Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика затрагивает сферы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и социальной защищенности населения. Она призвана ликвидировать или смягчить негативные социальные последствия рыночного хозяйствования в стране (безработицу, резкую социальную дифференциацию и имущественное расслоение граждан и т.д.), противодействовать явлениям социальной дезорганизации общества (наркомании, преступности, бродяжничеству, беспризорности, проституции и др.).

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3-4
1.Сущность социальной политики государства………………………………5
1.1. Цели и задачи социальной политики…………………………………….5-6
1.2. Основные показатели социальной политики……………………………6-7
2. Основные направления социальной политики государства………………8
2.1. Социальное страхование…………………………………………………8-10
2.2. Социальная защита работников………………………………………...10-11
2.3. Социальная политика в области заработной платы…………………...11-13
2.4. Социальная политика на рынке труда………………………………….13-15
2.5. Жилищная политика……………………………………………………..15-17
3. Механизм формирования доходов населения……………………………18-22
4. Некоторые программы социальной поддержки в России………………..23
4.1. Поддержка молодых семей. Материнский (семейный) капитал……...23-25
4.2. Федеральная целевая программа “ Дети России”……………………...25-32
4.3. Молодёжная политика государства……………………………………..32-33
Заключение………………………………………………………………….....34-35
Библиографический список…………………………………………………...36-37

Файлы: 1 файл

эк.теория.doc

— 360.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

« Красноярский государственный торгово-экономический институт »

 

Кафедра экономической теории и правоведения

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Экономическая теория

На тему: Социальная политика государства

             

 

 

                                                                                                                                                                                                    Выполнил:                                                                                                                              Проверил:

Студентка 1 курса                                                                                                  Доцент, к. э. н.

Группы ФК - 07-1                                                                                                  Демченко С. К.

Очной формы обучения                                                                                   

Федосова А. В.

 

 

 

 

 

 

 

КРАСНОЯРСК

2008

СОДЕРЖАНИЕ

                          Стр.                           

Введение………………………………………………………………………..3-4

1.Сущность социальной политики государства………………………………5

1.1. Цели и задачи социальной политики…………………………………….5-6

1.2. Основные показатели социальной политики……………………………6-7

2. Основные направления социальной политики государства………………8

2.1. Социальное страхование…………………………………………………8-10

2.2. Социальная защита работников………………………………………...10-11

2.3. Социальная политика в области заработной платы…………………...11-13

2.4. Социальная политика на рынке труда………………………………….13-15

2.5. Жилищная политика……………………………………………………..15-17

3. Механизм формирования доходов населения……………………………18-22

4.  Некоторые программы социальной поддержки в России………………..23

4.1. Поддержка молодых семей. Материнский (семейный) капитал……...23-25

4.2. Федеральная целевая программа Дети России……………………...25-32

4.3. Молодёжная политика государства……………………………………..32-33

Заключение………………………………………………………………….....34-35

Библиографический список…………………………………………………...36-37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На долю Российского государства выпало множество испытаний. Наша страна пережила много страшных эпизодов, будь то войны, голод, время сталинских репрессий. Безусловно, всё это наложило  отпечаток на дальнейшее развитие страны.

Нынешнему поколению выпало жить в двух переходных периодах. Первый период начался в 1985 г. и - независимо от планов "архитекторов перестройки" - закончился в 1993 г. переходом от социализма к капитализму, созданием нового общества и государства, свидетельством рождения которого стала Конституция РФ 1993 г. Второй переходный период начался в 1993 г. и, видимо, будет продолжаться до середины XXI в. Цель этого периода - строительство правового и социального государства, переход к устойчивому развитию или построение развитого капитализма, образцы которого мы наблюдаем в Европе (Германия, Франция, Англия).

Данная работа отражает задачи, методы и функции того направления государственного регулирования, которое необходимо в период перехода к рыночным отношениям. Здесь затронуты направления социальной политики  и некоторые результаты, к которым привела государственная работа в этой сфере.

Социальная политика затрагивает сферы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и социальной защищенности населения. Она призвана ликвидировать или смягчить негативные социальные последствия рыночного хозяйствования в стране (безработицу, резкую социальную дифференциацию и имущественное расслоение граждан и т.д.), противодействовать явлениям социальной дезорганизации общества (наркомании, преступности, бродяжничеству, беспризорности, проституции и др.).

Итак, говоря о социальной политике государства, мы подра­зумеваем, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и пе­рераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смыс­ле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность социальной политики государства.

1.1. Цели и задачи социальной политики.

Социальная политика государства - политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства, создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы.

Суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Конкретные цели социальной политики тесно связаны и с экономическим развитием страны. В самом общем плане основные направления социальной политики - регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан, жилищная политика. Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство.

1.2. Основные показатели социальной политики.

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения. Уровень жизни населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления.

Точкой отсчета при определении жизненного уровня является "потребительская корзина" - набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Изменения в стоимости "потребительской корзины" служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В этой связи выделяют минимальный и рациональный уровень потребления. Минимальный уровень потребления - такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальными условиями его существования. Рациональный уровень потребления - количество и структура потребления, наиболее благоприятные для индивида. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Доля населения, живущего за "чертой бедности", является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики.

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Качество жизни населения - совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Он подразумевает условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.п. Причем по мере развития общества эти характеристики изменяются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные направления социальной политики государства.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации. К ним относятся:

      социальное страхование;

      социальная защита работников,

      политика в области заработной платы;

      социальные меры на рынке труда;

      жилищная политика;

2.1. Государственная система социальной помощи реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения, государственные программы помощи и систему социальных услуг.

Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения и основным механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. В данном случае работники лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Но так как единовременное пособие не дает человеку возможности существовать длительное время, то предпочтительнее второй путь: социальное страхование.

Необходимо правильно понимать смысл и значение социального страхования. На этой основе социальное страхование может стать реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты. В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации социального страхования:

1. В первой модели страховые начала не развиты. Размер выдаваемых социальных пособий и выплачиваемых пенсий зависит от ряда второстепенных внешних факторов, от служебного положения. Недостаток денежных средств покрывается учредителями. Подобная система способна обеспечить лишь невысокие уровни защиты и может существовать только в условиях бездефицитного государственного бюджета. Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит государственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что государство не сможет выполнить своих обязательств.

2. Отличительная черта второй модели - страхуемые и страхователи делают взносы, однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска. Страхование фактически осуществляется в пользу третьих лиц, и накопление финансовых средств никак не связано с ростом обязательств.

3. Третья модель строится исходя из страхования социальных рисков. Величина накопленных средств в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователями обязательствам. Выплаты не могут превышать установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и поступлениями. Эта модель социального страхования обычно предусматривает способы покрытия дефицита средств путем образования запасных фондов, перестрахования рисков и т.д. Такая форма организации социального страхования достаточно гибка: не возникает технических трудностей, как при объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, при выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых.

Система социального страхования строится на определенных принципах. Во-первых, она имеет законодательную основу. Во-вторых, она обязательна для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делается это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего слабым в экономическом отношении членам общества.

Практика определила несколько форм социального страхования. Во многих цивилизованных странах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.

В обязанности государства входит обеспечение функционально - способной системы институтов страхования на случай болезни. Например, обеспечение в случае заболевания почти для 90% граждан ФРГ гарантируется путем установленной законом системы страхования на случай болезни. Около 10% граждан застрахованы частным образом. Заболевший во время болезни дохода не теряет. Работодателей закон обязывает продолжать выплату заработной платы в течение шести последующих недель.

Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и правах застрахованных. Большие затраты на финансирование последствий несчастных случаев на производстве являются важной причиной интенсификации государственной политики защиты работополучателей. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям.

2.2. Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, но и о социальном статусе личности.

2.3. Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).

Вопреки государственному регулированию этой сферы, в силу разных причин работодатель не всегда вовремя выплачивает заработную плату своим работникам. Для наглядности рассмотрим статистическую информацию о сумме задолженности по заработной плате в регионах Сибирского федерального округа на 1 января 2007 года.

Рис. 1. Сумма задолженности по заработной плате в регионах Сибирского федерального округа на 1 января 2007 года.

 

 

 

 

1.   Республика Алтай

5.   Алтайский край

9.  Новосибирская область

2.   Республика Бурятия

6.   Красноярский край

10.  Омская область

3.   Республика Тыва

7.   Иркутская область

11.  Томская область

4.   Республика Хакасия

8.   Кемеровская область

12.  Читинская область

 

Суммарная задолженность по заработной плате в СФО на 1 января 2007 г. по кругу наблюдаемых организаций сложилась в сумме 833,0 млн рублей и сократилась за год на 36,0%.

 

На долю Красноярского края приходится 8,5% задолженности по округу (70,8 млн рублей). По сравнению с 1 января 2006 г. задолженность по краю снизилась  на 50,1%.   Долг перед работниками по заработной плате сократился во всех субъектах СФО кроме Республики Хакасия.

2.4. Социальная политика на рынке труда. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная политика применительно к рынку связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос, на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.

Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

Все более важное значение приобретает государственное содействие найму: создаются биржи труда, занимающиеся изучением рынка труда, учетом и трудоустройством безработных, содействием желающим поменять работу, тестированием желающих получить работу, профессиональной ориентацией молодежи. Кроме того, государство реализует программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы. Для лиц, направленных государственными службами занятости, это является бесплатным.

Следующим элементом системы экономической безопасности являются фонды страхования по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработной платы самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработной платы. При законодательном определении размеров пособий по безработице возникают серьезные проблемы: на каком уровне установить пособие, чтобы не устранить стимула к поиску нового места работы и избавить людей от жестокой экономической нужды, на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботиться о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле.

Наряду с прямыми существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, кредитно-денежная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. Одновременно эти меры являются мерами общеэкономического воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране.

Актуальными на региональном уровне остаются проблемы воспроизводства и рационального использования трудовых ресурсов. На 1 января 2007  г. численность экономически активного населения в Красноярском крае составила 1553,2 тыс. человек, из них 1400,1 тыс. человек (90,1%) заняты в экономике и 153,1 тыс. человек (9,9 %) не имели занятия и классифицировались как безработные.

Рис. 2. Структура экономически активного населения  по регионам Сибирского федерального округа на 1 января 2007 года.                                                                              

 

 

1.   Республика Алтай

5.   Алтайский край

9.  Новосибирская область

2.   Республика Бурятия

6.   Красноярский край

10.  Омская область

3.   Республика Тыва

7.   Иркутская область

11.  Томская область

4.   Республика Хакасия

8.   Кемеровская область

12.  Читинская область

 

 

2.5. Жилищная политика. Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты. В Российской Федерации реализуется приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". За счёт усиления внимания органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Сибири к реализации данного проекта, а также мобилизации резервов и наращивания мощностей стройиндустрии и существенного сокращения объемов незавершенного строительства в Сибири произошло увеличение объемов жилищного строительства. Так, если в 2003 г. в субъектах Федерации Сибирского федерального округа было введено 2,5 тыс. кв. м. жилья, то в 2006 г. - 5,4 тыс. кв. м. При этом рост составил 123,3% (в Российской Федерации - 115%). Вместе с тем объем введенного жилья в 2006 г. на одного жителя Сибири равен 0,27 кв. м, в то время как в среднем по России - 0,34 кв. м.

Рис. 3. Жилищное строительство в субъектах Сибирского федерального округа в 2006 году.


 

1.   Республика Алтай

5.   Алтайский край

9.  Новосибирская область

2.   Республика Бурятия

6.   Красноярский край

10.  Омская область

3.   Республика Тыва

7.   Иркутская область

11.  Томская область

4.   Республика Хакасия

8.   Кемеровская область

12.  Читинская область

 

Наибольший ввод общей площади жилых домов в расчете на 1000 жителей зафиксирован в Омской (445,3 кв. метра),  Новосибирской (405,0 кв. метра) и Томской (362,1 кв. метра)  областях.  Меньше всех сдано в эксплуатацию общей площади жилых домов  в расчете на 1000 жителей в Республике Тыва (78,8 кв.метра). Красноярский край находится на 4 месте (309,2 кв. метра) по вводу жилья на 1000 человек населения.

В  2006 г. в субъектах Сибирского федерального округа  введено 5436,3 тыс. кв. м общей площади жилых домов, из них 898,5 тыс. кв. м (16,5 %) в Красноярском крае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Механизм формирования доходов населения.

Социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране. Экономическая наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики  к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

Уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг и др.

Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства используемые населением на потребление и сбережение.

Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов.

Заработная плата – это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными ра6отниками разных профессий при реализации их деловой активности.

Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.).

Реальная заработная плата – это номинальная заработная плата с учетом изменения розничных цен и тарифов.

Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца, при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Рис. 4. Кривая Лоренца.

Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Последним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

В идеале дифференциация общего уровня доходов сопровождается различиями в уровне оплаты труда в отдельных отраслях и сферах деятельности. В рыночной экономике отраслевая и межпрофессиональная дифференциация уровней оплаты труда отражает общественную полезность тех или иных занятий, служит ориентиром занятости, подготовки и переподготовки кадров.

Средняя заработная плата работников увеличивается намного меньше официального повышения минимального размера оплаты труда. Зачастую уровень жизни различных групп населения изменяеся не в соответствии с трудовым вкладом, а в зависимости от степени приближения к верхним ступеням в иерархии власти. Происходит подмена в общественном сознании системы ценностей: все менее предпочтительным становится добросовестный, творческий труд: он не стимулируется соответствующим образом, а все более престижным – собственность, богатство, независимо от того какими способами они нажиты. Добросовестный и честный труд становится в массовом сознании чем-то ненужным, лишним; и парадоксальность сложившейся ситуации проявляется также в том, что собственный потенциал (знания, способности, навыки и опыт) по месту основной работы используется недостаточно.

С проблемами социального развития напрямую связаны не только снижение уровня жизни трудящихся и расслоение населения по доходам, но и проблемы занятости. Занятость - это не только проблема трудовых отношений или социального развития субъектов хозяйствования, это прежде всего комплексная проблема, решение которой зависит от общеэкономической ситуации, бюджетной и кредитной политики государства, в которой занятость является определяющим фактором. Таким образом, анализ современных проблем социального развития свидетельствует, что для решения необходимо формирование целостной социально-экономической политики, как на региональном уровне, так и в масштабах государства в целом; оказание финансовой и кредитной помощи регионам. Это одна из самых главных задач федеральной власти, которая пока не выполняется.

Табл. 1. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

 

Годы

Тысяч  человек

   В % к общей численности  населения

1995

753,5

24,2

2000

737,3

24,4

2001

738,3

24,6

2002

763,3

25,6

2003

732,1

24,7

2004

676,7

23,0

2005

634,7

21,7

2006

562,2

19,3

 

 

 

Таким образом, в Росси в период с 1995 по 2006 годы наблюдается рост численности населения с денежными доходами выше прожиточного минимума.

 

Табл. 2. Изменение основных социально – экономических индикаторов уровня жизни населения, (в процентах к предыдущему году)

 

Показатели

1995

2000

2003

2004

2005

2006

Реальные денежные

  доходы

82,9

115,9

105,1

105,6

106,8

112,3

Реальная  начисленная заработная  плата

74,3

134,2

99,7

107,5

108,8

107,8

Реальный размер назначенных месячных пенсий 

 

80,2

 

125,4

101,0

107,2

114,6

102,4

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

 

 

131,2

114,6

95,9

92,4

93,8

88,6

 

 

Из данной таблицы можно сделать вывод об улучшении социально – экономического положения в современной России.

Реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились в 2006 г. по сравнению с  2005 г. во всех субъектах Сибирского федерального округа. Максимальный прирост реальных располагаемых денежных доходов населения за год был отмечен в Алтайском крае  (25,9%), в Омской области (16,0), в Республике Алтай  (13,5%). Минимальный прирост - в  Красноярском крае  (3,3%).

Основным доходом работающего населения остается заработная плата. Среднемесячная номинальная начисленная  заработная плата в 2006 г. по Красноярскому краю составила 12454,0 рубля и увеличилась по сравнению с 2005 г. на 19,1 %.  Наиболее высокая заработная плата складывалась наряду с Красноярским краем в Томской области (11495,1 рубля), Иркутской (11069,1), Кемеровской  (10328,0 рубля) областях.

Средний размер назначенных месячных пенсий в Красноярском крае на конец декабря 2006 года составлял 3044,1 рубля.

 

 

4. Некоторые программы социальной поддержки в России.

4.1. Поддержка молодых семей. Материнский (семейный) капитал.

Стратегической целью деятельности любого социального государства и системы социальной защиты населения в целом является улучшение качества жизни в тех группах населения, которые в силу своего физического состояния и по другим объективным причинам особо нуждаются в защите, поскольку не могут самостоятельно решать проблемы личного или семейного жизнеобеспечения. Достижение этой цели возможно, во-первых, посредством повышения реальных доходов населения за счет организации предоставления мер социальной поддержки: выплаты субсидий, пособий, компенсаций, предоставление установленных законом льгот, а во-вторых, за счет развития и совершенствования системы социального обслуживания отдельных незащищенных субъектов: семей с детьми, пожилых людей, инвалидов. Федеральной закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" содержит в себе принципиально новый подход к решению обозначенной выше проблемы по поддержке социально незащищенных групп населения нашего государства.

Необходимость материальной поддержки рождаемости и семей, имеющих детей, назрела в нашей стране уже давно. За последние годы резко сократилась численность населения нашей страны, которое к тому же все больше "стареет". Ежегодно в Российской Федерации рождается 1,4 миллиона человек, а умирает почти на один миллион больше. Как сообщил заместитель председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по охране здоровья Николай Герасименко, ссылаясь на экспертные оценки, в мире к 2012 году население увеличится приблизительно на 500 миллионов человек, всего же мировая численность населения составит 7 миллиардов человек, из них россиян будет, даже по самым оптимистическим прогнозам, всего 139 миллионов человек. По пессимистическим прогнозам, нас станет меньше на 50 миллионов человек и по данным Организации Объединенных Наций к 2050 году в России останется лишь 92 миллиона человек.

Однако совсем до недавнего времени государство не обращало внимание на столь неблагоприятную картину. Хотя совершенно очевидно, что одним из условий успешного функционирования института семьи, снижения социальной напряженности в обществе является развитие сферы социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в сфере поддержки молодых семей является выплата таковым семейного капитала. Материнский (семейный) капитал представляет собой денежные средства, которые выделяются для реализации прав на улучшение жилищных условий, получение образования, пенсионное обеспечение. При этом материнский капитал - не наличные деньги, которые выдаются на руки управомоченному лицу, а средства, аккумулирующиеся на счетах Пенсионного фонда, которые направляются на цели путем перечисления их непосредственно на счета организаций - исполнителей услуг: образовательных учреждений, Пенсионного фонда, строительной компании, либо на счета, открытые на имя физического лица, осуществляющего отчуждение жилого помещения, лица, занимающегося индивидуальной педагогической деятельностью и т.д. Поэтому как бы не хотелось мамам получить денежные средства наличными на руки, этого по Закону они сделать не смогут. Предусмотрено, что воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала семья сможет не ранее, чем через три года после рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. Таким образом, государство пытается исключить возможность использования материнского капитала социально неблагополучными семьями, которые не прочь были бы обзавестись очередным ребенком исключительно из корыстных побуждений, а получив "легкие деньги", тут же отказаться от него, передав на полное государственное обеспечение.

Стартовый размер материнского (семейного) капитала составлял в 2006 году 250000 рублей. Размер материнского (семейного) капитала является единым на всей территории Российской Федерации и не подлежит пересмотру по географическому принципу, с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок. Сумма материнского (семейного) капитала ежегодно индексируется с учетом темпов инфляции. В 2008 году размер материнского капитала составляет 267,5 тысячи рублей, а в 2010 году - 302 тысячи рублей.

Принимая во внимание все вышесказанное, хочется отметить, что какой бы привлекательной ни казалась программа по государственной поддержке семей, имеющих детей, и насколько бы большой ни была сумма, выплачиваемая государством, говорить об увеличении осознанной рождаемости преждевременно, поскольку действительно исправить демографическую ситуацию в стране можно только посредством применения целого комплекса мер, в результате которых у наших сограждан появится уверенность в завтрашнем дне.

4.2. Федеральная целевая программа “ Дети России”.

Ранее действовавшие федеральные целевые программы, направленные на улучшение положения детей в Российской Федерации, предусматривали координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем детей, возникающих в новых социально-экономических условиях.

В результате выполнения федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы достигнуто снижение младенческой смертности (с 12,4 на 1000 родившихся живыми в 2003 году до 11 на 1000 родившихся живыми в 2005 году), материнской смертности (с 31,9 на 100 тыс. родившихся живыми в 2003 году до 30,5 на 100 тыс. родившихся живыми в 2005 году), снижение инвалидности среди детей с хронической патологией, укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. По сравнению с 2003 годом в 2005 году количество беспризорных детей сократилось на 3,2 тыс. человек (4,27 тыс. против 7,5 тыс.), детей, находившихся в трудной жизненной ситуации - на 274 тыс. человек (676 тыс. против 950 тыс.). В 2005 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили более 440 тыс. семей с детьми-инвалидами, что на 26 процентов больше уровня 2003 года.

В рамках указанной федеральной целевой программы осуществлялись строительство и реконструкция 42 учреждений родовспоможения и детства, 77 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 60 детских домов-интернатов для детей-инвалидов и реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями.

Реализация программы позволила укрепить материально-техническую базу более 600 учреждений родовспоможения и детства, 1200 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в том числе центров помощи семьям с детьми и кризисных центров помощи женщинам, более 500 образовательных учреждений, 92 центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, более 50 воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, более 300 специализированных учреждений для детей-инвалидов, более 400 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (оснащение автотранспортом, сельскохозяйственной техникой, современным лечебно-профилактическим, реабилитационным, компьютерным, технологическим и бытовым оборудованием).

Сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, расширилась до 1300 учреждений, число реабилитационных центров для детей-инвалидов увеличилось до 324 учреждений.

Одаренным детям ежегодно выплачивались до 120 единовременных стипендий, обеспечивалась поддержка 12 всероссийских и международных предметных олимпиад для детей с целью выявления юных талантов.

Благодаря развитию новых форм устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рост доли детей, переданных на воспитание в семьи граждан (усыновление, опека, приемная семья), составил 9,1 процента за период реализации программы.

Реализация программы на федеральном уровне позволила ежегодно улучшать показатели здоровья и социального положения около 4 млн. детей, в том числе каждого четвертого ребенка-инвалида, каждого десятого ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, и каждого двенадцатого ребенка из числа детей-сирот.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого негативного социального явления преждевременно, поэтому мероприятия данной программы должны быть направлены не только на расширение системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, но и на совершенствование ее деятельности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.

В настоящее время сохраняется тенденция роста детской инвалидности. В связи с тем, что подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, работа специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями требует усиления профилактической направленности.

Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Однако развитие альтернативных семейных форм происходит медленно. Активное внедрение таких форм устройства детей позволит решить проблему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших федеральных целевых программ, наличие не решенных в рамках предыдущих федеральных целевых программ проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в регионах подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках этой программы.

В рамках данной программы планируется выделить подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья".

Целью подпрограммы "Здоровое поколение" является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие им навыков здорового образа жизни.

Реализация мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться к 2011 году:

снижения показателя младенческой смертности до 9,8 на 1000 родившихся живыми;

снижения показателя материнской смертности до 21 на 100 тыс. родившихся живыми;

снижения показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) до 10,9 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения;

увеличения доли детей 1-й группы здоровья до 37,5 процента общего числа детей;

снижения показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) до 21,4 на 10 тыс. детей.

Целью подпрограммы "Одаренные дети" является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

В ходе реализации подпрограммы "Одаренные дети" будет создана государственная система выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, охватывающая до 40 процентов детского населения школьного возраста, направленная на сохранение национального генофонда страны, формирование будущей высокопрофессиональной элиты в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Будет сформирована информационная база данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.

Число победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров, проведенных в рамках подпрограммы, увеличится к 2011 году на 8 процентов по сравнению с данными 2006 года.

Дальнейшее развитие получит система всероссийских конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей. Будут разработаны и внедрены инновационные технологии по выявлению, развитию и адресной поддержке одаренных детей, в том числе проживающих в сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Целями подпрограммы "Дети и семья" являются защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом, развитие семейных форм устройства детей-сирот.

Реализация мероприятий подпрограммы "Дети и семья" позволит организовать эффективную систему работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства, направленную на оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Эффективность профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находится в прямой зависимости от развития системы учреждений предоставления социальных услуг, от развития и внедрения новых технологий по работе с семьей и детьми.

Выполнение мероприятий указанной подпрограммы позволит снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение, увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи граждан, обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграцию с обществом.

Оценка реализации направления "Дети-сироты" к 2011 году будет осуществляться по показателю, отражающему долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи граждан, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который должен достичь 72 процентов.

Эффективно действующая система учреждений, предоставляющих социальные услуги, позволит превентивно решать многие возникающие проблемы и избегать попадания семей с детьми в ситуацию социального риска. Повышение эффективности работы в этой сфере и оптимизация использования государственных ресурсов в интересах граждан будут способствовать улучшению общего социального климата в стране и повышению качества жизни.

Табл. 3. Результаты функционирования программы Дети России.

Показатели

Единица измерения

2006 год (базовый,

оценка)

Динамика основных целевых индикаторов и показателей реализации программы Дети России

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Младенческая смертность на 1000 родившихся живыми

промилле

10,9

10,6

10,3

10

9,8

Материнская смертность на 100 тыс. родившихся живыми

коэффициент

29

24

23

22

21

Смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет на 1000 новорожденных соответствующего года рождения

-

14,2

13,3

12,7

11,6

10,9

Удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения

-

2,41

2,32

2,26

2,23

2,17

Удельный вес детей 1-ой  группы здоровья в общем количестве детей

процент

30

32

33,5

35,5

37,5

Первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет на 10 тыс. детей

коэффициент

24

23,3

22,6

22

21,4

Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одарённых детей, в общей численности детского населения школьного возраста

процент

25                             

27 

30

34

37

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

-

68

68,5

69

70

71

Количество одарённых детей школьного возраста – победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров, проведенных  в рамках пограммы

человек

155

160

165

170

175

Количество всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проведенных для  выявления одарённых детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности

единиц

200

205

210

215

220

 

 

4.3. Молодёжная политика государства.

Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.

В рамках данной программы ведутся следующие работы:

разрабатываются и осуществляются образовательные и культурно-просветительные программы;

формируются и эффективно эксплуатируются оздоровительные комплексы;

разрабатываются градостроительные решения, формирующие жизненную среду, отвечающую потребностям молодежи, а также меры, обеспечивающие доступность и удобство в пользовании спортивными, культурными и другими объектами;

создаются учреждения социальной службы, специально предназначенные для работы с несовершеннолетними и молодежью (социальная служба для молодежи). Такая служба будет направлена на: содействие в удовлетворении информационных потребностей молодых людей; оказание психологической, педагогической, юридической и наркологической помощи; проведение реабилитационных мероприятий в отношении молодых инвалидов, демобилизованных военнослужащих, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, лиц, прошедших лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма; патронажное обслуживание молодых семей и оказание других видов социальных услуг и помощи. При этом приоритет будет отдаваться программам и проектам в области социальной службы, выдвигаемым на конкурсной основе общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными и иными фондами, отдельными гражданами; будет поддерживаться гражданская добровольная служба молодежи, в том числе осуществляемая в порядке альтернативной (вневойсковой) службы лиц призывного возраста;

оказывается материальная поддержка юридическим лицам, осуществляющим деятельность по безвозмездному (льготному) обеспечению молодежи социальными услугами, в том числе путем установления льготного правового режима их деятельности; используются методы государственного экономического регулирования, стимулирующие направление инвестиций на создание условий для социального становления и развития молодежи.

Государство признает физическое и духовное развитие молодежи необходимой частью национального развития и высокой общественной ценностью. Оно исходит из комплексного характера деятельности по формированию должных условий физического и духовного развития молодежи.

Государство будет оказывать содействие развитию международного молодежного сотрудничества (в том числе финансовое) путем заключения и реализации межправительственных соглашений о молодежных обменах, а также включению молодежи России в систему региональных, общеевропейских и других международных гуманитарных, образовательных, научно-технических молодежных программ.

2

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россия на протяжении нескольких лет стремиться перейти к экономически полноценным рыночным отношениям. Формирование рыночной экономики невозможно без действенной социальной политики. Именно поэтому органы власти стремятся обеспечить достойное социальное положение каждому гражданину Российской Федерации. Ведётся работа по улучшению качества жизни в тех группах населения, которые в силу своего физического состояния и по другим объективным причинам особо нуждаются в защите, поскольку не могут самостоятельно решать проблемы личного или семейного жизнеобеспечения.

Средствами данной работы выступают различные выплаты, субсидии, пособия, компенсации, то есть повышение реальных доходов населения происходит за счет организации предоставления мер социальной поддержки. И, с другой стороны, происходит развитие и совершенствование системы социального обслуживания отдельных незащищенных субъектов: семей с детьми, пожилых людей, инвалидов.

Социальная политика призвана заботиться и защищать граждан своей страны в большей степени, создавая благоприятные условия для жизни и развития каждого человека.

Механизм формирования доходов населения является важнейшим аспектом функционирования социальной системы государства. Именно доходы оказывают самое большое воздействие на жизнь граждан. Одной из задач социальной политики является регулирование и распределение доходов между гражданами страны так, чтобы каждый человек имел возможность не просто существовать, а жить полноценной жизнью.

Существует множество направлений, в которых работает государство. Ведь помимо политики доходов, государство обязано развивать и другие области, будь то молодежная политика, политика в сфере образования, здравоохранения или поддержка молодых семей.

На данном этапе Россия стремиться выйти на достойный уровень, как по экономическим, так и по социальным характеристикам. Результаты осуществляемой на сегодняшний день социальной политики, очень противоречивы. На лицо значительные сдвиги в выплатах населению, но тем не мене уровень нищеты в стране говорит о малой ее эффективности.

Однако работа идёт и в будущем Россия всё-таки должна встать на ноги и показать всю свою силу и мощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.      Баканова Е.С. Современные подходы к оценке социально-экономической роли государства / Е.С. Баканова // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. - 2007. - N 2. - С.51-55.

2.      Вечканов Г.С. Экономическая теория : учеб. пособие [для вузов] / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. - М. : Эксмо, 2007. - 446 с.

3.      Грязнова А. Г.Макроэкономика. Теория и российская практика : [учебник для студентов экон. специальностей] / ред. А. Г. Грязнова, Н. Н. Думная; Фин. акад. при Правительстве Рос. Федерации. - 4-е изд., стер. - М. : КноРус,2007.-679с. 

4.      Глазьев С.А. О правительственном плане действий в области социальной политики на 2000-2001 г.г./ “РЭЖ  - 2000”, №8.

5.      Добреньков В. И. Социология : учебник [для вузов по специальностям социологии] / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко, Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова.- М. : ИНФРА-М, 2007. - 623 с

6.      Иванов Александр. О мотивационных аспектах материнского капитала и увеличения пенсионных прав граждан / А. Иванов // Человек и труд. - 2007. - N 1. - С.12-14.

7.      Макконнелл К., Брю С. "Экономикс"/ Таллинн, 1993.

8.      Овчарова Лилия. Восстановительный рост доходов населения: эффекты экономического роста и социальной политики / Л. Овчарова // Человек и труд. - 2007. - N 12. - С.53-56.

9.      Россинская Г. М. Социальная дифференциация населения: проявления в сфере потребления / Г. М. Россинская // Региональная экономика. - 2007. - N6.-С.52-61.

10. Сабанчиева Д.Х. Анализ тенденций социально-экономического развития предприятий с учетом макроэкономической динамики в России / Д.Х. Сабанчиева // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика.-2007.-N 2. - С.359-362.

11. Смирнов С.С., Исаев Н.А. Социальная политика. Новый курс: “Вопросы экономики” ,1999г.

12. Тихонова Н. Е. Жилищная обеспеченность и жилищная политика в современной России / Н. Е. Тихонова, А. М. Акатнова, Н. Н. Седова // Социологические исследования. - 2007. - N 1. - С.71-81.

13. Фомичева Л. П. Новые изменения в социальном обеспечении населения / Л. П. Фомичева // Законодательство. - 2007. - N 4. - С.21-27.

14. Шульга В.А. Национальная экономика. Учебник./М. :Изд-во Рос. Экон. Акад., 2002.- 592 с.

15. www. Consultant. Ru

16. www. Econom. Ru

17. www. Economicus. Ru

18. www. Eup. Ru

19. www. Rvb. Ru

20. www. Socionet. ru
 

 

 

 

 

 

37

 

Информация о работе Социальная политика государства