  предшествующей   социально-экономической системы  ответ на этот вопрос  предполагает  интеграцию  позитивного  опыта, который  накоплен  мировым  сообществом  с  теми  элементами   действительно прогрессивной  организации, которые были  характерны  для  нашего  недавнего прошлого и которые развивались преимущественно в мутантном виде.  Речь  идет о  характеристике  желательного,  но  реального  для  переходного   общества направления движения к социально-ориентированной экономической системе.

  Фактически  же в настоящее время в переходной  экономике  сталкиваются  два неравноправных субъекта: на одной стороне  - разобщенный,  неорганизованный рабочий  класс  -  класс   собственников   рабочей   силы,   на   другой   - монополистически, корпоративно (а во многом и  иерархически)  организованные псевдочастные собственники средств производства,  и  собственно  «частники», живущие в порах номенклатурно-капиталистической собственности.

  Для  того чтобы уйти от этого  настоящего переходной экономики,  необходимо решение целого ряда взаимосвязанных задач. Прежде всего,  важнейшей  задачей является  развитие  кооперативных  или   самоуправляющихся   государственных предприятий как важнейших  секторов  переходной  экономики,  возникающих  на базе демократизации собственности в бывшем государственном секторе.

  В рамках  такого рода  предприятий  возможно  преодоление  бюрократических механизмов, преодоление бюрократического отчуждения  работника  от  труда  и развитие отношений, при которых функции целеполагания, организации  труда  и его оплаты  будут  находиться  под  контролем  ассоциированных объединённых работников,  это  создаст  для  них  и  хозяйские   стимулы   рационального, экономически  эффективного  поведения,  интенсивного   и   производительного труда.  Важным   направлением   снятия    бюрократического   и   буржуазного

отчуждения  работников от средств производства и труда в рамках  смешанной экономики могло  бы  стать  так  же  развитие   договорных  отношений между работниками,   собственниками   и   менеджментом,   построение   на   основе контрактной модели организации труда и занятости.  Эта  модель  предполагает наличие типовых договоров, фиксированных на определенную  перспективу  (год, возможно, 5 лет) предполагающих определение прав и взаимной  ответственности сторон при единых «правилах поведения» для определенного сектора  экономики, региона или страны в целом.  Естественно,  такие  договора  могут  и  должны уточняться для каждого  отдельного  предприятия.  Однако  наличие  некоторых общих правил создаст определенные  стабильные  и  весьма  эффективные  рамки для  развития  рынка  рабочей  силы  как  социально-ориентированного  рынка, рынка, не допускающего хищнического использование и  растрату  человеческого потенциала ресурсов  рабочей  силы,  инновационных  творческих  способностей человека.

   Наконец,  важнейшей  задачей  становится  развитие  эффективной системы занятости, предполагающей не только пособие по безработице  или  страхование от безработицы, но политику переподготовки, переквалификации  и  перемещение рабочей силы. «Опыт  такого  рода  систем  занятости  существует  в  мировом "сообществе, более, того, он широко использовался в нашей стране  в период

новой экономической  политики. Эта модель эффективной  занятости  в  условиях социального  контроля   за   процессами   высвобождения   рабочей   силы   и формированием новых рабочих мест, может  быть  устроена  следующим образом. Высвобождение рабочей силы осуществляется на плановой основе,  когда  каждый из предпринимателей  (будь  то  государственное,  коллективное  или  частное предприятие)   заранее   ставит   в   известность   органы,   обеспечивающие регулирование занятости, о намечаемом высвобождении рабочей силы  (с  учетом количества высвобождаемых людей, качества труда,  места  жительства  и  иных параметров), а также заранее предупреждает работников, которые  должны  быть высвобождены, о  предстоящем  сокращении  на предприятии или о  изменении структуры занятости. Соответственно возникает возможность целенаправленного учета высвобождаемых работников и создания базы для их  переквалификации  и изменения профиля их деятельности с предоставлением новых  рабочих  мест.  В условиях  переходной  экономики,  где  задачи  структурной   перестройки   и постоянного  изменения  ваажнейших  макроэкономических  пропорций   являются важнейшими на протяжении  ближайшего  исторического   периода,  такого  рода система является абсолютно необходимой и гораздо  более  актуальной,  чем  в условиях относительно стабильной, устойчивой экономике развитых стран.  Речь идет, конечно, не о принудительном переводе работника  с  одного  предриятия на  другое,  а  о  предоставлении  достаточно  широкого   выбора   различных направлений переквалификации для тех, кто хочет и может продолжать  трудовую деятельность.  В  случае  отказа   работника   от   предлагаемых   вариантов переквалификации, он может терять те права, которые предоставляются ему  как временно нетрудоспособному.

  Такая  система гибкой занятости может   и  должна  развиваться  под  эгидой профессиональных союзов как организаций, объединяющих именно тех лиц, кто  в наибольшей  степени  заинтересован  в  эффективной   занятости,   а   именно организаций, объединяющих наемных рабочих.  Источником  финансирования  этой системы должны стать средства,  выделяемые  как  предприятиями,  на которых проводится сокращение  рабочей  силы,  так  и  профессиональными союзами и государственным бюджетом. Интеграция  этих  ресурсов  позволит  осуществлять функционирование   и   переобучающих   структур,    и    органов,    занятых регулированием занятости.

  Развитие  такого рода механизмов занятости, контрактной системы отношений наемного работника  и  предпринимателя,  развитие  самоуправления  в  рамках коллективных и государственных предприятий невозможно  без  активного  роста форм ассоциирования работников, создания сильных  общественных  организаций, защищающих их многообразные интересы.

    Система социальной защиты в   переходной  экономике,  прежде  всего,  не должна  рассматриваться   как   абстрактно-благотворительная   деятельность, призванная  обеспечить  реализацию  некоторых  нравственных  императивов.  В экономике нравственные императивы могут играть важную роль,  но  никогда  не являются  решающими,  за  исключением   некоторых  общественных   глобальных проблем. Экономический подход ориентирован,  прежде  всего,  на  соображения эффективности, наиболее рационального использования ресурсов,  важнейшим  из которых на  рубеже  двадцать  первого  века  является  человек.  Современной экономике, которая должна быть экономикой для  человека,  нужна  эффективная система социальной защиты, которая  позволила  бы  использовать  трудовой  и инновационный потенциалы каждого человека,  независимо  от  его социально-экономического  статуса.  Только  так может быть.  достигнута  гарантия  и эффективного использования человеческого потенциала  и  то,  что  называется «уверенностью в завтрашнем дне». Если же эта гарантия не обеспечивается,  то становится невозможным  или,  по  крайней  мере,  существенно»  затрудняется использование  квалифицированной  рабочей  силы,  которая  должна   обладать способностью к переобучению, инновациям, творчеству.

  Иными  словами социально-экономическим  императивом современной  экономики, базирующейся  на  труде  квалифицированного  работника,  является   создание эффективной системы социальной защиты.   Но  есть  ли  для  этого  в  рамках переходной экономики  достаточные  предпосылки?  Да,  ибо  в  предшествующем развитии  в  рамках   в   целом   неэффективной   экономики,   нерационально использующей огромные материальные и человеческие ресурсы, тем не менее  был создан  определенный  "задел"  социальной  защищенности.  Она   обеспечивала каждому  человеку  гарантии  занятости,  получения  образования,  некоторого  более или менее нормального  (превышающего  стандарты  развивающихся  стран) медицинского  обслуживания,  гарантии   отдыха   и   возможность   некоторой переквалификации.

  Под   эффективной   социальной   защищенностью   подразумевается   система экономических отношений,  обеспечивающая  каждому  члену  общества  гарантии определенного  уровня  жизни,  минимально  необходимого   для   развития   и использования его способностей (трудовых,  предпринимательских,  личностных) и обеспечивающая его при  утрате  (отсутствии)  тех или иных  способностей (старики, больные, инвалиды, дети и т. д.).

  Главной   проблемой,  однако,  является  не  столько выявление слагаемых системы социальной защиты (они  достаточно  хорошо  известны),  а  ответ  на вопрос: как именно в условиях переходной  экономики  могут  решаться  задачи формирования эффективной социальной защиты.

  Ключевое  средство в решении  этой  задачи - развитие отношений самозащиты населения при помощи государства в различных общественных  и экономических формах. Наиболее известными из таких форм являются  профессиональные  союзы, страховые  общества,  потребительские  организации,  местные  и  центральные органы государственной власти,  построенные  на  основе  демократии,  т.  е. народовластия, и осуществляющие функции социальной    защиты  трудящихся.  В качестве конкретных моделей социальной защиты можно выделить следующие.

  Первая  модель  -  народно-демократический  тип организации   социальной защиты.  Его  реализация  предполагает  политическую  демократию,  и  власть трудящихся  в  экономике.  Иными  словами,  предполагается   такая   система социальной защиты, которая вырастает  из  самоуправляющихся  государственных предприятий,  коллективных самоуправляющихся предприятий как основной  части смешанной  экономики;  политической   системы,   построенный   по   принципу представительства  различных   форм   ассоциаций   граждан    высшем   звене представительной власти. В этом случае социальная защита осуществляется  как самозащита при помощи государственных органов. Соответственно государство  и его структуры  гарантируют  решение  следующих  задач.  Во-первых,  гарантии права на труд, включая гарантии получения  рабочего  места  или  необходимых ресурсов и оплаты по труду.  Государство  гарантирует  социально  допустимые условия  труда,  минимальную  оплату  труда, создает гарантии  равноправия субъектов на рынке труда, свободного выбора профессии, рода  занятий,  места работы, сферы и  места  приложения  труда.  Такая  система  предполагает  не только  деятельность  государственных  органов,  но   и   развитую   систему организации  и  самоорганизации   трудящихся,   прежде   всего   профсоюзов, ассоциаций трудовых коллективов, партий  и  других  органов,  представляющих интересы наемных  работников  или  трудящихся,  являющихся  хозяевами  своих предприятий.

  Во-вторых, гарантии  законодательной  и   иной  социальной  защиты  режима рабочего дня, рабочей недели, года,  благоприятных  условий  для  сохранения длительной трудоспособности при высокой эффективности труда.

  В-третьих,  гарантии развития социально-культурной  сферы  с  приоритетным учетом  требований  социальной  защищенности населения.  В частности,  эта задача   реализуется   на   основе   благоприятных   условий    ежедневного, еженедельного и  ежегодного  отдыха  путем  развития  необходимой    системы учреждений, инфраструктуры отдыха.

  Методами  реализации такого рода гарантий  должны стать все  те  отношения, которые возникают в связи с регулированием  рынка  рабочей  силы,  развитием механизмов социального освобождения  труда,  регулирования  потребительского рынка, обеспечении социально-культурных приоритетов.  Организация  социальной защиты  в  этом  случае  может   строиться   на   основе   соединения   двух принципиально различных, но взаимодополняющих друг друга методов.  Одним  из них   является   государственная    гарантированная    равнодоступность    и бесплатность получения  тех  гарантий,  о  которых  шла  речь  выше.  Вторым методом, который  должен  развиваться  в  условиях  переходной  экономики  и дополнять первый, является социальное страхование на основе  самоорганизации трудящихся или других категорий граждан, которые хотят создать  для  себя  и своих коллег систему социальной защиты в той или иной сфере.

  Вторая  модель – вариант номенклатурного   капитализма.  Типичными  чертами номенклатурно-капиталистической   модели    социальной    защиты    являются следующие. Прежде всего, слабость общественно-экономических и политических организаций,  обеспечивающих   социальную   самозащиту   населения.   Отсюда доминирование  централизованно-бюрократических  и   благотворительных   форм социальной  защиты,  как  правило,  не   соединённых   в   единую   систему, обеспечивающую реальные минимальные гарантии. Таким образом, в целом данный вариант развития социальной защиты является неэффективным.

    Рассматривая  проблему  безработицы   в  переходной   экономике,   нужно сказать. Первое.  Для  переходной  экономики характерен  рост  естественной нормы  безработицы.  Отмена  системы  принудительного  закрепления   молодых специалистов на  определенных  рабочих  местах,  формирование  рынка  жилья, возможность получить работу  на  новом  месте  жительства  без специального административного разрешения расширяют возможности  выбора  места  работы  и

увеличивают   уровень   фрикционной   безработицы.   Система   пособий    побезработице, формирующаяся на  переходном  этапе,  материально  поддерживает лиц, ищущих работу, и позволяет им не торопиться,  тщательно  выбрать  новое место  трудовой  деятельности,  что  также  способствует  росту  фрикционной безработицы.

Информация о работе Социальная политика государства в переходной экономике